Конспект урока технологии на тему Технологическая последовательность вышивания (5 класс)
Технологическая карта урока технологии
Ф.И.О. учителя Карязина Марина Николаевна
Класс: 5 Б, 5 В Дата: ________2015
Тема: «Технологическая последовательность вышивания»
Цели урока:
Образовательные: Ознакомить учащихся с искусством ручной вышивки; применяемыми инструментами и материалами, технологической последовательностью, с приемами вышивания;
Развивающие: Развивать навыки культуры труда и аккуратности, умение планировать работу поэтапно, логическое мышление, память, речь, совершенствовать мелкую моторику;
Воспитательные: воспитывать умение работать самостоятельно по инструкционным картам; воспитывать терпение, аккуратность в работе, усидчивость, интерес к выполняемой работе, добиваться правильной организации рабочего места. Способствовать воспитанию эстетического вкус
5. Дидактические средства:
для учителя – образцы работ, фотографии
для учащихся – инструкционная карта, образцы тамбурного шва, раздаточные карточки
Характеристика этапов урока
№ Название этапа,
цель Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат
Формирование УУД:
1. Мотивирование к учебной деятельности
Приветствие, проверка присутствия учащихся, организация рабочего места, наличия необходимого на занятии (учебники, раздаточные материалы, инструменты и приспособления) Приветствие учащихся. Раппорт дежурного. Проверка рабочего места, наличие необходимых инструментов и материала Личностные УУД: умение правильно организовать рабочее место
2. Повторение изученного Актуализация знаний -Что такое одежда?
-Для чего она нам нужна?
-Что одежда может рассказать о человеке?
-Совокупность предметов, которые мы надеваем на свое тело.
-Чтобы защитить себя от холода, чтобы красиво и модно выглядеть
По одежде можно определить:
- насколько человек аккуратен
-принадлежность к той или иной профессии
-вкус человека
-время года
Познавательные УУД:
мыслительный эксперимент.
Коммуникативные УУД:
умение отвечать на вопросы, рассуждать.слушать и слышать собеседника, учителя
Личностные УУД
самопознание;
3. Введение в тему.
Постановка учебной задачи - Посмотрите на фотографию.
-Что вы можете сказать об этой одежде?
-Повседневная она или праздничная?
- Что же делает эту одежду красивой, праздничной?
-Что же такое вышивка? Постарайтесь дать определение
-Что вы уже знаете о вышивке? Изображена русская национальная одежда
Праздничная
Вышивка
Вышивка – старинный и самый распространенный вид декоративно – прикладного искусства. Это искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей.
Вышивкой украшают одежду
В вышивке используют цветные нити
Вышитыми картинами украшают интерьер
Познавательные УУД:
анализ;
мыслительный эксперимент;
Коммуникативные УУД:
умение отвечать на вопросы, рассуждать. слушать и слышать собеседника, учителя
Личностные УУД
самопознание;
4. «Открытие нового знания». Объяснение нового материала
Сведения из истории
Этот вид ремесла уходит своими корнями в глубокую старину. Вышивкой еще в 15-16 веках до нашей эры занимались мастерицы Древнего Египта. В гробнице Тутанхамона обнаружено церемониальное царское одеяние, украшенное вышивкой. Искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех народов нашей страны. Приемы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших всё ценное. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Особенное развитие вышивка получила в 18-19 веках. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы , подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
Вышивали женщины и в богатых семьях, и в бедных. В богатых семьях – для развлечения, а в бедных семьях женщины вышивкой старались как-то украсить свою одежду, свой быт.
- Только ли для красоты украшалась одежда вышивкой?
Вышивка остается актуальной во все времена. Даже в тяжелые времена ВОВ девочки (ваши ровесницы) вышивали кисеты для табака и отправляли их на фронт солдатам.
Кисет – специальный мешочек для табака. Это был самый дорогой подарок, его хранили, берегли, носили у сердца в нагрудном кармане. В редкие минуты отдыха доставали вышитый кисет, сворачивали самокрутку, закуривали, вспоминали о доме, семье, детях. И конечно же мечтали вернуться домой.
Вышивка широко распространена и в наше время.
- Где вы встречали вышивку?
- Что вышивкой украшают в наше время?
Модельеры широко используют вышивку для украшения современной одежды.
Одежда вышитая вашими руками станет нарядной и оригинальной.
Вы тоже сегодня попробуете себя в роли вышивальщиц.
- Как вы думаете, какие качества нужны человеку, чтобы заниматься вышивкой?
- Какие инструменты и материалы используют для вышивки?
Прежде чем заняться вышивкой, мы должны определить последовательность вышивания. Попытайтесь сделать это самостоятельно. Учащиеся слушают объяснения учителя. Основные моменты конспектируют
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.
На одежде, на сумках, на салфетках, на чехлах для телефонов
Усидчивость, терпение, внимательность, аккуратность
Игла, ножницы, пяльца, мулине, ткань
Работа в парах по карточкам
Учащиеся восстанавливают правильную последовательность вышивания
•Подготовка ткани к работе
•Разметка размера рисунка
•Перевод рисунка на ткань
•Заправка ткани в пяльцы
•Заправка нитки в иглу
•Закрепление рабочей нити в
начале работы
•Выполнение вышивки
•Закрепление нити в конце
работы
Регулятивные УУД:
Умение слушать мнение других и формировать свое собственное
Личностные УУД
самопознание;
понимание ценности культурных традиций
Коммуникативные УУД:
умение отвечать на вопросы, рассуждать. слушать и слышать собеседника, учителя
Познавательные УУД:
сравнение;
анализ;
систематизация;
мыслительный эксперимент;
5. Практическая работа
- Что мы должны знать, чтобы заняться вышивкой?
-Мы с вами сегодня начнем вышивать тамбурным швом по технологическим картам. Образцы на столах
Учитель контролирует и корректирует работу учащихся Организация рабочего места
Правила техники безопасности
Просмотр образцов
Учащиеся выполняют работу по инструкционным картам
Звучит музыка Личностные УУД
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
Регулятивные УУД:
Выбор способов деятельности умение контролировать свою деятельность
Познавательные УУД:
сравнение;
анализ;
систематизация;
мыслительный эксперимент;
практическая работа;
Коммуникативные УУД:
умение отвечать на вопросы, рассуждать. слушать и слышать собеседника, учителя
Рефлексия деятельности (итог урока) У вас на столе лежат кружочки. Нарисуйте в них свое настроение.
Сегодня у нас был первый урок, мы только начали учиться вышивать. Но я вижу, что трудностей вы не боитесь. Вы будете отрабатывать навыки вышивания и на следующих уроках. И, конечно же, у вас все получится! Дети рисуют свое настроение Личностные УУД
самопознание;
самооценка.