Технологическая карта урока литературы Сказка как особый жанр фольклора


Технологическая карта урока литературы
Тема урока: Сказка как особый жанр фольклора.
Цель урока Формировать представление о сказках как жанре фольклора; рассмотреть виды сказок (сказки о животных, волшебные, социально-бытовые), их особенности и характеры героев, развивать речь, творческие способности обучающихся, воспитывать интерес к изучению устного народного творчества.
Тип урока Урок закрепления и обобщения
Технологии Здоровьесбережения, проблемного обучения, формирования творческих способностей
Методы и формы обучения Работа с учебником, работа с электронной доской
Решаемые проблемы Что такое «сказка»?
Основные понятия сказка
УУД Предметные: знание понятия «сказка», основные особенности сказок; причины возникновения жанра сказки.
Метапредметные УУД:
Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.
Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах.

№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Виды деятельности
1 Организационный момент, мотивация учащихся на работу
Постановка учебных целей и задач
-что необходимо ученику, чтобы аргументированно вести диалог, правильно отвечать на вопросы и выполнять задания? Орг. момент.
Работа в группах. 1 группа: что такое сказка?
2 группа: рассказать о волшебных сказках
3 группа: о сказках о животных
4 группа: о бытовых сказках.
5 группа: о героях волшебных сказок
6 группа: о волшебных предметах в сказках
Уметь формулировать тему и цель урока, уметь слушать учителя, запоминать написание малознакомых слов Диалог
2 Основная часть урока
Организация диалога
Физминутка
1) Основные признаки сказки (композиция, мотив запрета, нарушение временных и пространственных границ и т. д.) Демонстрация признаков на примере сказок.
Объяснение с элементами беседы:
Сказки имеют особое построение. Я думаю, что вы это замечали. Сказки часто начинаются с какой-либо присказки. Например: «На море на океане, на острове Буяне стоит бык печёный, а возле него нож точёный ».
- На ваш взгляд, какова цель присказки? (Привлечь внимание слушателей)
За присказкой следует зачин, который готовит нас к восприятию сказки, переносит нас в сказочный мир. Зачин связан с содержанием сказки, так как в нём указываются время и место действия.
- В текстах сказок, ребята, найдите примеры зачинов. («Жили-были дед да баба…»).
Иногда в сказках имеется концовка, которая ещё раз возвращает нас к мысли о том, что в сказках всегда побеждает добро.
- Найдите примеры концовок в сказках. («Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало»).
VI.    Блиц – турнир по сказкам.
1.Что делили мужик с медведем на вершки и корешки?
2.Какие птицы помогали Бабе-Яге украсть Иванушку?
3.Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал конь?
4.Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля?
5.Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием?
6.Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гости?
7.Назовите магическое число в русских сказках.
8.Какой новый способ рыбалки изобрела Лиса?
9.Какие реки текут в сказках?
10.Где живёт сказочный царь?
Знать литературные термины, связанные со сказками. Уметь применять их на практике.
Развитие логического мышления. Записи в тетради, диалог.
3 Рефлексия - что мы повторили на уроке?
- Что нового узнали?
- Какое задание вызвало затруднение при его выполнении?
- Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
-устно продолжите предложение (Я сегодня повторил… Я сегодня узнал…Уметь оценивать свою деятельность на уроке, уметь осознавать необходимость получения новых знаний Диалог , прием «Продолжи предложение»
Домашнее задание: прочитать русскую народную сказку (на выбор), подготовить презентацию на прочитанную сказку. (можно буктрейлер, по желанию)