Рефлективный отчет по серии последовательных уроков на тему: «Создание атмосферы сотрудничества в классе».
Рефлективный отчет по серии последовательных уроков на тему:
«Создание атмосферы сотрудничества в классе».
В связи с изменениями, диктуемыми новыми подходами в преподавании и обучении, каждый учитель пытается искать новые методы и формы работы с детьми, старается перестроить свою работу под те требования, которые предъявляет время.
Так, внедряя интерактивную деятельность в процесс обучения, мы пытаемся создать для учащихся атмосферу сотрудничества, чтобы они смогли сами добывать знания в процессе познавательской, исследовательской деятельности, в работе над дифференцированными заданиями, заданиями на расширение, углубление и опережение материала, через парную и групповую работу, в режиме диалогового обучения.
Организовывая парную и групповую работу в классе, целью которой является вовлечение в работу всех участников учебного процесса, учителю необходимо создать атмосферу сотрудничества, в которой дети смогут выразить собственное понимание темы через толерантное отношение к одноклассникам.
1. Создание атмосферы сотрудничества и доверия в классе.
«Совместная работа в классе не может ограничиваться лишь простой передачей содержания преподаваемого предмета и должна быть направлена на обеспечение учителем обучения в атмосфере сотрудничества. Успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, в которой личности чувствуют себя свободными в процессе обучения»
(Задания для дистанционного выполнения в школе в период обучения, стр.25)
Как мы создавали атмосферу сотрудничества в классе?
- через диагностику: карта склонностей и интересов, заполнение анкет;
- через игры:
1.«Положительные качества на первую букву имени» (Даша – добрая, дружелюбная).
Такое упражнение дает каждому возможность оценить себя с положительной стороны;
2.«Общие интересы»
Эта игра позволяет найти себе соратников, близких по духу.
- через организацию парной и групповой форм работы;
- через работу с родителями;
- через работу с учителями-предметниками.
Все это ямы делали с целью формирования детей в пары и группы через атмосферу сотрудничества.
Все перечисленное положительно повлияло как на меня, так и на детей:
Я -
помощник;
консультант;
организатор сотрудничества.
Дети –
в классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении;
детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время;
в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями;
успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие.
2. Создание психологического комфорта в серии из трех уроков.
На первом уроке мы рассадили детей по плану, составленному в результате диагностики, исследования и анкетирования детей, где мы постарались учитывать и пожелания детей. К этой паре мы выбрали 2 одноклассников, которых они знают несколько меньше, чем других.
Что пошло не так?
Мансур оказался в паре с Даниэлем, учитывая пожелания мальчиков сидеть вместе, я преследовала и свою цель: мальчики – друзья, поэтому Мансур поможет Даниэлю в поведении, а Даниэль Мансуру в обучении.
Рассадив детей и организовав парную работу, мы поняли, что ошиблись в паре Даниэль – Мансур. Мы считали, что друзья будут работать слаженно, но на деле оказалось иначе. Даниэль доминировал и все время унижал Мансура, когда у второго что-то не получалось.
-Что делать?
- провести консультирование с Даниэлем, о парной работе, и о его роли в этой паре;
Что из этого вышло?
Беседа ни к чему не привела, Даниэль остался при своем мнении, мало того, он самовольно ушел с урока.
А вот Люция и Таня, поддерживали Мансура и пытались объяснить Даниэлю, в чем он не прав. В итоге – провал «парной работы», ошибка в выполнении командной работы и конфликт в команде.
Что дальше?
После индивидуальной беседы с мальчиками мы предложили выбрать одноклассников, с которыми они хотели бы работать вместе. Кандидатуры я предложила сама, потому что мне нужно было, чтобы Мансур выбрал себе «быстрого» ученика, а Даниэль – «медленного».
Мансур выбрал в напарники Сашу, А Даниэль – Николь. Таким образом, дети цели и задачи урока разработали самостоятельно.
«Социальное взаимодействие в ходе занятий играет важную роль в обучении. Общение в ситуациях «учитель-ученик» и «ученик-ученик» составляют значимую часть построения и понимания» (Руководство для учителя стр.145)
На втором уроке мы попытались создать атмосферу комфорта и сотрудничества для Мансура, потому что на первом уроке он не понял и не принял парной и групповой работы, настроение его было пассивным, самооценка снижена, он испытывал страх и робость, отстранялся от одноклассников.
Что делать?
- научить работать в паре Мансур – Саша;
- проконсультировать Мансура о парной работе (что делать, как делать);
- консультирование Саши (о создании атмосферы сотрудничества в паре, о поощрении, помощи и поддержке);
- создание ситуации успеха для Мансура, через дифференцированные и дозированные задания, посильные ему;
- постоянные поощрения и поддержка учителя, сказанный вслух, при всем классе, в случае малейшего успеха;
- мотивация;
- право выбора роли в групповой работе;
lefttop00
Что из этого вышло?
Мансур, работая в новой паре, уже проявляет интерес к работе, но все еще не уверен в себе, больше молчит, задания выполняет медленно, но правильно. Работая в группе остается в роли наблюдателя, ведущие роли не принимает, на предложение детей выступить в роли докладчика – расплакался, но группа его поддержала, и предложила сделать самостоятельный выбор роли.
Самооценка по-прежнему снижена, все еще сомневается в своих силах, и не уверен в себе.
Что дальше?
Следует продолжить работу в паре, но создать более благоприятные условия – через работу с товарищем. В группе должны быть дети, которые ближе всего знакомы с Мансуром.
На третьем уроке (с использованием ИКТ) мы рискнули, применив новую стратегию, которую раньше не применяли, посадив Мансура с другом (Марком), посчитав, что одним из самых главных условий для создания рабочей обстановки в группе – это личностные взаимоотношения между учащимися. Мальчики имеют приблизительно одинаковые способности, но Марк имел успех в парной работе.
В чем риск?
Риск заключался в том, что смогут ли друзья работать по теме занятия, не отвлекаясь на общие темы для разговоров, справятся ли они с предстоящей работой без помощи учителя или более сильного ученика.
Но изучив мотивационные и эффективные теории учения руководства для учителя:
«Если он может это делать, я тоже смогу это сделать» - суть процесса сравнения себя с кем-либо другим. Когда люди видят кого-то добивающегося успеха в чем-то, их самоэффективность повысится, аналогично как при виде неудач других, понижается их самоэффективность. Данный процесс более результативен, когда человек видит себя соответствующим его собственной модели. Если сверстник, который воспринимается как обладающий аналогичными способностями, добивается успеха, это, как правило, повышает самоэффективность наблюдателя. И хотя моделирование не настолько влиятельно, как опыт, оно оказывает мощное влияние, когда человек не уверен в себе».
(Руководство для учителя стр.141)
Мы все-таки решили пойти на риск.
Что из этого получилось?
Мансур работает в паре с Марком более уверенно, проявляет инициативу в работе в группе. Работая в группе, ведет себя спокойнее и увереннее. От одноклассников не отстраняется, но еще колеблется перед принятием решений. Работая в паре, активно высказывается, но в группе работать еще стесняется.
Что дальше?
«Социальные убеждения связаны с поощрением (неодобрением). Они могут оказать сильное влияние: большинство людей помнят случаи, когда что-то сказанное им изменило их уверенность. В то же время как положительные убеждения повышают самоээективность, негативные убеждения ее понижают. Как правило, понизить чью-либо самоэффективность легче, чем повысить ее»
(Руководство для учителя стр.142)
Нам предстоит продолжить работу по повышению самоэффективности через:
- поощрение;
- ситуацию успеха;
- оставить в паре с Марком;
- положительные убеждения (ты все сможешь, у тебя все получится);
- работу в группе с людьми, близкими ему по духу, но, с разными способностями;
- консультирование учащихся, которые будут работать в паре и группе с Мансуром.
Вывод: Учителя обычно гордятся сильными своими учениками, мы же ставим перед собой цель гордиться слабыми, которые стали сильными. Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его нужно добиваться годами.