Рефлексивный отчет о необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследования её стартовых возможностей.
Рефлексивный отчет о необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследования её стартовых возможностей.
Требования современного социума, предъявляемые к человеку, достаточно высоки, и как следствие, в наше времяперед образованием стоят задачи, требующие безотлагательного решения. Почему мы сейчас вынуждены отказываться от многих наработанных, проверенных методик? Почему разработанные и проверенные стратегии сейчас перестают работать? И это не потому, что они были неэффективны, скорее всего даже наоборот. Эффективны,применительно к тому определенному временномупромежутку, определенной ситуации. Если рассматривать становление всей педагогической науки, её исторические шаги, можно убедиться,что необходимость педагогических преобразований являлось как следствие развития экономики и наоборот, т. е. этот процесс в истории человечества взаимосвязан. Человек изобретает колесо, с возникновением колеса появляется телега, транспорт, человечество осваивает и развивает механизмы передвижения и обучается ими пользоваться. Современные преобразования в обществе, экономике и политике, и как следствие модернизация образования - это всё неизбежные процессы, происходящие в современном мире. И наша задача, учителей, быть на шаг впереди. Подготовить таких учеников, чтобы их разум, мышление и даже опыт были готовы для мобилизации в любых условиях. И мы должны осознать это на таком уровне, чтобы помочь себе, учителям, ученикам и родителям приблизиться к модели ученика, которую разработала организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), основываясь на передовом педагогическом опыте разных стран. Выработать и развить в них такие навыки, как способность к выбору решений и действий, готовность к практическому использованию имеющихся знаний, а не только формальное обладание ими, навыки обучения тому, как учиться.В современной ситуации это приоритетные направления, платформа, которую должны создать мы, учителя. Для этого, по моему мнению, нам необходимо самим вооружиться большим арсеналом стратегий обучения, изучить и принять на вооружение различные педагогические подходы, научиться сотрудничать, владеть информационными технологиями, непрерывно совершенствовать свои профессиональные способности и самое важное, непрерывно рефлексировать, для того чтобы учиться на своём опыте.
Следующий этап моего обучения «Практика в школе» по Программе первого уровня предполагает организацию преобразования практики в школе с целью внесения изменений к формируемым навыкам обучающихся используя инновационную деятельность как учителя лидера, и ресурсы всего педагогического коллектива. Согласно шести направлениям деятельности учителя–лидера, определённые в руководстве учителя программы первого(продвинутого) уровня, а именно:
продолжение педагогической практики и усовершенствование собственных умений и навыков преподавания;
инициирование и управление взаимного оценивания практики обучения;
обеспечение знаниями по разработке учебных программ;
участие в принятии решений на уровне школы;
руководство деятельностью по обучению и развитию персонала школы;
вовлечение других учителей в совместное планирование профессиональной деятельностью, рефлексию и исследовательскую работу.
Для себяя определиласледующие шаги к достижению основной цели, где главными вопросами быливопросы: «ПОЧЕМУ мы должны изменить наши подходы в преподавании?», с дальнейшим решением вопроса: «КАК мы будем это делать?» и лишь в завершении - «ЧТО мы должны делать в классе?». (Руководство для учителя первого уровня, третье издание 2015 г. стр. 188).
Шаг первый - определить потребности школы на настоящий момент для осуществления конкретных изменений. Моей отправной точкой в решении этого вопроса было детальное изучение Программы развития школы, разработанной в соответствии сзаконом Республики Казахстан «Об образовании», с учетом концептуальных положений и идей Государственной программы развития образования до 2020 года. Целью Программы является создание условий для получения качественного образования и формирование интеллектуально, физически и духовно развитого гражданина Республики в условиях повышения конкурентоспособности образования. Там же в Программе выделенные наиболее актуальные проблемы:
обеспечение дальнейшего роста качества образования, оценка результатов образовательной деятельности школы.
высокий образовательный уровень, но недостаточно высокий квалификационный уровень педагогов.
значительное число учащихся, имеющих отклонения в здоровье.
медленное внедрение в педагогическую деятельность новых образовательных педагогических технологий, идей Программы Назарбаев интеллектуальной школы.
недостаточная эффективность научно-методического обеспечения.
не на должном уровне развитие социокультурного пространства школы, внешних связей, дополнительного образования, участия общественности в управлении школой.
необходимость дальнейшего совершенствования воспитательной системы с целью повышения её воздействия на всестороннее становление личности учащихся.
недостаточное развитие и использование потенциала одаренных детей в научно-исследовательской и проектной деятельности.
Одна из стратегий современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем учащимся проявить свои таланты и по возможности проявить свой потенциал, реализовать себя как творческую личность способную к самостоятельным исследованиям. В связи с этимитребованиями, я определила направление своей исследовательской деятельности, это проблема развития и использования потенциала детскойодаренности, а конкретно развитие такой категории, согласно разработанному Макэлпайном и Ридом (1996 г.) перечню характеристик одаренных детей, как креативное мышление. Как доказано ученными, развитие креативности зависит от внешних условий, поэтому чтобы обеспечить эффективность развития творческих способностей учащихся учителям следует пересмотреть привычные методы обучения, заменив их на более эффективные.
Обобщив результаты аудита (отчет В), изучив нормативные документы (Инструктивно-методическое письмо), я пришла к выводу, что тема исследования в рамках нашей школы: «Развитие креативного мышления через применение творческих заданий на уроках эстетического направления» является актуальной. И для того чтобы развивать на уроках креативное мышление школьников, необходимо выявить наиболее эффективные стратеги и методики. Изучив литературу, исследуя интернет ресурсы по этому вопросу, я пришла к выводу,что таковыми, по моему мнению, могут стать творческие задания, разработанные учителями для применения их на уроках эстетического направления. На первый взгляд, проблема не имеет первостепенного значения в обучении учащихся в масштабе школы, ведь показатели результативности качества обучения от этогоне страдают. Но если говорить о целесообразности изучения этой проблемы, то здесь необходимо отметить, что через использование творческих заданий на уроках, ученик, создавая новый продукт развивает такие качества личности как сообразительность, способность к генерации идей, конструирование своих оригинальных версий, учится самоопределению. А это и есть один из способов решения проблемы недостаточного развития и использования потенциала одаренных детей в научно-исследовательской и проектной деятельности. Научно доказано, что «…ученики могут быть одарены в одной области и испытывать трудности в другой; они могут быть очень способны на одной стадии своего развития, но не обязательно - на более позднем этапе»(Руководство для учителя первого уровня, третье издание 2015 г. стр. 137). Поэтому, согласно этой теории, участвовать в процессе развития креативного мышления должен каждый учитель-предметник, независимо от выявленных у учащихся способностей или кажущегося видимого их отсутствия.
Шаг второй – согласно цели Программы первого уровня, учителя - лидеры должны осуществлять содействие по внедрению инновационных процессов в школе, стараясь обеспечить максимальную эффективность выбранных подходов и методов. Поэтому на этом этапе, для меня было очень важно правильно спланировать и организовать свою собственную деятельность по управлению процессом исследования.
Как я планирую организовать свою собственную деятельность по управлению процессом исследования и внедрения преобразований? Какие результаты можно ожидать по окончанию проведения исследования в действии? Это главные вопросы, который мне необходимо было решить на этапе практики в школе. После озвучивания проблемы на уровне администрации школы, обсудив существующую проблему,я запланировала формирование команды единомышленников для корректировкии реализациимероприятий. Создание команды для совместной работы, это наиболее сложный вопрос в организации исследований на практике. Чтобы ознакомить сотрудников с основными идеями развития школы и привлечь коллег к совместной исследовательской работе, одним из первых мероприятий на начальном этапе практики будет моё выступление на педагогическом совете с сообщением: «Факторы, способствующие развитию школы».
Учитывая, что «…лидерство является основным человеческим качеством» (Руководство для учителя первого уровня, третье издание 2015 г.
стр. 194), я рассчитываю получить поддержку от своих коллег, опираясь на свой профессиональный авторитет и морально-нравственный статус обычного человека. В организации этого этапа есть определённые трудности, но я хочу отметить положительные моменты в преодолении такого плана трудностей. Именно в таком случае тебя поддерживают и помогают именно те учителя, которым действительно не безразличны проблемы школы. В этой ситуации, после определения участников фокус группы, для более тесного сотрудничества в моем плане намечено мероприятие - психологический тренинг на доверие, для создания доверительных отношений, с участием психолога школы, и как очень важного условия для полноценного функционирования всех её участников. Только в условиях личной заинтересованности, сотрудничества и вовлеченности в процесс внедрения инноваций в школе, можно научиться совместной работе над решением общих проблем. Сотрудничество учителей в фокус группе имеет ещё ряд положительных моментов, направленных на развитие каждого участника, так как предполагает создание коллаборативной среды, способствующей обучению каждого участника, выявляет способности, распределяет полномочия и ответственность между всеми членами для достижения наиболее эффективной работы.Учитывая, что за последние 3 года учителя нашей школы прошли трехуровневые курсы, (из них 1 уровень – 1 учитель, второй уровень -2 учителя, и третий уровень - 11 учителей), я рассчитываю на профессиональную поддержку коллег, знающих основные принципы конструктивисткой теории в области преподавания, и как известно, требующей от учителя сосредоточенности на ученике и организации занятий в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний и навыков.
Шаг третий - после организации фокус-группы, для реализации второго практического этапа по прохождению школьной практики, я считаю необходимым провести обучающий коучинг «Семь стратегий творчества», с целью ознакомления сотрудников с основными стратегиями развития креативного мышления, применяемымив педагогической практике школы. По моему мнению, нет необходимости повторяться, с целью ознакомления коллектива с содержанием основных идей Программы и содержанием семи модулей, так как основная информация по этим вопросам озвучивалась моими коллегами, проходившими обучение по Программе первого, второго и третьего уровня. Многие учителя школы уже посетили коучинги, направленные на ознакомление и обучение по применению различных инноваций в процессе обучения учащихся, и им знакомы основные идеи программ развития уровневых курсов. Главными задачами подготовленного коучинга являются: выявление уровня знаний и владения стратегиями креативногомышления, определениепрактических уменийучителей поданной теме, расширение теоретическихзнанийо наиболее эффективном применении творческих заданий для развития креативного мышлении и формирование навыков применения творческих заданий, направленных на развитие креативного мышления у учащихся.
Шаг четвертый -предполагает организацию менторинга на добровольной основе для профессиональной поддержки подопечного с целью усовершенствования практики и личностного развития. Являясь одним из эффективных способов оказания помощи учителям, менторинг направлен на повышение качества практики преподавания и учения, где даже незначительные результаты в практике подопечного, способствуют улучшению ситуации в классе. (Руководство для учителя первого уровня, третье издание 2015 г. стр 160). Совместное планирование работы в фокус группе определит стратегическое направление в организации серии последовательных уроков, поставит конкретные цели для каждого планируемого урока,спрогнозирует ожидаемые результаты преобразования школьной практики.
Шаг пятый,предполагает большую работу по планированию и проведению серии уроков, целью которых будет практическое применение разработанных заданий для развития креативного мышления и получения определённого результата в качестве творческих работ, выполненных индивидуально, в парах и группах.
Шаг шестой–организация рефлексии исследования в рамках школы, котораяпозволит выявить степень успешности или отсутствиерезультатов запланированных преобразований.
Исходя из анализа ситуации предстартового состояния школы и готовности коллектива к преобразованиям практики, можно сделать вывод, что педагогический коллектив моей школы способен обеспечить высокий уровень качества образования, развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся (Анализ работы школы за 2014-2015 уч. год). Изучая ситуацию по привлечению участников за пределами школы, я надеюсь получить поддержку родителей учеников, основная функция которых заключается в поддержке своих детей, даже в малых проявлениях творческого начала и креативного мышления. Анализируя ситуацию по результатам анкетирования (отчет В), родители проявляют интерес к развитию творчества, знают, чем интересуются их дети, чем любят заниматься, какие интересные и креативные решения порой принимают. Кроме нашей школы, в районном центре есть и другие школы, и организации, которые однозначно тоже проявят интерес к изучаемой проблеме – это школа искусств и дом творчества.
Подводя итог, я могу сказать, что мой план развития школы в вопросеразвития и использования потенциала детской одаренности в нашей школе поможет найти наиболее действенные инструменты и разработать стратегии для развития креативного мышления через творческие задания, использование которых улучшит педагогическую практику учителей и изменит динамику развития исследовательского процесса на уровне школы в положительную сторону. Так же в результате проведённого исследования, использование творческих заданий на уроках, поможет развитию потенциальных креативных способностей и мышления у учащихся, так как наша главная цель направленна на воспитание поколения способного креативно и творчески мыслить, находить нестандартные решения поставленных задач.
Остается последний, самый главный вопрос: возможно ли внесение изменений в указанные сроки? Если рассматривать этот процесс более глубоко, то за период практики нереально оценить результат развития креативности учащихся, так как для этого необходимы более глубокие исследования и практика. Однако я считаю, что начало преобразований увидеть возможно, если рассматривать результативность в решении этой сложной задачи в оттачивании учителями навыков самостоятельного планирования и использования различных заданий на развитие креативного мышления. Что получится в действительности, покажет практика.
Используемая литература:1. Руководство для учителя. Первый уровень. Третье издание 2015 г.
2. Задания для выполнения в период практики в школе.
3. Предкурсовые задания для учителя первого уровня.
Приложение 1.
План действия.
Тема: «Развитие креативного мышления через применение творческих заданий на уроках эстетического направления».
Цель исследования:Сформировать у педагогов навыки применения творческих заданийна уроках для развития креативного мышления у учащихся.
Вопрос: Поможет ли использование творческих заданий на уроках эстетического направления развить креативное мышление у учащихся.
Задачи:
определить уровень умений и навыков, опыта педагогического коллектива школы по использованию творческих задания для развития креативного мышления;
ознакомить педагогов со стратегиями развития креативного мышления у учащихся;
формировать навыки использования творческих заданий их на уроках для развития креативного мышления; сопровождение практики работы учителя по использованию заданий для развития креативного мышления;
мониторинг эффективности использования творческих заданий для развития креативного мышления.
Ожидаемые результаты:
учителя смогут разрабатывать и использовать творческие задания на уроках для развития креативного мышления;
все учащиеся смогут самостоятельно выполнять творческие задания, выполняя преобразования с конкретными предметами и образами;
большинство учеников смогут выполнить творческие задания, используя алгоритмические методы творчества.
некоторые учащиеся смогут использовать при решении творческих заданий эвристические методы.
№ Мероприятие Сроки Ответственный Целевая аудитория Форма Ресурсы Критерии успешности Оценивание
Что? Когда? Кто? Для кого? Как? С чем? 1. Углубленный аудит 1нед
1-2 день Учитель-лидер Учителя
ученики
родители Анкетирование Анкета,
интервью Готовая информация Анализ анкет
(выявление проблем)
2. Интервью с администрацией школы 1нед
1-2 день Учитель-лидер Директор Интервью Интервью Согласие администрация на интервью Транскриптор интервью,
его анализ.
3. Создание фокус-группы (распределение ролей) 3 день Учитель-лидер Учителя
3 уровня,
учитель –лидер, члены фокус группы Беседа,
собеседование Готовые вопросы Образование творческой группы Согласованный
план действий.
4. Психологический тренинг на доверие (создание атмосферы) 4 день Учитель-лидер Учителя
3 уровня,
учитель –лидер, члены фокус группы тренинг Раздаточный материал, Образование творческой группы Согласованный
план действий.
5. Организация коучинг
«7 стратегий творчества» 2 неделя
1 день Учитель-лидер Учителя
(желающие) Коучинг Раздаточный материал,
видео
ресурсы, презентация Изучение стратегий креативности Анкета обратной связи
6. Консультации по планированию уроков 2 неделя 2 день Учитель-лидер Младшие школьники консультирование Раздаточный материал Краткосрочные планы уроков Включение в планы уроков задания по развитию креативности.
7. Организация менторинга В течение 6 недель Ментор (учитель 1 уровня) Подопечный
Профессиональный диалог Вопросы Карты наблюдения уроков, рефлексивные отчеты, голос ученика Анализ и обсуждение, самоанализ, ССП, конспекты уроков, «голос ученика», рефлексивный отчет подопечного
8. Панорама уроков. 5-6 неделя Фокус-группа Коллектив
(желающие) Проведение уроков Планы урока, таблицы наблюдений Краткосрочные планы уроков, сборник уроков
Рефлексивный отчет, анализ уроков
9. Заседание творческой группы 6 неделя Учитель-лидер, творческая группа Творческая группа Круглый стол Анализ уроков, изученная литература Коррекция и планирование Сборник уроков