Рефлективный отчет по проведенной серии последовательных уроков
Отчет С
Рефлективный отчет по проведенной серии последовательных уроков
В настоящее время передо мной встает задача создания условий для развития и воспитания у учащихся высокого уровня самосознания, саморазвития и самоконтроля.
Во время моей практики я провела четыре последовательных уроков английского языка в седьмом классе. Целью моей практики была реализация идей всех семи модулей изучаемых в рамках проекта и внедрение их в уроки, используя различные методы и приёмы обучения. Каждый урок был либо изучением нового материала, либо повторением пройденного. Цель серии уроков: сформировать основные понятия по темам, формировать готовность вступать в диалог, сотрудничество.
Так как одна из основных идей данного проекта заключается в том, чтобы ученики научились тому, как учиться, на протяжении всей серии уроков я уделяла большое внимание самостоятельной работе своих учеников. Хотя раньше я считала, что на уроках английского языка ученики не смогут работать самостоятельно, что им необходим постоянный контроль и помощь с моей стороны. Мной были подобраны задания, благодаря которым, ребята активно могли участвовать в учебном процессе. Изучение нового материала осуществлялось ребятами самостоятельно, и изучение различной литературы..
Раньше на уроках я редко использовала игры, тренинги, в основном физ. минутки в младшем звене. А теперь, я соглашусь что игра одна из продуктивных форм обучения и понимаю значение слов В. Сухомлинского: «без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития». Поэтому, в своей практике, я стала использовать различного рода психологические игры и упражнения. как: «Австралийский дождь», «Атомы и молекулы», «Комплимент» и т.д. Данные игры способствуют создании коллаборативной среды. И в процессе игры я поняла что игра не только является развлекательным моментом на уроке но и содействует реализации образовательных и воспитательных задач. Для себя сделала вывод, что при работе в группе или паре развиваются навыки саморегуляции, умения работать сообща, прислушиваться к мнению других учащихся, терпимо относиться к критике в свой адрес, приобретаются навыки выступления перед публикой, желание и умение добиваться поставленной цели.. Я, также убедилась на своем опыте, что это важно и помогает не только ученикам, но и самому учителю на протяжении всего урока. Во время игр дети раскрепощаются и ведут себя в дальнейшем на уроке свободно, что позволяет наладить в классе атмосферу сотрудничества и доверия. Учитель перестает быть строгим «повелителем», а становится добрым наставником.
Первый раз, проводя такую игру, чувствовалась неуверенность и закомплексованность детей. Продолжая использовать психологические игры, я заметила положительную тенденцию. Дети стали более раскрепощенными, открытыми и более уверенными в себе.
На своих уроках стала чаще использовать групповую и парную форму работы. На первом уроке работа в группах получилась не совсем слажено. Потому что чувствовалась атмосфера недоверия между детьми. Проанализировав, я поняла, что причина была в неумении работать в группах, неумение слышать друг друга. Тогда мы с ребятами составили правила работы в группе, пришли к выводу, что от каждого в группе зависит общий результат, и это заметно изменило ситуацию. На последующих уроках ребята уже стали работать сообща, вместе искать пути решения поставленных задач, и каждый знал, что и его вклад важен в работе. Во время таких форм работы происходит общение, обмен информацией между учащимися. Я полностью согласна с высказыванием Л. Выготского, который утверждал, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика, в диалог. [1]
На протяжении всей серии уроков я использовала различные формы беседы. На первом уроке я провела работу в группах по составлению кластеров. Раньше я не использовала этот прием в своей практике, так как считала, что это работает только на уроках гуманитарного цикла. При выполнении этого задания все группы проявили свое творчество. Хотя в классе учащиеся одного возраста, но данное задание показало различие в восприятии информации и их мышлении. На первом уроке я наблюдала в основном только кумулятивную беседу. Отсюда следует, что не все учащиеся умеют анализировать информацию, отстаивать свою точку зрения, аргументировать свой ответ, вести конструктивный диалог. Потому что раньше дети отвечали на вопросы низкого порядке на знание и понимание. Поэтому я стала использовать вопросы на размышление, сравнение, заставляющие давать расширенные ответы. Это заставило их мыслить глубже, выражать свое мнение, аргументировать свой ответ, сравнивать данные, оценить свой ответ и ответ товарища. Необходимо в дальнейшем развивать эти навыки, так как считаю, что они способствуют процессу обучения. Я согласна с исследованием Мерсера [1], где беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Из этого всего можно сделать вывод, что организация учебного диалога на уроке существенно влияет на коммуникативно - речевые умения учащихся и активизацию их деятельности. Например, на втором уроке мною была организована групповая работа при подготовке репортажа. Учащимся в группе предлагалось найти наибольшую информацию по данной теме, а двум ученикам из группы, донести ее всем учащимся. Я убедилась, что такие формы работы активизируют деятельность всех учащихся, увеличивает объем усвоенной информации, развивает творческие способности, логическое и критическое мышление. В процессе выполнения этого задания возникла исследовательская беседа, которая подразумевает участие всех членов группы. Хочу отметить, что практически каждый предложил свои варианты, и в процессе обсуждения, было принято единственное решение. Ребятам в этом помогло сотрудничество, умение вести конструктивный диалог, критическое мышление.
На сегодняшний день у меня достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу. Наблюдая за своими учениками, могу сказать, что диалоговое обучение позволяет ученикам выражать своё понимание темы. Помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей, а также помогает учителям понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения. Согласно этому, можно сказать, что диалог «ученик-ученик» даёт свой определённый результат. Наблюдая за учеником С. с низкой успеваемостью, хотелось бы отметить его работу в паре, где он смог показать свои способности, которые не проявлялись ранее при традиционном обучении. Я буду продолжать работу в этом направлении, так как она позволяет раскрыться ученикам, не бояться ошибиться, отстаивать свою позицию, аргументировать свой ответ, анализировать свои действия.
Считаю, что увеличение умственной нагрузки на уроках английского языка заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к предмету, их активность на протяжении всего урока. Необходимо искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали и стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках ученик работал активно и увлеченно, развивая такие качества, как любознательность, увлеченность, стремление к знаниям. Мне в этом помогли новые подходы в обучении: диалоговое обучение, групповая и парная форма работы.
Раньше я не уделяла большого внимания обучению талантливых и одаренных. Я считала, что должна работать с талантливыми именно по моему предмету. Но так как таковых не было, поэтому эта работа мною не велась. Курсы изменили мою точку зрения. Оказывается, я должна обращать внимание на одаренность во всех областях, и использовать это на своих уроках. Поэтому во время практики я решила внедрить данный модуль. С целью проявления таланта ученицы Е. и Е., повышения мотивации и интереса учащихся, на одном из уроков я предложила подготовить сообщение, о достопримечательности Лондона. Е подошла ответственно и творчески к выполнению этого задания и подготовила презентацию, а Е даже фильм о достопримечательности Лондона. Это задание повысило интерес к предмету, к данной теме у всех учащихся, дало возможность проявить себя тем учащимся, которые выполняли его. Кроме этого я давала творческие задания. Это составление рисунков, постеров. Заметила, что такие задания способствуют повышению мотивации обучения, внося разнообразие в сложные темы.
Английский язык – наука языковедения: люди не могут без языка передавать и получать нужную информацию, воздействовать на окружающих. Не менее важно и то, что язык является также орудием мышления. Обучаясь на курсах, я поняла, что критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам и задачам. Для развития критического мышления учащимся предлагала такие формы работы, как: составление постеров по теме «Здоровье», работа в группах и парах, исследовательские и творческие задания (рисунки). Я увидела, что ребята с интересом выполняют эти задания. Могут размышлять, не стандартно подходят к выполнению задания. Хотя я считала, что эти задания будут для них непосильными. Раньше не используемый метод на моих уроках – это рефлективное обучение, которое включает размышления, анализ собственных действий. Ранее я это не применяла, теперь могу с уверенностью сказать, что это необходимо выполнять и ученикам и самому учителю. Хочу заметить, что на первых уроках рефлексия учащихся заключалась в двух словах: «Что узнал…? Что нужно сделать...?», но после были уже более глубокие мысли и анализ действий. Например, А. на последнем уроке написала: «сегодня на уроке я поняла глубже тему, научилась слушать своих товарищей и находить ответы на свои вопросы, стала задавать себе вопрос: а все ли я знаю по теме? Я поняла, что нет. Надо еще поработать над теоретическим материалом». Таким образом, учащиеся через критическое мышление берут ответственность за свое обучение, умению анализировать, намечать собственный план действий на будущее. Основными особенностями критического мышления является рациональность, суждение, дисциплина и самосознание.
Раньше я не задумывалась над процессом оценивания так глубоко. Не знала о делении на формативное и суммативное. Оценивание для меня было выставлением отметок. Теперь я знаю, что оценивание – неотъемлемая часть преподавания и обучения.
Теперь, я, оценивание осуществляла для того, чтобы:
- обращать внимание учащегося на цели обучения и критерии достижения успеха;
- направлять действия на совершенствование технологий индивидуального развития каждого ученика, а именно: предоставлять учащемуся информацию, необходимую для принятия решения по дальнейшему обучению (на что направить свои усилия, на что обратить внимание, что улучшить, а что исправить, над чем поработать)
Проводя свои уроки, я как учитель, регулярно устанавливала обратную связь с учениками на основе выполненных заданий; мотивировала учащихся к дальнейшему целенаправленному обучению.
Формативное оценивание мне дало возможность отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогло корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученикам – осознать большую степень ответственности за свое образование.
Формативное оценивание:
- использовала в повседневной практике (поурочно, ежедневно);
- применяла в форме, приемлемой как для учащихся.
Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. На моих уроках было как формативное оценивание, так и суммативное. На первом уроке оценивание было не объективным, так как носило характер «дружеского». Тогда я объяснила ребятам, зачем оно проводится. Вместе мы установили критерии оценивания. После этого оценивание стало объективным, с комментарием. Даже при самооценивании ребята не завышали себе оценки. Даже отличница Е. при выполнении задания в паре сама себе поставила 4. Объяснила это тем, что ответы ее были не полными, мало размышляла. Я поняла, что дети могут оценить себя только тогда, когда у них есть цели, которых они должны достичь и критерии оценивания. Я проанализировала свою деятельность и пришла к выводу, что раньше я использовала неполное оценивание. Не давала возможность учащимся оценить себя и своих товарищей. Тем самым, снижала мотивацию обучения, не учитывала мнение детей. Теперь, я планирую использовать и формативное и суммативное оценивание. Это активизирует учащихся в процессе обучения, способствует развитию критического мышления, аргументации, анализу собственных действий, четкой постановке целей и задач.
На своих уроках я периодически использовала интерактивную доску. Я думала, что это и есть применение ИКТ. Но курсы мне дали понять, что кроме этого можно использовать и телефоны, и диктофоны, и интернет-ресурсы. Например, когда я давала учащимся возможность отыскать словарные значения по данной теме в интернете, ученики с большим желанием выполняли все задания. И я увидела, как это оживляет процесс обучения, повышает интерес к предмету. При подготовке каждого урока я постараюсь учесть интересы учащихся и их возрастные особенности в подборе заданий.
Во время прохождения практики я использовала план урока нового формата, в котором отражалась деятельность учителя и деятельность учащихся. Это дало мне возможность посмотреть на урок с другой стороны. Я оценила свою деятельность на уроке и деятельность учащихся. Я поняла, что наши действия различны, но идем мы к одной цели – эффективное обучение.
В результате моего обучения и практики я пересмотрела свои взгляды на процесс обучения. Раньше у нас существовал авторитарный тип общения, но новые подходы в обучении преподавании позволяют нам перейти на лояльный стиль, где учитель и ученик являются равноправными партнерами.
Я считаю, что интеграция семи модулей в мои последующие уроки будет способствовать достижению основной цели – вне зависимости от предметной области воспитывать уверенного в себе, развитого человека, умеющего самостоятельно двигаться к намеченной цели, успешного в учебе и в жизни.
Проанализировав основные проблемы, возникшие в моей практике, я разработала ряд действий, которые призваны реализовать изменения, произошедшие со мной, в моей педагогической деятельности:
изучить теоретическую литературу по возрастной психологии, более внимательно подходя к межличностным отношениям внутри классных коллективов;
глубже познакомиться с методами технологии развития критического мышления и последовательно внедрять их на своих уроках;
проработать принципы и методы формативного оценивания и использовать такой вид оценивания на каждом уроке, особенно акцентируя внимание на само- и взаимооценивании учеников;
сделать рефлексию постоянным видом деятельности (как своих учеников, так и своей).
Из всего вышесказанного я сделала вывод, что идеи семи модуля Программы активизируют познавательную и мыслительную деятельность учащихся, делают более эффективным процесс обучения. Все, что мы изучали на курсах, мы это делали в своей практике, но как то формально. Сейчас же я взглянула на свою деятельность новыми глазами. В своей дальнейшей работе планирую применять все идеи Программы, тщательно продумывать каждый урок. Буду подбирать задания, которые будут полезны для детей, вовлекать учащихся в рефлексию и анализ выполненной работы, чтобы они могли находить пути исправления ошибок, что способствует эффективному обучению. Я убедилась, что внедрение новых подходов в обучении положительно влияют на учебную и эмоциональную сферу детей. Активное участие учащихся в процессе урока позволило мне раскрыть своих детей по-новому.
Используемая литература:
Руководство для учителя (2012) [1]
[1. с.144]
[1. с.145]
www.cpm.kz