Технологическая карта урока литературы в 5 классе на тему: А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок.


Технологическая карта урока литературы
Класс: 5
Дата:
Цели деятельности учителя: рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта, об отношении его к устному народному творчеству; помочь осознать нравственную красоту и силу героев пушкинских сказок; продолжить обучение выразительному чтению.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать о лицейских и детских годах жизни писателя, поэтические средства художественной выразительности, содержание поэмы «Руслан и Людмила»; уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила» и понимать идею произведения.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Этапы урока Организация учебной деятельности Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся 1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
3.Усвоение новых знаний
4.Выставление оценок.
5. Домашнее задание. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
- Что такое сказка?
- Какие виды сказок вы знаете?
- Чем отличается народная сказка от литературной?
Биография А. С. Пушкина.
Алескандр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев. 
Общение с бабушкой, с Ариной Родионовной, с дядькой Никитой Козловым подарило много впечатлений юному Пушкину. Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей, где он и начал учиться в 1811 году. О роли Лицея в становлении личности Пушкина сказано очень много. Вспомним имена друзей, которых Пушкин нашел в Лицее: Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг. Они навсегда остались верными и близкими Пушкину друзьями. В Лицее Пушкин начал писать стихи, в 1814 году было опубликовано первое стихотворение «К другу стихотворцу». 
После окончания Лицея Пушкин не возвратился в Москву, в 1817 году он переехал в Петербург и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он общался в светском обществе, в литературном окружении, посещал балы, театры. В 1820 году он закончил поэму «Руслан и Людмила» — первое крупное произведение. 
В 1830 году Пушкин посватался к Н. Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров. 
15 мая 1831 года Пушкин женился и переехал в Петербург. В эти годы он много работал в архивах, писал произведения на исторические темы. Это «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачева» . Пушкин журнал «Современник», был его редактором, общался Белинским, Гоголем, с художниками. 
Затруднения возникли вновь, когда Пушкин вынужден был общаться в придворных кругах. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.
Ответы на вопросы по биографии А.С. Пушкина и запись в тетради основных биографических событий:
- Когда родился А.С. Пушкин? (8 июня 1799)
- Где учился поэт? (В Царскосельском Лицее)
- На какую службу поступил А.С. Пушкин? (В коллегию иностранных дел)
- В каком году женился А.С. Пушкин? Как звали жену? (1831, Наталья Николаевна Гончарова)
- Когда умер А.С. Пушкин? Какова причина смерти? (9 февраля 1837 года, смертельная рана, полученная на дуэли с Дантесом.Введение в тему урока
Великолепные пушкинские сказки, в которых соединились гений народа и гений великого русского поэта, появились в 30-е годы того XIX столетия. Они написаны не для детей, и в них, как и во многих других пушкинских произведениях, звучат горечь и грусть, насмешка и протест, добро и зло. В них отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, бесконечная вера Пушкина в победу ума, добра и справедливости.
Поэт записал со слов няни Арины Родионовны несколько русских народных сказок, среди них была такая: “Что за чудо, – говорит мачеха, – вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. – Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес
Помните это произведение? Оно является прологом к поэме Пушкина «Руслан и Людмила».
Проло́г – это вступительная, вводная часть литературного или музыкального произведения или спектакля, предисловие. (Запись в тетради)
Выразительное чтение пролога «У лукоморья…»
Ответы на вопросы:
- Какой картиной начинается пролог?
- Как вы ее себе представляете?
- Что такое лукоморье? 
Словарная работа:
Лукомо́рье – изгиб (излу́чина) морского берега. Слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега». В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира, где стоит древо — ось мира, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По мировому древу спускаются и поднимаются боги.
На неве́домых доро́жках – на неизвестных (от «ведать» – знать), по которым никто не ходил.Неви́данный – небывалый, поразительный, удивительный.Дол – доли́на.Виде́ние – призрак, привидение, явление из мира фантазии.Там о заре́… – То есть при свете зари (заря – световая окраска горизонта перед заходом или восходом солнца).Ви́тязь – богатырь, воин.Чредо́й (чередо́й) – друг за другом.Дя́дька – здесь: надзирающий, присматривающий за витязями-воинами (так до 1917 года называли мужчину-служителя, приставленного для пригляда за новобранцами в военном заведении).Мимохо́дом – идя войной.Пленя́ет – берет в плен.Сту́па – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-либо пестом или растирают зерно.Ча́хнет – сохнет, слабеет, худеет, дряхлеет, становится слабым, болезненным.Русский дух – русская душа; то, что составляет русский народный характер.
Аналитическая беседа
- Какой оттенок придает этим строкам слово «мимоходом»? Как вы представляете себе эту картину?
- Какие народные сказки вы вспоминаете, слушая “У лукоморья дуб зеленый...”? О каких сказочных героях и сказочных чудесах рассказывает А. С. Пушкин? Нравятся ли вам эти сказочные герои? Какие события могут быть связаны с Бабой Ягой, избушкой на курьих ножках, Кащеем, колдуном? Вспомните русские народные сказки. (Школьники рассказывают о том, в каких сказках они читали о Бабе-яге и Кощее Бессмертном, русалке и царевне, сером волке и др., называют сказки: «Царевна-лягушка», «Марья Моревна» и многие другие.) - Приведите примеры чудесных превращений сказочных героев. (В народных сказках происходят самые разные чудеса. Лягушка может превращаться в Василису Премудрую, волк – в златогривого коня и в царевну, лента – в реку, гребень – в частый лес. Мальчик Иванушка превращается в козленочка, Марьюшка – в уточку. Появляется персонаж, которого нет: Сват Наум, или руки, которые выполняют нужные работы. Баба-яга со своей избушкой и летающей ступой – это одно из самых удивительных чудес. Животные в сказках умеют разговаривать, помогать людям в нужный момент, как медведь, заяц и утка, которых пощадил Иван-царевич. Волшебные предметы помогают людям или нечистой силе, например, волшебный клубочек указывает героям путь, золотое блюдечко с золотым яблочком позволяет увидеть, что происходит с героями, которые находятся далеко, серебряное донце и золотое веретенце помогают отвлечь внимание злой царицы.) - Как вы представляете себе лешего, русалку? Где вы встречались с этими персонажами?
- Можем ли мы назвать пролог «У лукоморья» собирательнойкартиной народных сказок? Почему? 
(Да, потому что в этом небольшом фрагменте поэт умело собрал воедино многие сказочные события и перечислил частых героев русских народных сказок – Бабу-ягу, Кощея, русалку, лешего, царевну, колдуна, богатыря… Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто два-три слова, две-три строки вызывают у читателя большие художественные образы, представления о картине, героях, фантастических событиях.)
- Чем объясняется, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в нашей обычной речи: дол, видений, брег, чредой? Почему, например, автор употребляет не слово золотая, а говорит: «златая цепь»?  Какой становится нарисованная поэтом картина? Как это надо читать? (Отметить торжественность устаревших слов, которые создают ощущение старины.)
- Для каких произведений характерна такая концовка: «И я там был, и мед я пил...»?  (Для народных сказок. Здесь автор как бы выступает очевидцем описываемых событий, включая читателей в круг причастных к этой тайне.) В прологе действуют многие герои народных сказок, они совершают «привычные» для них подвиги и живут «привычной» для них сказочной жизнью.
Обратите внимание на то, что в отрывке всего три знака препинания конца предложения: точка после строки «Налево – сказку говорит», восклицательный знак после слов «там Русью пахнет» и многоточие в конце. Поэт словно разделяет пролог на три отдельные части.
Начинает он с общей картины сказочного мира: времени, места. Сам автор любуется этой картиной, очаровывая ею и читателя.
Вторая часть расширяет общую картину, сказочный мир конкретизируется: «Там королевич мимоходом // Пленяет грозного царя...».
Постепенно автор проводит читателя через все, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить. В третьей части, смеясь и снимая все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой: «И там я был, и мед я пил…». Круг замкнулся: небольшой пролог заканчивается так, как часто кончается народная сказка.
Обучение выразительному чтению. Работа с текстом. 
Учащиеся тренируются в чтении отдельных отрывков (по строкам и строфам), затем всего текста
Оценка работы учащихся на уроке.
Выучить пролог наизусть. Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, делают записи в тетрадях. 1) Регулятивные:
-волевая саморегуляция;
2) Личностные:
-смыслообразование;
3) Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.
1) Познавательные:
- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
2) Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
1) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
3) Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее эффективных способов решения задач.