Статья на тему Школа как институт социализации


Мелихова А.Д.
Школа как институт социализации.
Институты социализации - конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.
Школа
Наряду с семьей система образования традиционно выделяется как второй ведущий институт социализации. В этом своем качестве она обладает рядом специфических особенностей.
В школе ребенок впервые включается в определенную систему получения знаний, и это неизбежно порождает возникновение ценности достижения. Если в семье его любят за то, что он – это он, т в школе оценивание его как ученика в значительной степени начинает зависеть от успехов в учении.
Основными функциями школы, как воспитательной организации в процессе социализации можно считать по А.В. Мудрику следующие:
·приобщение человека к культуре общества;
·создание условий для индивидуального развития и духовно ценностной ориентации;
·отделение подрастающих поколении от взрослых;
·дифферентация воспитуемых в соответствиями с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества
К конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания именно в стенах школы, относятся:
·ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим;
·честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность;
·наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость;
·инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим;
·способность размышлять, взвешивать и воля;
·готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избегание ненужного риска . Школа, как один из факторов социализации организует процесс направляемой и стихийной социализации одновременно, становясь ведущим источником информационного обеспечения для ребенка, поскольку в ней (школе) сосредоточено общение с взрослыми - педагогами и сверстниками – детьми. Соответственно осуществляется двухканальный обмен социальным опытом, передачей знании, умении, навыков, формирование определенного стереотипа или модели поведения ребенка.
В педагогической и психологической литературе, посвященной анализу образования как института социализации, можно найти перечень образовательных целей и задач: от перечисления конкретных «умений и навыков» до абстрактных канонов типа «всесторонне и гармонически развитой личности». В целом, несмотря на свое разнообразие, эти задачи образования могут быть суммированы следующим образом:
·трансляция существующих в культуре способов действия с материальными и символическими объектами;
·трансляция устоявшегося, традиционного для конкретно-исторического момента знания;
·обучение ролевым моделям поведения в системе доминирования/подчинения;
·трансляция ценностных представлений и моделей идентификации.
По сути, в процессе образования формируется определенная модель мира, в том числе социального. Любая образовательная система, имея более или менее структурированные представления об «идеальном результате», который она стремится достичь. Именно в личности, по мнению ведущих отечественных специалистов в области психологии образования, следует искать и результат, и смысл образовательных институтов: «Развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности является важнейшей целью и задачей любой образовательной системы и может рассматриваться в качестве ее системообразующего компонента». Сочетание этого признака с задачей постоянной самооценки эффективности своей деятельности приводит к выделению «дидактической доминанты» в образовании: очевидно, легче оценить уровень интеллектуального развития (понимаемый зачастую весьма редуцированно — как уровень знаний), нежели степень личностной зрелости.
В заключение необходимо хотя бы кратко остановиться на основных линиях критики в адрес современного образования как института социализации. Несмотря на все разнообразие подходов, общим основанием для негативных оценок и констатации кризиса образования как свершившегося факта является увеличивающийся разрыв между образовательной системой и жизнью общества. Что же касается отечественных институтов образования, то:
• отмечается, что образование утратило свою ценностную ориентацию в силу доминирования в нем технократического мышления;
• недостаточная социальная эффективность современного образования: в силу его разобщенности с другими социальными институтами, в силу объективно высоких темпов социального развития;
• недостаточная гибкость и восприимчивость отечественной системы образования к новым технологиям обучения, образовательным формам и т.п.
Заметим, что общий критический настрой не чужд и самим участникам образовательного процесса. В этой связи интересны данные последних социологических исследований. Большинство — более 70% — учителей, отмечая глубокий кризис современной школы, одновременно видят причины ее актуальных трудностей «вовне» — в недостаточной материальной обеспеченности, самоустранении семьи от процессов воспитания, падении престижа образования в обществе и т.п. Более «внутренние» причины, например социальная апатия учительства, его неготовность к изменениям, отмечаются значительно реже.
Литература:
Дюркгейм Э. Социология образования / Пер. с франц. Т. Г. Астаховой / Под науч. ред. В. С. Собкина, В. Я. Нечаева. — М.: ИНТОР, 1996
Третьякова Ю. А. Воспроизводственные функции образования в системе отношений занятости: Дис.... канд. наук; Экономические науки: 08.00.01 / РГУ. — Ростов н/Д, 2001
Панченко Т. М. Школа как институт социализации [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 1 (январь — февраль). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/1/Panchenko_School-Socialization/