Открытый урок по математике «Прием умножения с помощью сложения»

Открытый урок по математике во 2 «б» классе,
учитель Файзуллина Светлана Тахировна
школа №26
Тема: Прием умножения с помощью сложения.
Цели:
закрепление знаний о связи между сложением одинаковых чисел и действием умножения;
совершенствование умений решать задачи;
закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания;
создание положительной учебной мотивации;
учет индивидуальных особенностей учащихся.

Оборудование:
карточки «Улыбочка» и «Грустиночка»;
карточки-примеры, карточки-задачи;
рабочая тетрадь, ручка.

Ход урока.
Долгожданный дан звонок - начинаем наш урок
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
III.Оформление тетради. Минутка чистописания (учащиеся прописывают число 12).

На доске и на парте учащихся карточки «Улыбочка» и «Грустиночка».

Учитель: Какое число мы записали? (12)
Что вы можете о нем сказать? (двузначное, четное, состоит из двух разрядов 1 десятка, 2 единиц, записывается с помощью двух цифр «1» и «2», предшествует число 11, последующее 13, можно составить самое большое двухзначное число – это 21).

Учитель: Как можно получить число 12 разными слагаемыми?
(1+11, 10+2, 3+9, 4+8, 5+7).

Учитель: Как число 12 можно заменить суммой одинаковых слагаемых?
(12=2+2+2+2+2+2; 12=3+3+3+3; 12=4+4+4; 12=6+6)

Учитель: Каким действием можно заменить эту сумму? (умножением)
Почему? (одинаковые слагаемые берем несколько раз)
12 =2 х 6; 12 =3 х 4; 12 =4 х 3; 12 =6 х 2
Учитель: - Запишите ребята это в тетрадь, в две строчки.
(ученики работают в тетрадях)
- С этим интересным числом мы сегодня еще встретимся.

Учитель: Отгадайте загадку.

Двенадцать братьев по-разному называются
И разными делами занимаются.
(Месяцы)

Учитель: Сегодня братья-месяцы у нас в гостях и они приготовили вам сюрприз. № 1

Игра «Круговые примеры».
На доске в беспорядке расположены карточки с математическими выражениями, на обратной стороне которых написаны названия месяцев. Ребята по желанию выходят к доске, решают пример, переворачивают карточку. Если правильно все примеры поставить по кругу, то и месяцы в году встанут в правильном порядке.

21+17 38-6 32+8 40+20 60-7 53-50 3+20

23+10 33-11 22-14 8+60
· 68-47

Физминутка:
Топай, Мишка
Хлопай, Мишка
Приседай со мной, братишка
Руки прямо, вверх и вниз
Улыбнись мне и садись


Учитель: 12 месяцев делятся на времена года – зима, весна, лето и осень.
На парте у каждого ученика карточки-задания на цветной бумаге.
Каждому времени года соответствует свой цвет. Карточки синего цвета – зима, зеленого цвета – весна, красного цвета – лето, желтого цвета – осень.

Учитель загадывает загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках укатила. (Зима)

По команде учителя встают учащиеся, у которых карточки-задания синего цвета, находят свою пару и встают у доски. Остальные учащиеся проверяют правильность решения заданий.

Задание «синим»:
67-(18+2) = 87- (32+8) =
48-(12-9)=5+(54-14)=

Учитель загадывает следующую загадку:
Шагает красавица
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку
И по снежку, и по цветку. (Весна)

Задание «зеленым»:
34+34=34х2
20+20+20+20=20х4
17+17+17=17х3

Учитель загадывает загадку:
Жаркий, длинный, длинный день
В полдень крохотная тень.
Зацветает в поле колос
Подает кузнечик голос. (Лето).

Задание «красным»:
Составить задачу по краткой записи и найти решение.

1) Было - ?м.
Отрезали – 8м и 6 м
Осталось – 16м

2) У Оли – 20 руб.
У Ани - ?, на 5 руб. меньше

}? руб.


Учитель загадывает следующую загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень).

Задание «желтым»:
1ч.30мин.= 90 мин.
30 дм=3м
4см 7мм =47 мм

Учитель: Вы прекрасно справились со всеми заданиями, пришло время поработать с тетрадями.
Самостоятельная работа учащихся.
На доске:
15+15+15= 1+1+1+1=
22+23+28= 7+8+6=
3+3+3+3= 7+7+7=
Задание: выписать только те суммы, где можно заменить сложение умножением, найти значение выражений.

Идет проверка самостоятельной работы.

Подводится итог урока. Выставляются оценки.

Домашнее задание. Придумать и написать 5 чисел, у которых сумму слагаемых можно заменить умножением.

Учитель обращается к учащимся: Поднимите ту карточку, с которой во время урока вы подружились. («Улыбочку» или «Грустиночку).