Специальная физическая подготовка юных волейболистов в условиях школы.
Специальная физическая подготовка юных волейболистов в условиях общеобразовательной школы.. Физическая подготовка волейболистов слагается из общей и специальной подготовки. Между ними существует тесная связь.
Общая физическая подготовка направлена на развитие основных двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, а также на обогащение юных волейболистов разнообразными двигательными навыками. Средства общей физической подготовки подбираются с учётом возраста, пола занимающихся и специфики волейбола. Успешное решение задач общей физической подготовки является залогом эффективного обучения технике и тактике игры.
Из всего многообразия средств общей физической подготовки в занятиях с юными волейболистами преимущественно используются: гимнастика, акробатика, легкая атлетика, баскетбол, ручной мяч, подвижные игры.
Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств и способностей, специфичных для игры в волейбол. Задачи её непосредственно связаны с обучением детей технике и тактике игры. Основным средством специальной физической подготовки являются специальные ( подготовительные) упражнения, задача которых состоит в развитии физических способностей, специфических для игры в волейбол. Сюда входят быстрота двигательной реакции и ориентировка, наблюдательность, быстрота ответных действий, быстрота перемещения («работа ног»), прыгучесть, сила кистей и их подвижность. Умение быстро переходить из статистического положение в движение, умение резко останавливаться после перемещения. Сила и быстрота сокращения мышц, участвующих в выполнении основных технических приёмов игры, ловкость и гибкость, необходимые для овладения рациональной техникой волейбола.
Подготовительные упражнения по способу выполнения делятся на упражнения без предметов и с предметами. Особое место занимают специально подобранные подвижные игры и эстафеты.
Навыки быстрого перемещения в сочетании с быстротой реакции, ориентировки и другими качествами обусловливают своевременный выход игрока к месту действия, что во многом обеспечивает успех этого действия ( точная передача, выполнение нападающего удара, блокирование, страховки, защитных действий на задней линии и т.д.)
Особое место в специальной физической подготовке юных волейболистов занимает скоростно-силовая подготовка – развитие двигательных качеств силы и быстроты в сочетаниях, вытекающих из специфики игры в волейбол. Взаимодействие этих основных качеств имеет большое значение в технике и играет в ней ведущую роль (нападающий удар, подача, прием мяча и др.).
Быстрота, как известно, - комплексное качество, его составляют быстрота реакции, быстрота однократного (отдельного) движения и частота движения (число движений в единицу времени). Для волейболистов особенно важна быстрота реакции и быстрота отдельного движения. Это обусловливает задачи, подбор средств и методических приёмов развития быстроты с учётом специфики волейбола: во-первых, развитие способностей, определяющих скорость движений, и, во-вторых, развитие быстроты двигательной реакции.
Для решения первой задачи применяются упражнения, которые включают в себя движения и действия, выполняемые с предельной и околопредельной (для данного контингента занимающихся) скоростью. Это бег на месте (обычный и в упоре), бег с ускорением, бег на скорость с низкого старта (до 100м), бег под уклон. Продолжительность упражнений от 5 до 10 сек., количество повторений – 3 – 4, интервал отдыха – 2 – 3 мин. Полезны также упражнения в размахивании, кружении, поворотах, бросании и толкании лёгких предметов, выполняемые с максимально возможной скоростью. Продолжительность этих упражнений - 5 – 6 сек., количество повторений от 2 – 3 в младшем до 4 – 6 в старшем возрасте. Упражнения можно выполнять и с небольшими отягощениями. Также для развития быстроты применяются прыжки в длину и в высоту, опорные прыжки, метания.
Для решения второй задачи используются упражнения, требующие мгновенного реагирования на какой – либо заранее установленный сигнал или изменения условий, в которых происходит двигательная деятельность. Большую группу составляют упражнения с выполнением различных заданий в ответ на зрительные и слуховые сигналы. Сигналы, главным образом, представляют собой различные положения мяча: мяч поднят вверх, вправо, влево, опущен вниз, подброшен вверх или брошен на пол и т.д. Задания выполняются из статистического положения или во время передвижения.
Стартовые положения должны быть разнообразными: стойки волейболиста, стойка на лопатках, сидя, лёжа на спине и лицом вниз, лицом и спиной к стартовой линии, головой или ногами. Например, игрок лежит лицом вниз, ногами к стартовой линии, которая находится в 2 м от баскетбольного щита, на расстоянии 5 м от щита подвешен волейбольный мяч на высоте 20 – 30 см от пола. После свистка игрок должен быстро встать, повернуться кругом, выполнить прыжок с разбега, отталкиваясь двумя ногами, и достать двумя руками отметку на щите. После приземления надо быстро повернуться кругом и выполнить приём мяча одной рукой снизу с последующим приземлением на руки и перекатом на грудь. Время фиксируется по секундомеру от момента свистка до касания рукой мяча при приёме.
Способы перемещения также разнообразны: бег, ходьба, передвижения приставными шагами, прыжки на одной и обеих ногах, правым и левым боком вперёд, лицом и спиной вперёд. Во время перемещения ответные действия на сигнал могут быть такие: изменение способа перемещения, изменения направления движения; изменение скорости перемещения (ускорения); изменения и скорости, и способа перемещения (ускорения); выполнения имитационных движений и других действий ( на каждый сигнал соответственно какое-нибудь действие).
Полезны упражнения типа, применения различных способов перемещения, имитирование приёма мяча, передачи, блокирования, удара и т.д.
Выполнение упражнений на скорость не даёт эффекта в условиях утомления, так как при этом снижается скорость движения и быстрота двигательной реакции. Поэтому нагрузки носят кратковременный характер. Поэтому надо придерживаться правила: давать эти упражнения чаще, но понемногу и в каждом занятии. Одним из основных методов являются повторные упражнения с максимальной скоростью.
Для развития быстроты огромное значение имеют подвижные и спортивные игры. С этой целью подбирают игры и эстафеты, в которых имеют место бег на скорость, бег с изменением направления, преодолением препятствий, перемещения приставными шагами, прыжками, ответные действия и быстрота реакции.
Сила проявляется в форме максимального напряжения и наибольшей скорости сокращения работающих мышц.
В волейболе преимущественное значение имеет скорость сокращения мышц, от неё во многом зависит эффективность выполнения технических приёмов ( высота прыжка, сила удара по мячу и т.д.) Например, игрок может обладать высокими силовыми показателями, а выполнить сильный нападающий удар не в состоянии, так как не умеет концентрировать свою силу в минимальном отрезке времени.
Упражнения для развития силы мышц и скорости их сокращения можно разделить на четыре группы. Первая группа - упражнения с малыми отягощениями, выполняемые с максимальной скоростью. Вторая группа – упражнения с относительно большим отягощением, главным образом общим, Третья группа – прыжковые упражнения без отягощений и с различной степенью утяжеления тела. Четвёртая группа - специальные упражнения, непосредственно связанные с основными техническими приёмами игры в волейбол.
На этапе начальной подготовки (11 – 14 лет) применяются упражнения из первой, третьей и четвёртой групп. Сюда входят упражнения с набивными мячами, гантелями, метания (мяча, гранаты), акробатические упражнения, прыжки с места на одной и обеих ногах, приёмы спортивной борьбы и силовые игры (для мальчиков).
Вес отягощений до 2 кг, все упражнения выполняются с большой скоростью.
Начиная с 15 - 16 лет все большее внимание уделяется развитию у юных волейболистов мышечной силы. Вводятся упражнения второй группы: лазание по канату, перетягивания ( каната, палки, набивного мяча), приседания с партнёром, сидящим на плечах, упражнения со штангой. Нужно учитывать уровень подготовки волейболистов и следить за тем, чтобы дозировка упражнений с отягощением нарастала постепенно.
В одном занятии целесообразно давать два вида упражнений. Виды сочетаний упражнений таковы: упражнения с набивными мячами и приседания со штангой; Упражнения с мешком песка и выпрыгивание со штангой; толчок штанги и подскоки со штангой; рывок штаги и выпрыгивания со штангой и т.п. ( при этом одни упражнения для рук, плечевого пояса и туловища, другие для ног). Скоростно- силовые упражнения лучше всего выполнять в конце основной части занятия. Паузы между сериями упражнений – 2 – 3 мин.
Игру в баскетбол и ручной мяч также надо использовать в конце занятий, если преследуется цель развития скоростно-силовых качеств. В целях разминки эти игры можно включать в небольшой дозировке в подготовительную часть.
Далее приводятся упражнения и задания, направленные на развитие определённых физических способностей и навыков, необходимых для успешного овладения техникой и тактикой волейбола.
Развитие быстроты перемещения. 1. Бег с высокого и низкого старта 20 – 30 м с максимальной скоростью лицом вперёд, боком вперёд, спиной вперёд, быстрое передвижение на сильно согнутых ногах. То же, передвижение приставными шагами правым и левым боком вперёд, двойными шагами и скачками. ( Во время передвижения одним из указанных способов выполнять ускорения в определённых зонах площадки или в ответ на сигнал тренера).
2. Бег вдоль границ площадки. По сигналу последний в колонне ускоряет бег и, обогнав колонну, бежит впереди. Затем обгон начинает следующий занимающийся. Кроме бега при обгоне применяются и другие способы перемещения.
3.Бег с изменением направления: обегание препятствий (стоек, набивных мячей) или занимающихся, передвигающихся в колонне.
4.Различные перемещения в сочетании с бросками и ловлей набивных мячей. ( Эти упражнения наряду с развитием физических способностей облегчают усвоение заданий с волейбольным мячом, особенно тех, которые связаны с различными перемещениями волейболистов).
5.Соревнование в беге на 2- - 3- м, а также на быстроту перемещения другими способами (на время).
6. Специальные эстафеты с бегом, передвижением приставными шагами и различными сочетанием способов перемещения, а также с переноской груза и преодолением препятствий.
Привитие навыков быстрого рывка с места и быстроты ответных действий.
По зрительному сигналу бег 10 – 15 м из различных исходных положений: стойка волейболиста ( лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лёжа на спине и на животе ( по отношении к стартовой линии волейболист принимает самые разнообразные положения), стойка на лопатках.
Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег 5 и 10 м ( общий пробег за одну попытку 20 – 30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперёд, а потом – спиной вперёд и т.д. По принципу «челночного» бега передвижения приставными шагами. Задания усложняются, занимающиеся передвигаются с набивными мячами в руках по треугольнику, четырёхугольнику.
Для развития быстроты двигательной реакции и быстроты перемещения полезно во время перемещений занимающихся различными способами выполнять разные задания в ответ на зрительные или слуховые сигналы. Эти упражнения можно разделить на следующие группы.
-- Направление передвижения занимающихся постоянное, пор сигнала изменяется способ перемещения (ходьба обыкновенная, приставными шагами в приседе, спиной вперёд, прыжками на одной и обеих ногах, бег обыкновенный) или исходное положение (правым или левым боком вперёд, спиной вперёд). Примерные задания такие.
1. Занимающиеся передвигаются приставными шагами вправо; когда преподаватель подбрасывает (или поднимает) мяч, надо повернуться кругом и начать продвижение влево; по свистку - снова поворот кругом и т.д.
2.Если преподаватель во время бега поднимет (или подбросит) мяч одной рукой, это служит сигналом для перехода на приставные шаги правым боком вперёд; если опустит (или бросит) мяч вниз, занимающиеся переходят на приставные шаги левым боком вперёд ; если поднимет мяч двумя руками, занимающиеся начинают бег спиной вперёд и т.д.
- - способ перемещения и направления постоянные, изменяется скорость (ускорение). Примерное задание такое: занимающиеся передвигаются каким – либо способом, например идут спиной вперёд, по сигналу они переходят на бег 3 – 4 м и затем снова на ходьбу и т.п.
_ _ Способ передвижения постоянный, по сигналам меняется направление движения.
Занимающиеся перемещаются приставными шагами вправо, по сигналу (подбрасывание мяча) необходимо изменить направление на обратное, т.е. передвигаться влево.
Во время бега по сигналу остановиться, повернуться кругом и бежать в обратном направлении.
Во время передвижения бег в обратном направлении по сигналу (подбрасывание мяча), если преподаватель поднимет руку с мячом в сторону, - остановка и выполняется 3 – 4 приставных шага в соответствующую поднятой руке сторону.
__ Способ и направление постоянные, по сигналу выполняются имитационные упражнения и другие действия: на несколько сигналов – соответственно каждому сигналу несколько действий; на один сигнал – последовательно несколько действий. Задания могут быть такие.
Во время перемещения подбрасывание мяча служит сигналом для имитации нападающего удара, бросание мяча вниз сигнал для имитации верхней передачи с последующим перекатом назад на спину, поднятие мяча – сигнал для имитации верхней подачи. Таким образом, на каждый сигнал занимающиеся должны реагировать соответствующим ответным действием.
_ _ Сочетание перечисленных разновидностей упражнений. Сочетания представляют собой наибольший интерес, однако к ним надо переходить осторожно, только после хорошего усвоения учащимися более простых упражнений, Вот примерные сочетания перечисленных упражнений:
Во время бега по одному сигналу (подбрасывание мяча вверх) – ускорение 3 – 5 м, по другому (опускание мяча вниз) – остановка.
Во время перемещения по сигналам – ускорение (имитация нападающего удара или остановка и передвижение в обратном направлении).
Упражнение с изменением и направления, и способа передвижения, например при подбрасывании мяча - ускорение вперёд, при опускании мяча – остановка и ускорение назад, т.е. спиной в направлении движения.
Эффективность упражнения зависит от мастерства преподавателя. Так, одно и то же упражнение можно усложнить изменением характера сигналов. Например, если в последнем упражнении ускорение вперед выполнять на поднятие мяча, а ускорение в обратном направлении на подбрасывание, то такое усложнение будет представлять уже известную трудность для детей. Можно усложнить условия выполнения, применив отвлекающие действия.
Развитие силы мышц, участвующих в выполнении приема и передач мяча.
Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями,, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх, на месте и в сочетании с различными перемещениями.
Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание и разгибание рук при максимальном тыльном сгибании в лучезапястных суставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивается). То же, но опираясь о стену пальцами.
Отталкивание ладонями и пальцами от стены одновременно двумя руками и попеременно правой и левой рукой.
Упор лёжа. Передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. То же, но передвижение вправо и влево, одновременно выполняя «приставные шаги» руками и ногами.
Из упора присев, разгибаясь вперёд-вверх, перейти в упор лёжа (при касании руками пола согнуть руки).
Передвижение на руках, ноги удерживает партнёр за голеностопные суставы.
Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа мяч набивной двумя руками у лица (движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча в волейболе).
Вращение набивного мяча вниз-назад-вверх-вперёд, держа его двумя руками перед собой.
Многократные броски набивного мяча от груди руками (вперёд и над собой) и ловля. Особое внимание уделять заключительному движению кистями и пальцами.
Броски набивного мяча от груди двумя руками на дальность (из стойки волейболиста).
Многократные передачи баскетбольного мяча о стену и ловля.
Упражнения для кистей рук с гантелями (весом 1 – 1,5 кг).
Упражнения с кистевым эспандером. Сжимание теннисного мяча.
Многократные волейбольные передачи мяча в стену.
Верхняя передача волейбольного мяча на дальность с собственного подбрасывания и с передачи партнёра. Передачи в стену, отступая от неё на возможно большее расстояние. Скоростные передачи в стену на расстояние 0,5 – 2 м.
Развитие силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении подач мяча.
Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.
Упражнение с резиновым амортизатором. Стоя спиной к гимнастической стенке в положении наклона вперёд, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей), движения руками вниз-вперёд. То же, но движение выполняется только правой рукой с шагом правой ногой вперёд (как при нижней прямой подаче).
Упражнение с резиновым амортизатором. Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплён на уровне плеч), руки за головой, движения рук из-за головы вверх и вперёд.
Упражнение с резиновым амортизатором. Стоя на амортизаторе, руки внизу, поднимание рук через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и отведение их назад. То же, но круги руками.
Упражнение с резиновым амортизатором. Стоя правым боком к гимнастической стенке (амортизатор укреплён на уровне плеч), движение правой рукой (как при верхней боковой подаче).
Броски набивного мяча двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием в грудной части при замахе.
Броски набивного мяча снизу одной и двумя руками, Броски мяча одной рукой над головой: правой рукой влево, левой – вправо.
Упражнения с волейбольным мячом. Совершенствование ударного движения нападающего удара в резиновых растяжках.
Верхняя подача с максимальной силой у волейбольной сетки.
Развитие силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении нападающих ударов.
Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплён на рейке на уровне выше головы), имитация прямого нападающего удара в прыжке ( правой и левой рукой).
Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистями сверху вниз, стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, где находится гимнастический мат).
Броски набивного мяча из-за головы двумя руками в прыжке через сетку высотой 180-190 см для девочек и 190-200 см для мальчиков.
Имитация прямого нападающего удара держа в руках мешочки с песком, теннисные мячи со свинцовой дробью внутри.
Метание теннисного, литого резинового мяча (правой, левой) в цель на стене ( высота 1,5 – 2 м) или на полу. Расстояние до цели 5 - 10 м. Метание выполняется с места, с разбега, после поворотов, в прыжке вне сетки и через сетку.
Совершенствование ударного движения нападающих ударов у волейбольной сетки. Удары выполняются сериями по 6 – 8 ударов с паузами отдыха до 2 мин.
Развитие прыгучести.
Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх. То же, но с прыжком вверх.
Из исходного положения, стоя на гимнастической стенке, правая нога сильно согнута, левая опущена вниз, держась за рейку на уровне лица, быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же, но на левой ноге.
Многократные броски набивного мяча над собой в прыжке и ловля после приземления.
Стоя у стены с баскетбольным мячом в руках, ловля и броски мяча в стену в прыжке.
Непрерывные прыжки вверх на сложенные гимнастические маты (высота и количество прыжков подряд постепенно увеличиваются).
Прыжки с преодолением препятствий (гимнастической скамейки).
Прыжки с места, отталкиваясь двумя ногами, вперёд, назад, вправо, влево.
Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча. То же, но с разбега в три шага.
Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу.
Подвижные игры и эстафеты.
На занятиях по специальной физической подготовке одновременно с развитием физических качеств совершенствуются приемы в нападении и защите.
Игры и эстафеты повышают плотность занятий и в значительной степени увеличивают нагрузку. Необходимо тщательно подбирать игры и эстафеты для занятий волейболистов и продумывать их содержание. Желательно чтобы они были интересными, разными по своей сложности и доступными. Они должны иметь соревновательный характер и отвечать волейбольной направленности.
1. Игры и эстафеты, способствующие развитию быстроты и ловкостиБыстрота – это умение производить определенную работу в кратчайшее время.
Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Эти качества развиваются путем сложных по координации гимнастических упражнений и акробатических прыжков, при овладении техникой и тактикой волейбола, при проведении различных игр и эстафет.
1. Игроки делятся на две равные команды и по сигналу тренера начинают эстафетный бег с обеганием препятствий (стоек, набивных мячей и т.д.). После обегания препятствий каждый участник эстафеты обязан повернуться кругом и сделать бросок для приема мяча, заканчивающийся кувырком.
Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету и правильнее выполнившая задания.
2. На волейбольной площадке две равные команды. Игроки одной команды поочередно в прыжке бросают теннисные мячи, стараясь попасть на свободное место. Вторая команда стремится поймать брошенный мяч. После 10-15 бросков команды меняются местами.
Выигрывает та команда, которая поймает больше мячей.
3. Играющие становятся в круг. Тренер назначает центрального, который вращает веревку с привязанным к концу грузом (мешочком, наполненным песком). Стоящие в кругу должны перепрыгивать через приближающуюся веревку. Тот, кто задел груз, становится в круг и продолжает водить.
Игру можно усложнить, изменяя высоту вращения веревки, выполняя прыжки на одной ноге или прыжки с поворотом кругом.
2. Игры и эстафеты, способствующие развитию прыгучестиПрыгучесть – комплексное проявление силы мышц ног и способность их к быстрому сокращению.
1. Играющие делятся на две равные команды и по сигналу тренера прыжками на обеих ногах устремляются вперед. На пути каждого расставлены препятствия (малые барьеры или скамейки), которые участники обязаны преодолеть прыжками на обеих ногах. Обежав стойку, они возвращаются: первую половину обратного пути проходят прыжками на левой ноге, вторую на правой ноге.
Побеждает команда, которая пройдет путь быстрее.
2. Встречная эстафета со скакалкой. Игроки делятся на две команды. По сигналу тренера прыжками через скакалку на обеих ногах двое первых устремляются вперед. Достигнув команды стоящей напротив, они передают скакалку, после чего в эстафету вступают следующие. Побеждает команда, которая первой закончит прыжки и допустит меньше нарушений.
3. Игроки делятся на две (или несколько) равные команды. Первые номера выстраиваются на черте и по сигналу тренера выполняют прыжок в длину с места. Следующий игрок прыгает с того места, на которое приземлился предыдущий, и так до последнего номера в команде. Выигрывает команда, игроки которой окажутся дальше.
3. Игры и эстафеты, способствующие развитию скоростно-силовой выносливостиСкоростная выносливость – способность игрока на протяжении всей игры одинаково быстро выполнять технические приемы и перемещения.
Специальная выносливость (особенно прыжковая) – способность переносить значительный объем повторно-переменных скоростных нагрузок и действий, требующих большой точности выполнения.
Силовая выносливость – способность игрока на протяжении всей игры выполнять игровые действия динамического характера (подача, нападающий удар, блок) с максимальным усилием и точностью.
1. Участники делятся на две равные команды и в каждой команде рассчитываются на первый и второй. Первые номера принимают упор лежа, вторые берут первых за ноги. По сигналу тренера участники на руках, поддерживаемые за ноги, передвигаются до края дорожки, достигнув края, меняются местами и возвращаются обратно. Побеждает команда, участники которой быстрее закончат эстафету.
2. Игра в волейбол в кругу, сидя на плечах товарища. Игроки рассчитываются на первый и второй, первые номера садятся на плечи вторым и все образуют круг. Мяч вводится в игру, через 5-7 мин игроки меняются ролями.
3. «Всадники». Участники игры разделяются на две равные команды. Каждая команда рассчитывается на первый и второй. Вначале первые участвуют в роли «всадников» затем вторые. Команды выстраиваются друг против друга и как бы скачут навстречу. Играющие стремятся стаскивать всадника в противоположной команде.
Побеждает команда, у которой останется больше всадников.
1. На площадке две команды, игрок одной из них подает мяч на удар, игрок второй производит нападающий удар по цели. Целью может служить отметка на площадке, щит с разметкой или щит, переворачивающийся при правильном ударе (нападении). После того как произведены нападающие удары, игроки меняются местами. Выигрывает команда, которая поразит больше целей.
2.На площадке две команды. Одна из них играет в нападении, вторая в защите. Игроки нападающей команды по очереди выполняют нападающие удары. Команда защитников должна принять мяч и с первой передачи направит его в корзину, укрепленную на сетке или установленную на площадке (по усмотрению тренера).
Выигрывает команда, которая с первой передачи направит больше мячей точно в корзину.
3. На площадке две команды. Одна играет в нападении, вторая в защите. Игроки нападающей команды по очереди в прыжке бросают через сетку теннисные мячи. Защитники ракетками, которые они держат одну в правой, вторую в левой руках, отбивают мячи в корзину, установленную тренером (по его усмотрению).
Выигрывает команда, которая направит точно в корзину больше принятых мячей.
В игры и эстафеты, способствующие развитию координации движений и чувства пространства, надо включать элементы из техники игры. Выполнять их следует в усложненной обстановке. При составлении игр или эстафет тренер обязан учитывать недостатки в физическом развитии и технической подготовленности игроков своей команды.
Приведенные примерные игры и эстафеты тренер может изменять, брать нужные элементы из разных разделов, чтобы в ходе игры или эстафеты одновременно развивать различные физические качества.
1. Две команды становится по обе стороны волейбольной площадки произвольно. У каждого игрока в руках мяч. По сигналу тренера бросают мячи под сеткой одной, двумя руками как можно быстрее. Выигрывает команда на стороне, которой не будет ни одного мяча.
2. Две команды становится по обе стороны волейбольной площадки произвольно. У каждого игрока в руках мяч. По сигналу тренера бросают мячи в прыжке с замахом рук через сетку. Выигрывает команда на стороне, которой не будет ни одного мяча. Перемещение к мячу шагом, бегом, приставными шагами с последующим падением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ процессе игры в волейбол для учащихся характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
Волейбол способствуют воспитанию у учащихся чувства коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности; внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических качеств.
Для достижения высоких спортивных результатов необходимо обладать определенными задатками, которые выражаются в потенциальных возможностях спортсмена. Эти задатки при правильной методике и нормальном режиме тренировочных занятий могут раскрываться и проявляться в высоких спортивных достижениях.
Двигательные задатки складываются из морфологических, функциональных и психологических признаков. Эти задатки предполагают возможным отбор способных молодых людей, у которых ярко выражены конституциональные особенности и физические способности, необходимые для волейбола.
В настоящее время в волейболе наметилась определенная тенденция по отбору занимающихся, при которой внимание обращается на рост и проявление скоростно-силовых качеств.
Скоростно-силовые качества у волейболистов наиболее ярко проявляются в способности высоко прыгать. При этом имеющиеся задатки в проявлениях этого комплексного качества позволяют в значительной мере прогнозировать их дальнейшее развитие и совершенствование.
Динамичность движений в волейболе, умение быстро, свободно и точно дифференцировать мышечные усилия в предельно короткое время — необходимое условие для совершенствования двигательных функций волейболиста.
Поэтому одним из важных средств правильного отбора занимающихся должны быть определенные тесты, адекватные игровой деятельности волейболиста. Выявленные у юных спортсменов задатки являются фундаментом для успешного совершенствования двигательных способностей и достижения спортивного мастерства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Б.И. Загорский, И.П. Залетаев, Ю.П. Пузырь и др. “Физическая культура”, Высшая школа 1989г.
Ю.Д. Железняк “Юный волейболист”, Учебное пособие для тренеров. Москва. Физкультура и спорт, 1988г.
Н.К. Коробейников, А.А.Михеев, Н.Г. Николаенко “Физическое воспитание”, Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. Высшая школа 1984г.
Королева М.С. К 68 Специальная физическая подготовка волейболистов в вузе: Методические указания. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004г.
Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под ред. Беляева А.В., Савина М.В., - М.: „Физкультура, образование, наука”, 2000г.
Бальсевич В.К. Возрастное развитие физических качеств человека. - Казань.: Радуга, 1992. -180 с.
Букреев и др. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков. М.: Владос, 2000, -255с.
Железняк Ю.Д. Юный волейболист. Учебное пособие для тренеров. М.: Высшая школа. 1984.- 98с.
Железняк Ю.Д. Волейбол в школе. М.: Просвещение, 1989.