Использование подвижных игр на уроках лёгкой атлетики


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ»
Автор разработки – Зангиев Таймураз Додтиевичучитель физической культуры МКОУ ООШ пос. Рамоново Алагирского района
Заслуженный работник физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания
пос. Рамоново
2014 год

Большинство видов лёгкой атлетики относятся к циклическим. Выполнение упражнений при обучении технике, как правило не вызывают заметного интереса у обучающихся школы, и в первую очередь у обучающихся начальной школы. Данная методическая разработка предлагает при обучении технике видов лёгкой атлетики и воспитании физических качеств необходимых для быстрого и правильного овладения техникой бега, прыжков и метаний использовать разнообразные подвижные игры, что несомненно повысит эмоциональный фон на уроках. Выбирать подвижные игры необходимо в соответствии с конкретными задачами урока. Подвижная игра должна соответствовать уровню психологической и физической подготовленности обучающихся. Немаловажное значение имеет учёт преподавателем состояние и место проведения урока, погодные условия, наличие инвентаря.
Подвижные игры с бегом на расстояние от 10 до 15 метров.
Подвижная игра «День и ночь». Класс делится на две равные группы, (при нечетном количестве игроков, один из обучающихся назначается судьей и помогает учителю проводить игру. После каждой пробежки он меняет кого-либо из своей группы. Команды получают названия: «ДЕНЬ» и «НОЧЬ» и находятся в шеренгах на расстоянии 1 метр друг от друга. По команде учителя «ДЕНЬ!» команда под этим названием разворачивается и бежит за контрольную линию, а другая, пытается догнать их и коснутся рукой как можно больше игроков. После пробежки команды возвращаются на исходные позиции, производится подсчёт штрафных очков и игра продолжается (за каждого осаленного игрока команда получает одно штрафное очко). После 5-6 пробежек объявляется победитель игры.
Варианты игры: 1. Игроки в шеренгах выполняют различные общеразвивающие упражнения;
2. Команда подается с помощью подброшенного мяча (у учителя в руках белый и темный мячи).
Подвижная игра «Во встречных колоннах».
Две группы находятся на лицевых линиях волейбольной площадки в шеренгах по одному. По команде учителя начинают двигаться строевым шагом навстречу друг другу. По свистку одна из команд (определяется учителем заранее) убегает за лицевую линию, а другая пытается догнать и осалить как можно больше игроков команды соперников. После пробежки команды возвращаются на исходные позиции, производится подсчёт штрафных очков и игра продолжается (за каждого осаленного игрока команда получает одно штрафное очко). После каждой пробежки команды меняются ролями. После 5-6 пробежек объявляется победитель игры.
Варианты игры: 1. Наступает только одна команда, вторая остается на лицевой линии (увеличивается расстояние пробежки);
2. Сигнал к началу пробежки подаётся с помощью подброшенного мяча.
Подвижная игра «Бегуны и прыгуны»
Две команды рассчитываются по номерам. Игроки запоминают свои номера. Команда «Бегуны» находится в пределах половины волейбольной площадки, где может свободно перемещаться бегом не выходя за линии волейбольной площадки. Вторая команда «Прыгуны» располагается в одну шеренгу на средней линии. По команде учителя, который называет громко номер: игрок из команды «Прыгуны» скачками на одной ноге входит на площадку и пытается осалить игроков команды «Бегуны». Он может сменить ногу через 10-12 скачков. По команде учителя «Домой» он бегом возвращается на своё место, а учитель называет другой номер. За каждого осаленного игрока команда получает одно штрафное очко. Осаленные игроки не выбывают из игры. Игра ведется на время. Через 3 минуты команды меняются ролями. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.
Вариант игры: 1. Осаленные игроки выбывают из игры и выполняют до смены команд ролями прыжки через гимнастическую скамейку или нашагивания на гимнастическую скамейку. Выигрывает команда, в которой останется больше «Бегунов» по истечении времени игры.
Подвижная игра «Вызов номеров»
В зависимости от количества учащихся класс делится на 2-4 команды. Команды располагаются в колоннах. Интервалы не менее 3 шагов, дистанция 1 шаг. Все команды рассчитываются по порядку номеров. Участники запоминают свои номера. Напротив команд, на лицевой линии волейбольной или баскетбольной площадки устанавливаются булавы. У учителя в руках таблички с номерами. Учащиеся выполняют общеразвивающие упражнения, учитель неожиданно показывает какую-нибудь табличку с номером, игроки под этим номером бегут к булавам, оббегают их и финишируют на средней линии. Учитель объявляет количество очков выигранных каждой командой, капитаны ведут счёт. Выигрывает команда набравшая большее количество очков.
Подвижная игра «Попрыгунчики».
Команды располагаются в колонне по одному. Капитаны команд с гимнастическими палками в руках. По команде ведущего капитаны бегут к половинкам баскетбольного мяча, находящиеся на лицевой линии волейбольной площадки, оббегают их и подбежав к своим командам передают второй конец палки игроку находящемуся в голове колонны, затем они проносят палку под ногами у остальных игроков, а те перепрыгивают через палку, когда все игроки перепрыгнут капитан отдает палку и остается в конце колонны, далее все игроки проделывают то же самое. Когда замыкающий в колонне пронесёт палку с капитаном, под ногами у всех игроков то становится на свое место, а капитан бежит вперед на своё место и поднимает палку над головой.
Возможные ошибки: 1. Падение гимнастической палки во время бега;
2. Игроки перешагивают через палку.
3. Во время прыжков палку держит только один игрок.
4. Игрок не оббежал мяч, а перешагнул через него.
Подвижная игра «Переноска раненых».
За лицевыми линиями лежат гимнастические маты для каждой команды. На одном мате лежат четыре «раненых» игрока (учащиеся). За другой лицевой линией находятся 4 «санитара» (взрослые). По команде ведущего «санитары» бегут к «раненым», берут одного за руки и ноги, и переносят в «госпиталь», положив «раненного» на мат, бегут за следующим игроком. «Раненые» оказавшиеся в «госпитале» выздоравливают, встают и прыгают на месте до окончания игры.
Выигрывает команда, быстрее и без потерь перенёсшая «раненых» в «госпиталь».
Возможные ошибки:1. Во время транспортировки «раненый» касается пола любой частью тела;
2. «Санитары» роняют «раненого».