Рефлективный отчёт по проведённой серии последовательных уроков.
Рефлективный отчёт по проведённой серии последовательных уроков.
Эпиграф: Учитель до тех пор учитель, пока сам учится.
У меня очень большой опыт работы в школе, за время работы у меня выработался свой определённый стиль преподавания, который я считала с каждым годом улучшается. Но применяя разные формы, методы и приёмы ведения уроков, я обратила внимание на то, что результаты, не улучшаются, а наоборот всё ниже и ниже. Я всегда задумывалась, почему так происходит, искала причину, старалась готовясь к урокам находила интересную информацию, рассказывала детям, а они отвлекались не хотели слушать. В чём же проблема задумалась я и не находила ответа на свой вопрос. И, когда я узнала, что есть курсы, на которых преподают по- новому, что меняется учитель и уроки и весь процесс обучения, не задумываясь в надежде измениться, пришла учиться, но тогда я ещё не понимала в чём суть обучения по Программе.
С первых же занятий я была заинтригована необычным, на мой взгляд преподаванием нашего тренера Ирины Владимировны и каждый день стал для меня открытием. Я поняла, что моё отношение ко всему происходящему на моих уроках было авторитарным, я диктовала условия любой работы во время урока, не прислушивалась к мнению учащихся, иногда я их просто не понимала, старалась всё, что знаю сама рассказать, не давала никакой инициативы детям.
Теперь, проучившись на курсах, начинаю понимать, ведь все дети такие разные, и к каждому нужен особый подход на уроке и моё внимание и понимание, а главное надо предоставить им свободу выбора уровня сложности заданий, темпа обучения.
33877256806565А сколько разногласий и обид случалось в классе, после выставления мною оценок, я и не задумывалась, что применяя оценивание умело в каждой конкретной ситуации особенно дав детям право оценивать себя самим, оценивать друг друга не возникло бы столько проблем. Я научилась применять разные виды формативного оценивания, и научу детей оценивать себя критически, в сравнении с тем объёмом знаний и с их глубиной, какие имеет ученик. Драхмен и Суэтс (1988) утверждают, что «предоставленная обратная связь и замечание сверстников оказывают такое же или даже большее влияние, чем критика учителя в достижении устойчивых результатов, однако процесс обучения является эффективным только тогда, когда ученики имеют чёткое представление о своих знаниях и умениях на начальном этапе выполнения работы и том, что они узнают по завершении задания». (ОСА, 2001выдержки из исследований).
Гоняясь за выполнением стандартов, «натаскивая» учеников на ЕНТ, на уроках не хватало времени уделять внимание талантливым и одарённым детям, работала в основном на «среднего» ученика. А эти дети скучали на моих уроках или выполняли огромный объём стандартных неинтересных заданий, не требующих особых мыслительных усилий. Теперь изменившись, я буду строить свои уроки с учётом интересов учеников с учётом их способностей и возможностей.
Как же так, думала я, одни ученики быстро понимают и применяют знания, а другим приходилось много раз повторять, чтобы заучить понятие. На курсах я поняла, что должна изменить своё отношение к преподаванию, надо умело учитывать возрастные особенности учеников их индивидуальные и природные особенности. Я поняла, что использованная стратегия усложнения заданий даёт возможность детям расширить свои умения, углубить, уточнить и конкретизировать свои ответы, глубже понять смысл изучаемого вопроса. Ученики свободнее высказывали свои мнения и идеи, были увереннее в своих действиях, точнее выражали мысли. Уровень ответов и их количество после повторного обсуждения увеличился и уточнился. Виды и уровни ответов отличались от тех, которые обычно наблюдались на уроках без группового обсуждения. «Обучающиеся работали более эффективно в тех группах, где они чувствовали себя комфортно и более уверенно в решении математических задач в контексте, предполагающем совместную работу и конструктивную беседу (Seal. 2006)» (Руководство для учителя стр. 180) Прослушивание ответов других учеников скорректировало собственные идеи и мнения многих детей. Дети продемонстрировали наличие критического мышления каждый на своём определённом уровне. Ответы стали более обоснованными, точными, разнообразными и творческими.
Поняла «мы живём в век, когда темп жизни уже не бежит, а несётся мимо нас», мало знать основы педагогики, психологии и предмета, надо знать и уметь применять в своей работе интерактивные методы обучения. Изменяясь начинаю критически мыслить, моя компетентность в обучении растёт.
Я изменила своё отношение и к роли учителя на уроке, поняла, что надо дать возможность детям говорить на уроках. Теперь на уроках буду использовать активные формы обучения, разные виды бесед. Надо учить детей говорить умело направлять их. «Именно диалог стимулирует мышление, что является невозможным в не интерактивной практике» (Мерсер, 2000).
Поменялось моё отношение к опросу в виде вопросов, в основном я задавала вопросы, а дети отвечали, я не думала, что в зависимости от того, какой вопрос простой или сложный, я спрашиваю или дети задают вопросы, развивается критическое мышление учеников их сознание. Судя по вопросам, составленным учениками и ответам на них, уровень мышления у всех разный, но не смотря на это дети говорили на уроке и видно было были довольны возможностью высказаться. Приём «Толстые и тонкие вопросы», который я использовала на уроке дал возможность всем ученикам класса, не зависимо от уровня учебных возможностей активно участвовать в беседе. «Важно не прекращать задавать вопросы. Любопытство имеет свою причину для существования. Нельзя не испытывать благоговейный трепет, когда он созерцает таинство вечности, жизни, изумительное устройство реальности. Достаточно лишь только попытаться осмысливать немного этой тайны каждый день. Никогда не теряйте святой любознательности. (Альберт Эйнштейн)
Изменилось моё отношение и к подбору заданий для урока, к планированию уроков. Раньше задания были однотипные, не интересные, не творческие, потому и ученики мои не умеют мыслить разносторонне, не могут на практике в практических заданиях применить знания теоретические. Поняла, что надо заинтересовать ребёнка, привлечь его внимание, мотивировать, давать задания творческие, опережающие, расширять задачи. Я научилась планировать задания составляя среднесрочное планирование.
На курсах я научилась работать в команде, поняла, что выполнять задание сообща имея поддержку, имея не только свои знания, но и знания членов группы, можно решить любую задачу творчески, креативно не однозначно, то есть я изменила своё отношение и к работе в группе. Буду стараться всегда найти группу единомышленников, для того, чтобы идеи Программы развивать и научу своих учеников решать задачи в команде, научу быть лидерами своей жизни. «Обучение должно обогащаться опытом через размышление, радостное и плодотворное взаимодействие с другими». (Дьюи, 1967г.)
Одно из главных изменений, которые произошли со мной, это то, что я пересмотрела своё отношение к планированию. Я поняла важность и необходимость среднесрочного планирования, что даёт возможность определить цели и задачи в конкретном классе, применить все модули Программы. «Преподавание – это искусство и, следовательно, мы должны стремиться экспериментировать с инструментами нашей профессии. Когда мы переносим внимание с нас самих, как преподавателей, - на наших учеников, как учащихся, (при этом определяем самих себя как учащихся), тогда мы можем понять эксперементальность преподавания. Наше преподавание изменится по мере того, как мы будем расти как учащиеся в процессе взаимодействия с нашими учениками, нашими коллегами, книгами, которые мы читаем, курсами, которые мы проходим… Оно изменится по мере того, как мы будем о нём размышлять и развивать как искусство». (Йета Гудман).
Поняла, что я должна измениться, чтобы совершенствовать технику своего преподавания, изучая различные методики и приёмы. Всегда думала, чтобы изменить образование, надо менять, что угодно, только не себя, а теперь понимаю, что изменив себя, своё отношение к преподаванию, к способам и методам, которые применяю на моих уроках, моё отношение к детям и особенно к себе, поможет мне в дальнейшей работе в школе.
Главное в нашем образовании ребёнок, и мы сообщество учителей все усилия направим на наше будущее, это наши дети, научив их самих учиться, находить дорогу в жизни, только направляя и поддерживая во всех начинаниях. «Образование – это не то, что делает учитель, а что это – естественный процесс, который развивается спонтанно в человеке. Образование невозможно, получить, слушая слова, оно приобретается через опыт взаимодействия ребёнка с его окружением. Задача учителя состоит не в том, чтобы говорить, а чтобы подготовить и организовать серию побуждений для культурной деятельности в специальной среде, созданной для ребёнка.» (Доктор Мария Монтессори).
Мне нравится делиться с окружающими своими знаниями и умениями, отвечать на вопросы, дискутировать и снова искать знания для ответов на новые вопросы. Я сама с увлечением слушаю суждения и размышления разных людей и в разных областях, стремлюсь к познанию окружающего мира. Пытаюсь общаться в сетевом сообществе, не хватает времени в полном объёме освоить Интернет, видимо не умею правильно организовать своё время, выделить приоритеты в работе. Поняла, что надо учиться ценить своё время и уметь планировать работу и отдых, не брать многое на себя, переоценить свои возможности и способности.
Проблемы возникали и при прохождении программного материала в соответствии с установленными стандартами, не хватало времени, чтобы все учащиеся усвоили материал на уроках. Всегда находилась в поиске, проведу урок и думаю, анализирую, что не так было, а как можно было организовать работу учащихся на уроке по-другому. Бывало, сомневалась в правильности оценивания учеников во время урока, и эти сомнения заставляли искать новые способы оценивания. Сложности возникали и при отборе материала для урока, который бы стимулировал учащихся, учил их практическим навыкам, подходил по уровню восприятия для каждого ученика. Сложности испытывала и при оценивании работы учащихся, не знала, как научить учеников оценивать свои способности и возможности и знать уровень знаний полученных на конкретном уроке по теме, чтобы улучшить их. Для меня было сложно управлять мотивацией учащихся на уроке, не всегда удавалось заинтересовать каждого учащегося. Одни ученики, усваивают материал быстрее и лучше, другие отстают, я искала разные подходы мотивировать, не всегда получается.
Возникали в моей работе и сложности в общении с учениками с завышенной самооценкой, бывала эмоциональная напряжённость и с учениками, потерявшими интерес к обучению. Осознавала недостаточность психологических и педагогических знаний, умений и навыков. Поняла, необходимо формировать положительную мотивацию учащихся к учению, учитывать психологические особенности и учебные возможности каждого ребёнка. Надо выстраивать свою педагогическую стратегию так, чтобы она была ориентирована на особенности школьников.
Мне, как учителю необходимо учиться создавать благоприятные учебные ситуации, ситуации успеха на уроках. Находить пути повышения интереса к предмету математика, своевременно знакомить учащихся с результатами обучения. Учить учеников размышлять над поступками, мотивировать любознательность, стимулировать на успех и радоваться успеху.
35020255031105В своём рассуждении о групповой работе хочу привести слова из статьи Карла Роджерса: «Когда мне удавалось превратить учебную группу (включая и меня самого) из обучаемых в сообщество учащихся, тогда активность и энтузиазм каждого были почти невероятны. Освободить любопытство; позволить личностям двигаться свободно, без регламентаций, в новых направлениях, продиктованных их собственными интересами; дать волю любознательности; создать новую почву для сомнения и исследования; осознать, что знание находиться в процессе изменения, - вот опыт, который я никогда не смогу забыть». В этих словах заключено всё о важности и ценности групповой работы. Раньше я об этом не задумывалась и поняла только когда, придя на курсы, нас посадили в группы и предложили решать разные задачи. На своём опыте прочувствовала, как надо организовать работу учеников в классе, как научить детей работать в команде лицом к лицу.
Я поняла, что работа в группе основана на взаимопонимании и взаимодействии людей, с общей целью, направлена на решение общий задачи. И это взаимодействие даёт возможность решить поставленную учебную задачу не однозначно, творчески, опираясь на поддержку, используя знания, умения и навыки каждого участника группы.
Я, теперь имея свой личный опыт работы в группе на курсах по Программе, могу отметить важные стороны этой работы и применить в своей работе в школе. Если раньше при организации своих уроков, я направляла работу в классе на решение в основном учебных задач, то теперь точно уверена, что необходима и совместная работа учеников на уроке, то есть обучение должно быть интерактивным.
317754055035450031781753266440Но, была и ещё проблема как- же распределить учеников в группы? И на этот вопрос я получила ответ благодаря этим замечательным курсам и опыт мой не только теоретический, но и практический. Приведу слова Г.А.Цукерман который предлагает объединить школьников в группы с учётом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнёр. Упрямцу полезно померится силами с упрямцем. Самых развитых детей не стоит прикреплять к «слабеньким», им нужен партнёр равной силы.
На курсах я познакомилась со многими способами и приёмами деления учеников на группы и смогу их использовать в своей работе в школе на уроках.
Учась на курсах, поняла, что общение в группах строиться на основе диалога, который занимает центральное место на уроке. Научилась вести разные виды бесед в группе в зависимости от поставленной задачи, поняла их суть и значимость для достижения цели занятия.
Опыт моего участия в групповой презентации помог мне понять, что необходимо в начале работы обговорить правила работы группы и в дальнейшем их придерживаться, затем распределить роли каждого участника и работать на общую цель. Для меня также важно, чтобы было комфортно не только мне, но и всем участникам групповой работы, то есть микроклимат должен благоприятствовать работе. Поэтому в своей работе в школе я как учитель постараюсь организовать деятельность детей, с учётом моих знаний о групповой работе полученных мною в практической работе на курсах по Программе.
Обычно, работая в группе, я внимательно выслушиваю точки зрения всех участников, анализирую и выдвигаю идеи решения поставленной проблемы. Для меня очень важно быть услышанной, важно чувствовать поддержку команды. Я получила хороший опыт общения в группе лицом к лицу. Благодаря опыту, полученному на курсах я смогу строить свои уроки, на которых работа в группах будет продуктивной интересной и полезной, и познавательной для всех учеников в классе.
Занятия на курсах по Программе позволили мне увидеть значимость групповой работы в классе. Теперь я знаю много методов и приёмов организации групповой работы в классе, а самое важное поняла, что работая лицом к лицу, даже небольшие и казалось не значительные отдельно взятые идеи каждого, в результате объединения в целое позволяют решать общие задачи быстро, творчески, разносторонне. «Какое удовлетворение от сделанного получаешь, когда презентуешь свою работу, имеешь возможность сравнивать с результатами работы других групп и понимаешь многообразие мнений, идей, решений. Рождается новое решение задачи, обогащённое опытом через размышления, радостное плодотворное взаимодействие с другими».
Изменения в практике моего преподавания и обучения:
Обучение и преподавание на основе диалога;
Включение формативного и суммативного оценивания;
Способность к эффективному использованию ИКТ в преподаваниии;
Совершенствовать процесс обучения талантливых и одарённых учеников;
Дифференцированное обучение, направленное на удовлетворение потребностей учащихся.
Перспективные планы на будущее:
Планирование серии уроков интегрируя тематику всех семи модулей;
Планирование динамики обучения учащихся в перспективе;
Апробирование новых технологий;
Совершенствование собственной практики преподавания и обучения;
Вовлечение других учителей в сотрудничество для наблюдения, совместного планирования уроков и дискуссий.
И в заключение моих рассуждений приведу слова Карла Роджерса: «само инициируемое обучение, а также обучение, вовлекающее всю личность, чувства и разум, создают самое долговечное и всестороннее обучение».