Методическая разработка бинарного урока по химии и географии 8 класс Черное золото Украины
І. Организационный момент.
Здраствуйте ребята! Сегодня у нас не обычный урок, а бинарный. И проведем его мы: учитель химии и географии.
Учитель географии: Ребята, давайте пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи в проведении этого урока (повернуться друг к другу и пожелать удачи). А ещё сегодня на уроке вам будет помогать ваш самый лучший друг, посмотрите на него (учитель проносит шкатулку с зеркальцем и каждый видит там себя).
Сегодня у нас не традиционный урок, а урок-исследование. И речь сегодня пойдет о золоте, но золоте необычном. Что вы можете рассказать о золоте? (дети говорят о свойствах золота).
Учитель химии: Ребята, у вас на столах находятся мешочки. Как вы думаете, что в них?
( выслушать предположения учеников). А теперь давайте их откроем (открывают мешочки и видят там каменный уголь). Ну что, похожи эти камни на золото?
Учащиеся: нет, не похожи.
ІІ. Сообщение темы и задач урока.
Учитель химии: А уголь тоже называют золотом, только «чёрным». Вот сегодня нам и предстоит провести исследование и выяснить, почему уголь называют чёрным золотом? (слайд 1,2)
Решить следующие задачи.
(слайд 3)
ІІІ. Проведение исследования.
Вступительное слово учителя.
Учитель географии: Золото всегда служило мерилом ценности труда, мерилом стоимости товара, и лишь потом стало символом роскоши. Но труд можно оценивать не только золотом. Например, каменный уголь, добыча которого во все времена была связана с огромным риском, также называют золотом, только черным. Уголь сделал процветающими многие страны, ведь его роль как источника энергии в начале промышленной революции была самой значимой. Уголь положил начало многим технологиям, без которых оказывается невозможным технический прогресс. Остается он важным полезным ископаемым и сейчас. Еще уголь называют солнечными консервами, ведь чтобы он получился, должны были окаменеть огромные пространства леса
( демонстрация окаменелостей на угле). Почему уголь называют "черным золотом"? Послушайте сказку и поймете.
"В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил - был царь. Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подал царю... простой чёрный уголёк.
"Прочь отсюда, закричал царь, об этот уголь только руки марать!"
Обиделся уголёк да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают - света нет), холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа - то нет, а без него ни меча не сковать, ни пули не отлить). Решил царь бежать из дворца, хвать кафтан: "Батюшки, ни одной пуговицы!" И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но даже пластмассовые пуговицы тоже с применением угля делают. Даже картины в царской галерее стали бледными, потому что многие краски из чёрного уголька делают. Взмолился царь: "Уголёк, не помни зла, вернись!" Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой" (по Г. Юрмину). Уголь был главным топливом мировой промышленной революции 18-19 веков. На угле работали первые паровые машины, первые корабли, паровозы и автомобили. Поныне уголь является одним из наиболее популярных видов топлива в мире - он широко распространен, его относительно легко добывать, хранить и транспортировать, из него легко получать энергию, он дешев.
Поэтому уголь называют «чёрным золотом»!
Учитель географии: впервые европейцам показал уголь Марко Поло ещё в 13 веке
(слайд 4), когда привёз его из Китая.
В Украине уголь был открыт в 18 столетии.
Ученик: (выступление с опережающим заданием) об открытии угля в Украине.
( слайд 5,6)
Учитель химии: (О Менделееве) Мы с вами недавно изучили периодический закон Д.И. Менделеева. Но, оказывается, его вклад в науку очень многогранен. Сегодня мы узнаем о вкладе ученого в развитие угольной промышленности. Путешествуя по Донбассу в 1888 году, Дмитрий Иванович писал «Лисичанская школа дает именно тот класс практических деятелей, каких вообще мало выпускают наши учебные заведения» (слайд 7).О какой школе шла речь, вы узнаете через минуту. В том же году он опубликовал в «Северном вестнике» свою статью «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца» ( слайд 8)
Ученик: (выступление с опережающим заданием) рассказ о первой шахте Донбасса, открытой в Лисичанске в 1795 году (слайд 9)
Учитель географии: рассказ о первой штейгерской школе в г. Лисичанске (просмотр видеоролика).
3. Практическая работа.
Учитель химии: А сейчас я вас приглашаю в химическую лабораторию. Хотите поближе познакомиться со свойствами угля? Проходите в нашу лабораторию. Дети берут кусочки угля, рассматривают их (заполняют паспорт угля)
Паспорт угля
Признак
Характеристика
хим. элемент
цвет
блеск
агрегат. состояние
прочность
структура
растворимость в воде
Учитель: Какого цвета уголь?
Дети: Он чёрный, блестящий.
Учитель: Как вы думаете, почему уголь называют каменным? (Уголь твёрдый как камень.) Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?
Дети: Пробовали надавить на него или сжать в руке.
Учитель: Как вы думаете, каменный уголь прочный? (ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт. Уголь рассыпался на несколько мелких кусочков. Какой вывод можно сделать?
Дети: Каменный уголь твёрдый, но не прочный.
Учитель: Что будет, если провести углём по листу бумаги? (На бумаге останется чёрная линия.)
Учитель: Возьмите лупу и рассмотрите уголь. Что вы видите (ответы детей).
Дети: Он слоистый.
Учитель: Давайте опустим уголь в воду. Что произойдет с углем?
Дети: Уголь не изменился, он не растворяется в воде.
Учитель: Каменный уголь- это не простой камень, это полезное ископаемое.
Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются,
гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь (слайд 10 и демонстрация окаменелостей)
Учитель: А сейчас я расскажу о чудесных превращениях угля.
Какого цвета уголь? Каждому известно: уголь черный. А таблетки, которые вам давали от простуды, например аспирин, белые как снег? А ведь аспирин и другие лекарства делают из черного угля.
Уголь черный, а из него получают разноцветные краски. Уголь ничем не пахнет, а из него получают духи и даже сиропы для конфет и пирожных.
Уголь не прозрачный, а из него можно сделать самое лучшее стекло и стеклянные предметы. Уголь не похож на нитки, а их из него получают.
Из угля делают и удобрение, которым посыпают землю, чтобы росли фрукты, овощи, хлеб. Из угля добывают витамины, необходимые детям и бензин для машин. Чего только не делают из угля! (демонстрируем таблетки, краски, конфету, стеклянную вазу)
Вы согласны, что уголь – настоящее богатство т.е. чёрное золото?
4. Работа в группах.
Учитель географии: Ребята, предлагаю вам поработать в группах. Чтобы объединиться в группы, выберите себе карточку с условным знаком угля (бурый уголь, каменный уголь, антрацит ). В Украине выделяют 3 угольных бассейна, где добывают каменный и бурый уголь (слайды 11,12,13) .
Задания группам:
Заполнить таблицу (слайд 14), работая с учебником (§ 20 учебник В.М. Бойко), с энциклопедией Украины и атласом ( каждая группа один бассейн).
Название
бассейна
ГП
Характеристика бассейна ( глубина добычи, использование)
Донецкий
Львовско-Волынский
Днепровский
буроугольный
1 группа: Донецкий
2 группа: Львовско-Волынский
3 группа: Днепровский буроугольный
Выступление групп и заполнение таблицы полностью.
2. Составить сенкан со словом «уголь».
3. Написать эссе на тему «Чёрное золото Украины» (метод свободного письма, дети работают под музыку)
ІУ. Подведение итогов, рефлексия
Учитель географии: Месторождения угля обнаружены практически во всех странах мира, однако месторождения, которые имеют коммерческий потенциал, находятся лишь в 70-ти странах, а разрабатываются - в 50-ти. При имеющихся темпах угледобычи разведанные запасы угля могут быть исчерпаны в течение 155-ти лет. Для сравнения, нефти может хватить на 41 год, газа - на 65 лет.
А в заключение нам осталось закрепить ту информацию, что вы сегодня получили, а сделаем мы это с помощью занимательных вопросов, загадок и шарад. Итак, вопросы:
- Какая рыба сгорит, если в её названии изменить одну букву? (ответ: угорь – уголь).
- В каком бассейне не вода, а камни? (ответ: угольном).
- К каким природным ресурсам относится «солнечный камень»: почвенным, растительным, климатическим или ископаемым?
Учитель химии: Работа со слайдом «Дай быстрый ответ» (слайд 15)
Оценки: (оценивается работа групп).
Домашнее задание: подготовить сообщение о работе угольной промышленности в городе Лисичанске.
15