Программа Воспитание социально — компетентной личности
Меланич Н. П.
Учитель английского языка
МБОУ «Лицей имени А. Г. Баженова» г. Черногорск
Программа «Воспитание социально-компетентной личности»
Пояснительная записка.
Отличительная черта современного мира - стремительные перемены. Изменение миссии человека в обществе диктует новые требования к образованию. В новых условиях образование перестало соответствовать потребностям общества, рынка, мировым стандартам. Разнообразие заказчиков на рынке образовательных услуг порождает вариативность запросов. Именно поэтому центральная задача модернизации российского образования заключается в том, чтобы повысить его качество, выстроить эффективную образовательную систему, которая будет отвечать запросам общества и государства, потребностям личности обучающегося. При этом запрос касается в первую очередь новых универсальных способностей личности и определенных поведенческих моделей. В этой ситуации в рамках традиционного, «знаниевого» подхода к образованию нет даже смысла говорить о повышении качества образования.
Проведенный анализ позволил выявить противоречия образовательной системы:
между компетентностью выпускника и требованиями рынка;
между потребностями заказчиков к качеству образования выпускника ивозможностями большинства образовательных учреждений соответствовать этим потребностям;
между требованиями развивающегося общества к личности и слабойадаптацией выпускника в социуме;
между необходимостью работать в условиях компетентностного обучения и недостаточной подготовкой педагогов работать в этих условиях;
между требованиями образовательного стандарта, а также содержаниемобразовательных программ и ключевыми компетентностями школьника;
между возможностями экономического развития образовательного учреждения и консерватизмом социальной среды;
между выбором выпускником дальнейшего жизненного пути и реальной возможностью дальнейшей профессиональной карьеры и обучения в вузе.
Одним из важных факторов, способствующих решению данных противоречий, является компетентностный подход, при котором, по мнению многих ученых, речь идет о достижении интегрированного результата - компетенции. [1, с. 20]
Социально-психологические задачи школы:
Первая - усвоение учащимися нормативного поведения.
Вторая - построение собственной позиции и своего отношения усваиваемым нормам и ценностям.
Среди ключевых компетентностей выпускника школы учеными выделяется социальная направленность, которая является одной из приоритетных в образовательной политике.
В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники и одноклассники, средства массовой информации и др. Но главную и решающую роль в социализации личности и в дальнейшем ее формировании играет семья. Известно, что в школу дети приходят уже с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, шаблонами поведения и ответственности с неповторимо индивидуальным видением мира. Таким образом, жизненно необходимым является создание для учеников условий проживания реалий окружающей действительности в школьном возрасте, необходимо предоставить им право выбора. [2, с. 25]
Идея программы: создание воспитательной среды, обеспечивающей формирование компетенций учащихся.
Цель программы: воспитание социально – активной личности, способной к самореализации и активной адаптации на рынке труда.
Задачи программы:
Разработать и реализовать механизм успешной социализации личности школьника.
Систематизировать и апробировать показатели социально компетентной личности.
Ожидаемые результаты:
Подготовка мобильной, социально компетентной личности выпускника школы.
Развитие социальной и профессиональной мобильности ученика.
Воспитание конкурентоспособной личности.
Улучшение социальной ориентации выпускника школы.
Умение пользоваться средствами коммуникации как ресурсами достижимости.
Овладение учащимися (более 80%) социальными компетентностями.
Рост уровня удовлетворенности всех участников образовательного процесса.
Содержание программы.
Данная программа реализуется через следующие подпрограммы:
«Здоровый ребенок»; ответственные учителя физической культуры.
«Воспитание гражданина»; ответственные учителя ОБЖ.
«Семья»; ответственный социальный педагог.
«Культура»; ответственные учителя литературы, музыки, истории.
«Навигатор»; ответственный педагог – психолог.
Механизм реализации.
В рамках подпрограммы «Здоровый ребенок» предлагается проводить следующие внеклассные мероприятия:
Дни Здоровья
Соревнования по футболу, волейболу, баскетболу, лапте и т. д.
Молодецкие забавы
Месячник ЗОЖ
«До чего ж ты хороша, наша русская зима!»
Зимние забавы.
Мероприятия, проводимые в рамках подпрограммы «Воспитание гражданина»:
Посвящение в Лицеисты
«Что в имени тебе моем?»
«Три ступени, ведущие вниз»
«Золотой голос Лицея»
Экскурсия в школьный музей «С Днем рождения, школа!»
Организация выставки в школьном музее «Мы живем в Хакасии»
Месячник мужества.
Смотр патриотической песни.
День памяти.
Военно-спортивная игра «Зарница».
Экскурсии в школьный музей «Участники локальных войн.
Митинг «Поминальная свеча».
Подпрограмма «Семья» включает:
Организация уголка «Для вас, родители!»
Конкурс рисунков и фотографий «Моя мамочка»
День благодарения родителей.
В рамках подпрограммы «Культура»:
День пожилого человека.
Факультативный курс «Религия и культура».
Подпрограмму «Навигатор» организует педагог-психолог, диагностируя учащихся на формирование ключевых компетенций. Исходя из результатов тестирования, дает рекомендации классным руководителям для дальнейшего планирования воспитательной работы в классе.
Список литературы:
Кирдянкина С. Воспитание социально-компетентной личности// Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе - № 4, 2007. С. 19-27.
2. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России - № 4, 2005. – С. 23-29