Технологическая карта урока музыки в 7 классе Симфоническая картина Н.А. Римского — Корсакова Сеча при Керженце


Технологическая карта с дидактической структурой урока.
Учитель: Покровская О. Ю.
Предмет: музыка
Класс: 7 класс
Тема урока: Музыкальные образы в Симфонической картине «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского – Корсакова.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: знакомство с музыкальными образами и их развитием в Симфонической картине «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского – Корсакова.
Задачи:
Образовательные (предметные результаты):
познакомить детей с произведением Н. А. Римский-Корсаков «Сеча при Керженце» и легендой о граде Китеже;
формировать и расширять художественный кругозор детей;
расширить знания о музыкальных образах;
учить разбираться в своих чувствах, эмоциях, возникших при слушании музыки и просмотре видеофрагмента;
учить раскрывать и сравнивать художественные образы произведения;
учить анализировать музыкальное произведение, выявлять особенности образов добра и зла, различать музыкальные фрагменты на слух;
развивать вокально-хоровые навыки при совместном исполнении песни.
Развивающие (метапредметные результаты):
развивать наблюдательность, музыкальный слух, музыкальную память, творческое восприятие исторических событий в музыкальном произведении;
развивать эмоциональную отзывчивость (качество эмпатии);
развивать образное мышление;
развивать аудиовизуальное художественное восприятие;
развивать ассоциативное мышление, фантазию, воображение.
Воспитательные (личностные результаты)
воспитывать любовь к Родине, гордость за её героическое прошлое;
воспитывать музыкальный вкус;
воспитывать нравственные качества школьников.
Методы:
наблюдение за музыкой, размышление о музыке;
сравнение;
проблемный;
коллективное целеполагание,
моделирование деятельности,
метод интеграции искусств,
метод эмоциональной драматургии;
метод жизненных ассоциаций;
метод музыкальных обобщений.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Дидактическая
структура урока Деятельность
учителя Деятельность
учеников Задания для
учащихся,
выполнение
которых
приведёт
к достижению
планируемых
результатов Планируемые
предметные результаты УУД
Организационный момент Проверяет готовность кабинета и учащихся к уроку;
Настраивает учащихся на позитивный лад, подбадривает их, напоминает, что они хотят и могут хорошо учиться.
Учащиеся также настраиваются на урок, соглашаются с учителем, что они будут стараться хорошо работать. С помощью смайликов определить собственное настроение на начало урока.
Настрой обучающихся на познавательную деятельность (коммуникативная компетенция) Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.
Коллективное целеполагание. (учебно-познавательная компетенция).
Распределение по группам
Учитель предлагает учащимся разделиться на 4 группы и выбрать в каждой группе лидера, который в течение урока будет регулировать работу группы и оценивать её в конце урока. Учащиеся делятся на 4 группы, располагаются за столами и выбирают лидера. Коммуникативные: Формирование желания и способности каждого ученика к участию и работе в группах.
Решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками.
Формирование способности вступать в контакт.
Постановка цели, мотивация
Учитель обращает внимание детей на слайд «Н.А. Римский – Корсаков. Симфоническая картина «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и побуждает детей к определению темы урока, постановке целей и задач урока.
Определяют тему урока, ставят цели и задачи.
Учащиеся выделяют цель – знакомство с новой музыкой. Отмечают, что через знание содержания оперы, слушание фрагментов и разбор произведения, можно добиться поставленной цели.
Умение определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи.
Развитие умений находить общее, отличное, закономерности.
Регулятивные:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока и способов решения задач.
Повторение пройденного материала Следующий слайд: Ария Сусанина, Половецкие пляски, Ария князя Игоря, Хор «Славься», Хор «Солнцу красному слава», Хор «Вставайте, люди русские». Учитель
предлагает группам задать вопросы классу, исходя из данного перечня музыкальных фрагментов.
Участники групп задают вопросы:
Из каких произведений перечисленные фрагменты?
Что объединяет эти произведения?
Отвечая на вопрос – Из каких произведений перечисленные фрагменты, команды называют эти произведения с помощью теста на карточках. Потом обмениваются и проверяют правильность ответа. Выясняем, какая группа не ошиблась.
(Приложение №1)
Учащиеся также отмечают, что объединяет эти произведения историческая тема, тема борьбы русского народа за свою свободу. Происходит обобщение уже заложенных знаний.
Вспоминая недавно пройденный материал, учащиеся приходят к выводу, что новый материал является продолжением исторической темы в музыкальном искусстве.
Регулятивные: Осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой деятельности.
Познавательные: Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием.
Информационные: умение сравнивать и сопоставлять информацию.
Познавательные: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров.
Изучение нового материала - Знаете ли вы что-нибудь об опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»?
- Сегодня нам предстоит знакомство с этой оперой – легендой. Но прежде вспомните, сколько опер у Римского – Корсакова?
На какие сюжеты писал оперы композитор?
- Почему опера – легенда? - Нет.
- 15 опер.
- Сказочные, исторические, опера – былина, по произведениям Гоголя
- В основу положена легенда. На карточках из перечисленных опер вычёркивают те, которые не написаны Римским – Корсаковым. Обмениваются карточками и проверяют правильность ответов друг друга.
(Приложение №2)
Проверяются знания опер Римского - Корсакова Познавательные: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Регулятивные: выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством.
Совместное открытие новых знаний
Среди множества русских легенд яркой поэтичностью отличается легенда о граде Китеже.
- Что лежит в основе легенды?
- Это очень важный момент. Римский-Корсаков сочинил “Сечу” как симфонический антракт между картинами 3-го действия?
- Что значит Симфоническая картина?
- Что такое Сеча?
- Как вы думаете, почему эта музыка звучит при закрытом занавесе?
- Разве можно создать большое историческое полотно – картину боя в условиях сцены?
–Но прежде, чем мы послушаем, попробуем смоделировать эту музыку.
- Что будет составлять содержание этой картины?
– Какое будет развитие в музыке, как взаимодействуют темы?
- Как композитор может показать эти два непримиримых лагеря – русских и татар?
Учитель наигрывает 3 темы: песню русской дружины “Поднялася с полуночи”,
историческую песню “Про татарский полон” и тему хора из 2 действия «Ой, беда идёт, люди», которые характеризуют татарское войско.
- Представьте, что вы в театре, занавес закрыт. Каждый зритель и слушатель сам представляет эту картину боя …
На сцене битва русских с татарами не показана. О ней рассказывает музыка.
Композитор сочинил ее потому, что создать большое историческое полотно — картину боя — в условиях сцены было невозможно. Музыка же, благодаря непревзойденному мастерству Римского-Корсакова, с необычайной силой передает весь трагизм ситуации.
Обращаются к раздаточному материалу, изучают его и отвечают на вопросы учителя.
- Борьба русского народа с монголо-татарами.
- Исполняет оркестр.
- Битва.
- С помощью средств музыкальной выразительности композитор заставляет слушателя представить то, что происходит.
- Битва русских и татар.
- Конфликтное развитие, борьба, столкновение.
- Может использовать какие-то народные мелодии.
Дети предполагают, какая тема характеризует русских, а какая татар, и обосновывают свои ответ.
Учащиеся настраиваются на слушание музыки и работу в группах.
1 гр. – Напишите мини-сочинение о своих впечатлениях от прослушанной музыки.
2 гр. – Отвечает на вопросы:
- Какой темп произведения?
- Какая динамика?
- Как вы думаете, чем заканчивается битва? Кто победил?
- Как вы определили?
3 гр. – Отвечает на вопросы:
- Как начинается картина, темой татар или русской дружины?
- Что напоминает ритм музыки?
- Какая картина возникла у вас, слушая произведение? Что нам изображает музыка?
- Какие два враждебных образа рисует композитор в музыке?
4 гр. - Характеризует музыку русской дружины и татар.
(См. приложение №4) Команды изучают информацию на карточках о Китеже и делятся интересными фактами с классом дополняя друг друга.
(Приложение №3)
Учащиеся разучивают мелодии песен и слушают фрагменты этих мелодий из «Сечи».
Звучит видеофрагмент «Сеча при Керженце» в исполнении симфонического оркестра.
Определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи.
Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории - одноклассников, путем выбора соответствующих средств и языка.
Учебный диалог (коммуникативная компетенция).
Слушание музыки ( во время звучания дети не общаются) и самостоятельная работа в группах. Обсуждение и выступление с выполненным заданием (коммуникативная компетенция).
Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои суждения.
Регулятивные: умение работы с различными источниками информации о музыке.
Познавательные: умение находить главные темы в инструментальном эпизоде.
Познание различных явлений жизни общества на основе вхождения в мир музыкальных образов симфонической картины «Сеча при Керженце», их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;
Проявление интереса к воплощению приемов деятельности композитора.
Организация общения на основе развернутой письменной и устной речи со сверстниками.
Личностные: формирование духовно-нравственных, патриотических основ
Регулятивные: способность контролировать время на выполнение заданий;  осознание качества и уровня усвоения материала
 Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке.
Владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки.
Осмысление и закрепление учебного материала После прослушивания музыки учитель даёт 3 - 4 минуты на выполнение задания по группам.
Учитель предлагает подвести итоги в группах.
Побуждает к самооценке.
Представитель от каждой группы, выбранный лидером группы, делает сообщение по своему заданию.
Каждая группа оценивает свою работу и работу других групп. Оценки озвучивает лидер каждой группы. Коллективное подведение итогов, оценивание работы (учебно-познавательная, ценностно-смысловая компетенции).
Формирование способности объективно оценивать соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.
Регулятивные: развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира.
Личностные: расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций.
Развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе;
Осознание личностных смыслов музыкального произведения, понимание его роли в развитии современной музыки.
Исполнение песни Учитель предлагает спеть песню на выбор из уже знакомых в соответствии с темой урока. Предположительно ученики выбирают песню «Не подкачай, вороной».
(См. приложение №5)
Ставят вокально – хоровые задачи для хорошего исполнения песни. Поют песню всем классом. Потом оценивают собственное пение. Регулятивные: устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением песни на уроке.
Рефлексия
Когда-то принцип “Прошедшее в настоящем” провозгласил Мусоргский. В наши дни он обретает несколько иное, более полное звучание: “Прошедшее – в настоящем – ради будущего”.
– Как вы это понимаете?
- Выполнили мы задачи нашего урока?
- Тогда продолжите мою мысль: Я научился …
- Мне удалось …
Учитель предлагает смайликами оценить свою работу на уроке. Предположительный ответ: «Связь времён, когда прошедшее – процесс, начавшийся в определенную эпоху, нацеленный на наше время, наше восприятие и способный развиваться дальше, в будущем, ради будущего.»- Да.
Учащиеся продолжают фразы учителя, оценивая свою деятельность на уроке. Регулятивные: развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира.
Приложение №1
Соедините правильно.
Опера«Александр Невский»Глинка М.И.
Кантата«Иван Сусанин»Бородин А.П.
Опера«Князь Игорь»Прокофьев С.С.
Приложение №2
Вычеркните названия опер, автором которых не является Н.А. Римский - Корсаков
Золотой петушок
Царская невеста
Евгений Онегин
Борис Годунов
ПсковитянкаСадко
Снегурочка
ХованщинаСказка о царе СалтанеКарменРиголеттоПиковая дама
Кащей Бессмертный
Ночь перед рождеством
Приложение №3
Легенда о Китеже
В основу легенды легли подлинные исторические события — нашествие татар на Русь, борьба русского народа против татаро – монгольского ига.
Мудрый князь Юрий выстроил город Великий Китеж в Новгородской области.
Построили город в глубине непроходимых лесов и болот, чтобы враг не мог добраться до него.
Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его.
Китежане узнают, что и на Великий Китеж движется татарское войско. Без борьбы китежане не хотят покориться врагу.
Русские воины поднимаются на защиту родного города. Их было гораздо меньше, чем татар, но они храбро шли в бой: лучше смерть, чем позорный плен. В битве (сече) при реке Керженце вся русская дружина полегла в неравном бою. Путь к городу оказался открыт, враг приближался…
Монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков.
Нападавшим пришлось отступить, и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. И вскоре на месте города остались только волны. Татары в ужасе разбежались.
Невидимый сказочный город Китеж якобы существует на дне озера Светлояр, находящегося в Семёновском районе Нижегородской области. Глубина озера - до 30 метров, форма его идеально круглая. Уровень воды в озере одинаковый в любое время года. Вода в озере на удивление чистая и прозрачная. Сведущие люди рассказывают, что под землёй оно связано с Волгой, откуда в него попадают невиданные чудовища. А ещё говорят, что в тихую погоду из-под воды доносится колокольный звон. Люди считают воду озера целебной. По местным поверьям, чтобы вода оставалась чистой, в Светлояре нельзя купаться, а плавать по озеру разрешается только в деревянных лодках местного изготовления.
Приготовьтесь ответить на вопросы:
Что легло в основу легенды о Китеже?
Кто построил Великий Китеж?
Где построили город и почему?
Как поступают китежане, узнав о приближении врага?
Что ожидало монголо-татар у города?
Расскажите об озере Светлояр.
Приложение №4. Слушание симфонической картины «Сеча при Керженце»
Задание для 1 группы.
- Напишите мини-сочинение о своих впечатлениях от прослушанной музыки.
Задание для 2 группы (ответьте на вопросы)
- Какой темп произведения?
- Какая динамика?
- Как вы думаете, чем заканчивается битва? Кто победил?
- Как вы определили?
Задание для 3 группы (ответьте на вопросы)
- Как начинается картина, темой татар или русской дружины?
- Что напоминает ритм музыки?
- Какая картина возникла у вас, слушая произведение? Что нам изображает музыка?
- Какие два враждебных образа рисует композитор в музыке?
Задание для 4 группы.
- Охарактеризуйте музыку русской дружины и татар.
Используйте в ответах предложенные фразы и выражения.
- грозная, жесткая, стремительная;
- в конце звучит печально, страдальчески надломлено, через нее выражается народное горе, скорбь о погибших войнах
- мужественная,
- волевые интонации,
- героическая решимость.
- мотив «скачки», топот;
- героическая решимость княжеских воинов в борьбе с врагом, не щадя жизни.
- Взволнованный, напряжённый, суровый, боевой, грозный, драматический.
- Быстрый.
- Нарастающая. Резкий «провал» (всё кончено).
- Постепенное приближение вражеской конницы.
- Образы татар и русских.
- Ритм скачки, топот конницы.
- Картина битвы
- Тема русской дружины как бы постепенно «уходит», вытесняется темой татар.
- Трагическая картина безмолвного поля брани, усыпанного телами погибших.
- Достигнув предельного драматизма, сеча обрывается.
Приложение №5 (текст песни «Не подкачай, вороной»)
За Славутичем огоньки
Черною полночью.
То к Царь – Граду идут полки
С божией помощью.
Князь ведет дружину на бой,
Торопя рысака:
Ой, не подкачай, вороной,
Не дрогни рука!
2.С тех старинных седых времен
И до Бородина
Без коня не дорога – стон
И война – не война.
Так шептал драгун удалой,
Шпоря другу бока:
Ой, не подкачай, вороной,
Не дрогни рука!
3. Глянь, на пиках блестят значки,
Степь раскаленная.
То колышется у реки
Первая конная.
И спешит боец молодой
Под знамена полка.
Ой, не подкачай, вороной,
Не дрогни рука!
4. Занедуженный шар земной
С бомбами мается.
А дедов говорок лихой
Не забывается.
Нам ходить не с шашками в бой,
Но в душе на века:
Ой, не подкачай, вороной,
Не дрогни рука!