РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Постникова И.А.
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
В настоящее время в нашем современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям спортом и физкультурой, развивается интерес к движению как жизненной потребности быть сильным, ловким, смелым. Все знают, что физическое и интеллектуальное развитие должно происходить параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально – педагогических условий. Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.
Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных пособий и предметов. Успех физкультурных занятий, да и эффективность физического воспитания детей в целом, зависит от форм и приемов, индивидуального подхода к детям, а так же в большей мере от наличия необходимой материально – технической базы. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.
Эффективность воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от предметно-игровой среды, то есть от наличия в детском саду спортивно игрового материала, различных тренажеров, нестандартного оборудования всего того, что помогает детям составить более четкое представление о движении и развитии физических качеств. Быстрота движений, ловкость, сила и выносливость имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Гармонично развитые двигательные качества играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют проявлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания.
Дети могут сами выбирать интересные и доступные для себя движения с различными пособиями, которые помогают детям творчески решать двигательные задачи, комфортно ощущать себя в пространстве среди различных предметов и регулировать свою двигательную активность.
В нашем детском саду большое внимание уделяется укреплению здоровья наших воспитанников, так появилась «тропа здоровья». На приведенной фотографии можно увидеть различные по высоте пеньки, которые служат для развития у детей равновесия, различные формы прохождения препятствий, так же представлен природный материал для профилактики плоскостопия в виде шишек, песка, бревнышек камней. Задачей детского сада и моя как инструктора по физкультуре состоит в том, чтобы пополнить пространство физкультурного зала недорогим, что немало важно в наше время, нестандартным многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, эстетическим требованиям. Одно из важных требований к подбору оборудования для развития физических качеств, я считаю обеспечение безопасности детей при его использовании, а так же прочность, устойчивость, яркость и привлекательность, вариативность использования, современные материалы.
При рациональном подборе и размещении физкультурного оборудования создаются благоприятные условия для развития физических качеств детей. Для двигательных качеств характерно то, что каждое из них может проявляться в разных движениях, но иметь один и тот же показатель, например силы, скорости, чувства равновесия. Так, способность к быстроте необходима в беге, езде на велосипеде, ходьбе на лыжах, в подвижных играх, требующих быстрой реакции, быстрых ответных действий.
Проблемой развития физических качеств занимались такие известные авторы как Елена Николаевна Вавилова, Демер Роза, Осокина Т.И., А. В. Кенеман, М. Ю. Кистяковская и др.
Данную тему была выбрана мной не случайно, так как проводя диагностическое обследование физической подготовленности детей я увидела «проблемы» при выполнении тестов позволяющих выявить развитие тех или иных видов физических качеств (равновесие, ловкость, быстрота, выносливость и т.д.). Так на начало 2011-2012 года выявилось только детей 3,7 % с высоким уровнем развития ловкости, 8,2 % высокого уровня развития быстроты, 2,5 % развития выносливости, 2,8% высокого уровня развития равновесия, 3,6% развития гибкости. Это как инструктора меня не могло не заинтересовать, почему же так мало детей с высоким уровнем развития выносливости, равновесия и ловкости. Я стала думать, что же надо сделать, чтобы повысить интерес детей к занятиям и развитию физических качеств, так как почти вся наша диагностика построена на проверке этих качеств. Тогда, не только я как инструктор, но и педагоги нашего сада, вплотную и занялись этой проблемой и стали придумывать новое оборудование.
В ноябре месяце в нашем детском саду был проведен мастер - класс «Нестандартное физкультурное оборудование из природного и бросового материала». Придумывать оборудование для развития физических качеств мне помогала созданная в нашем детском саду творческая группа, которая продолжила работу по изготовлению нестандартного двигательного оборудования и применение его в различной двигательной деятельности детей. Хочется поподробнее рассказать о этапах работы нашей творческой группы: вначале мы изучали и просматривали всю литературу, которую можно найти по физическому воспитанию и журналы: «Дошкольное воспитание», «Обруч» и т.д. Все что мы находили интересное мы откладывали в свою условно названную «копилку». Затем мы собирались и обсуждали собранный нами в «копилке» идеи, и в результате долгих споров и дискуссий происходил так называемый отбор оборудования. Мы думали над изготовлением того или иного оборудования, так и порой и рождались наши идеи. Затем мы распределяли, кто что будет делать и следующий этап нашей работы это апробирование сделанного оборудования. Например, так вышло и с валиком для равновесия, поначалу мы обтянули его туристической тканью, но она очень скользит и невозможно его использовать в работе, пришлось обтягивать его новой тканью, для удобства использования. Затем мы провели в нашем детском саду смотр конкурс, на котором и был продемонстрирован весь сделанный материал.
Положительных результатов можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей, мы постарались вызвать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья своих детей. На родительском собрании, посвященном вопросам физического воспитания, родителям было предложено сделать нестандартное оборудование дома. Так они оказали активную помощь в пошиве и придумывании ковриков для профилактики плоскостопия и придумыванию разнообразного оборудования как для детского сада так и для дома. Одна из семей предложила помoщь в приобретении поролона и их руками был сделан большой валик который используется для развития равновесия, координации движений, лазания и т.д., «дорожка – змейка» изготовленная из синтетической нитки и старой скакалки.
Я поподробнее остановлюсь на каждом из физических качеств.
Развитие быстроты.
Быстротой называется способность человека совершенствовать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. При этом выполнение таких заданий не должно занимать много времени и вызывать утомление. Способность к быстроте необходима для формирования и совершенствования бега, разных видов прыжков и метаний, в подвижных играх, а также для успешного овладения многими видами спортивных упражнений.
Например, для развития быстроты в младшем дошкольном возрасте я предлагаю использовать разнообразные кегли, изготовленные из различных бутылочек ярких цветных, игровые задания «кто быстрее скрутит веревочку», «добеги до бабочки» Старшим дошкольникам мы предлагаем зрительные ориентиры для обегания и ориентировки в пространстве различные бутылочки, собранные на одну веревку и подвешенные к потолку, так же игровые задания «кто скорее перепрыгнет» эластичные веревки натянутые вдоль зала.
Развитие ловкости.
Ловкостью называется способность овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. В быту, в играх, спортивных упражнениях, когда внезапно складывается непривычное сочетание разных движений, требуется сочетание ловкости.
Ловким можно назвать ребёнка, затратившего на выполнение задания минимальное время, - быстро влез и слез с лесенки, перелез через бревно, обежал препятствия. Однако ловкость не заключается только в быстроте двигательной реакции. Иногда нужно задержать ответное движение, т.е. не всегда целесообразно действовать немедленно. Так, в игре «Два мороза» успеха достигает тот, кто умеет выждать, пока мороз перебежит за играющими на другую сторону и пробежит за его спиной. Например, если при метании в движущуюся цель ребёнок, точно оценив направление, расстояние до цели и приложив нужное мышечное усилие, попадает в неё, то в этом случае можно говорить о точном, ловком выполнении задания. Одним из проявлений ловкости является также умение сохранять равновесие тела в движении и статическом положении.
К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. В своих занятиях я стараюсь уделять большое внимание развитию ловкости, так я придумала, как модернизировать такое оборудование как «карусель», теперь можно не только просто стоять на месте и выполнять упражнения с лентами, но и выполнять ходьбу и бег в разных направлениях и на любой высоте. Так же есть и такое оборудование, которое так же очень интересно детям для занятий в совместной деятельности в спортивном уголке «кто скорее доберется до середины» две палочки соединенные веревочкой, на одинаковом расстоянии от палочек располагается середина отмеченная чем – либо, детям предлагается скрутить веревочку. «Точно пройди» дети должны пройти по наклейным стопам не ошибившись. «Отбей пушистик» на пальчик одевается петелька от петельки веревочка на последней мягкий шарик, который необходимо отбить одной рукой. «Попади в яблочко» на стойке приделан обруч в центре которого висит на веревочке яблочко в которое необходимо попасть мешочком. В подвижных играх «забери мяч», где дети стоят за очерченным кругом, преподаватель в кругу и рядим с ним мяч, задача играющих забрать мяч у водящего так чтобы не быть пойманным. На мой взгляд, эта игра как нельзя лучше показывает ловкость.
Развитие силовых качеств
Сила – степень напряжения мышц при их сокращении и определяется, как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечного напряжения.
Равномерное развитие всей мускулатуры чрезвычайно важно для формирования хорошей осанки. Необходимо укреплять мышцы, удерживающие позвоночник в правильном положении: мышцы шеи, спины, живота. С этой целью полезно использовать упражнения, лёжа, стоя в упоре на коленях, ползание, лазание, наклоны и повороты, а также упражнения в равновесии, контролирующие правильное положение головы и туловища.
Для развития силы мы предлагаем вашему вниманию для младших дошкольников разнообразные гантели, изготовленные из бутылочек и наполненные песком либо чем, либо, набивные мешочки весом 200 гр. (с песком, горохом, солью, гречкой, фасолью), набивные мячики. Для старшего дошкольного возраста гимнастические ролики, гири, разнообразные гантели, «перетяги» к двум палочкам на концах привязана веревочка, двое детей садятся напротив друг друга упираясь в ступни и начинают перетягивать палочку на свою сторону, набивные мешочки весом 400 гр., набивные мячи, конфеты, в виде конфет утяжелители.
Развитие выносливости
Выносливостью называют способность к длительному выполнению какой либо деятельности без снижения её интенсивности. В физической культуре это обычно продолжительные упражнения, в которых чередуются моменты напряжения и расслабления. Выносливость это и способность человека противостоять утомлению от выполняемой работы за счёт волевых усилий. Поэтому одним из показателей выносливости является время, в течении которого человек может выполнять работу заданной интенсивности.
Основной метод развития выносливости – метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности или более активных упражнений с небольшими перерывами.
С повышением выносливости организм адаптируется к предложенным нагрузкам. Их я и повышаю для дальнейшего увеличения уровня выносливости.
Физические упражнения и игры, развивающие выносливость, должны находить место во многих формах физического воспитания. В своей работе я использую бег в спокойном темпе на утренней гимнастике и во второй части физкультурного занятия, в некоторых подвижных играх. В основной части занятия я предлагаю более продолжительный бег, включаю также длительное выполнение подскоков, организую игры с непрерывной двигательной деятельностью. Заканчиваю утреннюю гимнастику или физкультурное занятие, особенно при проведении на свежем воздухе, также спокойным бегом.
От занятия к занятию я стараюсь увеличивать пробегаемое расстояние или продолжительность бега, увеличиваю повтор упражнения, внимательно наблюдая за реакцией детей на предложенную нагрузку. Развитие выносливости предполагает некоторую степень утомления, которую можно определить по внешним признакам.
Развитие глазомера
Глазомер- способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений.
Развитие глазомера можно при выполнении любых упражнений: добиваюсь при ходьбе умение правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках - точно попадать ногой на доску, чтобы оттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем приземлиться в определенном месте; при построениях в колонну по одному нужно на глаз измерить расстояние до впереди стоящего ребенка; в метании на дальность и особенно в цель - расстояние до цели и т.д. Важно при выполнении упражнений учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами.
Так для младшего дошкольного возраста мы предлагаем использовать различные мишени в основном разбитые на цвета, кружочки, такие как яркие напольные круги, «накорми зайца морковкой», попади в ведро. Для старших дошкольников разнообразные мишени, разной фигуры, цветов и формы разбитые на цифры или алфавит, «попади удочкой в ведро» на палочках привязаны веревочки на конце утяжелитель которым и нужно попасть в ведро. На занятии вы так же увидите мишени изготовленные из пластиковых бутылок (вертикальных и горизонтальных), так же на выставке представлены и напольные мишени в виде пластиковых бутылок «накорми птенца», подвесные мишени изготовленные их майонезных крышек пришитых на ткань. «Прокати и позвони в колокольчик» в середину воротиков привязана веревочка с колокольчиком, в который нужно прокатывая мяч попасть.
Развитие гибкости
Гибкость - способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.
Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих.
У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного).
Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например, сделать 2-3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2-3 полуприседания, затем - глубокое приседание.
В младшем возрасте мы предлагаем различные предметы (например: «дотянись до погремушки», «отодвинь дальше камушек». В старшем возрасте гимнастические жгуты, прибор для измерения гибкости, «перетяги» о которых говорилось выше.
Развитие равновесия
Равновесие - способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.
Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах (верхолаз и др.).
Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы восстановить нужное положение тела.
Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке), также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.).
Для младшего дошкольного возраста мы предлагаем канат из пластиковых бутылок, различные коврики и дорожки, канаты. Для старшего дошкольного возраста ходули, различные «колбаски», змейки, подушечки здоровья, разноцветные пенечки (из майонезных ведер), различные опоры, ходьба с мешочком на голове и парные лыжи, ходьбу на возвышенности.
Подводя итоги посредством использования нестандартного оборудования наряду с двигательной активностью развивается ловкость, внимание, равновесие, выносливость, гибкость, глазомер можно отметить положительные результаты: возросший интерес детей к различным видам движений, изобретательность и самостоятельность двигательной деятельности, значительное повышение эмоционального тонуса на физкультурных занятиях. Привнося новое нестандартное оборудование в занятия с детьми это привело к тому что в 2012-2013 году детей с высоким уровнем развития ловкости 5,8 %, 10,2 % высокого уровня развития быстроты, 3,7% развития выносливости, 4,2% уровня развития равновесия, 6,3% развития гибкости. Можно сказать, что использование нестандартное оборудование помогает развивать физические качества детей дошкольного возраста.
Литература
1.Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать // Москва «просвещение»1983г.
2.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., «Просвещение», 1973г.
3.Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физкультурное и спортивно – игровое оборудование. Москва, «Мозайка – Синтез» – 1999.
4. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. – М.:, Издательский центр «Академия», 1997.
5. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / Под.ред. С.О. Филлипповой. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005.
6. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманист изд.центр ВЛАДОС,2000.
7. Н.В. Руссу, А.В. Ахмедова Нетрадиционное физкультурное и игровое оборудование в детском саду // Дошкольная педагогика журнал №6 /2010г.
8. В.Н. Еремеев Фантазия и умелые руки // Дошкольная педагогика журнал №3/2005г
9. А.В. Ахмедова Все дело в крышке // Обруч журнал №1/2002
13PAGE 15
13PAGE 14215