Оценка физиологических возможностей юных волейболистов

Министерство образования Республики Башкортостан
ГАОУ ДПО институт развития образования
Республики Башкортостан
Кафедра теории и методики физического воспитания и ОБЖ


Венедиктова Ольга Владимировна
слушатель курсов повышения
квалификации, кафедры «Теории
и методики физического
воспитания и ОБЖ »

Оценка физиологических возможностей
спортсменов 10-13 лет
в избранном виде спорта секции волейбол
Курсовой проект



Проверил:
Доцент кафедры, канд. биол. наук
Погадаев М.Е.



Уфа - 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------------------ 3
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ---------- 6
Возрастные особенности детей 10-13 лет -------------------------------------- 6
Особенности моторного развития школьников – подростков ------------- 10
Развитие двигательных качеств --------------------------------------------------- 10
Морфологические особенности и функциональные возможности организма волейболистов ---------------------------------------------------------- 14
Физические качества ---------------------------------------------------------------- 15
Физическая подготовка ------------------------------------------------------------- 19
Развитие физических качеств ----------------------------------------------------- 22
Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Цель работы ----------------------------------------------------------------------------- 27
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ------------ 29
Разработки методики развития скоростно-силовых способностей юных волейболистов 10-13 лет ----------------------------------------------------------------- 29
Обоснование методики комплексного развития скоростно-силовых способностей юных волейболистов 10-13 лет -------------------------------------- 30
Эффективность методики комплексного развития скоростно-силовых качеств юных волейболистов 10-13 лет ---------------------------------------------- 35
ВЫВОДЫ ------------------------------------------------------------------------------------- 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ---------------------------------------------------------------- 41
ПРИЛОЖЕНИЯ ----------------------------------------------------------------------------- 44

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современный волейбол характеризуется атлетичностью игры, быстрой сменой игровых ситуаций: в которых решающими показателями являются: возможность выполнить сильный нападающий удар - поставить высокий блок, принять сильную подачу, подстраховать своих партнеров. Причем, все это происходит при постоянном единоборстве с соперником на фоне лимита времени владения мячом, где каждая ошибка игрока или команды наказывается штрафным очком. (А.В. Ивойлов, 1969; 1985; Д. Марван, 1993)
Противоречия в мнениях о путях развития волейбола, введение новых правил игры, различные подходы к построению процесса подготовки поставили целый ряд вопросов в определении прогностически информативных показателей предрасположенности игроков к занятиям волейболом и повышении эффективности управления учебно-тренировочным процессом. Возможность решения этих проблем видится в индивидуализации и специализации средств и методов подготовки на основе учета возрастных особенностей состояния и подготовленности юных волейболистов, что обусловливает необходимость проведения дополнительных исследований.
Цель работы - экспериментально обосновать методику комплексного развития скоростно-силовых качеств, основанную на учете возрастных особенностей юных волейболистов, на этапе начальной подготовки.
Рабочая гипотеза. В основе данного научного исследования лежало предположение о том, что эффективность учебно-тренировочного процесса юных волейболистов повысится, если на этапе начальной подготовки развитие скоростно-силовых качеств будет осуществляться путем комплексного подхода с оптимизацией состава средств и методов обучения на основе учета анатомо-физиологических особенностей организма детей 10 - 13 лет.
Научная новизна. В результате исследования:
уточнены возрастные границы наиболее интенсивного прироста отдельных компонентов скоростно-силовых способностей юных волейболистов 10-13 лет;
установлена возрастная эффективность различных групп упражнений скоростно-силового характера;
уточнены возрастные особенности восприимчивости организмов юных волейболистов 10-13 лет к различным упражнениям скоростно-силового характера;

экспериментально определены рациональные показатели количества повторений и длительности интервалов отдыха при выполнении упражнений скоростно-силового характера для юных волейболистов 10-13 лет;
разработана педагогическая технология физической подготовки с преимущественным развитием скоростно-силовых способностей юных волейболистов 10-13 лет.
Теоретическая значимость. Результаты исследования дополняют теорию и методику спортивной тренировки положениями об учете анатомо-физиологических особенностей при планировании и проведении учебно-тренировочного процесса по развитию специальных физических качеств у юных волейболистов, а также педагогической технологией, основанной на первоочередном развитии у занимающихся скоростно-силовых способностей.
Положения о планировании учебно-тренировочного процесса юных волейболистов на этапе начальной подготовки дополнены экспериментально обоснованным вариантом распределения объемов средств скоростно-силовой направленности.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при отборе средств и методов тренировки, а также нормировании нагрузки с учетом морфо-функциональных особенностей юных волейболистов, что позволит повысить уровень их специальной физической подготовленности и эффективность учебно-тренировочного процесса. Разработанный научно-методический подход, основывающийся на первоочередном развитии скоростно-силовых способностей юных волейболистов предоставляет возможность рационализировать состав и распределение средств тренировки и повысить эффективность начальной подготовки в целом.
Предложенная методика может быть использована в процессе подготовки студентов физкультурных вузов и переподготовки тренерских кадров.
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1. Возрастные особенности детей 10-13 лет
В подростковом периоде продолжается морфофункциональное созревание различных органов и систем. Совершенствуется нейронная организация коры больших полушарий, в особенности её филогенетически наиболее новых отделов - ассоциативных областей коры, играющих важную роль в осуществлении психофизиологических функций. Существенные преобразования претерпевает мышечный аппарат: дифференцируются мышечные волокна, обеспечивающие совершенствование энергетических процессов и двигательной функции; созревают отдельные звенья сердечнососудистой, дыхательной систем, эндокринные органы.
Однако изменения, связанные с продолжающимся морфофункциональным созреванием, далеко не на всем подростковом этапе развития приводят к совершенствованию физиологических функций. Причина этого в сложных перестройках организма, связанных с половым созреванием.
Физическое развитие детей в период подросткового возраста существенно отличается от предыдущего периода. Происходят интенсивный рост и увеличение размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4 - 7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела увеличивается ежегодно на 3 - 6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13 -14 лет, когда длина тела увеличивается за год на 7 - 9 см, а у девочек в 11 -« 12 лет происходит увеличение роста в среднем на 7 см. Поскольку период ускоренного роста у девочек начинается раньше, чем у мальчиков, в возрасте с 11 до 13 лет девочки имеют большие размеры тела. После 14-15 лет рост девочек замедляется, и мальчики снова начинают их опережать.
В подростковом периоде отчетливо проявляются признаки неравномерности роста частей организма.
Изменения в связи с возрастом и полом скорости роста антропометрических показателей (длиннотных, диаметров окружности)
обусловливают различия в пропорциях тела отдельных соматических типов. В период полового созревания отчетливо прослеживается долихоморфный и брахмиморфный соматотипы. Подростки долихоморфного соматотипа более высокорослы и относительно длины тела характеризуются с более длинными ногами, более коротким туловищем, меньшей физиономической высотой лица, меньшей окружностью и диаметром грудной клетки, меньшими размерами плечевого и тазового диаметров, более короткими руками относительно длины ног.
Подростки брахмиморфного соматотипа относительно длины тела более коротконоги, большетуловищны, имеют более широкие плечи (мальчики) и широкий таз (девочки), большую окружность и диаметр грудной клетки.
В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Процесс окостенения скелета продолжается: если окостенение запястья и пясти заканчивается, то в эпифизарных хрящах и межпозвоночных дисках лишь появляются зоны окостенения. Поэтому позвоночник очень подвижен и податлив. И при неблагоприятных условиях, особенно при недостатке движений, могут возникнуть различные нарушения осанки или деформации позвоночника. А чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.
В пубертатный период быстрыми темпами развивается и мышечная система. К 14 - 15 годам развитие суставно-связочного аппарата, мышц и сухожилий и тканевая дифференциация скелетных мышцах достигают высокого уровня.
В этот период мышцы растут особенно интенсивно, с 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц. С увеличением массы мышц изменяется диаметр мышечных волокон. Масса мышц увеличивается главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 - 14 лет, а у девочек в 11 - 12 лет.
Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1 - 2 года раньше, чем у мальчиков. В эндокринной системе в этот период происходит глубокая перестройка: начинается усиленный рост половых желез, повышается активность щитовидной железы и надпочечников. Особенно существенные изменения в функционировании организма, связанные с эндокринными сдвигами, происходит в начале подросткового возраста (11-12 лет у девочек и 12 - 14 лет у мальчиков) и приходится на начальные (II и III) стадии полового созревания. Для этих стадий, в течение которых происходят значительные морфофункциональные перестройки, характерны высокая активность обменных процессов, усиление клеточной и тканевой дифференцировки, интенсификация ростовых процессов. Следствием этого является избыточная функциональная активность всех органов и систем состояния покоя, обусловливающая низкую или чрезмерную реактивность к внешним воздействиям, что приводит к снижению функциональных и адаптационных возможностей организма подростов, находящихся на II и III стадиях полового созревания.
На этом этапе развития реакции центральной нервной, сердечнососудистой и дыхательных систем на нагрузки могут быть хуже, чем у детей 9-10 лет, нередко чрезмерно усилены и выходят за оптимальные границы. Изменение реактивности физиологических систем подростка к внешним воздействиям может привести к неблагоприятным отклонениям в состоянии здоровья учащихся, что свидетельствует о необходимости особо тщательной дозировки нагрузок и медицинского контроля за здоровьем школьников на этом этапе развития.
Существенны различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Индивидуальные особенности его темпа приводят к возникновению значительной неоднородности контингента V - VIII классов. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а, следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом
возрасте особую актуальность приобретает проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания. Остановимся более подробно на особенностях энергетического обмена, кровообращения и дыхания у подростков в связи с тем, что эти процессы являются ключевыми при мышечной деятельности. С началом энергетические процессы, идут - более напряженно по сравнению со взрослыми. В условиях относительного . покоя подростку требуется кислорода на 1 кг массы тела 5-6 мл, а взрослому - 4 - 4,5 мл, поэтому кислородотранспортная система (дыхание, кровообращение, кровь) работает более напряженно. Каждые 100 мл кислорода взрослый получает из 2,3 - 2,6 л воздуха, поступающего в легкие, а подростам из 3 л. Однако общие энергозатраты всего организма, поскольку они связаны с увеличением массы тела, и прежде всего мышечной ткани, а также уровнем двигательной активности, с возрастом увеличивается. Так если для 6 летнего мальчика они составляют в среднем 1970 ккал/сут, для 7 -10 летнего - 2300 ккал/сут, то в подростковом возрасте (11 - 14 лет) суточные энергозатраты возрастают до 2450 ккал/сут, а в возрасте 16-17 лет - до 3000 ккал/сут у юношей и 2900 ккал/сут у девушек. При этом следует иметь в виду, что индивидуальные потребности энергии меняются в широких пределах в зависимости от различия в массе тела, уровня двигательной активности и др. Таким образом, энергетические возможности организма подростков еще далеки от уровня взрослых. (Ж.К. Холодов)
Существенные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе.
Так, сердце от 6 до 14 лет увеличивает свой объем на 30 - 35%, а в процессе полового созревания объем сердца увеличивается на 60 - 70 %. Особенностью сердечно-сосудистой системы подростков является более выраженное увеличение емкости полостей сердца по сравнению с увеличением просвета сосудов. Это одна из причин возникновения так называемой юношеской гипертонии.
1.2. Особенности моторного развития школьников-подростков
Движение является одним из основных условий жизнедеятельности растущего организма. Вместе с тем к периоду полового созревания потребность двигательной активности резко снижается. Поэтому стоит очень важная задача - поддерживать и активизировать эту потребность с помощью средств физического воспитания. Для того чтобы целенаправленно и методически верно осуществлять этот процесс, следует иметь достаточно полное представление о возрастных особенностях движений и о закономерности формирования двигательных функций в разные возрастные периоды.
Развитие моторики детей и подростков обусловлено как биологическими, так и средовыми факторами, включающими и педагогическое воздействие. Биологическое развитие двигательных функций определяется морфофункциональным созреванием центральных и периферических звеньев двигательного аппарата: двигательных отделов коры головного мозга, подкорковых образований, спинного мозга и нервно-мышечного прибора. К началу обучения в школе все эти морфологические образования, а также рецепторы, заложенные в мышцах, связках и суставах, достигают значительной зрелости. Однако завершение развития ряда центральных и периферических элементов двигательной системы происходит лишь в подростковом и юношеском возрасте. Именно этим и определяются разные сроки достижения зрелого уровня развития многих двигательных функций и физических качеств. (В.К. Бальсевич, 1997)
1.3. Развитие двигательных качеств
Развитие мышечной силы имеет первостепенное значение для всестороннего совершенствования моторики детей и подростков. В период от 6 - 8 до 11 - 12 лет сила мышц возрастает на 30 - 60 %. Причем темп прироста с возрастом силы отдельных крупных мышечных групп неравномерный. Особенно интенсивно с 10-11 лет развивается сила
разгибателей туловища, затем разгибателей бедра и стопы, далее сгибателей плеча, туловища и предплечья и, наконец, сгибателей и разгибателей предплечья и голени. В младшем школьном возрасте различия в силе между мальчиками и девочками хотя и имеются, но не очень значительные. Более выраженный прирост силы у мальчиков происходит с 11 - 12 лет. К этому же периоду у детей более выражено проявляется преимущество в силе мышц ведущей, чаще правой руки.
Для характеристики динамических свойств мышечной системы школьников представляют интерес данные о возрастных особенностях точности дифференцирования и дозирования усилий разной степени. Показано, что от 6-8 до 10- 11 лет умение различать мышечные усилия развивается слабо. Величина ошибок достигает как у мальчиков, так и девочек 25 - 30 %. Указанная способность интенсивно развивается от 11 до 16 лет, захватывая весь подростковый период. При этом точность дифференцирования улучшается примерно в два раза. Различий в этой способности между мальчиками и девочками не обнаружено.
Помимо силовых способностей выделяют еще скоростно-силовые качества, оцениваемые по величине усилий в небольшие отрезки времени. Наиболее типичный пример скоростно-силового упражнения - прыжки в высоту и многоскоки.
Мышечная выносливость определяется возможностями человека совершать определенную физическую работу максимально длительное время. Различают выносливость при динамической работе, при которой мышцы попеременно сокращаются и расслабляются, и выносливость к статическим усилиям. Наблюдения показывают, что к 11 - 12 годам мальчики и девочки становятся заметно более выносливыми. К этому возрасту более выносливыми к статическим нагрузкам становятся мышцы-сгибатели и разгибатели предплечья, затем сгибатели кисти рук и икроножные мышцы ног. Меньшей выносливостью при статической работе обладают мышцы разгибатели туловища. Это обстоятельство требует
особого внимания, ибо большие нагрузки статического характера, которые испытывают мышцы туловища при сидении в процессе учебных занятий в школе и подготовке домашних заданий, могут способствовать вначале функциональным, а затем и органическим нарушениям в позвоночнике. Поэтому профилактическая роль физических упражнений и занятий спортом имеет для здоровья детей и предохранения нарушений осанки очень большое значение.
Следует отметить, что, несмотря на сравнительно невысокие абсолютные показатели выносливости в младшем школьном возрасте, темп прироста этого качества от 6 - 8 к 11 годам довольно высокий. Например, выносливость к статическим нагрузкам мышц кисти рук, сгибателей предплечья и икроножных мышц возрастает на 70 - 80%, разгибателей предплечья - на 50%. В последующие годы нарастание выносливости имеет более плавный характер. Выносливость подростков 13-14 лет составляет около 50 - 70% выносливости взрослого человека. На этом возрастном этапе темп естественного развития выносливости у девочек может снижаться. У мальчиков школьного возраста это качество более развито по сравнению с девочками.
По сравнению с выносливостью, отражающей продолжительность работы до отказа, работоспособность более полно характеризует объем и мощность работы при выполнении нагрузок разной направленности. Изучение возрастной динамики этих показателей у школьников позволило выявить, что от 6-8 до 15- 16 лет объем выполненной работы в наибольшей степени возрастает при выполнении нагрузок большой (70% от максимальной) и особенно умеренной (50% от максимальной) мощности. Причем объем и мощность работы мальчиков оказываются выше, чем у девочек, особенно с 13-И лет.
Координация движений, обеспечиваемая согласованием работы различных мышечных групп, является основным условием успешного выполнения любых произвольных и непроизвольных моторных актов. Для
верхних и нижних конечностей характерны определенные сочетания движений. Мышцы нижних конечностей управляются нервной системой в основном перекрестно-реципрокной иннервацией. Это особенно выражено у маленьких детей.
Координация движений рук при выполнении сравнительно простых моторных актов продолжает улучшаться к 14 - 15 годам, а синхронность и точность более сложных движений - и даже к юношескому возрасту. (Ю.А. Марков, 1997)
В период полового созревания у многих подростков наблюдается ухудшение координации движений. Причем это более выражено происходит у подростков на III и IV стадиях полового созревания и проявляется в снижении синхронности и точности совместных и обособленных движений рук и ног.
Возрастные особенности быстроты движений характеризуют разные показатели: скорость движений, их максимальная частота, темп, скрытый период двигательных реакций. Последний отражает многие процессы: время возбуждения нервных рецепторов, воспринимающих сигнал, проведения возбуждения в центральную нервную систему, переработка информации и подготовка команды-сигнала, посылка его к мышцам, возбуждение нервно-мышечного прибора и сам сократительный акт. Скрытый период двигательных реакций особенно интенсивно уменьшается в 9 - 11 лет. Интересно, что временные показатели двигательных реакций разных мышечных групп меняются с возрастом разновременно. Более быстро уменьшается скрытый период двигательных реакций мышц, перемещающих периферические звенья тела (пальцы, кисть руки), медленнее - мышц плеча, бедра. По имеющимся наблюдениям, от 6 - 7 лет до подросткового возраста скорость движений различных звеньев тела повышается от 40 до 80 и более градусов в секунду. Наиболее интенсивно увеличивается скорость дистальных звеньев рук и ног.
Максимальная частота движений также выше в дистальных звеньях конечностей. Самая высокая частота движений присуща кисти в лучезапястном суставе и самая низкая при движениях в голеностопном суставе. У правшей максимальная частота движений выше справа, что особенно четко проявляется в движениях рук. Максимальная частота - движений рук более интенсивно возрастает к 11 - 12 годам, а ног - к 13 - 14 . годам. При отсутствии систематических занятий физическими, спортивными упражнениями и играми у многих школьников, особенно девочек, с 13 - 14 лет скоростные качества не только не улучшаются, но и регрессируют. (А.А. Маркосян, 1998)
1.4. Морфологические особенности и функциональные возможности организма волейболистов
Анатомо-морфологические особенности организма волейболистов влияют на комплектование команды, выбор тактического рисунка игры в защите и нападении, на определение методики тренировки. За последнее время наблюдается тенденция повышения роста волейболистов.
Функциональные возможности организма волейболистов обеспечивают надежность и эффективность технико-тактических действий на протяжении всей соревновательной деятельности.
Участие в календарных играх сопровождается выраженными изменениями в сфере аэробного и анаэробного обмена.
В напряженных встречах имеют место значительные энергозатраты волейболистов: игроки теряют за одну игру 2 - 3 кг массы тела.
Максимальное потребление кислорода у квалифицированных волейболистов составляет 4,4 - 5,0 л/мин, а максимальная легочная вентиляция - 147,5 л/мин.
Временные и количественные показатели двигательной деятельности волейболистов в процессе игры определяют приоритет функционирования источников энергетического обеспечения.
Выдержать соревновательную нагрузку в игре из 3 партий (продолжительностью 100 - 165 мин) на высоком технико-тактическом уровне могут волейболисты, имеющие хороший уровень аэробной производительности энергии.
При активных игровых действиях, длящихся от 10 до 55 с и повторяющихся от 33 до 335 раз, ведущую роль в поддержке работоспособности волейболиста играет анаэробная производительность энергии.
В целом воздействие соревновательной нагрузки на организм спортсменов носит смешанный аэробно-анаэробный характер, а по временным характеристикам игровая деятельность близка к режиму интервальных тренировок. Это обстоятельство необходимо учитывать при планировании тренировочных нагрузок. (А.В. Беляев, 1992)
1.5. Физические качества.
Современный волейбол характеризуется высокой двигательной активностью волейболистов. Эффективное выполнение прыжковых игровых действий, технических приемов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры, или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физических качеств (отдельные стороны двигательных возможностей спортсменов).
В волейболе физические качества условно делятся на общие и специальные. Общие - сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость - в значительной мере определяют всесторонность физического развития и здоровье спортсменов. На высокоразвитой базе выше перечисленных физических качеств развиваются специальные физические качества, необходимые для игры в волейбол: «взрывная» сила, быстрота перемещения и прыгучесть, скоростная, прыжковая и игровая выносливость, акробатическая и прыжковая ловкость.
Общая сила - способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Проявление мышечной силы зависит от концентрированности нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата; от физиологического поперечника мышц; биохимических процессов, происходящих в работающих мышцах и степени их утомления; от биомеханических характеристик движения (длины плеч рычагов, включение в работу наиболее крупных мышц и пр.).
Для волейбола наиболее значимы скоростно-силовые способности. Для развития силы большое значение имеет увеличение мышечной массы с помощью упражнений с отягощениями. Характерная черта развития силы - возможность избирательного воздействия на отдельные мышечные группы.
«Взрывная» сила - способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. Большинство технических приемов в волейболе требуют проявления «взрывной» силы. Для выполнения передачи двумя руками сверху необходим определенный уровень развития силы мышц кистей; подачи -силы мышц кисти, плечевого пояса и мышц туловища; нападающего удара -комплексное развитие «взрывной» силы мышц кисти, плечевого пояса, туловища и ног. Характер применяемых средств должен соответствовать специфике проявления мышечных усилий (метания, ударные движения, прыжки, броски и др.)
Прыгучесть - способность волейболиста прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, блокирования и вторых передач. Для появления прыгучести необходима «взрывная» сила, проявление которой зависит от развития силы определенных мышечных групп и скорости сокращения мышечных волокон. Основными средствами развития прыгучести волейболистов являются прыжковые упражнения с отягощениями и без них, основные и имитационные упражнения.
Общая быстрота - способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Для развития «общей» быстроты движений целесообразно использовать комплексный метод тренировки, который предусматривает применение подвижных и спортивных игр, эстафет, рывков и ускорений, гладкого бега, игровых упражнений. Наиболее эффективной для развития быстроты движений является разносторонняя физическая подготовка с акцентированием внимания на упражнениях скоростно-силового характера.
Специальная быстрота. В волейболе быстрота проявляется в трех основных формах:
а) быстрота двигательной реакции (на сигнал партнера, на изменение игровой ситуации и др.)
б) предельная быстрота отдельных движений (выполнение технических приемов)
в) быстрота перемещений - максимально быстрое перемещение по площадке к мячу с последующим выполнением технико-тактических действий.
Под быстрой двигательной реакции понимают латентное время реагирования (появление возбуждения в рецепторе, передача возбуждения в ЦНС, переход возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сигнала, проведение сигнала к мышце, возбуждение мышцы и появление в ней механической активности). Различают простые и сложные реакции.
Простые реакции - ответ заранее известным движением на заранее известный (но внезапно появляющийся) сигнал.
Сложные реакции. Почти все игровые действия волейболиста относятся к типу сложных реакций.
К сложным реакциям относятся, реакция на движущийся объект и реакция с выбором.
Реакция на движущийся объект (мяч) проявляется следующим образом: игрок должен увидеть мяч, оценить скорость и направление полета, выбрать план действий и начать осуществлять его.
Быстрота реакции на движущийся объект занимает от 0,25 до1 с. Основная доля этого времени приходится на фиксацию движущегося мяча глазами. Эта способность тренируема. Для этого используют:
а) увеличение скорости полета мяча;
б) внезапное появление мяча;
в) сокращение дистанции.
Реакция с выбором - выбор нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера или игровой обстановки (предельная быстрота отдельных движений).
Быстрота перемещений - способность волейболиста максимально быстро переместиться по площадке для выхода к мячу с последующим выполнением технического приема. Средствами развития быстроты перемещений могут быть рывки и ускорения, имитационные упражнений с мячами, фрагменты игры и игра.
В волейболе все эти разновидности скоростных качеств проявляются в сочетании.
Общая выносливость - способность длительное время выполнять любую мышечную работу без снижения эффективности. Иначе говоря, выносливость можно определить, как способность противостоять утомлению.
Общая выносливость развивается продолжительным и, как правило, не интенсивным воздействием физических упражнений на организм волейболист.
Скоростная выносливость - способность волейболиста выполнять технические приемы и перемещения с высокой скоростью на протяжении всей технические приемы и перемещения с высокой скоростью на протяжении всей игры.
Средствами тренировки являются беговые упражнения, имитационные, основные упражнения, выполняемые многократно.
Прыжковая выносливость - способность к многократному повторному выполнению прыжковых игровых действий с оптимальными мышечными усилиями без снижения эффективности техники и тактики игры.
Средствами тренировки являются: прыжковые упражнения с малыми отягощениями и без них, имитационные, основные упражнения и др.
Игровая выносливость - способность вести игру в высоком темпе без снижения эффективности выполнения технических приемов и тактических комбинаций на протяжении всей игры. Она объединяет в себе все виды выносливости и специальные физические качества.
Средства тренировки - игры с большим количеством партий (6-9) как полными, так и неполными составами (5x5, 4x5, 3x4 и т.д.), использование в процессе игры (в паузах отдыха) специальных заданий.
1.6. Физическая подготовка
Волейбол - ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно - координационный характер. При малых размерах и ограничении касаний мяча выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.
Двигательные действия заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках вверх на максимальную и оптимальную высоту, большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов.
Высокий уровень требований к физической подготовленности волейболистов объясняется и следующими факторами:
1. Качественно новый уровень развития волейболиста требует нового уровня развития физических качеств спортсмена (изменение правил
соревнований, комплектование команд высокорослыми игроками; повышение атакующего потенциала за счет быстрых перемещений и повышенной скорости выполнения технических приемов с использованием всей длины сетки, игра тремя мячами и др.)
2. Постоянный рост уровня развития физических качеств - непременное условие для повышения тренировочных нагрузок.
По направленности и характеру воздействия применяемых средств физическая подготовка волейболистов делится на общую (ОФП) и специальную (СФП).
Общая физическая подготовка. Основной задачей ОФП является повышение работоспособности организма в целом. Частными задачами являются:
Разностороннее физическое развитие.
Укрепление опорно-двигательного аппарата.
Развитие физических качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Повышение функциональных возможностей и уровня обменных процессов.
Повышение психологической подготовленности.
Создание условий для активного отдыха в период снижения тренировочных нагрузок.
Общая физическая подготовка может проводиться в самых разнообразных условиях: на стадионе, в гимнастическом зале, в лесу, в парке. Многие упражнения можно выполнять без специального оборудования мест занятий, используя гимнастические снаряды, различные отягощения, природные материалы и др.
Основными средствами ОФП волейболистов являются широкий круг общеразвивающих упражнений из других видов спорта: кроссовый бег и другие разновидности бега, упражнения с отягощениями, гимнастические
упражнения и акробатика, спортивные и подвижные игры, плавание, лыжный бег и др.
Общая физическая нагрузка проводится на первом этапе подготовительного периода, в небольших объемах - на специально подготовленном этапе и как средство активного отдыха на подсоревновательном этапе и в соревновательном периоде.
В начале годичного цикла подготовки проводится базовая подготовка (ОФП) с постепенным переходом к СФП. В период соревнований виды подготовки чередуются. (Э.К. Ахмеров, 198)
Специальная физическая подготовка. СФП является средством специализированного развития физических качеств. Задачи ее более узки и более специфичны:
1. Развитие взрывной силы мышц ног, плечевого пояса, туловища; быстроты перемещения и сложной реакции; скоростной, прыжковой, игровой выносливости; акробатической и прыжковой ловкости, гибкости.
2. Совершенствование функциональных возможностей организма спортсменов.
Повышение психологической подготовленности.
Создание условий для восстановления организма после тренировочных и соревновательных нагрузок.
Основными средствами СФП являются: соревновательное упражнение «своего» вида спорта, а также подготовительные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями специализируемого упражнения. С помощью таких упражнений решаются две задачи: совершенствуются технические приемы и развиваются специальные технические качества.
1.7. Развитие физических качеств
Общая сила. Ни одно физическое упражнение не мыслимо без проявления силы. Сида мышц в значительной мере определяет быстроту движения и способствует проявлению выносливости и ловкости.
Общая силовая подготовленность волейболистов характеризуется комплексным развитием силы мышц и мышечных групп. Она приобретается посредством выполнения разнообразных физических упражнений в процессе ОФП и является фундаментом для специальной силовой подготовки. Характерная черта развития силы - возможность избирательного воздействия на отдельные мышечные группы.
Применяя упражнения с отягощениями, необходимо учитывать уровень подготовленности спортсменов, их самочувствие в день тренировки, и нагрузка должна быть строго индивидуальна.
Взрывная сила. Выполнение большинства технических приемов в волейболе (подачи, нападающие удары и др.) требует проявления взрывной силы. Поэтому, специальная силовая подготовка волейболиста должна быть направлена прежде всего на развитие скоростно-силовых способностей спортсменов.
Эффект скоростно-силовой тренировки зависит от оптимального возбуждения ЦНС, количества мышечных волокон, принимающих импульсы; расхода энергии при растягивании - сокращении мышц. Поэтому интервалы отдыха между сериями упражнений должны быть такими, чтобы восстанавливалась работоспособность организма спортсменов.
При развитии взрывной силы можно применять незначительные по весу отягощения, поскольку чрезмерное увеличение отягощениями сдерживает прирост специальной силовой подготовленности, т.к. в этом случае нагрузка переносится на неспецифические мышечные группы. Вес отягощения должен составлять 10 - 40 % от веса спортсмена.
Скоростно-силовые способности совершенствуются на базе общей силовой подготовленности. (А.В. Беляев, 1992)
Наиболее приемлемыми для силовой подготовки являются: - упражнения в преодолении собственного веса (приседания, подтягивания, прыжковые упражнения и др.);
упражнения с партнером (приседания, перетягивания и др.);
упражнения с отягощением (с гирями, штангой, гантелями и др.);
основные и имитационные упражнения с небольшими отягощениями (в тренировочным жилете, с манжетами на кистях, бедрах и т.д.).
В приложение выведены примерные упражнения предназначены для развития мышечной силы ног, которая проявляется в прыгучести волейболиста.
Прыгучесть - это способность волейболиста прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, подач, блокирования и вторых передач в прыжке. Она зависит от силы мышц и скорости сокращения мышечных волокон. Для проявления прыгучести необходима взрывная сила. Развитие прыгучести начинается с развития силы с помощью упражнений общего воздействия, а в дальнейшем мышечную силу скорость сокращения мышц рекомендуется развивать параллельно. В специальной прыжковой подготовке рекомендуются:
а) прыжковые упражнения с отягощением и без отягощения (отягощения не более 40% от веса спортсмена);
б) основные упражнения по технике игры.
Количество прыжков с отягощением в одной серии - 10-20; продолжительность интервалов отдыха - 2-3 мин; количество серий - 5-6.
Для прыжковых упражнений без отягощения дозировки следующие: продолжительность одной серии - 10-20 прыжков; интенсивность - без пауз между прыжками; интервал отдыха между сериями - 1-2 мин; количество серий - 5-7 в тренировке.
Методы развития силы.
1. Метод «до отказа» - многократное, относительно медленное выполнение упражнения с усилием на уровне 50-70% от максимального до значительного утомления.
2. Метод больших усилий - многократное выполнение одного и того же упражнения на уровне 80-95% от максимального уровня.
Эти методы используются в основном для развития силы мышц ног волейболистов со следующими дозировками: интенсивность - малая; количество повторений в одной серии - до появления признаков мышечной усталости; число серий - 3-6 в одном занятии; паузы отдыха между сериями - 3-4 мин.
3. Повторный метод:
а) многократное преодоление непредельного сопротивления с предельной скоростью (упражнения с малыми отягощениями, выполняемые в быстром темпе). Дозировка: число повторений в серии - 15-20; интервал отдыха между сериями - 2-4 мин; количество серий - 5-6;
б) многократное преодоление непредельного сопротивления с непредельным числом повторений, со сменой усилий, в пределах 50-80% от максимума. Дозировка: число повторений в серии - 10-15; интервал отдыха между сериями - 2-4 мин; количество серий - 4-6.
4. Метод круговой тренировки характерен последовательным прохождением «станций», на которых выполняются упражнения определенного тренирующего воздействия. По направленности круговая тренировка может быть силовой, скоростно-силовой в сочетании с технической подготовкой.
5. Сопряженный метод характеризуется развитием силы и скоростно- силовых качеств в процессе выполнения технических приемов или частей. Например: выполнение нападающего удара с отягощением на руках или ногах. Дозировки: интенсивность - высокая; продолжительность одной серии
- до появления признаков мышечной усталости; отдых между сериями - 2-4 мин; количество серий - 4-7.
6. Интервальный метод (только для прыжковых упражнений без отягощения) - параметры физической нагрузки постоянны для одной тренировки. (Ю.Д. Железняк, 1998)
Общая быстрота. Быстрота - способность спортсмена выполнять двигательные действия быстро. Для развития быстроты применяются общеразвивающие упражнения «на быстроту» (передвижения прыжками, скачками; рывки, прыжки, метания; спортивные игры на площадке малых размеров.
Специальная быстрота. Быстрота волейболиста - это способность максимально быстро оценить обстановку на площадке, принять решение, переместиться к месту встречи с мячом и выполнить технико-тактические действия в защите и нападении в минимальный для определенных условий отрезок времени.
При развитии быстроты необходимо учитывать следующие требования:
упражнения выполнять после хорошей разминки и в первой половине тренировочного занятия (на фоне утомления развивается не быстрота, а выносливость);
техника упражнений «на быстроту» должна быть освоена так, чтобы спортсмен направлял усилия не на способ, а на скорость выполнения;
длительность одного повторения упражнения должна быть такой, при которой оно выполняется без снижения предельной скорости (10-15 с); Методы развития быстроты
1.Повторный метод характеризуется повторным выполнением упражнений с околопредельной или максимальной скоростью. Продолжительность серии - 15-20 с, интервалы отдыха между сериями -30с -1 мин, количество серии - 6-8 (дозировки для упражнений на быстроту перемещения).
2. Переменный метод представляет собой относительно ритмичное чередование движений с высокой интенсивностью (выполняемых в течение 10-15 с) и движений с меньшей интенсивностью (10-20 с)
Интервальный метод - подобие повторного, но интервалы отдыха строго регламентированы для каждой тренировки.
4.Сопряженный метод характеризуется выполнением технических приемов и имитационных упражнений с высокой интенсивностью непродолжительное время.
5. Метод круговой тренировки - для каждой «станции» выполнения упражнений определенного тренирующего воздействия (например: на 1-ой станции - развитие быстроты реакции; на 2-ой - развитие быстроты одиночного движения; на 3-ей - быстроты перемещений).
6.Соревновательный метод: выполнение упражнений с предельной быстротой движения и скоростью перемещения в условиях соревнования.

Спортивные, подвижные игры, беговые эстафеты.
Дозировка физических нагрузок для интервального, сопряженного, метода круговой тренировки, спортивных подвижных игр, эстафет подбирается, исходя из методических принципов развития быстроты.
Контрольные упражнения для определения уровня развития быстроты:
Повторный бег на 15 м с интервалом в 5 с - 20 пробежек (высчитывается среднее время в секундах)
Бег на 30, 60, 100 метров.
Тест 9-3-6-3-9 (цифры означают дистанцию бега по волейбольной площадке). Старт от лицевой линии - коснуться рукой средней линии; коснуться рукой линии нападения на «стартовой» стороне площадке; коснуться рукой линии нападения на противоположной стороне площадки; коснуться рукой средней линии и рывок по лицевой линии противоположной месту старта (с).
Челночный бег между лицевой и линией нападения с касанием разметки 5 раз (с).
Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель работы
Цель работы - экспериментально обосновать методику комплексного развития скоростно-силовых качеств, основанную на учете возрастных особенностей юных волейболистов на этапе начальной подготовки.
Достижение поставленной цели связывалось с решением следующих задач исследования:
1. Определить уровень и особенности физического развития и физической подготовленности юных волейболистов МАОУ ДОД ДЮСШ №1 и волейболистов МБОУ СОШ с.Николаевка не посещающих секцию волейбола на этапе начальной подготовки.
2. Конкретизировать пути повышения эффективности физической подготовки юных волейболистов на основе оптимизации состава средств скоростно-силовой направленности.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность методики комплексного развития скоростно-силовых способностей, основанной на учете возрастных особенностей физического развития и физической подготовленности юных волейболистов 10-13 лет.
Методы исследования: анализ литературы, обобщение педагогического опыта, педагогические наблюдения, хронометрирование, педагогическое тестирование, пульсометрия, методы оценки функционального состояния анализаторов, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение двух лет в четыре этапа.
На первом этапе изучалась научная и методическая литература, проводились наблюдения и обобщения опыта работы тренеров по подготовке юных волейболистов, разрабатывалась концепция исследования,
апробировалась возможность применения избранных экспериментальных методов в школах.
На втором этапе разрабатывалась и уточнялась экспериментальная методика обучения юных волейболистов, проводилось тестирование испытуемых, участвовавших в исследовании.
На третьем этапе осуществлялся основной педагогический эксперимент, в ходе которого апробировалась методика скоростно-силовой подготовки юных волейболистов, обрабатывались и обобщались экспериментальные данные.
На четвертом этапе осуществлялось написание и оформление работ. Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЕДОВАНИЯ
3.1. Разработки методики развития скоростно-силовых способностей юных волейболистов 10 - 13 лет
Изучение особенностей физического развития юных волейболистов 10 -13 лет позволило установить, что по уровню развития подавляющего большинства показателей подростки МБОУ СОШ с. Николаевка уступают своим сверстникам из МАОУ ДОД ДЮСШ №1
Так, например, юные волейболисты МАОУ ДОД ДЮСШ №1 превышают в росте мальчиков из МБОУ СОШ с.Николаевка на 15,9 см и 13,0 см соответственно (Р<0,001). Сравнение ростовых данных детей МАОУ ДОД ДЮСШ №1 также указывает на преимущество в росте юных волейболистов МБОУ СОШ с. Николаевка, которое соответственно составляет 18,8 см и 15,9 см (Р<0,001). Подобная закономерность отмечается и по всем остальным длинотным характеристикам (длина нижней конечности, длина стопы, длина бедра, длина плеча).
Масса тела, как и обусловливающие ее показатели (обхват бедра, обхват голени, обхват плеча), юных волейболистов МАОУ ДОД ДЮСШ №1 существенно превосходят параметры начинающих спортсменов МБОУ СОШ с. Николаевка (Р<0,05 - 0,001).
Вполне естественно, что и показатели силовых возможностей мышц спины и кистей рук у юных спортсменов МБОУ СОШ с.Николаевка значительно ниже, чем у их сверстников МАОУ ДОД ДЮСШ №1 такого же возраста, что должно быть обязательно учтено при построении учебно-тренировочного процесса.
Очевидно, что при низких длинотных размерах тела волейболистов МБОУ СОШ с. Николаевка, успешное овладение данной спортивной игрой и эффективность соревновательной деятельности может обеспечить только более высокий уровень развития у них скоростно-силовых способностей.
Между тем анализ показателей физической, в том числе и скоростно-силовой, подготовленности также выявил преимущество волейболистов МАОУ ДОД ДЮСШ №1 10-11 лет над юными спортсменами из МБОУ СОШ с.Николаевка.
В связи с этим была предпринята попытка разработать и экспериментально обосновать более эффективную методику развития скоростно-силовых качеств юных волейболистов, которую можно будет впоследствии использовать при подготовке юных волейболистов в спортивных школах района.
3.2. Обоснование методики комплексного развития скоростно-силовых способностей юных волейболистов 10 - 13 лет
При подготовке юных волейболистов тренеры ДЮСШ очень часто используют методы, разработанные для взрослых спортсменов, так как для групп начальной подготовки такие научно-обоснованные методики просто отсутствуют. Причем возраст начинающих волейболистов обусловливает необходимость обеспечения комплексного воздействия этих методик на физическое развитие и двигательные способности юных спортсменов.
Первичное обследование показало, что дети наблюдаемых групп имели характерный для своего возраста недостаточный уровень физического развития и развития физических качеств, необходимых для освоения техники волейбола. Все это потребовало предварительной подготовки юных волейболистов экспериментальной группы, для которой в первый год обучения основой стала тренировочная работа, направленная на развитие физических качеств (в первую очередь, скорости и силы), двигательных способностей, связанных с быстротой перемещения во времени и пространстве, экономичности подготовительных действий, лежащих в основе техники волейбола. В этой группе мной проводилась целенаправленная работа и по улучшению разносторонней физической подготовленности
занимающихся экспериментальной группы, а также по специальному укреплению их опорно-двигательного аппарата.
Отличительной особенностью экспериментальной программы подготовки юных волейболистов на первом году обучения являлось приоритетное развитие скоростно-силовых способностей за счет увеличения тренировочного времени на физическую подготовку до 80%, по сравнению с традиционно принятым при подготовке юных волейболистов распределением, когда на нее выделяется лишь 50% времени.
Занятия в экспериментальной и контрольной группах проводились в
форме тренировок 3 раза в неделю. Их длительность составляла 120 мин. (2 час).
Заинтересованность в занятиях волейболом на этом этапе поддерживалась путем изучения техники несложных волейбольных упражнений (подача мяча снизу, передача снизу двумя руками и т.д.), а также расширением двигательного опыта учащихся экспериментальной группы в различных способах отталкивания (прыжки вверх на твердой и мягкой поверхностях, прыжки вверх на препятствия), подвижных играх с мячом, соревнованиях по тестам физической подготовленности согласно программе ДЮСШ.
Руководствуясь вышеизложенным, было решено первый год занятий по экспериментальной программе посвятить предварительной (базовой) подготовке юных волейболистов.(рис.1).
В экспериментальной группе, помимо материала, содержащегося в традиционной программе, было использовано большое количество общеразвивающих и специальных упражнений, игр и эстафет. Первый год занятий экспериментальной группы был подготовительным и не делился мной на периоды.
Второй год педагогического эксперимента был разделен на два периода, подготовительный и соревновательный. Однако на втором году обучения в соревновательном периоде характер выполняемой работы значительно отличался от тренировочной работы, выполняемой спортсменами на
предыдущем этапе. Это отличие состояло в том, что в экспериментальной группе на 2-ом году обучения несколько снижался объем тренировочной работы по общей физической подготовке, но увеличивалась интенсивность выполнения упражнений.
Кроме этого, на 2-ом году обучения намного больше внимания уделялось изучению техники основных двигательных действий в волейболе. Первое место в это время было отведено целостному выполнению отдельных волейбольных двигательных действий (30%) с целью совершенствования их техники, развития скоростных и силовых способностей. Однако специальной подготовки к выступлению в соревнованиях по волейболу, на данном этапе не осуществлялось. Поэтому участие юных волейболистов 1-го и 2-го годов обучения в соревнованиях рассматривалось нами как составная часть специальной подготовки.

Рис. 1. Распределение направлений специальной подготовки (%) юных
волейболистов 10-13 лет по годам обучения

Только в конце 2-го года занятий учащиеся экспериментальной группы,
получив достаточную начальную подготовку во всех элементах техники
волейбола (подача, прием мяча и его передача, блокирование, нападающий
удар). На основе тщательного учета возрастных особенностей уровня физического развития и двигательной подготовленности занимающихся в ходе эксперимента мной был разработан и апробирован комплекс физических упражнений, направленный на всестороннюю физическую подготовку юных волейболистов. Этот комплекс упражнений был разбит на три большие группы:
а) средства общей физической подготовки, в которую входили общеразвивающие упражнения из других видов спорта;
б) специально-подготовленные средства физической подготовки, подводящие технические и тактические упражнения скоростно-силового характера;
в) специальные физические упражнения с отягощениями, используемые по «методу круговой тренировки» для развития взрывной силы до 15% максимально.
При выборе упражнений я исходила из того, что всестороннее физическое развитие юных волейболистов является основой успешной их специализации в этом виде спорта. Одновременно я пыталась учитывать и специальную скоростно-силовую направленность выбранных упражнений, которая в ходе эксперимента давала возможность развивать необходимые физические качества, умения и навыки юных волейболистов в интересующих нас направлениях согласно плану подготовки.
Не менее важным для эффективного решения задач спортивной тренировки является нерешенный до настоящего времени вопрос о нормировании нагрузок силового и скоростно-силового характера при подготовке юных волейболистов.
Для решения этого вопроса экспериментальным путем были установлены наиболее рациональные соотношения количества повторений силовых и скоростно-силовых упражнений в отдельной серии заданий (табл. 1.)
3.3 Эффективность методики комплексного развития скоростно-силовых качеств юных волейболистов 10 - 13 лет.
Следует отметить, что в экспериментальной группе в начале исследования три пары взаимосвязей (обхват бедра - обхват голени, обхват голени - сила кисти, длина бедра - становая сила) по степени сопряженности имели отрицательные коэффициенты корреляции (г = -0,77; -0,83, -0,81 соответственно).
Сравнительный анализ результатов дает возможность утверждать, что юные волейболисты экспериментальной группы за два года исследований по уровню развития физических качеств, и особенно скоростно-силовых способностей, достигли заметных сдвигов, чем спортсмены из контрольной группы.
Проведенное исследование и результаты тестирования скоростно-силовых качеств в метании набивного мяча весом 1 кг из положения сидя на полу выявили, что исходные показатели контрольной группы в начале эксперимента были выше, чем в экспериментальной на 43 см. К концу исследования результаты в данном испытании выросли в обеих группах и составили: в контрольной группе 557 см, а в экспериментальной - 582 см, что составило прирост в 19,0% и 36,9% соответственно.
После двух лет занятий результаты обеих групп значительно увеличились и составили в контрольной группе - 980 см, а в экспериментальной - 1100 см. Прирост результатов составил соответственно 21,0% и 44,7%, а разница конечных результатов между контрольной и экспериментальной группами составила 120 см.
Результат тестирования уровня скоростно-силовой подготовленности показывают, что до начала педагогического эксперимента между юными волейболистами исследуемых групп не наблюдалось существенных различий. После двух лет эксперимента результаты в прыжках улучшились в обеих группах. Так, в прыжках в длину с места контрольная группа увеличила показатели на 18 см, а экспериментальная - на 24 см.
Скоростно-силовая подготовленность юных волейболистов
экспериментальной группы повышалась соответствующими нагрузками, оказывающими сильное комплексное воздействие на организм занимающихся. В этой связи значительную актуальность получил вопрос повышения эффективности и допустимой интенсификации является увеличение доли упражнений скоростно-силового характера в тренировочном занятии.
Измерения показателей силовых способностей юных волейболистов дали достоверные подтверждения в контрольной и экспериментальной группах по тесту на сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Так, в контрольной группе на протяжении двух лет эксперимента прирост результатов в этом тесте составил 62,4% (Р < 0,01). Юные волейболисты экспериментальной группы за этот же период показали более высокие результаты, улучшив начальные показатели на 85,9% (Р<0,01) при практически одинаковых исходных данных (17,8 и 17,0 раз).
Измерения силы кисти, проведенные за время эксперимента, также показали различия в уровне ее развития между юными волейболистами контрольной и экспериментальной групп по срокам достижения максимальных результатов для детей 10-13 лет. Так, в экспериментальной группе в течение первого года занятий достоверных сдвигов по данному показателю не произошло (Р<0,05). В течение же второго года занятий параметры кистевой динамометрии существенно возросли (Р<0,001).
Аналогичных изменений в контрольной группе не наблюдалось. Однако как в контрольной, так и экспериментальной группах на протяжении двух лет исследований данный признак имел достаточно высокие показатели, что свидетельствует о неустойчивом росте кисти у испытуемых обеих групп.
Анализ динамики времени выполнения теста на ловкость «Бег 9-3-6-3-9м» позволил установить, что исходные результаты контрольной и экспериментальной группы. После двух лет тренировочных занятий результаты в обеих группах улучшились. Так, в контрольной группе время
пробегания теста уменьшилось на 1,8 с, а в экспериментальной группе это уменьшение составило 1,7 с. Разница времени выполнения данного теста между контрольной и экспериментальной группами составляет 0,5 с в пользу последней.
Подобная тенденция наблюдалась и при выполнении второго теста на ловкость «Елочка» с общим расстоянием в 92 м и необходимостью коснуться рукой 12 точек, отмеченных на волейбольной площадке.
Время выполнения теста в контрольной группе уменьшилось на 3,3 с, а в экспериментальной группе - на 1,9 с, при исходном значении - 2.1 ев пользу экспериментальной группы, которая пробегала это расстояние быстрее. В конце эксперимента данный тест выполнялся обеими группами с большей скоростью, чем в начале исследования.
В проведенном эксперименте регистрация ЧСС осуществлялась с целью контроля уровня реакции организма юных волейболистов на предлагаемую физическую нагрузку во время учебно-тренировочного занятия. На завершающем этапе исследований реакция сердечно-сосудистой системы занимающихся экспериментальной группы на предлагаемую тренером физическую нагрузку существенно превосходила среднюю ЧСС контрольной группы.
Для определения степени и характера воздействия экспериментальной методики комплексного развития скоростно-силовых способностей на функциональное состояние анализаторных систем в начале и конце педагогического эксперимента были проведены специальные исследования, в процессе которых осуществлялась оценка точности дифференцировки действий по пространственным, временным и динамическим характеристикам.
Таким образом, экспериментальная методика, ориентированная преимущественно на комплексное развитие скоростно-силовых способностей, оказывает, кроме прочего, еще и положительное влияние на состояние анализа систем юных волейболистов 10-13 лет.
Выводы
Таким образом, систематические занятия волейболом благоприятно влияют на физическое развитие и физическую подготовленность детей 10 -13 лет.
Особенности физического развития и физической подготовленности юных волейболистов 10 -13 лет обусловливают индивидуальный тип реакции организма на нагрузки скоростно-силового характера регистрируемый по ЧСС, уровень которой колебался в экспериментальной группе в пределах 170 - 190 уд/мин.
Наиболее интенсивный период прироста частных показателей (абсолютная сила мышц, скорость бега, взрывная сила) скоростно-силовых способностей у юных волейболистов отмечается в 13 лет.
Интегральные показатели скоростно-силовых способностей юных волейболистов 10-13 лет на 100% случаев обусловлены показателями массы тела и на 72% - показателями длины тела.
Наибольшее количество взаимосвязей (56%) между частными показателями скоростно-силовых способностей и массой тела юных волейболистов проявляется в 12 лет, а между частными показателями скоростно-силовых способностей и длиной тела (67%) - в 13 лет.
Наиболее предпочтительными параметрами норм нагрузок скоростно-силового характера для юных волейболистов 10 - 13 лет по времени восстановления ЧСС до 120 - 130 уд/мин являются:
для упражнений скоростно-силового характера с программируемыми усилием и темпом рекомендуемое время выполнения упражнения должно составлять 10 - 15 с при общем количестве повторений в серии не более 5-8 раз и 12-16 с и 7-9 раз соответственно для упражнений прыжкового характера;
длительность выполнения упражнений броскового характера должна составлять 20 - 35 с при 14 - 20-кратном повторении в серии;
длительность интервалов отдыха, при серийном выполнении упражнений скоростно-силового характера для юных волейболистов 10-11 лет, должна составлять 50 - 60 с, для 12-летних - до 90 с, для 13-летних - до 150 с при средней верхней границе ЧСС 180 уд/мин, и нижней - 120 уд/мин.
Наибольший эффект целенаправленного развития скоростно-силовых способностей в упражнениях броскового характера в возрасте 10-11 лет наблюдается при выполнении упражнений ударного типа в объеме трех серий повторений с частотой занятий два раза в неделю, а в 12 - 13 лет - в объеме шести серий повторений с частотой занятий три раза в неделю.
В упражнениях прыжкового характера подобный эффект у юных волейболистов 10-11 лет наблюдался при использовании упражнений безударного типа в объеме шести серий повторений и с частотой занятий три раза в неделю, а в 12 - 13лет - от применения упражнений ударного типа в объеме шести - девяти серий повторений и с частотой занятий не менее трех раз в неделю.
В зависимости от возраста, тренировочный эффект от одних и тех же средств тренировки неодинаков у юных волейболистов 10-13 лет.
Для 10 - 11-летних волейболистов в учебно-тренировочный процесс необходимо включать упражнения, способствующие увеличению прыжка в длину, а в 12 - 13 лет - прыжка вверх и в длину.
Методика комплексного развития скоростно-силовых способностей позволяет повышать уровень активизации деятельности сердечно-сосудистой системы юных волейболистов 10 - 13 лет в ответ на одинаковую тренировочную нагрузку, что на этапе начальной подготовки зависит от особенностей физического развития и физической подготовленности занимающихся.
Разработанная на базе методики комплексного развития скоростно-силовых способностей технология построения учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки создает благоприятные условия для долгосрочной адаптации организма юных волейболистов 10 - 13 лет к
специфическим тренировочным нагрузкам, выражающейся в повышении уровня их физического развития, физической, технической и скоростно-силовой подготовленности, а также в улучшении деятельности сердечнососудистой и анализаторных систем.
ЛИТЕРАТУРА
Ахмеров Э.К. Волейбол для начинающих. - МН.: Полымя, 1985. 79ст. с ил. (Начинающему физкультурнику и спортсмену)
Ахмеров Э.К. Спорт и подвижные игры в школе 5-10 кл. Пособие для учителей. - Минск: Нар. Асвета, 1968. - 213 ст.
Аналин М.Г. Тактика волейбола (тактика игры и методика ее совершенствования в командах высших разрядов). - М.: Физкультура и спорт, 1962. - 164 ст., с ил.
Булдаков Л.С., Никитин Л.Г. Шесть в защите - шесть в нападении. Волейбол на Олимпиадах. - М.: Советская Россия, 1979. - 112 ст., с ил. 8л.ил.
Беляев А.В. Содержание подготовки высококвалифицированных волейболистов в подготовительных и соревновательных периодах. Методические разработки для специалистов. Высшая школа тренеров ГЦОЛИФК. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 38 ст.
Волейбол. Методы, средства и контроль за развитием у волейболистов общей и специальной выносливости, прыгучести, гибкости. Методические рекомендации для студентов ИФС. - М.: ГЦОЛИФК, 1978.-20 ст.
7. Волейбол. Поурочная учебная программа для ДЮСШ и спец.ДЮШ Олимпийского резерва (Группы начальной подготовки 1-го и 2-го годов обучения). - М., 1982. (Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Управление научно- исследовательской работы и уч. завед. Управление спортом при Моск. обл. гос. ин-тов физической культуры)
8. Волейбол: Поурочная программа для ДЮСШ и спец.ДЮШ Олимпийского резерва (группы спортивного совершенствования).- М., 1985. - 116 ст. (Комитет по физической культуре и спорту при Совете
Министров СССР. Главное управление научно-метод.работы. Управление спортивных игр.)
Волейбол: Программа для спец.ДЮШ Олимпийского резерва и ДЮСШ. - М., 1977. - 156 ст. (Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Главное спортивное метод.управление)
Волейбол. Правила соревнований. - Стерлитамак, 1999. - 12 ст. с ил.
Волейбол. Перевод с немецкого Л. Микулина. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 242 ст., с ил.
Волейбол. Правила соревнований. - М.: Физкультура и спорт, 1986. -80 ст. с ил. Государственный комитет СССР по физической культуре и спорту. Управление спортивных игр, федерация волейбола СССР.
Волейбол: Справочник, (сост. А. Бирюков, В. Хотинский; авт.текста Ю. Лукашин). - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 39 ст. (от Монреаля до Москвы).
Волейбол: сборник статей ( сост. Ю.Н. Кещев). - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 9 с, с ил.
Волейбол.(сост. и автор предисловия Ю.Н. Клещев). - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 93 ст., с ил.
Волейбол. Справочник.(сост. А.С. Эдельман). - М.: Физкультура и спорт, 1984.-224 ст.
Волейбол: Учебное пособие для институтов физической культуры/ под ред. А.Г. Айриянца. - 2 изд. Доп. - М.: Физкультура и спорт, 1976. -2300 ст., с ил.

Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры./под ред. А.В. Беляева, М.В. Савиной. - М.: Физкультура, образ.наука, 2000. - 368 ст., с ил.
Волейбол. Учебник для институтов физической культуры./ под ред. Ю.Н. Кещева, А.Г. Айриянца, 3-е изд. Исправленное и дополненное) -М.: Физкультура и спорт, 1991. - 239 ст., с ил.
20.Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник для ИФК. - М.:
Физкультура и спорт, 1991. - 239 ст., с ил.
21.Железняк Ю.Д, К мастерству в волейболе. - М.: Физкультура и спорт,
1978.-224 ст., сил.
22.Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. Учебное пособие для секций
и коллективов физкультуры (для занятий с начинающими). - М.:
Физкультура и спорт, 1968. - 192 ст., ил.
23.Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. Учебное пособие для секций
и коллективов физкультуры 2-е изд., - М.: Физкультура и спорт, 1970. –
189 ст., ил.
24.Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учебное пособие для тренеров. –
М.: Физкультура и спорт, 1988.-192 ст., с ил.

Ивойлов А.В. Волейбол. Учебник для факультетов физического воспитания педагогических институтов. -МП.: Высшая школа, 1979. -192 ст. с ил.
Кещев Ю.Н., Фурманов Л.Г., Юный волейболист. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 232 ст. с ил.
Ойнума С. Уроки волейбола, (пер. с яп.) - М.: Физкультура и спорт, 1985.-112 ст. сил.
Перьльман М. Специальная физическая подготовка волейболистов. -М.: Физкультура и спорт, 1969. - 134 ст.

Платонов В.А. Уравнение с шестью известными. - М.: Молодая гвардия, 1983. - 139 ст. (спорт и личность)
Спортивные игры, /под ред. Ю.Н. Кещева. - М.: Высшая школа, 1980. - 143 ст. с ил.
Фурманов А.Г. Прибор для определения временных интервалов при исследовании движений волейболистов и легкоатлетов. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 8 ст. с ил.
32.Фурманов А.Г. Студенческий волейбол. - МН.: Высшая школа, 1983. -175 с.
Таблица 1
Рекомендуемые интервалы отдыха между повторениями физических упражнений у юных волейболистов 10-13 лет

Виды физических упражнений
Возраст
Отдых между повторениями отдельных упражнений (мин)
Отдых между серией упражнений

1.Бег на короткие дистанции, эстафеты, прыжки в длину с места и разбега, метание набивного меча, челночный бег.
10-11
11-12
12-13
-1.5
0.5 -1.0
0.5 – 1.0
2.0 – 2.5
1.5 – 2.0
1.0 – 1.5

2. Силовые упражнения
- для рук
- для туловища
- для ног

10-11
11-12
12-13

1.5 - 2.0
1.5 – 2.0
– 1.5

3.0-3.5
2.0 – 3.0
1.5 -2.0






Таблица 2

Сдача контрольных нормативов учащихся МБОУ СОШ с.Николаевка
не посещающие секцию волейбол

№ п\п



Ф.И.
Бег 30 м.с
Прыжок в длину с места, см
Прыжок
вверх с места толчком двух ног, см
Вторая перед. на точн. из 3 в 4 зону.
Подача на точн.
10-12 лет

Приём подачи из 6 в 3 зону на точность

1.
Аскаров Тимур
5.2
215
39
4
4
4

2.
Хайбуллин Фархат
6.5
135
36
3
4
3

3.
Фокин Александр
5.3
200
40
4
3
4

4.
Авдохин Сергей
5.8
155
35
3
3
3

5.
Пузаков Михаил
5.4
185
38
3
3
3

6.
Фокина Надежда
5.2
180
35
3
3
3

7.
Степашина Виктория.
5.4
180
34
4
4
4

8.
Ганюшкина Оксана
6.2
160
32
3
3
3

9.
Мучкаев Владимир
5.0
215
40
3
3
3

10.
Нигматуллин Ильнар
5.1
205
40
3
3
3

11.
Гуз Павел
5.1
190
39
3
3
3

12.
Сидоренко Виктория
6.0
160
34
3
3
3

13.
Самарина Анастасия
5.9
175
35
3
3
3

14.
Валиева Аделина
6.2
130
30
3
3
3

15.
Рахматуллин Руслан
6.0
160
38
3
3
3



Таблица 3
Сдача контрольных нормативов учащихся МАОУ ДОД ДЮСШ №1
занимающиеся в секции волейбол

№ п\п
Ф.И.
Бег 30 м.с
Прыжок в длину с места, см
Прыжок
вверх с места толчком двух ног, см
Вторая перед. на точн. из 3 в 4 зону.
Подача на точн.
10-12 лет

Приём подачи из 6 в 3 зону на точность

1.
Копсов Юрий
4.6
220
46
4
4
4

2.
Негодин Михаил
4.6
225
45
3
4
4

3.
Свистунов Евгений
5.0
205
44
5
5
5

4.
Аминев Алексей
4.8
235
46
3
4
4

5.
Бахтина Оксана
5.6
170
37
3
3
3

6.
Кислякова Анастасия
5.5
180
38
5
5
5

7.
Петина Елена
6.2
175
36
4
4
4

8.
Липаева Виктория
5.5
170
35
3
3
3

9.
Опойков Дмитрий
5.2
185
38
3
4
3

10.
Актуганов Булат
5.8
180
39
3
3
3

11.
Петренко Денис
5.0
215
47
3
3
3

12.
Атнагулов Айнур
5.0
215
46
4
4
4

13.
Хабибуллина Регина
4.9
195
39
5
5
4

14.
Грибовская Ольга
6.1
170
36
4
4
3

15.
Хайбуллин Тимур
5.8
175
38
3
3
3
















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215



13PAGE 15










15