Урок труда по теме: поделка из природного материала: аппликация лебедь


Тема: поделка из природного материала: аппликация «Лебедь»
Цель: Познакомить с понятием «профессия»; повторить технику аппликации на примере нового природного материала; установка толерантности с выбором профессии
Задачи: познакомить с новым материалом для аппликации - яичной скорлупой и техникой работы с ней, учить правильно располагать изображения.
в процессе работы развивать фантазию, воображение детей.
Прививать любовь к прекрасному.
Оборудование: ИТК, Презентация Microsoft PowerPoint.ppt, толчённая яичная скорлупа, клей, карандаши, цветной картон, шаблоны, тряпочка для рук и для сметания излишков скорлупы с листа бумаги.
Ход урока
I. Вступительная беседа
- Сегодня день у нас особый, сегодня праздник у ребят.
- Ребята! Как вы думаете, какой сегодня праздник? (Праздник труда).
- Дорогие наши гости и ребята, прежде чем начать наш праздник я предлагаю на минутку задуматься, что жизнь человека без работы, без труда. И дома, и на работе никто ничего не делает, все отдыхают на заводах и на фабриках, в больнице, в магазине.
- Отдыхает электрик. (Нет электричества, не работают стиральные машины, утюги, телевизоры, компьютеры)
- Не вышла на работу портниха. (Все люди останутся без одежды)
- Решил отдохнуть строитель. (Не будет домов, и людям негде будет жить, а на улице они заболеют, замерзнут)
- Не вышел на работу повар. (Все будут без пищи, а без пищи человек долго не проживет, и жизнь тогда прекратится)
- Правильно ребята. Жизнь не возможна без труда.
Хором: - “Жизнь – это труд”.
- Мы говорили о труде взрослых людей. А как мы можем трудиться? Главный труд в школе – учеба, на уроках мы получаем знания, которые нам пригодятся в будущем и помогут выбрать профессию. И сейчас мы можем уже много делать своими руками. Вы это могли увидеть на выставке. Ни секрет, что изделия, сделанные своими руками, доставляют больше удовольствия, чем купленные. Они создают уют, делают не похожим на другие.
Саша: Сломалась игрушка – умей починить,А новую сам научись смастерить,Не даром ребятам смекалка дана,Во всём и везде помогает она.Ерлан: Умей, если нужно, заштопать чулок,Без помощи свой приготовить урок,Будь первым в ученье, будь первым в труде,У нас белоручек не любят нигде.- Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд и поговорим о том, что является
очень важным в жизни каждого человека.Вопросы кроссворда: ( слайд 1)1.Скажите, кто так вкусноГотовит щи капустные,Пахучие котлеты,Салаты, винегреты? (Повар)2.? (врач)3.Кто строит нам жильё? (Строитель.)4.Встаём мы очень рано,Ведь наша забота – Всех отвозить по утрам на работу. (Шофёр.)
5.Мы учим детишек читать и писать,Природу любить, стариков уважать. (Учитель.)6.Кто дарит нам сказки,Рассказы и басни,Кто мир для читателяДелает прекрасней? (Писатель.)7.Кто рано встаёт и коров выгоняет,Чтоб вечером мы напились молока? (Пастух.)
8. (Библиотекарь)9 .Кто знает дороги отлично воздушныеИ нас перевозит туда, куда нужно? (Пилот)-Какое ключевое слово в этом кроссворде? (Профессии.)Разговор у нас пойдёт о профессиях. А что такое профессия? (слайд 2)
Профессия: «Роль трудовой деятельности, занятий, требующий специальных теоретически
Знаний и практических навыков и являющийся обычно источником существования».
- Давайте вместе совершим путешествие в мир профессий. (слайд 3)
Первая остановка «Собери пословицу» (слайды 4-5)
Вторая остановка (Отгадай профессию) (слайды 6-13)
Рядом с нами живут люди разных профессий, от них зависит насколько легка, спокойна,
интересна будет жизнь человека. -Попытайтесь угадать, о каких профессиях идёт речь?
Физминутка (слайд 14-15)
Третья остановка «Инструменты труда» (слайд 16)
-Назовите, какие инструменты кому надо?
- Кто так говорит? (слайд 17)
«Кому добавки?»
«Какой зуб вас беспокоит?»
«Большое спасибо за покупку»
«Вам посылка, распишитесь»
«В мою сеть попало много рыбы»
«Тема сегодняшнего урока «Предлоги»
«Присаживайтесь, как будем стричься?»
-Молодцы! Вы верно угадали все профессии.-О важности труда, его роли в человеческой жизни писали многие великие люди. 
Давайте вспомним стихотворение Д.Родари «Чем пахнут ремесла?». Я буду читать стихотворение,
а вы доскажите последнее слово в строке. (слайд 18-19)
Мимо столярной идёшь мастерской –Стружкою пахнет, и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской,
Пахнет стекольщик оконной замазкой.Куртка шофёра пахнет бензином.Блуза рабочего маслом машинным.Пахнет кондитер орехом мускатным.Доктор в халате – лекарством приятным.Рыбой и морем пахнет рыбак.Только бездельник не пахнет ни как.
- А что необходимо человеку для того, чтобы приобрести любимую профессию и приносить
как можно больше пользы своей Родине?Саша: Надо 9 лет учиться,Не лениться, а трудиться.Ерлан: Год за годом промелькнут,И от школьного порогаВ жизнь откроется дорога.слад 20-21
- у меня растут года, будет мне 17,
Где работать мне тогда, чем заниматься?- кем вы хотите стать, когда вырастите?- а пока Вы школьники – ученики. В чём заключается ваш основной труд? Верно, учёба и хорошие
знания – ваш главный труд. Но помимо этого вы должны уметь себя обслуживать, помочь
взрослым.
А ещё вашей помощи ждут ваши младшие сестрёнки и братишки.
слайд 22
За всё, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час
И мы трудится, будем!
- Сегодня, на уроке мы займёмся аппликацией. А необычность этого урока в том, что кроме основного, привычного для нас материала, будет новый материал, с ним мы ещё не работали.
- Из чего может быть сделана аппликация? (Бумага, лоскутки ткани, листья и семена растений)
- Правильно.
- Я хочу внести в урок некую загадочность, и поэтому не скажу с каким новым материалом
мы будем сегодня работать, об этом узнаете позже.
- А сейчас мы с вами отправимся в поход к очень красивому месту. Для этого вам нужно встать :
и вперёд!
- Сначала мы с вами пройдём через луг.
1 слайд: "Луг с идущей девочкой"
- Потом пройдём через лес.
2 слайд: "Лес" + щелчок "Лес и дети"
- На пути попадаются ветки, осторожно убирайте их в сторону.
(дети делают движения к словам учителя)
- И вот мы вышли к красивому месту, отгадайте к какому:
Молодые берёзки свои перед нимПоправляют причёскиИ месяц, и звёзды в нём отражаютсяКак это зеркало называется? ( Озеро)
3 слайд: "Озеро"
- Садитесь за свои места. Мы устраиваем привал и будем только наблюдать.
Подготовка практической работы
- Ребята, а на озере мы видим замечательную птицу: это: (Лебедь)
4 слайд: "Лебедь на озере"
Лебедь - сильная птица, символ красоты и верности. В сказках различных народов
часто можно встретить сюжет превращения птицы в девушку. Например в сказке А.С.Пушкин
"Сказка о царе Салтане:" 5 слайд:
6 слайд: "Лебедь"
- У лебедей очень длинная шея, вытянутое тело, голова средней величины. Клюв, по длине,
равный голове - прямой и широкий. Птенцы и молодые лебеди буровато-серые, белыми они
становятся только через несколько лет. Живут на озёрах, прудах. Живут лебеди долго до 30-40 лет. Это осторожные и умные птицы. Плавают хорошо, но не ныряют. Взлетают они с трудом, но летят быстро. Они ходят плохо и
редко выходят на сушу. Лебеди живут парами. 7 -8 слайды: "Пара лебедей"
Проведение практической работы
- Многим нравится красота, которую они видят в лебеди, и поэтому, чтобы эта красота была
рядом, многие делают лебедя своими руками из различных материалов.
9 слайд: "Лебедь из колеса"
- А ещё из бумаги, на заводе делают из стекла.
- А мы будем делать аппликацию.
- У вас на столах листок голубого цвета. Как вы думаете, почему этот цвет? (вода)
- Из бумаги другого оттенка синего цвета мы сделаем границу воды (показ)
- Так как мы будим работать с ножницами, давайте вспомним технику
безопасности. (ответы детей)
- Вырезаем волны
- Приклеиваем
- Главным персонажем нашей картины, безусловно, будет лебедь. Поместить птицу в центре
(работа с шаблонами)
- У нас получился силуэт лебедя, давайте попробуем изобразить лебедя.
- Вытяните шею вверх и немного вперёд, выпрямите спину, сведите лопатки. Приподнимите
подбородок. Видите, у нас получилась горделивая осанка, как у лебедя.
- Ребята, тот листик бумаги, который оказался внутри контура надо заполнить. А каким
материалом мы будем заполнять, вы сейчас отгадаете.
Может и разбитьсяМожет и сваритьсяА захочет - в птицуМожет превратиться. (Яйцо)
10 слайд: "Яйцо с цыплёнком"
- Верно. Но нам понадобится яичная скорлупа.
Правила техники безопасности при работе с яичной скорлупой:
- Ребята, нужно быть осторожными при работе со скорлупой. Она тонкая, но острая.
Поэтому старайтесь не браться за острые края скорлупы.
Учитель раздаёт скорлупу на листе бумаги.
- Вот эти кусочки скорлупы и будут у нас материалом для заключительного оформления лебедя.
Но пока давайте отложим нашу скорлупу в сторону.
- Ребята, чего не хватает на нашем озере? (Растений)
- Верно, по берегам озёр растёт камыш.
11 слайд: "Камыш"
- Камыш и служит для строительства гнезда. Давайте и мы разместим камыш на нашей картине.
- Теперь наступает самая ответственная часть нашей работы. Тот листок бумаги, который
оказался внутри контура фигуры лебедя, надо засыпать яичной крошкой.
1) - Намазываем силуэт клеем (показ)
2) - Посыпаем силуэт скорлупой (показ)
3) - Излишки аккуратно стряхиваем с листа.
- Отложим аппликацию в сторону, чтобы она подсохла.
Итог
- С какой новой техникой вы познакомились на уроке? (Аппликация из яичной скорлупы)
- Кто является центральной фигурой нашей аппликации? (Лебедь)
Уборка рабочего места.
- Приведите в порядок своё рабочее место.
- чем занимались на уроке? Что такое профессия?
Оценки за урок.

9
Урок труда, интегрированный с математикой (2-й класс, программа школы VIII вида). "Лепка по образцу стилизованных фигур животных. Кошки"
Коробицына Ирина Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе
Разделы: Преподавание в начальной школе
Задачи. Формировать умение анализировать изделие и составлять план выполнения с помощью учителя; закреплять умение обрабатывать материал руками и стекой, выполнять прием примазывания; закреплять вычислительные навыки в пределах 20-ти без перехода через разряд на основе решения примеров и простых арифметических задач; развивать словесно-логическое мышление на основе специального упражнения «Найди общее слово»; воспитывать положительную мотивацию к учению.Ход урока.
I. Активизирующее начало.
1. Организационный  момент.- Настроение у нас? (Отличное.)- А улыбки? (Дело привычное.)Пожелаем друг другу добра,Ведь урок начинать пора!
2. Коррекционное упражнение на развитие словесно-логического мышления «Найди общее слово».Каким общим словом можно назвать следующие слова? Продолжите ряд слов.1. Кошка, корова, собака, коза.2. Медведь, заяц, лиса, волк.
II. Подготовительная часть.
1. Устный счет, ввод сказочного героя.а.К нам на урок придет гость. Хотите узнать кто это?Для этого нам нужно решить примеры и выставить ответы (числа) в порядке следования примеров. Если мы сделаем это правильно, то узнаем, кто к нам придет.10+10=20   20-1=19  8+10=18  16+1=17  10+6=16 
20 19 18 17 16
К О ШК А
б. Составляем числа, переворачиваем числа и читаем получившееся слово.Итак, кто идет к нам в гости? Как мы это узнали?
2. Словарная работа.а. Давайте посмотрим, правильно ли мы угадали? (достаю игрушечную кошку) Что вы знаете о кошках?б. Словоизменение.- Как сказать ласково? Как называют детенышей?в.Давайте придумаем кличку кошечке.
3. Решение задачи. Задание от кошки.а.Ребята, кошечка принесла нам конверт. Давайте прочитаем, что в нем. Я собираюсь в гости и мне нужно сделать 10 маленьких кошечек в  подарок. Уже сделала 4 кошечки. Сколько кошечек мне осталось сделать?    б.Устный разбор и решение задачи.- Сколько осталось сделать кошечек в подарок? Как узнали? Каким действием? Почему? (1 ученик записывает решение на доске)в.Кошечка просит, чтобы мы ей помогли сделать подарки. Поможем? Сколько нам нужно сделать кошечек? Сколько у нас в классе человек? По сколько кошечек нам нужно сделать? Почему?
4.Сообщение темы и задач урока.Нам нужно сделать фигурку кошечки из пластилина.
Физ. Минутка
Взял наш котик шар большой,Поднял шар над головой (руки вверху над головой, изображают большой шар)Спину выгнул, шарик кинул! (наклониться назад, затем резко вперед, как будто бросаете шар)
III. Изучение нового материала.
1. Ориентировка в задании.а. Анализ изделия.- Что это? Из чего сделано? Цвет? Размер? - Сколько деталей? Какие? Какую форму имеет каждая деталь?- Как соединены детали? (примазывание)
б. Анализ условий работы.- Что нам необходимо для работы? Для чего?
2. Организация рабочего места.- Проверьте, все ли необходимое для работы есть на столе.
3. Составление плана работы.а. Что нужно сделать сначала? Как? Что потом? Как?
б. Педагогический показ и проговаривание плана работы.1. Скатаем цилиндр - колбаску и слегка согнем в виде мостика – это туловище.2. Сформируем лапки, надрезаем стекой.3. Скатаем шарик – голова, вытягиваем ушки (треугольником)4. Сделаем хвостик.5.Соединяем детали – примазыванием.6. Выполняем мелкие детали (глаза, нос, ушки)
Гимнастика для  глаз.
Нарисуйте одними глазами, не поворачивая голову, треугольник, круг, квадрат.
4. Повторение плана работы.Что делаем сначала? Как?Что делаем потом? Как?
5. Указания к началу работы.Соблюдение пропорций. Выполнение мелких деталей.
 6. Выполнение изделия учащимися и контроль за деятельностью.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Словесный отчет о проделанной работе.- Что мы сегодня  лепили? В какой последовательности мы выполняли работу?
2. Анализ и оценка работ.Исходя из поставленных задач.
3.Ребята, кошечка очень рада и благодарит вас за помощь? Прощается с вами, так как очень торопится.
V. Итог.
- Кто приходил к нам в гости? Зачем?- Сколько мы сделали кошечек? Из чего сделали?

“Жизнь – это труд”.
«Профессия - роль трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования»