Разработка урока по литературному чтению: Дети Деда Мороза
Тема учебного занятия: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель и ожидаемый результат: проанализировать новое произведение, подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение людям и научить читать сказку выразительно по ролям
Задачи урока:
Актуализировать знания обучающихся по изученному из раздела «Снежок порхает, кружится»
Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения
Развивать навык выразительного чтения по ролям
На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.
Организовать самооценку обучающихся.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), автор: Л. А. Ефросинина, тетрадь «Литературное чтение», словарь Ожегова, презентация
Содержание и технология урока:
Этапы урока;
задачи в деятельности обучающихсяДеятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
1.Актуализация знаний обучающихся
Вспомнить некоторые изученные произведения из раздела по готовой модели обложки и уточнить знания о временах года
Организационный момент
+Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?
+Я предлагаю вам встать в круг, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться и сказать приятные слова.
+Девиз нашего урока:
«Было бы желание, а путь найдётся!»
+Посмотрите на модель обложки и скажите, какие произведения ей соответствуют?
+Скажите, ребята, какие времена года вы знаете?
+Какое время года сейчас?
+Назовите названия осенних месяцев.
+Какой месяц идёт сейчас?
+Какие признаки осени вы наблюдали в природе?
+Объясните, почему месяц «ноябрь» называют поздней осенью или «предзимьем».
Самоконтроль готовности к уроку
Высказывания детей
Объяснение девиза.
+И. Соколов - Микитов, рассказ о природе, «Зима в лесу»; С.Иванов «Каким бывает снег»
+Лето, зима, весна, осень.
+Осень.
+Сентябрь, октябрь, ноябрь.
+Ноябрь.
Ответы детей
+Месяц, после которого начинается зима. Личностные
Коммуникативные
Познавательные (логические)
Познавательные (логические - анализ объектов с целью выделения признаков)
2.Целеполагание
Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий
+Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет. Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма. Его дом находится в Великом Устюге.
+О ком будете читать сегодня? Откройте учебник на с. 140 (по закладке), прочитайте тему урока
+Как вы думаете: есть ли у Деда Мороза семья, дети?
+Какие дети могут быть у Деда Мороза?
+Скажите, ребята, чему мы уже научились на уроках литературного чтения?
+Что бы нового вы хотели узнать и чему научиться на уроке?
+Для чего вам это нужно?
+Давайте наметим план наших действий
На доске:
-Познакомиться с произведением
-Узнать новое
-Научиться читать выразительно по ролям
+В течение урока я предлагаю вам ответить на проблемный вопрос: «Почему Снежинка помогла больше всех»? (на доске)
+Что мы уже с вами сделали? +О Деде Морозе (определяют тему урока)
+Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»
+Да
Высказывания детей (предположения)
Ответы детей
+Познакомиться со сказкой, узнать, кто является детьми Деда Мороза, научиться читать сказку выразительно, находить в ней красивые слова, узнать новые слова, продолжать учиться составлять модель обложки
+Для того, чтобы узнать много нового и интересного, уметь красиво и правильно говорить самим, и, чтобы было приятно слушать другим, побеждать в конкурсах чтецов
+1. Прочитать или прослушать сказку
+2. Составить модель обложки
+3. Перечитать сказку
+4. Поработать над содержанием сказки
+5. Подготовить выразительное чтение по ролям
+6. Оценить свою работу на уроке
+Определили тему урока, поставили цели, наметили план действий Познавательные (информационные - извлечение информации) Коммуникативные
Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)
Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом)
Регулятивные (составление плана и последовательности действий)
Регулятивные
3.Открытие новых знаний
Познакомиться со сказкой; учиться составлять модель обложки; перечитать сказку
+Какова наша 1 цель?
+Я предлагаю вам два варианта знакомства со сказкой: я читаю, вы слушаете или вы читаете про себя
- Слушание сказки (учебники закрыты)
- Первичное восприятие:
+Какое настроение передано в сказке? (слова на листочках)
Ликующее
Восторженное
Шутливое
Печальное
Весёлое
Праздничное
Радостное
Спокойное
Мечтательное
Грустное
+ Обоснуйте свой выбор.
+Какие чувства возникли в вашем сердце?
Изумление
Радость
Восторг
Восхищение
Грусть
Спокойствие
Сожаление
Печаль
Ликование
+ Обоснуйте свой выбор.
+Какой следующий пункт плана наших действий?
Я предлагаю вам поработать в группах (повторение правил работы в группах)
+Давайте проверим, что у вас получилось?
+Сравните модель обложки с той, с которой мы работали в начале урока.
+Какой следующий пункт плана?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела!
+Посмотрите на доску. Что мы с вами уже сделали?
+ Какая 2 цель?
+Работая над содержанием сказки, не забывайте про поставленный перед вами проблемный вопрос
+Какие непонятные слова встретились вам в этой сказке?
+Кто может объяснить значения этих слов?
+А если мы не знаем значение слова, как нам поступить?
+Сколько детей было у Деда Мороза?
+ Назовите, как их звали? (слайд 1)
+Прочитайте в учебнике первый вопрос и дайте на него ответ
+Прочитайте второй вопрос и ответьте на него
+Каких детей вырастил Дед Мороз? Какую пользу они принесут людям? Докажите.
+Прочитайте 3 вопрос и вопрос на доске
+Какова главная мысль сказки?
Показ иллюстраций: Какие бывают снежинки (слайд 2)
+Первым снежинки научился фотографировать в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет. И сам, фотограф, получил прозвище «Снежинка». «Я обнаружил, что снежинки – это чудесное воплощение красоты, - писал Бентли, - и мне показалось стыдным, что эту красоту не увидят и не оценят другие. Каждый кристалл был образцом великолепного узора, и ни один узор не повторялся дважды. Когда снежинка таяла, узор пропадал навсегда. Так, как будто навсегда уходила красота, не оставив после себя никакого следа» (слайд 3)
+Как Снежинка пожалела Землю?
+Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада.Более того, снег отражает губительные спектры солнечных лучей. Поэтому у северных народов отсутствуют многие болезни, которыми страдают южане.
+Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания.Рыхлый снег содержит большое количество воздуха. Порой «снежная перина» на 90% состоит из воздушной начинки.Под такой периной растениям тепло (слайд 4)
+Скрип снега – это шум раздавливаемых кристалликов.Разумеется, человеческое ухо не может воспринять звук одной «сломанной» снежинки. Но мириады раздавленных кристалликов создают вполне явственный скрип (слайд 5)
+Посмотрите на доску. Что мы с вами ещё сделали?
+Познакомиться с произведением
+Мы хотим, чтобы вы прочитали
Высказывания детей
Высказывания детей
+Составить модель обложки
Работа в группах
Выступление представителей каждой группы с доказательством (называние признаков жанра, определение темы, автора (народная), заголовка)
Вывод: чтение правильной модели обложки
Ответы детей
+Перечитать сказку
Самостоятельная работа (чтение про себя)
+Познакомились со сказкой (пометить на доске)
+Узнать что – то новое
Ответы детей
Дети пробуют объяснить значение слов
+Найти его в словаре (работа со словарём)
+Четыре, три сына и одна дочка
+Ветер, Лёд, Иней и Снежинка
+Зачем Дед Мороз собрал своих детей? Прочитай ответ в тексте (ответы детей с зачитыванием – поисковая деятельность)
+Прочитай, какую работу сделали дети Деда Мороза (зачитывание)
Ответы детей
+Почему отец особенно похвалил Снежинку? «Почему Снежинка помогла больше всех»? (высказывания, предположения обучающихся)
+Служение людям, приносить только добро, пользу
+Я покрыла её белым снегом.
+Узнали много нового (пометить на доске)
Регулятивные (удержание цели урока)
Коммуникативные (планирование сотрудничества)
Коммуникативные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные (поиск информации, знаково-символические)
Коммуникативные
Познавательные (информационные – представление информации)
Познавательные (сравнение, анализ)
Регулятивные (удержание цели)
Познавательные
Коммуникативные
Познавательные (извлечение информации)
Коммуникативные
Личностные
Познавательные
Регулятивные
4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля
Учиться читать выразительно по ролям
+Какова наша последняя цель?
+ Что значит прочитать по ролям?
+Что значит прочитать выразительно?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под музыку)
+Я предлагаю поработать в группе над выразительным чтением по ролям всей сказки
+На ваших партах лежат «Волшебные линеечки». Какие критерии выберем для самооценки?
+Предположите, как вы справитесь с выразительным чтением и исполнением роли?
+Начинаем подготовку
+Проверим работу
+Отметьте на «Волшебной линеечке» результаты работы
+Встаньте те, у кого совпали?
+Встаньте те, у кого выше?
+Встаньте те, у кого ниже?
+Выскажите друг другу пожелания
+Какую важную работу мы с вами проделали? +Научиться читать выразительно по ролям
Чтение памятки на форзаце учебника (тренировочное чтение отрывка)
Чтение памятки на форзаце учебника (тренировочное чтение отрывка)
+Выразительность, исполнение роли
Помечают
Работа в группе
Выразительное чтение по ролям
Помечают (самооценка)
Высказывания детей
+Учились читать выразительно по ролям (пометить на доске) Регулятивные
Регулятивные (контроль, оценка)
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
5.Рефлексия
Контрольно – оценочный этап
Формировать умение оценивать себя +Подведём итоги урока
+Какую сказку читали?
+Чего вы не знали, а сейчас знаете – новое для вас?
+Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Где? Как?
+«Земля, вода и лес – всё покрыто снегом, всё кругом погружено в непробудный и, кажется, мёртвый сон. В трудную пору жизнь отлично умеет притворяться мёртвой. Замерли, но не умерли. Под мёртвым покрывалом снега они таят могучую силу жизни, силу расти и цвести». (В. В. Бианки)
+Я предлагаю вам прочитать книги Андрея Усачёва «Школа снеговиков» и «Чудеса в Дедморозовке»
+На столах у вас лежат снежинки.
+Выберите из них ту, которая соответствует вашим знаниям:
- всё получилось, доволен своей работой
- не всё получилось, но могу работать лучше
- ещё есть затруднения в работе +Русскую народную сказку о природе «Дети Деда Мороза»
Ответы детей
Ответы детей
Самооценка Личностные
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
Регулятивные
6.Выбор домашнего задания +Варианты:
- подробный пересказ по плану (уч. с. 141)
- творческая работа: создание книжки – малышки для классной библиотеки
- задания в тетради