Мастер — класс валяние варежек
Волкова Вера Николаевна
педагог дополнительного образования
Мастер – класс по изготовлению варежек способом
валяния шерсти.
Видеть и делать новое
– очень большое удовольствие
Вольтер
Пояснительная записка
Мир окружающий нас является неисчерпаемым источником для развития творческой фантазии. Не каждый человек может стать великим художником, то каждый может научиться понимать красоту, которая в свою очередь преображает, делает душу отзывчивой доброй и творческой.
Цель: мастер-класса: вызвать интерес учащихся к созданию варежек посредством валяния шерсти и создать условия для совершенствования приёмов и навыков валяния с использованием новых методов.
Задачи:
познакомить детей с историей возникновения и развития валяния шерсти;
расширить кругозор обучающихся в области создания изделий из шерсти;
обучить техническим приёмам мокрого валяния;
развивать у детей художественный образ мышления, в том числе память и фантазию;
развивать творческие способности и стремление к творческому познанию и самовыражению;
закрепить и усовершенствовать практические умения и навыки воспитанников полученных на занятии.
Ожидаемые результаты:
получают новые сведения о технике валяния шерсти;
узнают о разнообразии техник валяния, использования валенных изделий в быту.
Содержание занятия:
Теоретическое обоснование
Практическая работа
Анализ, рефлексия
Ход мероприятия
В начале занятия участники мастер – класса знакомятся с мультимедийной презентацией «Немного о валянии». Дети узнают об истории возникновения валяния шерсти, о его развитии, об изготовлении декоративных украшений, бижутерии, одежды просматривают иллюстративный материал. Затем приступают к практической части занятия - изготовлению варежек. Во время практической работы идёт показ презентации по изготовлению украшения, в которой подробно описано и показано пошаговое изготовление изделия.
Теоретическое обоснование:
В настоящее время в нашем обществе вырастает интерес к декоративно-прикладному творчеству, одним из видов которого является валяние из шерсти. Почему-то всё больше людей посвящают свой досуг ручному творчеству. Потому что они хотят сделать нужную, красивую, единственную в своём роде вещь и потому что сам процесс валяния приносит радость, даёт возможность выразить себя. Валяние самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Слово «войлок» переводится с тюркского, как «покров». По легенде первая валяная вещь появилась в Ноевом ковчеге Овцы, плывшие в ковчеге, стояли в тесных стойлах. Их шерсть падала на пол и намокала, овечки копытами сбивали и стаптывали её. Когда же животные покинули ковчег, на полу остался лежать шерстяной коврик. В России валяние из шерсти появилось вместе с приходом татаро-монгольского ига и благодаря суровым зимам отлично прижилось. Самое знаменитое валяное изделие на Руси, конечно же, валенки.
Что такое валяние шерсти? Валяние шерсти (набивание, фильцевание, фелтинг) - это техника создания из непряденой шерсти игрушек или одежды или других декоративных предметов. Только натуральная шерсть обладает прядильными качествами или сволачиваемостью (при механической или тепловлажностной обработке) и люди смогли по достоинству оценить это уже около 8000 лет назад.
Валяние шерсти бывает сухое и мокрое. Мокрое валяние - валяние руками с помощью воды и мыла.
Предлагаю вам познакомиться с техникой мокрого валяния и изготовить варежки, которые мы можем подарить близким людям: детям, бабушкам, родителям, друзьям.
Практическое обоснование
Для работы необходимы следующие материалы и инструменты: плёнка, сетка москитная, кусок подложки для выкройки, мыло детское или Фери (Fairy), ВШМ, ножницы, примерно 50-70 грамм шерсти, Ваши золотые ручки.
Описание работы:
Изготовление выкройки изделия.
Для этого мы возьмем шаблоны заготовок для нашего изделия. Две выкройки варежки делаются одновременно.
Делаем раскладку шерсти в три слоя вдоль, поперёк, вдоль, чуть выступая за края выкройки. Выкладываем декор.
Поливаем сверху мыльным горячим раствором (можно тёплым или даже холодным), накрываем плёнкой и начинаем медленно поглаживать, что бы ни сместить слои шерсти и декор. Аккуратно переворачиваем шерсть с выкройкой и расправляем края.
Заворачиваем аккуратно края шерсти наверх. В районе пальцев делаем подрез ножницами и до конца всё подворачиваем.
Выкладываем три слоя, выступающие края шерсти (таких торчащих кончиков должно быть немного) потом завернём за выкройку, т.е. в сторону ладони.
Если варежки из 2-х цветов шерсти, то выкладка шерсти на стыках двух цветов производится тонкими кончиками шерсти навстречу друг другу, чтобы переход был плавным.
Закладываем прядку шерсти в районе пальца в две стороны.
Поливаем сверху мыльным раствором, накрываем сеткой и начинаем валять. Мы аккуратно как бы массируем, трем поверхность, преимущественно небольшими круговыми движениями, постепенно увеличивая давление. В принципе направление движений не очень важно, нужно только чтобы шерсть свалялась и чтобы свалялась аккуратно.
Валяем, разглаживаем, проверяем, чтобы лицо и изнанка не свалялись вместе, надевая варежку на руку. Так до тех пор, пока варежка почти не сядет по руке. Начнётся усадка шерсти, и выкройка начнёт скручиваться внутри варежек, её необходимо вынуть.
Отполаскиваем варежки в нейтральной воде. Для того, что бы шерсть хорошо отполоскалась в воду можно добавить уксус. Расправляем и высушиваем варежки.
Можно расшить бисером или бусинами.
После окончания работы проводится опрос:
1. Можно ли изделие усовершенствовать, украсить?
Безопасно ли изготовление и использование этого изделия для окружающей среды: в процессе изготовления, при использовании?
Выводы: Обладая умениями валяния шерсти вы можете изготовить как очень простые вещи, например, бусы, так и очень сложные: сумки, картины, одежду. Все зависит лишь от вашего желания и фантазии!
Время, проведенное в таком совместном творчестве очень полезно для психики и для развития моторики ребенка. Если перед вами стоит проблема выбора оригинальных неповторимых подарков на Новый год – с нами вы сможете за короткое время создать подарки, которые долгие годы будут радовать ваших близких.
Рефлексия:
Для подведения итогов занятия прошу вас высказать свое мнение:
Понятна ли вам технологическая последовательность выполнения сувенира?
Научились ли вы технологии выполнения сувенира?
Понадобятся ли вам знания и умения, приобретенные на этом занятии, в дальнейшее вашей деятельности?
Заголовок 315