Конспект урока Два музыкальных обращения к Богородице 3 класс
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Костромского муниципального района Костромской области
«Сущёвская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока музыки в 3 классе
по теме:
«ДВА МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЩЕНИЯ
К БОГОРОДИЦЕ».
Подготовила:
Румянцева Екатерина Германовна
Учитель музыки
2016 год.
Пояснительная записка
Конспект урока разработан на основе программы по музыке «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, М., Просвещение, 2013.
Раздел: «О России петь, что стремиться в храм».
Тема урока: «Два музыкальных обращения к Богородице».
Цель урока: приобщение детей через музыкальную интонацию к жанрам духовной музыки; музыкальной молитве в творчестве Ф. Шуберта и С. Рахманинова.
Задачи:
Обучающие. Узнать, как поэты, художники и композиторы рисуют образ Богородицы и какими средствами они это делают.
Развивающая.Развивать ассоциативно-образное мышление детей.
Воспитательная. Воспитывать интерес к духовной музыке.
Планируемые результаты:
Предметные: - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии; - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
МетапредметныеПознавательные: владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.Логические: умение проводить анализ, сравнение музыкальных произведений.
Регулятивные: формирование эмоционально – осознанного отношения к музыкальному искусству; саморегуляция в процессе работы над разучиванием песни.
Коммуникативные: формирование умения взаимодействовать с учителем, с одноклассниками.
Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости.
Методы обучения: словесно-индуктивный (беседа), сопоставление, сравнение.
Виды контроля и обратной связи: устный – фронтальный.
Домашнее задание: нарисовать портрет мамы.
Музыкальный материал:
Ф. Шуберт – «Аве Мария».
С. Рахманинов – «Богородице Дево, радуйся!»
Песня «Мама» (плюс и фонограмма), музыка В. Гаврилина, слова А. Шульгиной
Оборудование:
Компьютер; мультимедиа-проектор и экран; компьютерная презентация; фортепиано; учебник.
Ход урока.
Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Учитель - Здравствуйте, ребята!
Дети - Здравствуйте, учитель!
Вместе – Добрый день!
Введение в тему урока.
- Начнем сегодняшний наш урок с небольшого видеофрагмента.
Слайд 1. Видеофрагмент «Аве Мария».
Просмотр видеофрагмента «Аве Мария» Ф. Шуберта на бокалах.
- Какое настроение создала вам музыка, исполненная достаточно необычным способом?
- В каком характере она исполнялась?
- Какой образ возник в вашем воображении?
Мы вернемся сегодня еще к этой мелодии, но уже в оригинальном звучании.
- Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.
Слайд 2. Эпиграф к уроку.
Эпиграфом к уроку я взяла такие слова (Л. Рогожников):
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать, И если “любимая” - слово святое,
То трижды священное – “женщина – мать!”
- Как вы думаете, с какой вечной темой искусства мы будем знакомиться?
Слайд 3. О ком эти слова?
- О ком эти слова? Дева Мария, Царица небесная, Мадонна, Богородица.
- К образу Богородицы обращались и поэты, и художники, и композиторы разных стран мира. И сегодня мы об этом узнаем подробнее.
Мы рассмотрим два музыкальных обращения к Богородице, так и называется тема нашего урока. Попытаемся узнать, как поэты, художники, композиторы разных стран рисуют образ Богородицы, какими средствами они это делают?
Работа по теме урока.
1 часть. Радуйся, Мария!
- Сейчас мы с вами откроем учебник на стр.41 и прочитаем стихотворение.
Слайд 4. Отрывок стихотворения Данте.
Она идёт, хвале внимая,
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя… Данте.
Слайд 5. Рафаэль «Сикстинская мадонна».
В своих учебниках и на слайде вы видите одно из самых прекрасных творений итальянского художника XV века Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна». Тема Мадонны была излюбленной темой мастера. Он показал её во многих своих картинах.
- Что мы видим на картине? (ответы детей, после как обобщение всего сказанного слова учителя)
- Раскрывается тяжелый бархатный занавес, и перед нами предстает чудо-Мадонна с младенцем на руках. Она спускается с небес на землю, как бы парит, едва касаясь ногами облаков. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Перед этой чудесной парой склонились Святой Сикст и Святая Варвара, встречая её.
- Как вы думаете, как зовут эту прекрасную Мадонну и её младенца?
- Имя младенца – Христос, а имя его матери – Мария. Бережно прижимая к себе, несет Мария сына, чтобы отдать его людям. Она знает, что его ждут страдания, но во имя спасения человечества жертвует им, своим ребенком, самым дорогим, что есть у неё.
- Какие чувства выразил художник?
- Как он передал эти чувства?
- Какую музыку должен сочинить композитор, чтобы выразить эти чувства?
- Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит «Славься, Мария».
Слайд 6. А. Фет «Аве, Мария».
- Давайте окунемся в мир поэзии и прочитаем стихотворение А. Фета, на стр.40 нашего учебника.
Ave, Maria – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
Ave, Maria – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
- Как ласково поэт называет Богородицу?
- Какой из музыкальных жанров сможет передать лучше всего эти лирические и поэтические чувства?
- Сейчас вы услышите музыку, полную большой внутренней силой, проникновенный гимн женской доброте и благородству.
Слайд 7. Ф. Шуберт «Аве Мария».
Звучит песня-молитва «Ave Maria» австрийского композитора Франца Шуберта.
- Какие чувства передал австрийский композитор?
- Какими музыкальными красками он их выразил?
- Музыка и Изобразительное искусство – каждое своими средствами: мягкими линиями, чистыми светлыми красками – создают ощущение возвышенного, одухотворенного, прекрасного.
- Что еще созвучно музыке и картине?
- Какой тембр голоса исполнял? (дискант, итальянский мальчик-певец Робертино Лоретти) Слайд 8. Робертино Лоретти.
2 часть. Богородице Дево, радуйся.
- Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна есть обращение Вспетая.
Слайд 9. С.В. Рахманинов
- И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к Деве Марии – «Богородице Дево, радуйся», сочиненная русским композитором С.В. Рахманиновым.
(История праздника Благовещение Богородицы, 7 апреля)
Давайте познакомимся с этой молитвой.
Слайд 10. Видеопрезентация с образами Богородицы на музыку С.В. Рахманинова.
- В каком характере написана эта молитва?
- Какой хор исполняет молитву? Сохраняется ли на протяжении всего хора тихое звучание голосов? (пропеть главную тему на стр. 42)
- В чем отличие от зарубежной музыки?
Слайд 11.
На стр. 43 вы видите иконописный образ «Богоматерь с младенцем» Виктора Васнецова. Современники художника называли его «создателем русской Мадонны».
- Что вы видите на картине В. Васнецова? (после ответов детей, сделать небольшое заключение).
- Иконография Пресвятой Богородицы, несущей на руках Младенца Христа и отдающей Его в мир, была результатом творческого поиска Васнецовым идеального образа Богоматери. Художник изобразил Царицу Небесную на золотом фоне, идущей по облакам навстречу каждому вступившему в храм. Обеими руками Она обнимает, словно желая защитить от грядущего зла, Сына, в котором угадываются черты сына художника Миши. Взмах его рук – естественный жест маленьких детей, открытых новому для них миру, взят из жизни: однажды утром жена вынесла сына из дома, и ребенок радостно потянулся ручками к окружающей природе. Но лик Младенца Христа не по-детски серьезен и сосредоточен. Богородицу окружают девять херувимов. Их число соответствует часу, в котором состоялась казнь Христа. Они тревожно взирают на Пречистую Деву и Младенца на Её руках, словно предвидя Его судьбу. В образе Богородицы Васнецов показал национальный идеал материнства и заступничества, «сущность нравственного долга и идея подвига… самоотречение, которое составляет народную черту русского характера с его идеальной простотой в осуществлении необходимого и должного».
- У А.С. Пушкина также есть стихи, воспевающие Богородицу. Под картиной Васнецова дан небольшой отрывок. Давайте его прочитаем.
Слайд 12. А.С. Пушкин.
Одной картины я желал бы вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –
Она с величием, Он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах…
- Как поэт называет Богородицу?
- Богородица – она ведь мать! Мать нашего спасителя Иисуса Христа. И у каждого из нас есть своя мама, любящая, добрая, ласковая, нежная, порой строгая.
Часть 3. Музыкальные движения.
Слайд 13. Разминка (по щелчку)
О маме сложено немало песен. Вы тоже знаете их. Композиторы, поэты и художники, используют для создания удивительного женского образа одинаковые средства выразительности: спокойные мягкие тона и краски, умеренный темп, плавность линии и звука.
- Давайте и мы попробуем выразить характер музыки с помощью танцевальных движений.
Используется песня «Мама мне на тебя не наглядеться».
Часть 4. Вокально-хоровая работа.
- Вы конечно не помните первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас!. Тогда вы были маленькими. Но и сейчас, и потом, когда вы станете взрослыми, мамы будут любить вас больше всего на свете. И только мама искренне разделит с вами и радость, и беду, поможет советом. А сейчас я предлагаю обратиться к маме через песню, и в ней выразить свою любовь.
- Как называется песня, которую мы исполним?
Слайд 14. «Мама» А Ермолов. (музыка по щелчку)
Исполнение песни.
Рефлексия.
Слайд 15. Слова.
- Какие слова передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, читаете стихи, смотрите на картины художников, посвященные Богоматери?
- Как поэты, художники и композиторы передают образ Богоматери?
Музыка, литература и изобразительное искусство каждое своими средствами выразительности создают образ Богоматери.
- Чем православная молитва отличается от католической (зарубежной)?
- Что узнали нового на уроке?
Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.
Домашнее задание.
Нарисовать портрет мамы.
Оценка работы на уроке. Слайд 16.
- Вы все хорошо работали… Молодцы!
Дети уходят из класса под музыку.
Используемая литература и ресурсы сети Интернет:
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011.
Музыка: учебник для учащихся 3 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2008.
Уроки музыки: 1 – 4 класс/ Пособие для учителей 4 – е издание,/ Е. Д Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, / М. «Просвещение», 2009 год.
www.yandex.ruwww.audiopoisk.comhttp://vk.com/video31835260_166863580http://vk.com/video31835260_166863773