Метод. материал доп. образования в школе уроки ритмики с гимнастической лентой
Пестрая лента
Уроки художественной гимнастики для девушек
Упражнения художественной гимнастики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность суставов, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть. Динамичность упражнений способствует улучшению кровообращения, улучшению обмена веществ и повышению функциональных возможностей дыхательного аппарата и сердечно-сосудистой системы, увеличению работоспособности. Занятия художественной гимнастикой воспитывают трудолюбие, волю, настойчивость и упорство, развивают мягкость, грациозность и плавность.
Спорт и искусство
Связь художественной гимнастики с такими видами искусства, как музыка и танец, способствует эстетическому воспитанию занимающихся. Зрелищность упражнений: четкость и ритмичность действий, красочность предметов и костюмов, а также эмоциональная выразительность движений – развивает чувство прекрасного.
Особенностью методики занятий художественной гимнастикой является вовлечение занимающихся в творческий процесс, помощь в проявлении эмоциональных переживаний при выполнении упражнений, в самостоятельном составлении различных комбинаций с различными предметами и без них.
На уроках гимнастики в 10–11-х классах целесообразно проводить занятия с лентами. На первом уроке педагог объясняет девушкам, как изготовить ленту, подобрать цвет, стараясь сразу же заинтересовать своих учениц, показывает танец с лентой под музыку и объясняет, что в процессе обучения они научатся всем движениям с лентой и этому танцу.
Девушки с огромным желанием и интересом занимаются на таких уроках, совершенствуя изученные элементы с лентами: махи, круги, змейки, спирали, восьмерки. Параллельно идет обучение групповому танцу, где ученицам предлагается задание – составить и разучить свой индивидуальный или парный танец. На зачетном уроке девушки демонстрируют и общий танец, и индивидуальный. Получается великолепное шоу. Девушки подходят к составлению своих индивидуальных танцев с интересом и вдохновением.
Занятия с лентами необходимо включать в программу гимнастики, так как они необычайно красивы, элегантны, музыкальны, эстетичны. Танцы с лентами можно включать в спортивные мероприятия как показательные выступления.
Методика обучения
В процессе обучения упражнения с лентой разучиваются раздельно, а затем соединяются.
Лентой выполняются махи и круги, «змейки», спирали, «восьмерки», броски.
Махи и круги
Начинать обучение рекомендуется с махов и кругов в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях. При выполнении кругов палочка с лентой должна быть продолжением руки. В зависимости от радиуса вращения круги могут быть большими, средними и малыми. Большие круги выполняются движением в плечевом суставе, средние – предплечьем, малые – кистью. В больших кругах амплитуда движения в плечевом суставе должна быть максимальной, так как ее сокращение ведет к нарушению плоскости полета ленты.
1) Большие махи в лицевой плоскости1. И.п. – руки в стороны, лента в правой руке.1–2 – мах правой влево-вниз. Лента проходит перед носками с касанием пола;3–4 – то же вправо.2. И.п. – то же.1–2 – мах влево-вверх (см. рис. 1);3–4 – мах вправо-вверх.
Махи вверх выполняются прямой рукой без касания лентой пола. На махе правой рукой влево-вверх в конце движения кисть сгибается в сторону полета ленты, локоть слегка округляется. Мах в обратном направлении следует начинать, когда конец ленты мелькнет у левого плеча. 3. И.п. – то же.1–2 – выпад левой рукой влево, мах влево-вверх;3–4 – приставить левую руку к правой, мах вправо-вверх;
рис. 1
рис. 2
рис. 3
5–6 – то же, что на счет 1–2, но с передачей ленты в левую руку;7–8 – приставить левую руку к правой, развести их в стороны;9–16 – то же другой рукой и в другую сторону.
2) Махи в боковой плоскости1. И.п. – рука с лентой сзади.1–2 – мах лентой вперед-вверх (см. рис. 2);3–4 – мах лентой назад-вниз. Лента касается пола, проходя рядом со ступней, ноги во время махов пружинят. Мах лентой в обратном направлении сверху вниз следует начинать, когда конец ленты мелькнет перед глазами.2. То же – на шагах вперед и назад, с передачей ленты за спиной в другую руку.
3) Горизонтальные махи выполняются энергично, без рывка широким, ровным движением. Их рекомендуется изучать после махов в лицевой и боковой плоскостях.1. И.п. – руки в стороны, лента в правой руке, которая отводится вперед. Мах лентой влево на уровне плеч, локоть слегка сгибается. Обратное движение вправо выполняется прямой рукой (см. рис. 3).2. То же с шагом влево и вправо. Свободную ногу – в сторону на носок.
4) Круги лентой. Круги в лицевой плоскости лентой, так же как и махи, делаются вверх и вниз; лента проходит перед носками. При выполнении круга лентой внутрь не следует сгибать локоть.
Круги в боковой плоскости (см. рис. 4). Выполнение больших боковых кругов требует хорошей подвижности плечевого сустава. При отведении руки назад плечи следует повернуть в сторону руки. Боковые круги можно сочетать с махом, продолжающим движение круга.
Горизонтальные круги над головой (см. рис. 5) выполняются влево и вправо с небольшим сгибанием руки в локте. Палка за головой должна быть в горизонтальном положении.
рис. 4
рис. 5
Змейки
Змейки бывают вертикальные и горизонтальные и выполняются по полу и по воздуху. Рисунок ленты (зубцы) по отношению к полу определяет ее название. Ввертикальной змейке (см. рис. 6) зубцы обращены вверх, а в горизонтальной(см. рис. 7) – в стороны. Змейки выполняются движением в лучезапястном суставе, локоть слегка согнут, хват палочки свободный. При напряженной кисти змейки получаются слишком крупные и неровные. В вертикальной змейке кисть, обращенная ладонью вниз, быстро сгибается вверх и вниз, а в горизонтальной – сгибается влево и вправо ладонью внутрь. При длине ленты 5 м надо добиваться образования четырех зубцов высотой примерно 50 см, располагая их равномерно до конца ленты. Если остается не захваченным в зубцы конец ленты, тянущейся по полу или по воздуху, это считается ошибкой в выполнении змейки.
Вертикальные змейки по воздуху. Здесь большую роль играет положение палочки: она должна быть все время как бы продолжением руки. При поднимании палочки вертикально вверх лента наматывается на нее.
Горизонтальная змейка за головой (см. рис. 8) выполняется с продвижением вперед в шаге, на беге, на танцевальных шагах.
рис. 6
рис. 7
рис. 8
И.п. – рука с лентой поднята, ладонь вверх. Шагая вперед, выполнить горизонтальную змейку отведением и приведением кисти влево и вправо.
То же бегом.
Спирали
Спирали бывают вертикальные и горизонтальные и выполняются по полу и по воздуху. Спираль лентой образуется круговым движением предплечья и кисти при согнутом локте. Быстрота движения в локтевом суставе возможна лишь при отсутствии в нем чрезмерного напряжения. В вертикальной спирали (см. рис. 9) витки лентой располагаются вертикально, палочка – горизонтально. Вгоризонтальной (см. рис. 10) спирали наоборот: палочка находится вертикально, а витки ленты – горизонтально. Начинать обучение следует со спиралей на полу, добиваясь равной величины и частоты витков. Направление их движения может быть как по часовой стрелке, так и против нее.
рис.9
рис.10
Восьмерки
Восьмерки бывают вертикальные и горизонтальные, большие, средние и малые. Большие выполняются движением в плечевом суставе, средние – предплечьем и кистью, малые – кистью. Вертикальные восьмерки используются крайне редко.
Восьмерки выполняются последовательными поворотами руки внутрь и наружу. При выполнении горизонтальной восьмерки в боковой плоскости круги располагаются спереди и сзади по отношению к телу.
а) Большие горизонтальные восьмерки в лицевой плоскости показаны на рис. 11.
рис. 11
рис 12
б) Средние вертикальные восьмерки в лицевой плоскости выполняются с касанием пола и по воздуху (см. рис. 12).
в) Малая вертикальная восьмерка в лицевой плоскости выполняется аналогичным способом, но радиус движения уменьшается, так как движение выполняется только в лучезапястном суставе.