Рефлективный отчет по проведенной серии последовательных уроков по Кембриджской программе
Рефлективный отчет по проведенной серии последовательных уроков
Учебные занятия, построенные на основе конструктивистского преподавания, предоставляют ученикам возможность размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать соответствующие вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем на стадии изучения. Этот процесс позволяет ученикам подвергать сомнению свои предположения и стремиться расширять и углублять представления о мироустройстве. Сами ученики играют важную роль при использовании учителем указанной формы преподавания: активно конструируют знания посредством социального взаимодействия со сверстниками. Учитель обеспечивает возможностями для обучения, материалами , но сами ученики должны обладать желанием действовать с целью развития собственного понимания предмета. (Руководство для учителя стр.112). Идеи приведенные в данных модулях взаимосвязаны равно как отдельные стратегии и подходы, применяемые на занятиях.(Руководство стр.116) К моменту прохождения курсов я уже использовала элементы новых технологий, но все это было бессистемно и не давало никакого результата. После первого этапа обучения по модульной Программе, приехав на практику, я должна была провести серию уроков, интегрируя в практику все семь модулей. Внедрение на уроках этих модулей не только повышает мастерство и профессионализм учителя, но и дают хорошие результаты .Это было доказано на практике в школе.
При составлении среднесрочного плана, я учитывала индивидуальные способности учащихся, их умение работать в группе, самостоятельную работу, развитию творческих способностей, развитию речи, развитию познавательных способностей, интереса к предмету, развитию диалогового обучения. Я определяла чёткую цель, на достижение которой и был направлен весь ход моих уроков. Учитывала хронометраж времени на уроке. На своих уроках я старалась использовать идеи семи модулей программы. Стоит заметить, что все учащиеся были рады новшеству в их обучении. Чаще всего это была групповая работа, работа в парах. При проведении своих уроков старалась, чтобы учащиеся давали последовательные, правильные ответы, давать возможность самовыразиться через диалоговое обучение. Например, если Дидар, мой слабый ученик, раньше просто отсиживался на уроке, то после последовательных уроков он стал уже более активен, болел за свою группу, старался сделать свой индивидуальный вклад в работу группы, стал раскрываться, открыто выражать свои мысли. Работа в парах через диалоговое обучение было основным подходом выбранным мною. Я строила уроки так, чтобы диалог присутствовал на уроке от начала до конца. При групповой и парной работе давала различные задания: мини-тесты, индивидуальные карточки, дифференцированные и творческие задания. При делении на группы использовала различные тренинги, жетоны и, конечно же, возрастные особенности. Так же старалась менять состав группы, чтобы каждый ребенок мог реализовать себя это: сильный-слабый ученик, «тихий» ребенок -одаренный, то есть, чтобы в группе с сильным учеником оказался слабоуспевающий ученик. После вступления в диалог слабоуспевающие ученики научились у сильных высказываться, отстаивать свое мнение. Таким образом я научила своих учеников делиться знаниями , взаимообучаться.
После разделения на группы учащиеся получали задание одинаковое или же дифференцированное,потому что в классе наряду с хорошо успевающими учениками есть и слабомотивированные. Обычно здесь и выявляется лидер. Например в классе лидером была Аяна , а в микрогруппах лидерами были Оксана или Настя. Со соложными заданиями справлялись сильные ученики, у которых хорошие знания. При работе в группах каждый вносил свой индивидуальный вклад. Я наблюдала оживление детей, они активно обсуждали вопросы, каждый делился своим мнением, помогали и сотрудничали друг с другом.
После проведения серии уроков стало заметным, что у учеников повысилась мотивация к обучению, они стали более уверенны в своих ответах. Учащиеся научились сравнивать прошлые успехи с новыми. При групповой работе старалась не сразу давать сложные задания. Я не ожидала быстрых результатов от своих учеников. Задания предлагались по мере обсуждения и понимания учениками предыдущих вопросов. Дети лишь к четвертому уроку научились простейшим формам общения, каждое задание дети стали обсуждать и решать вместе, чего не было видно на предыдущих уроках. Слабые ученики стали высказывать свое мнение и все прислушивались к ним, дополняли друг друга. Несмотря на то что идеи, рассматриваемые во всех семи модулях, по сути являются новыми в преподавании и обучении, но лишь «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучатся» позиционированы в программе в статусе новых подходов, поскольку находятся в тесной взаимосвязи с идеей социоконструктивистской теории. Обучение и преподавание на основе диалога предполагает подход, при котором диалог между учениками, учениками и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление (Руководство для учителя стр.116). На своих уроках я реализовывала новые подходы в преподавании и обучении использовав диалоговое обучение в группах, парной работе, через самостоятельную работу. На первом уроке в стадии осмысления я применила метод «ИНСЕРТ»,учащимся понравился этот прием работы ,хотя дети столкнулись с трудностями при заполнении таблицы. Потому что дети читая текст не задумались над его осмыслением. Не смогли обсудить его в паре, не уложились по времени. На следующем уроке я объяснила что в таблице нужно писать кратко выделяя лишь самое главное.На третьем уроке они уже справлялись с этим задание. На третьем уроке по теме «Страдания старого Шынгыса» учащимся было дано задание: первой группе нарисовать плакат на тему: «Нет ядерным взрывам!», второй группе написать призывы против ядерных испытаний. При работе в группах учащиеся научились высказывать свое мнение, рассуждать, прислушиваться к мнению друг друга. Идею модуля «Новые подходы в обучении»(«обучение тому, как обучаться» «Голос ученика») я использовала почти на каждом своем уроке, потому что на следующем уроке я учитывала мнения учеников и мне это помогало видеть свои плюсы и минусы. Этот метод устанавливает доверительные отношения между учителем и учеником. Моих детей очень заинтересовал и обрадовал модуль оценивание обучения и оценивание для обучения. В традиционной школе мы привыкли ставить тройку ученику который старается учиться, прилагает какие то усилия при подготовке к занятиям , но эту же тройку ставим и ребенку который бездельничает. Хотелось оценивать учащихся так чтобы это стало стимулом для обучения. Формативно оценивала ответы устной похвалой например: «Оксана, молодец! Ты хорошо работала в группе», «Дидар, молодец ты сегодня хорошо подготовил домашнее задание». Теперь я могу именно оценить ученика и, что немало важно, ученики могут сами оценить себя и друг друга. Понимание эффективной оценки обучения и эффективной оценки для обучения тесно связано с новыми подходами в преподавании и обучении. Если дети предположительно являются активными учащимися, конструирующими собственное понимание, следовательно, как для учителя так и для учеников необходимо знать сущность этого понимания для того, чтобы предпринять последующие шаги в обучении и поддержать их. Для учителей и учеников важно четкое осознание цели, к которой они стремятся. Что в свою очередь требует понимания критериев ее достижения. (Руководство для учителя стр.117)
Критическое мышление исследуется на протяжении всей Программы в двух аспектах: развитие критического мышления у учеников и развития критического мышления у преподавателей. Критическое мышление учащихся представлено способностью к синтезированию информации и идей; способностью к суждению о достоверности и относительной важности информации и идеи; умением делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. (Руководство для учителя стр.117) Если раньше на уроках я использовала лишь некоторые стратегии, то на курсах я углубленно изучила технологию критического мышления которое прошло через серию моих уроков. Использование приемов этого модуля позволяет развивать у них критическое мышление, учит их самостоятельно анализировать, сравнивать и делать выводы. Изучив модуль «развитие критического мышления», я поняла, для того, чтобы ученик смог научиться говорить, грамотно излагать свои мысли, научился анализировать, аргументировать свои ответы, приводить доказательства, надо использовать вопросы «высокого порядка», которые развивают критическое мышление.
Для улучшения своей практики я поняла следующее: на занятиях необходимо использовать различные виды и формы деятельности - это различные разминки в начале в конце или середине урока, стратегии критического мышления. Этоприемы, которые я использовала на стадии вызова«Ключевые слова», на стадии осмысления использовала стратегию «Инсерт», «Эссе», стратегию «Жокей и лошади и на стадии рефлексии «Кластер».
В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. ИКТ становится наиболее эффективным средством,
Современные информационно-коммуникационные средства не стоят на месте. И наша задача учителей идти в ногу со временем.
До прохождения курсов я на уроках не в полной мере использовала информационно-коммуникативные технологии, так как плохо владела навыками ИКТ. После изучения модуля «Информационно-коммуникационные технологии»я стала осваивать различные методики по работе с компъютером, составлять и использовать учебные слайды, показывать видеоролики, использовать музыку на уроках, при проведении разминок. Использование ИКТ увлекает, мотивируют и нацеливают обучающихся на лучшее усвоение материала.
На первом же уроке учащиеся посмотрели видеоролик «Природа ВКО», при использовании стратегии «Ключевые слова » изобразила ключевые слова по которым они должны были составить рассказ, в виде картинок. Чтобы им было интереснее, то есть старалась слайды не загружать текстом. На третьем уроке при объяснении нового материала использовала слайды с комментариями о ядерном взрыве, видеоролик о Семипалатинском полигоне. Слайды старалась сделать яркими для включения ассоциативной зрительной памяти. Так же на уроках я проводила мини-тесты, выводила на интерактивную доску несколько тестовых вопросов, которые оценивала формативно. Хорошо было и то, что после выполнения задания, ученик мог увидеть свой результат, количество ошибок и даже просмотреть задания, выполненные неверно. Применяя компьютер и мультимедийные технологии на серии последовательных уроков, я сделала вывод: ИКТ технологии ускоряют процесс обучения, но компьютер никогда не заменит учителя. Компьютер использовала лишь тогда, когда он был необходим учитывая здоровьесберегающие технологий. Учителя начальных школ должны позиционировать себя в качестве «талантливых наблюдателей», постоянно выявляя проявления способностей или таланта со стороны учеников(Eyre and Lowe 2002). ……
Что касается возрастной категории учащихся, задания, и темы я подбирала с учетом возрастных и психологических особенностей моих детей, с учетом их интересов и жизненного опыта.
Учет возрастных особенностей школьников играет не последнюю роль в эффективности педагогического процесса. Джон. Б. Уотсон, признанныйоснователь бихевиоризма, полагал, что внутренний опыт, на который ориентирована психология, нельзя в достаточной мере изучить, поскольку его нельзя наблюдать.(Руководство для учителя стр.182) Класс в котором я работала это дети 9-10 лет. Где ребенок еще обладает качествами дошкольника, такими как: подвижность, непосредственность, импульсивность, неустойчивость внимания, общая недостаточность воли, проявление самостоятельности, поэтому на своих уроках старалась учитывать эти возрастные особенности. Физический аспект развития ребенка в младшем школьном возрасте обращает внимание на то, что организм находится еще в процессе развития. Его еще не до конца сформированный скелет не позволяет, к примеру, просиживать долгие часы на одном месте. Поэтому в учебном плане учитывала «соответствующий режим работы то есть своевременное проведение физминуток, где дети могли потанцевать 1,2 минуты, смена деятельности на уроке, когда я учащимся предлагала разные формы работы это групповая работа, индивидуальная работа,парная работа При проведении своих уроков старалась чтобы учащиеся давали последовательные, правильные ответы, давать возможность самовыразиться через диалоговое обучение. Например если Дидар мой слабый ученик раньше просто отсиживался на уроке, то после последовательных уроков он стал уже более активен, болел за свою группу, старался сделать свой индивидуальный вклад в работу группы, стал раскрываться, самовыражаться. Раньше на уроки он ходил неохотно, часто пропускал занятия , после серии уроков он старался не пропускать занятия, спрашивал , что мы будем делать на следующем уроке? Дидар во время обсуждения группы очень часто старался высказать свою мысль, но у него не хватает словарного запаса, что бы донести её до товарищей.
Аяна сначала перебивала остальных навязывала только свое мнение, в какой бы группе не работала, старалась быть первой.для нее были разработаны опережающие задания.Но к концу последовательных уроков она стала прислушиваться к мнениям других, стала помогать слабоуспевающим в учебе. Групповая работа, индивидуальная работа, работа в паре, диалоговое обучение, ИКТ помогает, скорее, позволяет учитывать и видеть, оценить каждого члена группы, подгруппы, работу лидера. После проведения практики я увидела что мои дети стали более увереннее, научились анализировать, размышлять, работать самостоятельно. Многое изменилось и в моей практике , научилась курировать процесс обучения в классе, использовать методы обучения тому, как обучатся, разрабатывать цели и задачи урока. Планирую в дальнейшем совершенствовать собственную практику.