Рефлективный отчет об использовании одного модуля Программы в планировании серии последовательных уроков.
Рефлективный отчет об использовании одного модуля Программы в планировании серии последовательных уроков.
«Важнейшая задача цивилизации- научить человека мыслить».
Эдисон
Современный человек должен быть конкурентоспособным членом общества, поэтому он должен мыслить критически, т.е. уметь анализировать, размышлять, критиковать, оценивать, способным обучаться самостоятельно, стремиться к самосовершенствованию. Именно школа призвана воспитать образованную, свободную личность, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира.
Многие учителя используют в своей практике приёмы развития критического мышления. Я тоже старалась использовать опыт учителей, но у меня было недостаточно знаний и умений. Будучи учителем, стремящимся идти в ногу со временем и желающим самосовершенствоваться, я оказалась на курсах третьего базового уровня Программы. На курсах я более углубленно познакомилась с семью модулями Программы, один из которых называется «Обучение критическому мышлению». Развитие критического мышления у человека способствует выработке таких качеств как: целеустремлённость, ответственность, независимость, уверенность в себе, способность к самообучению.
На каждом из запланированных серии последовательных уроков, я использовала этот модуль. Прежде, чаще всего, в своей практике я использовала демонстрационные вопросы для выявления базовых знаний и проверки понимания. Я не придавала большого значения вопросам, отвечая на которые дети должны были рассуждать, оценивать, доказывать, не продумывала постановку вопросов от простых к более сложным. Я много писала на доске или демонстрировала материал, ученики спокойно сидели и слушали. Дети чаще всего работали по шаблону, я им разъясняла материал. На уроке дети не задавали вопросы, ничего не исследовали, не общались друг с другом, не «добывали» знания самостоятельно, а получали их в ходе моего объяснения материала. На традиционном уроке ученик просто воспринимает информацию, которую подаёт ему учитель, ничего не оценивает, не проверяет, не доказывает. Некоторые дети на уроке постоянно отвлекались, другие не желали делать ничего вообще, иногда дети не выполняли домашние задания, объясняя это своей забывчивостью, не у всех детей была мотивация к учению. Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающиеся, поверхностное обучение. (Руководство для учителя стр.110)
Изучив модуль Программы «Обучение критическому мышлению», я поняла, что учитель на уроке должен сотрудничать с детьми, выступать как равный партнёр, должен дать возможность раскрыться каждому ребёнку, выработать у детей умение мыслить и убедить каждого ученика в его уникальности, также учитывала возрастные особенности учеников. Таким образом, на уроке ученики из разряда пассивных слушателей должны перейти в разряд активных участников познавательного процесса. Центральной фигурой на уроке должен быть не учитель, а ученик. Учитель должен умело направлять учащихся, помогать в процессе обучения.
Убеждения учителя оказывают большое влияние при формировании установок, которые впоследствии объясняют принятие решений, и, в итоге- действия в классе (Руководство для учителя стр.111).
Применяя модуль «Обучение критическому мышлению» в серию последовательных четырёх уроков, я ставила перед собой следующие задачи: развить у детей умение анализировать, аргументировать свои ответы, рассуждать, объяснять, доказывать, отстаивать свои доводы, делать выводы.
На уроке я побуждала учеников предлагать новые идеи, исследовать. Я старалась способствовать формированию у учащихся умения работать в сотрудничестве, вырабатывать умение работать с информацией, умение её интерпретировать, научить применять полученную информацию в жизни, повысить мотивацию к учению. Для этого я должна была сделать урок интересным, вовлечь в работу всех учащихся, создать в классе атмосферу сотрудничества. Развивая мышление учеников, я хотела повысить уровень усвоения детьми материала, научить детей применять полученные знания в жизни.
Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С.Выготского: «…всякое размышление есть результат внутреннего спора так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».(Выготский, 1984.стр.243), а также идеи Д.Дьюи, Ж.Пиаже и Л.С.Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически- творческого подхода у любому материалу.
Приемы критического мышления я применяла на своих уроках уже несколько лет, поэтому в серии последовательных уроков они уверенно заняли лидирующие позиции. Они позволяют актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить ученика к активной работе на уроке и дома; получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями; обобщить полученную информацию; формировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому материалу. Все эти принципы я постаралась использовать на своих уроках во время практики.
На практике, во время проведения серии последовательных уроков, я постаралась применить не только испытанный мной приемы, но и новые как для меня, так и для моих учеников.
В начале урока я побуждала детей к работе, вызывала интерес к теме урока, побуждала к обращению за уже имеющимися знаниями, определяла отправную точку, все ответы детей принимались в бесконфликтной форме. На этом этапе я применила такие формы работы: позитивные видеоролики , психологический настрой «Пожелания другу». Где ребята эмоционально раскрывались, говорили друг другу комплименты, ощущали себя комфортно.
На уроках я использовала групповые формы работы. Деление класса на пары и группы из 4-5 человек происходило разными способами. Это были игры: «Воздушные шарики» в которой дети собирались в группы по цветам шариков; «Соедини точки» в которой дети объединились по рисункам, группы были разделены по разным уровням мотивации.
Создав коллаборативную среду, на последующих этапах урока я применяла разные приемы критического мышления. «Мозговой штурм»- прием организации индивидуальной групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно записать все, что дети говорят по изучаемым темам или нарисовать значок корзины, в которой будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме, поэтому прием называют еще «Корзиной идей». В корзину идей на этот раз я предложила собрать 10 сообщающихся сосудов.
Технология постановки вопросов- основной движущей силы мышления- это второй прием критического мышления, использованный мной на уроках. Справедливо считается, что «только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по- настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления. Как поощрение и повышение мотивации я применяла своеобразный «звездопад » за правильные ответы.
Полученные звездочки суммировались, и в конце урока на интерактивном дартсе каждый ученик ставил значок со своим именем в том месте, которое соответствует набранным баллам.
Пприём критического мышления – составление ментальной карты, помогает выделить смысловые единицы текста и графически оформить их в виде грозди, пучка, созвездия. Особенно это было заметно, когда я попросила выполнить эту работу не в виде стандартных схем, а в виде рисунков на флипчартах. В результате групповой работы активизировались мыслительные процессы. Так, на уроке «Давление газа» группы создали на флипчарте ментальную карту. Во время работы в группах можно было наблюдать, что лидерами и генераторами идей чаще всего являются одни и те же высокомотивированные учащиеся. Например, Зарина всегда предлагала свои идей во время работы над заданием. Данил также не отставал от Зарины в выдумке новых идей. Ученики в этом возрасте любят рисовать, но чаще эти рисунки на заданную тему, поэтому остальные члены групп прислушивались к идеям своих лидеров и создавали работы всей группой.
На двух уроках был использован метод ДЖИГСО1. Каждому в группе было предложено прочитать определенный текст После прочтения, ученики, объединенные в пары, объясняли друг другу изученный материал. Затем создавали ментальную карту. После, вернувшись в «родную» группу, поделились новой информацией. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного, а активного и внимательного чтения. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.
У детей при распределении ролей в группе возникали сомнения по поводу того, кто будет спикером: ведь надо было не только рассказать, что именно они нарисовали, но и доказать, что их точка зрения правильная. По правилам группы каждый должен быть спикером, чтобы мотивировать детей я поощряла, даже если дети давали не правильные ответы, я старалась их подбодрить. На последующих уроках такой проблемы не возникло. Ученики выходили на защиту своих проектов уверенно. Это позволяло ученикам понять свои способности, придавало им уверенности в своих знаниях, способствовало развитию речевых навыков. Эта форма групповой работы позволяла объединить интересы учащихся, у них появилась общая цель, которая отодвинула на задний план страх перед новым. Во время защиты с хорошей стороны показали себя ученики с низкой мотивацией ( Ксения и Салина). Как выяснилось, у них очень неплохой словарный запас и есть уверенность в своих силах, чего на прежних уроках ни один из них не показывал. Зарина и Данил, являющиеся генераторами идей в своих группах, сумели распределить последовательность выступлений так, что все попробовали себя в роли спикеров и получили друг от друга хорошие оценки.
Особое место на моих уроках занимало оценивание. Использование новых подходов к оцениванию позволило отслеживать изменения, происходящие в понимании учениками процесса своего обучения и устанавливать обратную связь на каждом этапе урока. Для этого использовала различные виды форматированного оценивания: словесное оценивание, оценивание с помощью сигналов рукой, самооценка «Листы самооценки», оценивание по критериям, взаимооценивание. Одной из целей оценивания является формирование внутренней мотивации к учению.
При проверке усвоения знаний учащихся очень хорошо помогают электронные тесты, где я могу отследить результаты каждого учащихся. Такой способ контроля позволяет быстрее и эффективнее выяснить, насколько учащиеся усвоили новый материал, по каким вопросам выявились пробелы.
Мои ученики постоянно находятся в сидячем положении и для снятия утомляемости на каждом уроке я старалась использовать различные приемы: разминка для тела, для глаз. Ребятам понравилось повторять движения за танцующими огурчиками, и после проведенной физминутки познавательная активность на уроке возросла. Не могло не нравиться моим ученикам и то, что я сама танцевала с ними, принимала участие во всем, теперь я была полноправным участником учебного процесса.
Подводя итоги своей практики, хочу сделать следующие выводы: все использованные мной в серии последовательных уроков методы и приемы критического мышления способствуют эффективному восприятию информации и активизации деятельности учащихся на уроке.
Что дает применение приемов критического мышления для учеников? В первую очередь- это повышение эффективности восприятия; затем- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к процессу обучения; умение критически мыслить, ответственно относиться к собственному образованию; повышение качества образования учеников; желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Что дает применение приемов критического мышления для учителя?
Во- первых, умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; во- вторых, возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, способствующих развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; в - третьих, стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность и стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Абай еще в конце девятнадцатого века сказал: «человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, ни и теряет старые познания. Дух его слабеет». Эти слова подтверждают истину, что только критически мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную, здравомыслящую личность. И задача современного учителя, к которым я отношу и себя,- быть открытым к новому, стремятся к творчеству, совершенствоваться и, самое главное, не бояться ошибиться. Учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка, в конечном счете, будущее своего ученика. А поможет в реализации этой задачи на современном этапе Программа Кембриджского университета.
Использованная литература:
«Руководство для учителя», АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2012.
http//lib.september.ru/2003/16/1