Выполнение вычислений с помощью микрокалькулятора


Тема урока: Выполнение вычислений с помощью микрокалькулятора
Цели урока:
1. Познакомить с приемами выполнения арифметических действий при помощи калькулятора. Закрепить алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами.
2. Закреплять мышление, речь, внимание.
3. Воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, умение оценивать себя и одноклассников
Тип урока: урок закрепления знаний;

Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
(Чистописание)
88 008 800 80 800 088…
- Сколько всего десятков тысяч в числе 88 008 800? Сотен тысяч?
- Вы “уловили” закономерность? Продолжить ряд чисел.
2. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания. №5
3 1 4 2
326 • (672 + 448) : (800 713 - 800 633) = 4564
+ 6 7 2
4 4 8
1 1 2 0
- 8 0 0 7 1 3
8 0 0 6 3 3
8 0
× 1 1 2 0
3 2 6
6 7 2 0
2 2 4 0 3 3 6 0 3 6 5 1 2 0
- 3 6 5 1 2 0 8 0
3 2 0       4 5 6 4
  - 4 5 1   4 0 0     - 5 1 2     4 8 0       - 3 2 0       3 2 0             0 1 2 4 3 6 5
(26 230 : 86 • 206 + 2886 • 86) - 456 • 507 = 79834
- 2 6 2 3 0 8 6
2 5 8     3 0 5
    - 4 3 0     4 3 0           0 × 3 0 5
2 0 6
1 8 3 0
6 1 0 6 2 8 3 0
× 2 8 8 6
8 6
1 7 3 1 6
2 3 0 8 8 2 4 8 1 9 6
+ 2 4 8 1 9 6
6 2 8 3 0
3 1 1 0 2 6
× 4 5 6
5 0 7
3 1 9 2
2 2 8 0 2 3 1 1 9 2
- 3 1 1 0 2 6
2 3 1 1 9 2
7 9 8 3 4
3 1 4 2
832 • (150 462 – 149 748) - (784 689 - 781 543) = 590902
- 1 5 0 4 6 2
1 4 9 7 4 8
7 1 4
- 7 8 4 6 8 9
7 8 1 5 4 3
3 1 4 6
× 8 3 2
7 1 4
3 3 2 8
8 3 2 5 8 2 4 5 9 4 0 4 8
- 5 9 4 0 4 8
3 1 4 6
5 9 0 9 0 2
3 4 7 1 5 2 6
604 • 706 : 8 - (302 000 - 39 430) : (4 960 : 80) • 12 = 2483
- 3 0 2 0 0 0
3 9 4 3 0
2 6 2 5 7 0
- 4 9 6 0 8 0
4 8 0   6 2
  - 1 6 0   1 6 0         0 × 6 0 4
7 0 6
3 6 2 4
4 2 2 8 4 2 6 4 2 4
- 4 2 6 4 2 4 8
4 0         5 3 3 0 3
  - 2 6   2 4     - 2 4     2 4         - 2 4         2 4             0 - 2 6 2 5 7 0 6 2
2 4 8       4 2 3 5
  - 1 4 5   1 2 4     - 2 1 7     1 8 6       - 3 1 0       3 1 0             0 × 4 2 3 5
1 2
8 4 7 0
4 2 3 5 5 0 8 2 0
- 5 3 3 0 3
5 0 8 2 0
2 4 8 3
4 7 5 1 3 2 6
300 • 3 000 – 907 788 : (98 • 29 - 132 370 : 62) • 87 = 788292
× 9 8
2 9
8 8 2
1 9 6 2 8 4 2
- 1 3 2 3 7 0 6 2
1 2 4       2 1 3 5
    - 8 3     6 2     - 2 1 7     1 8 6       - 3 1 0       3 1 0             0 - 2 8 4 2
2 1 3 5
7 0 7
× 3 0 0 0
3 0 0
9 0 0 0 9 0 0 0 0 0
- 9 0 7 7 8 8 7 0 7
7 0 7       1 2 8 4
- 2 0 0 7 1 4 1 4   - 5 9 3 8   5 6 5 6     - 2 8 2 8     2 8 2 8             0 × 1 2 8 4
8 7
8 9 8 8
1 0 2 7 2 1 1 1 7 0 8
- 9 0 0 0 0 0
1 1 1 7 0 8
7 8 8 2 9 2
Физкультминутка
3. Работа по теме урока
Современный ребенок, как правило, задолго до изучения данного материала в школе уже знаком с приемами работы на калькуляторе (как реальном, так и виртуальном). В связи с этим на данном уроке можно предложить ребятам самим подготовить материал о приборах, помогающих человеку ускорить вычисления (с древних времен до наших дней). Задача учителя - обобщить представленный материал и конкретизировать, с какой целью дети будут использовать калькулятор на уроках и дома.
№1 – рассматривание калькулятора.
№2 - решение с комментированием у доски при помощи калькулятора.
798 • 592 = 472416
234 • 983 = 230032
982 404 : 5 646 = 174 8 787 + 187 461 = 196248
829 383 - 784 769 = 44614
969 698 - 656 534 = 313164
№6 - решение с комментированием у доски.
Название космического корабля Длительность полёта Количество витков Расстояние Экипаж
Восток 1 ч 48 мин 1 41 000 кмКосмонавт-1 Гагарин Юрий Алексеевич
Восток-2 1 сут 1 ч 11 мин 17 697000 кмКосмонавт-2 Титов Герман Степанович
Восток-3 3 сут 22 ч 22 мин 64 2 624 000 кмКосмонавт-3 Николаев Андриян Григорьевич
• Какова длительность полёта каждого из космонавтов в минутах?
1 ч 48 мин = 108 мин 1 сут 1 ч 11 мин = 1511 мин 3 сут 22 ч 22 мин = 5662 мин
• На сколько минут увеличилась длительность полётов с каждым разом?
на 1403 мин и на 4151 мин
• Каково пройденное расстояние Г. Титовым? А. Николаевым?
• На сколько километров увеличилось пройденное расстояние с каждым из полётов?
на 656 000 км, на 1 927 000 км.
4. Самостоятельная работа.
№2 - с проверкой (2-й столбики). Проверка – фронтально.
5. Повторение
№3 - решение с комментированием у доски. 4 - б - самостоятельно
а) Один шофёр сделал за день 5 рейсов, другой - 3 рейса. В каждый рейс перевозили зёрна поровну. Первый шофёр перевёз на 30 т зерна больше, чем второй. Сколько зерна перевёз каждый шофёр?
за один рейс кол-во рейсов всего перевезли зерна
? 5 ? на 30 т больше
одинаково 3 ?
1) 5-3 = 2 (рейса) – разница в рейсах
2) 30 : 2 = 15 (т) – перевозили за 1 рейс
3) 15 • 5 = 75 (т) – перевез первый шофер
4) 15 • 3 = 45 (т) – перевез второй шофер
б) Один мотоциклист был в пути 13 ч, другой 15 ч. Они ехали с одинаковой скоростью. Второй проехал на 210 км больше первого. Сколько километров проехал каждый?
v t s
? км/ч 13 ч ?
одинакова 15 ч ? на 210 км больше
1) 15-13 = 2 (ч) – разница во времени
2) 210 : 2 = 105 (км/ч) – скорость
3) 105 • 15 = 1575(км) – проехал первый мотоциклист
4) 105 • 13 = 1365 (км) – проехал второй
№4 – решение на время.
5 463 • 54 = 295002
9 089•52 = 472628
569 • 450 = 256050
32 841 : 369 = 89
237 956 : 589 = 404
250 625 : 625 = 401 65 748 - 9 999 = 55749
980 006 - 6 568 = 973438
796 + 5 680 + 9 895 = 16371
5 686 + 1 324 + 6 575 = 13585
6 799 + 6 571 + 56 768 = 70138
673 030 - 537 099 = 135931
№5 - запись с комментированием у доски.
а) Запиши римскими цифрами числа:
21, 33, 11, 19, 24, 25, 14, 54, 15. XXI, XXXIII, XI,XIX, XXIV, XXV,XIV,LIV,XV
б) Запиши арабскими цифрами числа:
XXX IV, XVII, XXII, IX, LIX, СС, ML 24, 17, 22, 9, 59, 200, 1050
№8
Перепутаны 6 и 7
6. Рефлексия
Домашнее задание.№7
Творческий уровень: №6
Рассказ о счетах и калькуляторах.
Русские Счёты (аналог римского абака) — простое механическое устройство для произведения арифметических расчётов, являются одним из первых вычислительных устройств. Счёты представляют собой раму с нанизанными на спицы костяшками обычно по 10 штук. Счёты в ХХ веке часто использовали в магазинах, для арифметических расчётов. С развитием прогресса их заменили электронные калькуляторы.
Счеты являются первым простейшим приспособлением для вычислений счета. Они прошли длительный путь эволюции, в котором можно выделить четыре стадии. Первая предваряет их возникновение-это счет с помощью косточек, очень близкий к западноевропейскому счету на линиях. Вторая — «дощаной счет». Она начинается в конце 16 века и завершается в начале 18 века. На этой стадии изобретаются русские счеты, по форме сильно отличающиеся от современных.
Они имели сначала четыре, а затем два счетных поля и были универсальным счетным прибором. Десятичная позиционная система счисления еще только начинала распространяться в России, и практически все вычисления производились на счетах.Следующая, третья стадия охватывает 18-ый и начало 19-го века. Однако на этой стадии счеты уже не являются универсальным счетным прибором, они превращаются во вспомогательный прибор, а ведущее место занимают вычисления на бумаге.Четвертая стадия развития русских счетов охватывает начало 19 — начало 20 века. Русские счеты, приобретя свою классическую форму, вплоть до 70-х годов 20 века оставались наиболее массовым вспомогательным вычислительным прибором. Начиная с 70-х годов с ними успешно конкурируют карманные электронные калькуляторы, хотя счеты распространены и в наше время. Первые используемые на Руси счёты унаследовали от греческого абака пятеричную систему исчисления. Счёты с десятеричной системой на Руси появились благодаря Елене Глинской, матери Ивана Грозного (за свою неимоверную жестокость прозванного Васильевичем1). Именно Елена Глинская провела денежную реформу, в результате которой рубль стал делиться на 100 копеек. В XVI веке термина „счеты“ еще не существовало и прибор именовался „дощаным счетом“. Один из ранних образцов такого „счета“ представлял собой два соединенных ящика, одинаково разделенных по высоте перегородками. В каждом ящике два счетных поля, где натянуты веревки или проволочки. На верхних 10 веревках по 9 косточек (четок), на 11-й-их четыре, и.» остальных веревках — по одной. Существовали и другие варианты «дощаного счета».Название прибора изменилось в XVII столетии. Taк в «Переписной книге домной казны патриарха Никон-1658 г.» среди «рухляди» старца Сергия упомянуты «счоты», которые, по свидетельств археологов и историков, в XVII столетии уже изготовлялись на продажу.Русские счеты широко использовались при начальном обучении арифметике в качестве учебного пособия. Благодаря известному французскому математику Ж. Пон-селе, который познакомился со счетами, будучи военнопленным офицером наполеоновской армии в Саратове, аналогичный прибор появился во французских школах, а затем и в некоторых других странах Европы.
Калькуля́тор (лат. calculo — считаю, подсчитываю) — древнееврейский язык: калькулятор — от «калькули» — набор глиняных фишек, соответствующих количеству тех или иных предметов (источник: «Глиняная Библия», Хулия Наварро).Электронное вычислительное устройство для выполнения операций над числами или алгебраическими формулами;Компьютерная программа, эмулирующая функции калькулятора.Специализированная программа, автоматически проводящая некоторый вид расчётов (калькулятор вкладов, калькулятор контактных площадок и т. п.)Профессия (человек, производящий калькуляцию).1954: фирма IBM продемонстрировала первый полностью транзисторный калькулятор.1957: IBM начала выпуск первых коммерческих калькуляторов на транзисторах (IBM 608).1964: Начат выпуск первого серийного отечественного калькулятора «Вега».1965: компания Wang Laboratories выпустила калькулятор Wang LOCI-2, который мог вычислять логарифмы.1970: началась продажа калькуляторов, которые можно держать в руке (фирмы Sharp и Canon, вес калькуляторов порядка 800 г). Первый отечественный калькулятор, выполненный с использованием интегральных микросхем — Искра 110.1971: появился первый карманный калькулятор — модель 901B фирмы Bomwar размером 131×77×37 мм, c 4 операциями и 8-разрядным «красным» индикатором (на светодиодах); цена $240.1972: появился первый научный калькулятор — HP-35 фирмы Hewlett Packard; в нём впервые использовалась «обратная польская нотация».1974: первый программируемый калькулятор — HP-65; программная память была 100 команд; программы можно было записывать на магнитные карты. Первый отечественный микрокалькулятор — «Электроника Б3-04» (впервые использован термин «Микрокалькулятор»).1975: появился калькулятор HP-25C, в котором программы и данные не пропадали при выключении питания.1977: разработан первый советский программируемый микрокалькулятор «Электроника Б3-21».1979: Hewlett Packard выпустила первый калькулятор с алфавитно-цифровым индикатором — HP-41C. Он был программируемым, с возможностью подключения дополнительных модулей — RAM, ROM, устройства чтения штрих-кодов, кассеты с магнитной лентой, флоппи-дисков, принтеров, разъёмов RS-232, HP-IL, HP-IB.
1980: появился Б3-34.1985: появились МК-61 и МК-52.
1985: появился первый программируемый калькулятор с графическим дисплеем Casio FX-7000G.А вообще могу сказать, что первый вычислительный аппарат был разработан, но не воплощен в жизнь математиком Чарльзом Бэббэджом, он жил с 1791 по 1871годы.А его задумка была воплощена в жизнь лишь в 1991 году, её установили в Лондоне в музее науки, в честь 200 со дня рождения изобретателя,Машина действительно работала так как и было задуманно Бэббэджом. Она весит примерно 3 тонны, содержит 4000 деталий, длиной 3.3м,а высотой 2.1м.
Вильгельм Шикард (1592...1635) создал «Вычисляющие часы». Это была 6-ти разрядная машина, которая могла складывать и вычитать числа, и информировала пользователя о переполнении с помощью звонка (по непроверенной информации, таким образом, Шикард мог производить вычисления над семизначными числами). Сама машина и ее чертежи были потеряны и забыты во время войны, сотрясавшей приблизительно в тот период Европу. Однако в 1935 году чертежи были найдены... только для того, чтобы быть потерянными снова, по причине Второй Мировой войны. Злоключения машины Шикарда закончились лишь в 1956, когда ее чертежи были заново обнаружены тем же человеком! В 1960 группа энтузиастов построила машину и на практике удостоверилась, что она работает.Блез Паскаль (1623...1662) в Париже создал «Паскалин». Эта пятиразрядная машина (впоследствии Паскаль создал и восьмиразрядный вариант) использовала усовершенствованный метод Шикарда, однако не могла вычитать, и, возможно, была менее надежна, чем более простой механизм «Вычисляющих часов». Несмотря на это, истории было угодно так, что про машину Шикарда все забыли, а Паскаль стал широко известен как основатель концепции вычислительных машин. Он построил достаточно много устройств и продал приблизительно 10...15 из них, часть из которых дошли до наших дней. Патенты были тогда делом далекого будущего, и некоторые особо предприимчивые современники ученого довольно успешно клонировали его детище.Англичанин сэр Сэмюэль Морланд (1625...1695) создал недесятичную складывающую машину, призванную работать с английской валютой. Пользователь вводил слагаемые с помощью некоего подобия наборных дисков. Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (1646...1716) разработал «пошаговый вычислитель», воплощенный в готовое устройство человеком по имени Оливер из Парижа. Пошаговый вычислитель использовал принцип подвижных грузов и мог умножать операнды до 5 и 12 знаков с результатом до 16 знаков. Пользователь должен был повернуть рычаг для каждой цифры в каждом числе, эти повороты затем преобразовывались в последовательность сложений. Механизм требовал от пользователя постоянных поправок и срабатывал не всегда. Так как пошаговый вычислитель не нашел в то время почти никакого практического применения, он был оставлен на чердаке и обнаружен лишь в 1879 году рабочим, чинившим крышу. Шарль Ксавье Томас де Кольмар (1785...1870) создал Арифмометр, первый массово производимый калькулятор. Он позволял производить умножение, используя принцип Лейбница, и являлся подспорьем пользователю при делении чисел. Это была самая надежная машина в те времена; она не зря занимала место на столах счетоводов Западной Европы. Арифмометр так же поставил мировой рекорд по продолжительности продаж: последняя модель была продана в начале XX века.