Рефлективный отчет о необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследования ее стартовых возможностей и рекомендаций ОЭСР
С есебі
Рефлективный отчет о необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследования ее стартовых возможностей и рекомендаций ОЭСР
Мектебімді дамыту жолдарын аныKтау кезеSін ™ткізгеннен кейін оныS бастапKы жаCдайын, мыKты ж‰не ‰лсіз тaстарын біліп алып, дамыту фокусін жасадыK. Зерттеулер оKушылардыS білім сапасыныS т™мендігін, оKу _дерісіне оKушылардыS жеткілікті деSгейде тартылмауын, оKуCа деген сыртKы у‰ждіS орын алуы, жекедара дербестік деSгейініS жоCарлыCын к™рсетті. Сондай-аK, б_гінгі таSда мектеп Kайта жаSдануды, aстаздар ™з т‰жірибелеріне сын тaрCыда Kарауын, басKа мектептердіS мамандарымен к‰сіби KоCамдастыKта болуын Kажет етеді.
Осыдан барып біздіS алдымызда сaраK тaрды: мектептіS жаCдайын ™згертіп оны жаKсарту _шін не істеу керек?
Чтобы более точно ответить на него, выявить недочеты в работе, мы обратились к вопросам, раскрывающим необходимость преобразований для достижения соответствия учеников требованиям 21 века. Учителям предложили рассмотреть вопросы и ответить на них путем вариантов «да, иногда, нет». Большинство учителей на все вопросы выбрали вариант ответа «иногда». Это касается владения и использования широкого диапазона педагогических стратегий, методик, способности к интегрированию, совместному обучению, работы учителей в сотрудничестве, овладения устойчивыми навыками использования ИКТ, совместного процесса разработки, реализации, управления и планирования учебной среды с коллегами. Ответ «да» у большинства респондентов прозвучал на вопрос: «Необходимо ли учителям критическое оценивание своей практики». Больше половины учителей ответили отрицательно на вопрос о сотрудничестве с учителями, профессионалами других организаций образования. Ответы на эти вопросы являются ключом к составлению плана развития школы, способного повлиять на качество и содержание работы учителей.
Думаю, что полного овладения учителем педагогических стратегий и методик, способности к их интегрированию, пониманию целесообразности использования можно добиться с помощью проведения эффективных методсоветов, обмена опытом на семинарах, проведением интегрированных уроков, онлайн-уроков, методических смотров, марафонов. Исследование уроков, исследования в действии, групповые формы работы помогут овладеть методами сотрудничества, «открытия» учеников, помогут в самообучении и индивидуальных «открытиях». С помощью введения в школьную практику постоянной обратной связи, рефлексии можно добиться глубокого понимания сущности процесса обучения, мотивации учеников,их эмоционального состояния вне класса. Создание профессиональных сообществ, инициирование среднесрочного планирования, коучинги, менторинги помогут учителям заинтересоваться партнерскими профессиональными отношениями. Мастер-классы, внутришкольные коучинги, курсы по овладению использования образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, повысят уровень преподавания, мотивацию учащихся в обучении. Вовлечение учителей в планирование с помощью открытых вопросов, предложений, повышение мотивации, обратная связь позволят улучшить процесс разработки, управления и планирования учебной среды. Проведение открытых уроков, их самоанализ, предложения учителей по улучшению урока, понимание потребности учителя и методические советы, предложения способов решения проблем повысят критическое оценивание учителем своей практики.
Начать работу мы решили с введения в практику формативного оценивания. Через нее повысить мотивацию учащихся, сделать ее более осознанной, конкретной для достижения поставленных целей в обучении. Результаты исследования показали: не всеми учителями используется формативное оценивание, учителя хотели бы освоить данную стратегию. Опрос среди наших учащихся выявил желание их, чтобы данная стратегия присутствовала на уроке всегда. По опросу среди родителей можно определить: почти все родители не знают, что такое формативное оценивание, многие не согласны с оцениванием их детей в школе, с позицией учителей.
Уровень мотивации наших учащихся средний, ориентированный на внешние факторы, необходимо включать в работу методы, которые бы усиливали силу мотивации через мотив достижения успеха как личностного свойства, повышали уровень осознанности. Изучая результат анкетирования, мы также обратили внимание, что в мотивации младших школьников, 2 – 4 классы, отсутствует низкий уровень мотивации. С возрастом мотивация учащихся к обучению уменьшается. Мы думаем, что это происходит от того, что учащиеся не видят достижения в учебе, теряется интерес, а с нею и цель обучения.
Чтобы устранить данное положение по мотивации учащихся, мы с инициативной группой утвердили ранее разработанный план развития школы. Тема плана развития школы: Повышение мотивации учащихся через формативное оценивание.
План развития школы явился следствием проведенной работы по анализу исходной позиции школы и был составлен так, чтобы учителя действительно поняли сущность формативного оценивания, стратегии и могли их применять. Основу плана составляют конкретные достижимые цели, где не ставится целью овладение всеми стратегиями формативного оценивания. Перед нами поставлена задача: познакомить учителей с формативным оцениванием, заинтересовать, подвигнуть к самостоятельному изучению данной темы, использовать на уроках в данных временных рамках 2-3 стратегии, прослеживать мотивацию учащихся к обучению при использовании формативного оценивания.
Реализация плана развития школы началась с встречи с администрацией школы, результатом которой стала поддержка всех далее предпринятых действий. Выступление на педагогическом совете «Почему учителям нужно меняться», анкетирование по вопросам процесса обучения, обзора условий школы поставило коллектив в известность о работе по преобразованию школы, определило состав творческой группы, положило начало сбору информации, которое продолжилось анкетированием учащихся на уровень мотивации. Оно явилось объективным свидетельством необходимости подходов к оцениванию.
Семинар «Как мы оцениваем детей: суммативное и формативное оценивания» был направлен на формирование нового понимания, убеждения в эффективности формативного оценивания. Рефлексией послужил опрос «Скажи мне 3 вещи», где большинство учителей отметили, что не знали о формативном оценивании, не понимали разницу между ним и суммативным оцениванием. Он был проведен при поддержке учителей 3 уровня. После проведения семинара была окончательно сформирована инициативная группа.
Проведение родительского собрания «Новые виды оценивания» позволило ознакомить родителей с целью формативного оценивания, выяснить исходный уровень понимания видов оценивания, услышать с помощью интервью, анкетирования, опроса, наблюдения мнение об оценивании знаний их детей в школе, что подтвердило необходимость введения формативного оценивания в систему уроков.
Чтобы добиться более высокого понимания смысла, назначения оценивания для обучения и эффективного результата, в школе были запланированы и проведены 3 коучинга и 3 менторинга. Я попросила провести коучинги двух учителей 3 уровня и учителя 1уровня. Учителя 3 уровня: учитель географии Д.А. и учитель казахского языка К.Б. провели коучинги «Формативное оценивание как способ повышения мотивации учащихся» и «Критериальное оценивание». И учитель 1 уровня – «Роль самооценивания в повышении мотивации учащихся». Была попытка подготовить к проведению коучинга учителя школы, не прошедшего данные курсы, но не получилось, так как учитель подошел несерьезно к данной работе. Для проведения коучинга важны не только знания, нужно определенное мышление и убеждение. Я не могу тратить время учителей на проведение неэффективных коучингов. В этом была производственная необходимость. Кроме того, мне помешал языковой барьер привлечь продвинутого учителя из казахских классов. В беседе с учителями, прошедшими данные курсы, мы сразу определили, что у нас общие задачи и цели по преобразованию школы и мы будем работать в команде. Учителя школы хорошо оценили проведенные коучинги, так как считают, что получили ценную информацию о формативном оценивании.
Процесс менторинга предполагает установленные длительные доверительные отношения для развития профессиональных навыков. Я являлась ментором для учителя начальных классов Р.Ф., ее менти была молодой учитель Т.А. С целью определения реального состояния практики, планирования преобразования и определения возможных стратегий действий менти было проведено 3 менторинга по следующим темам: «Улучшение качества урока (анализ просмотренного видео-урока менти)», «Использование учителем коллаборативного обучения», «Повышение мотивации через формативное оценивание».
Особым этапом работы над преобразованием школы явилась организация на 4-5неделе Практики проведения Lesson study по математике во 2 классе по теме «Переместительныесвойства умножения»: подготовка, проведение, рефлексия. Учителя были незнакомы с данной формой работы,оценили ее высоко, определили, что обязательно к ней вернуться, что надо внести в план работы школы. В проведении Lesson study учитывались новые методы работы, формативное оценивание, нестандартный подход.
Чтобы подвести итоги работы, был проведен опрос учителей, интервью у
учащихся по мотивации, анкетирование родителей о целесообразности введения формативного оценивания, влияния его на мотивацию учащихся. Ни одного отрицательного отклика не было, были просьбы в дальнейшем еще глубже
2-ой класс Lesson study
познакомиться с данной стратегией.
Работа Практики была закончена семинаром-совещанием «Мои первые шаги в формативном оценивании», где учителя инициативной группы выступили с обобщением опыта работы над темой «Повышение мотивации учащихся через формативное оценивание».
Над планом развития школы работает инициативная группа «Успех», в которую вошли 12 человек. Она была создана для того, чтобы план развития школы реализовался успешнее: учитывались их взгляды, мнение. Обучающие коучинги, менторинги проведены с учетом качественного состава группы. С самого начала я предположительно определила состав
группы. Моей целью было привлечь учителей начальных классов, так как раннее применение формативного оценивания, развитие критического мышления поможет учащимся быть лучше подготовленными к обучению в среднем звене.
В группу вошли 5 учителей начальных классов. Учителя Р.Ф. и Т.А. изъявили желание принять участие в работе сразу после неформальных бесед, когда я делилась впечатлениями о 1 этапе Программы. С помощью них были проведены менторинги.
Учителя Г.Б., Г.М, Н.М. согласились войти в группу после проведенной беседы на педагогическом совете «Почему учителям нужно меняться» и семинара «Как мы оцениваем детей». Учитель Г.Б. включилась в работу активно только на стадии подготовки Lesson study. Этому были причины больше внутреннего характера – нежелание вникать в происходившее, но затем за небольшой отрезок времени она точно уловила суть формативного оценивания и на практике начала делать первые шаги самооценивания – это учитель 1 класса. Учитель 0 класса – Г.М. не смогла включиться в работу( 3-6 недели) по причине слабого здоровья, так объяснила учитель.
Также моей целью было привлечение учителя математики Б.С. как опытного учителя с аналитическим мышлением и большим опытом работы. Б.С. очень внимательно и с интересом изучал опыт Lesson study, понял его значение. В группу вошли учителя 5-6 классов: учитель английского языка Р.Е., учитель технологии Б.Т., учитель истории Н.Т.
Учителя технологии Б.Т. мне важно было привлечь, так как она является руководителем методического объединения, которое обычно отстраняется от введения инноваций. Я видела у нее с одной стороны заинтересованность, с другой нежелание добавлять себе дополнительной работы.
В инициативную группу вошли учителя 3 уровня: учитель казахского языка К.Б. и географии Д.А. В план развития школы сначала мы хотели ввести среднесрочное планирование, но учителя из инициативной группы решили выбрать Lesson study. Это было продиктовано большим интересом к данной форме работы, желанием апробировать в нашей школе.
План развития школы мы постарались составить так, чтобы проводимая работа заинтересовала учителей, показала положительные стороны формативного оценивания, обучения в сотрудничестве. Эти методы для многих явились новыми. Я сама до данных курсов не использовала в системе формативное оценивание, с недоверием относилась к групповой форме работы. В работе над более качественной обработкой результатов анкет, опросов, согласно плану развития школы, работали не только учителя инициативной группы. Консультации Семинар «Как мы оцениваем детей »
психологом школы помогли определить
подход в обработке результатов анкетирований. На семинаре «Как мы оцениваем детей» психолог А.Б. познакомила учителей с научным определением «мотивация», ее особенностями и динамикой. В дальнейшем запланировано выступление А.Б. по данной теме на родительском общешкольном собрании.
План развития школы явился следствием проведенной работы по анализу исходной позиции школы и был составлен так, чтобы учителя действительно поняли сущность формативного оценивания, стратегии и могли их применять. Основу плана составляют конкретные достижимые цели, где не ставится целью овладение всеми стратегиями формативного оценивания. Перед нами поставлена задача: познакомить учителей с формативным оцениванием, заинтересовать,подвигнуть к самостоятельному изучению данной темы, использовать на уроках в данных временных рамках 2-3 стратегии, прослеживать мотивацию учащихся к обучению при использовании формативного оценивания. В беседе с инициативной группой мы определили, что лучше идти маленькими шагами, постепенно внедряя в практику стратегии формативного ценивая. Все проводимые мероприятия измеряются по эффективности: обратная связь, мнение учителей, учащихся, родителей.
Большая настойчивость, помощь учителей, особенно учителей 1, 3 уровней, постоянная связь с директором школы позволили организовать и провести на хорошем уровне все намеченные мероприятия с достижением поставленных целей. Были использованы лучшие ресурсы школы: опыт учителей, знания, отклик учащихся и их старания,поддержка родителей, информационная оснащенность школы.
Конечно, в новом учебном году нужно будет более обстоятельно, конкретнее подойти к будущему плану развития школы, внедрению данной технологии: более углубленное изучение, введение краткосрочного и среднесрочного планирования. Но именно Практика показала недочеты в планировании, научила предугадывать результат, верно подходить к реализации каждого планируемого пункта. Научила определять потребности учителей, вносить в план то, что им необходимо для облегчения их труда, для достижения качественного результата. С этой целью уже сейчас запланированы коучинги по работе с ИКТ, проведение семинара в августе текущего года по краткосрочному планированию, чтобы учителя при планировании учитывали новые подходы. Однако уже сейчас видны преимущества данной Программы, результативность, необходимость использования. Особенно этого ждут дети. Этому свидетельствует проведенная работа по плану развития шолы.
План развития школы
Направление: повышение мотивации учащихся
Тема: повышение учебной мотивации учащихся через применение формативного оценивания
Учитель, ожидаемый результат:
Учащиеся, ожидаемый результат:
- учитель осознает роль формативного оценивания (самооценки, взаимооценки) в улучшении процесса обучения учеников;
- будет уметь планировать применение стратегий формативного оценивания;
- будет уметь разрабатывать стратегии формативного оценивания;
- будет осознавать необходимость меняться, применять новые подходы в обучении учащихся
- учащиеся осознают ответственность за собственное обучение,
- поймут критерии, которые будут использованы для оценивания их работы;
- сумеют формировать суждения о собственной работе, учитывать комментарии учителя и планировать дальнейшие действия для более высоких достижений в обучении
№
Мероприятие
Цель
ответственные
сроки
мониторинг
результат
1
Встреча с директором школы, администрацией школы, учителями 1, 3 уровней, коллективом школы
Ознакомить с целью практики, планом развития школы.
Учитель 1 уровня
1 неделя
1-2 день
интервью
Осведомлённость администрации, учителейподдержка
2
Выступление на педагогическом совете «Почему учителям нужно меняться» Анкетирование учителей об оценивании. Сбор информации.
Выяснить исходный уровень и заинтересованность педагогов
Учитель 1, уровня, учителя-инициаторы
1неделя, 4день
Анкетные листы
Отбор учителей в группу для обучения
3
Анкетирование учащихся на уровень мотивации.
Наблюдение. Сбор информации.
Выяснить связь оценивания и уровня мотивации.
Учитель 1, уровня, учителя-инициаторы
1 неделя, 5-6день
Анкетные листы
Записи результатов наблюдений
Объективное свидетельство необходимости подходов к оцениванию.
4
Семинар «Как мы оцениваем детей: суммативное и формативное оценивания».
Формирование нового понимания, убеждения в эффективности формативного оценивания. Обсуждение результатов анкетирования, определение обязанностей
Учителя 1,3 уровней
2 неделя
Рефлексия
«Скажи мне 3 вещи»
Формирование рабочей группы
5
Индивидуальные неформальные встречи с менти и коучами
Ознакомление с уровнем понимания и знаний новых подходов к оцениванию. Обмен идеями, мыслями
Учитель 1 уровня, коучи, менти
2 неделя и дальше по мере необходимости
Рефлексивный дневник
Формирование общего направления в работе
6
Проведение родительского собрания «Новые виды оценивания»
Ознакомление родителей с целью формативного оценивания, выяснение исходного уровня.
Учитель 1 уровня
2 неделя
Интервью, анкетирование, опрос, наблюдение
Осведомленность родителей
7
Работа по подготовке коучингов и менторинга
Обучение коучей и ментора по проведению коучингов и менторинга
Учитель 1 уровня,3 уровня
2 неделя
Планы коучингов, менторства
Применение новых подходов при проведении К и М
8
Проведение коучинг-сессий:
1.Формативное оценивание как способ повышения мотивации учащихся.
2. Критериальное оценивание
Выработка навыков практического применения формативного оценивания
Коучи
Учителя 1и 3 уровня
3 неделя
Рефлексия, краткосрочное планирование, взаимопосещение уроков
«Голос ученика»
Применение формативного оценивания на уроках
9
Профессиональные беседы с ментором и коучами
Оказание методической и профессиональной помощи
Учитель 1 уровня
По необходимости
Наблюдения, посещение уроков, рефлексии
Применение формативного оценивания на уроках
10
Проведение 3-го коучинга «Роль самооценивания в повышении мотивации учащихся »
Совершенствование практических навыков и умений применения самооценивания
Учитель 1 уровня
4 неделя
Рефлексия, планы уроков, взаимопосещение уроков, «Голос ученика»
Применение формативного оценивания на уроках
11
Проведение Lesson study
Усовершенствование школьной практики
Учитель 1 уровня,
Члены рабочей группы
4 -5 неделя
рефлексия
Обмен опытом применения, коррекция
12
Опрос учащихся
Выяснить восприятие учащимися инноваций
Рабочая группа
6 неделя
Листы опроса
Повышение мотивации
13
Анкетирование родителей
Сбор мнений об инновациях
Рабочая группа
6 неделя
Анкетные листы
Формирование среды восприятия инноваций
14
Отчет о проведении практики в школе. Семинар «Мои первые шаги в формативном оценивании»
Собрать данные, проанализировать проведенную работу, сделать выводы
Учитель 1 уровня, рабочая группа
6 неделя
Эссе, выступления учителей, рефлексия
Повышение мотивации учащихся в обучении через формативное оценивание
Варфоломеева Анжелика Александровна Портфолио Отчет С
группа № 5 учителя 1 уровня
город Талдыкорган 23 мая 2014 г.
.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
MOV01021 001 X 0
15