Презентация по литературе на тему: Л. Н. Толстой роман-эпопея Война и мир (II том (1 — 3 части). (10 класс)
Лев Николаевич ТолстойРоман-эпопея «Война и мир»II том (первая, вторая, третья части)
II том романа изображает жизнь героев между 1806 и 1812 годами.
Этапы поисков и развития Пьера, его заблуждения
Увлечение революционными идеями и Наполеоном; растрачивание своих сил в кутежах с Долоховым и Курагиным. Пьер-граф Безухов, богатейший и знатнейший человек, масса обязанностей, от которых не уйти, - пустых. Женитьба, дуэль с Долоховым. Кризис и масонствоЭтапы поисков и развития Пьера, его заблуждения
Почему Пьер женился на Элен Курагиной?
с одной стороны, этот брак был подстроен князем Василием, т. к. Пьер был очень выгодным женихом; с другой стороны, этот брак был закономерен для Пьера: не только потому, что его должны были обмануть, но и потому, что он должен был обмануться. Это был поступок и самого Пьера.Толстой пишет: « И в ту же минуту Пьер почувствовал, что Элен не только не могла, но должна была быть его женою, что это не может быть иначе…» (т. II, ч. 3, гл. 1).
Пьер мучается потом, понимая, что он не только обманулся, но и обманул других. Он считал себя виноватым, что женился не любя, что солгал сам, сказав Элен: «Я вас люблю».
Мысль о том, что он чуть не убил Долохова оттого, что сам был виноват, женившись, не любя, повергает Пьера в глубочайший кризис.
«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего нужно жить и что такое я? Что такое смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивает Пьер себя. Смысл жизни Пьер находит в нравственном самосовершенствовании как средстве устранения зла в себе и в мире.
Почему Пьер, будучи атеистом и считая религию «несправедливою», вступает в масонское общество?
Пьера привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправить тем самым человеческий род и «противоборствовать злу, царствующему в мире». Пьер воспринял в масонстве не религиозную, а нравственную его сторону. У него было так много сомнений и колебаний, что он потянулся к тем, кто имел веру и убеждённость в чём-то. («Пьер с замиранием сердца, … - … испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни».)
Итак, желание обрести что-то устойчивое, цель жизни для себя приводит Пьера в масонство.
Деятельность Пьера в масонском обществе, её результаты
Какие конкретные шаги предпринял Пьер Безухов, чтобы практическими делами подтвердить нравственные призывы масонов? Чем объяснить, что планы его не были осуществлены?
«Пьер вызвал в главную контору всех управляющих, и объяснил им свои намерения и желания. Он сказал им, что немедленно будут приняты меры для совершенного освобождения крестьян от крепостной зависимости, что до тех пор крестьяне не должны быть отягчаемы работой, что женщины с детьми не должны посылаться на работы, что крестьянам должна быть оказываема помощь,что наказания должны быть употребляемы увещательные, а не телесные, что в каждом имении должны быть учреждены больницы, приюты и школы».
Пьер не знал, что вследствие того, что перестали по его приказу посылать работниц-женщин с грудными детьми на барщину, эти самые работницы тем труднейшую работу несли на своей половине. Он не знал, что священник, встретивший его с крестом, отягощал мужиков своими поборами, и что собранные к нему ученики со слезами были отдаваемы ему, и за большие деньги были откупаемы родителями
Пьер убеждается, что многие масоны вступали в общество ради приобретения связей с сильными и богатыми людьми, которых там было много. Поездка за границу, выступление после неё. Предложения Пьера о преобразовании масонских обществ были приняты руководителями и большинством членов общества как опасные, а на Пьера вновь находит тоска. Замкнутый в мире нравственных проблем и собственных переживаний, он вновь попадает в тупик, из которого выводит его только 1812 год.
Поиски смысла жизни князя Андрея
Князь Андрей мечтал о личной славе и военных подвигах. Аустерлиц стал эпохой позора и разочарований не только для всей России, но и для князя Андрея. С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежал на Праценской горе князь Андрей. Наполеон представился ему ма-леньким человечком, «с безучас-тным , ограниченным и счаст-ливым от несчастья других взглядом».
Ранение князю Андрею принесло не только разочарование в тщетности и ничтожности подвигов во имя личной славы, но и открытие нового мира, нового смысла жизни.
Неизмеримо высокое, вечное небо, синеющая бесконечность открыли в князе Андрее новый строй мыслей, и он желал бы, чтобы люди «помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал её теперь».
Когда князь Андрей, странно размягчённый, вернулся домой, с непривычно ласковыми словам, готовый к миру, на него обрушилось горе – смерть от родов княгини Лизы.
Князь Андрей чувствовал себя виноватым перед Лизой. Это усугубило его кризис, заставило замкнуться, уйти в себя. Переживания сделали его скептиком.
Пьера, навестившего Андрея Болконского в Богучарове, поразил его «потухший , мёртвый взгляд» «Жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызения совести и болезни), - вот вся моя мудрость теперь», - говорит князь Андрей Пьеру.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!»
Поездка в Отрадное. Встреча с Наташей и воздействие весенней природы пробуждают живую душу в князе Андрее. Он включается в общественную жизнь.
Те дела, которые не сумел до конца довести Пьер, были выполнены князем Андреем. Начинания были прогрессивного характера (часть крестьян перечислена в вольные хлебопашцы, барщина заменена оброком и т. д.)
Петербургский период жизни князя Андрея. Андрей Болконский сталкивается с реальными историческими деятелями – Аракчеевым и Сперанским. Князь Андрей занимается составлением новых военных проектов, работает начальником комиссии составления законов и над отделом «права лиц». Но вскоре увидел, что это работа «праздная». Начав увлечённо общественную работу, разочаровался, потому что не видел глубокого смысла в своей общественной деятельности.
Использованная литература: Л. Н. Толстой. Война и мир. - М.: Художественная литература, 1957. Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс, II полугодие. – М.: ВАКО, 2014. – 416 с.