Работа с родителями Семья-первичный институт социализации ребёнка
Работа с родителями
«Семья – первичный институт социализации ребенка».
Родители (или иные законные представители) имеют право выбора организации дошкольного образования в соответствии с индивидуальными особенностями детей, состоянием здоровья, уровнем физического развития, возможностями семьи.
Задачи семейного воспитания:
удовлетворение потребности ребенка в общении и установлении прочных коммуникаций с близкими и другими людьми;
формирование первоначальных знаний о безопасности жизнедеятельности;
обучение детей прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
обеспечение коммуникативно-языкового развития;
воспитание детей на ценностях, традициях семьи и общества;
развитие склонностей и интересов ребенка.
Условия организации семейного воспитании:
Семья образует первичную окружающую среду в развитии личности-ребенка. Содержание семейного воспитания соответствует пяти образовательным областям.
Образовательная область «Здоровье»
Семья должна:
- обеспечивать условия для удовлетворения физиологических потребностей ребенка, его роста, развития, сохранения и укрепления здоровья;
показывать пример ведения здорового образа жизни (режим, питание, двигательная активность);
обеспечивать условия для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
организовывать оздоровительно-закаливающие мероприятия с учетом состояния здоровья ребенка;
создавать безопасные условия для физического развития ребенка и формирования двигательных навыков;
развивать физические качества, интерес к спортивным упражнениям и играм.
Образовательная область «Коммуникация» нацелена на организацию совместной работы с родителями по созданию возможности общения на родном языке через знакомство с устным народным творчеством.
Образовательная область «Познание»
Общие требования к организации семейного воспитания по образовательной области «Познание»:
удовлетворять познавательный интерес и любознательность ребенка через совместную игровую, практическую, исследовательскую и поисковую деятельность;
создавать ситуации, обеспечивающие первые шаги в «искусстве ведения домашнего хозяйства»;
помочь понять, что экономика – это условие и источник обеспечения жизнедеятельности человека;
формировать целостный взгляд на природу и место человека в ней;
способствовать формированию позитивного отношения к труду в природе;
приучать пользоваться бытовой техникой;
обучать конструктивным навыкам на различном игровом материале;
обеспечить приобретение навыков безопасности жизнедеятельности в различных условиях.
Образовательная область «Творчество» содействует организации в условиях семьи возможности творческого роста ребенка; обеспечения ситуации слушания музыки, пения, рисования, лепки, манипулирования предметами.
В раннем возрасте родители должны:
1.обеспечивать материальные условия для развития изобразительных, конструктивных, музыкальных навыков ребенка;
2. изучать интересы, склонности своего ребенка и стимулировать их развитие;
3.посещать кукольные спектакли, цирковые представления
4. наблюдать природные явления (цветение фруктовых деревьев, листопад, радуга и т.д.);
5.слушать литературные, музыкальные, фольклорные произведения казахского народа и других народов.
Образовательная область «Социум» нацелена на создание условий для самореализации ребенка в общении с взрослыми, на формирование адекватной самооценки закладывает основы личности ребенка, его физическое, психическое;
формирует потребность ребенка на успех;
определяет комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок;
регулирует и контролирует готовность детей к жизни в обществе;
формирует у ребенка представления о социальных связях, приобщает его к основным общечеловеческим, моральным и культурным стандартам поведения.
Основные направления сотрудничества дошкольной организации с семьей:
повышение педагогической и психологической грамотности родителей на основе тесного взаимодействия с дошкольной организацией и освоение предоставляемых программ для обучения родителей;
включение родителей в деятельность дошкольной организации через различные формы взаимодействия (участие в организации педагогического процесса, руководство кружками, работа родительских клубов) и оказание дополнительных услуг;
участие в совместных с детьми творческих видах деятельности;
обеспечение обмена опытом по вопросам формирования, развития и воспитания личности в условиях семьи;
участие родителей в создании предметно-развивающей среды в группах детского сада;
участие в планировании деятельности дошкольной организации на всех уровнях.
Важно познакомить родителей с особенностями адаптации ребенка к условиям детского коллектива, помочь родителям осмыслить полноценное психологическое удовлетворение от посещения их ребёнком дошкольной организации.
Направления работы:
1. Объединение усилий педагогического коллектива детского сада и семьи в решении задач, связанных с разносторонним гармоническим развитием детей, сохранением и укреплением их здоровья;
2. Установление взаимопонимания и доверия с семьями воспитанников, сотрудничества с ними в интересах ребенка;
3. Осуществление консультативно-просветительской работы с родителями с учетом их потребностей, интересов, уровня педагогической компетентности.
Формы работы:
- анкетирование по изучению семейного воспитания ребенка;
- наблюдения за общением ребенка с родителями и членами семьи в детском саду и дома;
- психолого-педагогические консультации для родителей на электронных и бумажных носителях;
- индивидуальные рекомендательные карточки по развитию речи, моторики рук, двигательной активности детей;
- погружение родителей в организацию деятельности детей по образовательным областям.
В работе с детьми и родителями учитывать основные пожелания и социальные ожидания родителей детей , воспитатель должен быть по отношению к его ребенку «более внимательным», «более добрым», «более отзывчивым», «терпеливым», «любил детей», «понимал детскую душу».
Действия педагога должны всегда быть тактичны не ущемляющие чье-либо самолюбие. Необходимо создать для родителей атмосферу взаимоуважения: доброжелательный взгляд, искренняя улыбка, ответы на интересующие вопросы, умение выслушать, знать имя и отчество каждого родителя, бабушки, дедушки и родственников.