Дополнительное образование — один и способов поддержки одаренных детей


Современная система выявления, развития и поддержки одаренных детей и молодежи Самарской области.
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности. Но как из общей массы выделить такого ребенка, если его таланты открыто не проявляются. Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Нельзя навешивать ярлыки «Одаренный» или «Неодаренный». Практика показывает, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. Необходима поддержка в развитии талантливой личности.
Очень часто в школе до такого ребенка «не доходят руки» и его способности не находят применения. Иногда такой ребенок может в учебе быть «тихим троечником», стеснительным, малоразговорчивым. Например - мальчик хорошо рисует, но рисует он для себя и часто учителя на такого подростка иногда вообще не обращают внимания, а требуют только успехов каждый по своему предмету. Чтобы развивать таланты и творческие способности ребенка, необходимо участие его в различных конкурсах, где можно оценить его способности и умения, чтобы ученик мог сравнить свои работы с работами других детей. Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. И здесь «на помощь» приходит дополнительное образование, как открытое образование, наиболее полно обеспечивающего право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. В дополнительном образовании образование рассматривается не просто как «подготовка к жизни» или освоение основ профессии, а как, собственно, основа жизни – непрерывный процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов. В дополнительном образовании подрастающее поколение учится мечтать, проектировать, планировать, преобразовывать свою жизнь и окружающую действительность, стремясь в своей творческой деятельности к совершенству и гармонии. Такое образование основывается на свободе мысли и действия, творчестве, партнёрстве, уважении достоинства каждой личности.
Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Дополнительное образование теперь рассматривается как фактор повышения социальной стабильности и справедливости в обществе, оно должно осуществить превращение жизненного пространства ребенка - в мотивирующее. Ведь наша деятельность создает условия для успешности каждого ребенка. Персонализация (то есть направленность на достижение успеха каждым обучающимся) - ведущий тренд развития обучения в 21 веке.
Преимущества дополнительного образования:
возможность участия в разнообразных образовательных программах; практико-ориентированный характер обучения;
неформальность в содержании и организации образовательного процесса;
право на пробу и ошибки: смену видов деятельности, программы обучения; возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика;
В дополнительном образовании ребенок будет заниматься только тем, что ему интересно.
Приведу пример В нашей школе училась девочка- тихая, незаметная троечница, которая очень хорошо рисует, и свою отдушину она нашла в участии в конкурсах рисунков.
Именно дополнительное образование является фундаментом высокого образовательного результата. Исходя из выше изложенного, возникает резонный вопрос: а как на школьном уровне оценивать личностные достижения ученика? В какой форме фиксировать результаты? Как отслеживать изменения, например, за один год обучения? Решение этой задачи - зона нашего ближайшего развития. Традиционный способ, когда полученный результат оценивается с точки зрения установленной нормы, когда используется пятибалльная система отметок, когда педагог оценивает учеников сам, не обеспечивает объективной картины развития личности ребёнка, и не подходит для дополнительного образования.  А без оценки результативности деятельности ребенка, нет смысла проводить занятия, так как нет стимулирования деятельности. Определяя способы оценки личностных достижений учащихся, предлагаем принимать во внимание аспекты дополнительного образования. И здесь на «помощь приходит» портфолио, которое является способом фиксирования, накопления результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период обучения. Портфолио является современной эффективной формой оценивания, накопления образовательных результатов и достижений школьника, позволяет учитывать результаты обучающегося в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной. Надо помнить, что родители заинтересованы в успехе своего ребенка, школу воспринимают опосредованно, через призму его достижений. В каждом творческом объединении часть учащихся может освоить образовательную программу за год только на базовом уровне. Они пока еще не готовы к внешней экспертизе. Разве у них нет личностных результатов? Конечно, есть! Надо их выявить и зафиксировать. Важно вести наблюдение за развитием и достижениями каждого обучающегося. Задачи портфолио: формирование установки на творческую деятельность,   развитие мотивации к  творческому   росту; формирование ценностного отношения  к процессу участия в учебной деятельности или творческой работе, а не к  его результату; содействие успешной социализации учащихся. Любое образовательное учреждение ориентировано на результативность каждого ученика. Задумайтесь, в чем заключается высокий образовательный результат по разным направлениям? Как можно мотивировать ученика его достичь? Высокий результат обучения напрямую связан с личностным ростом ученика. Призовое место в конкурсе поднимает самооценку, косвенно отражает развитие целеустремленности, ответственного отношения к учению, умению взаимодействовать с окружающими, лидерские качества и пр. Для некоторых детей даже участие в мероприятиях школьного уровня - уже большой шаг вперед. Некоторые дети реализуют себя не через учебу, а участием в мероприятиях. Показателем успеха ребенка является не только призовое место, но и простое участие в различных мероприятиях, начиная со школьного уровня и выше. В свое портфолио они складывают грамоты, благодарности, сертификаты, и т.д., повышая при этом свою самооценку.
Портфолио — это, своего рода дневник воспитанника творческого объединения, в котором собраны всеиего достижения, необходимые для личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

Использованная литература:
1.Шаповалова К.В. «Цели, задачи и функции дополнительного образования детей в российской образовательной системе»
2.Шаймарданова Т.В. «Формы и методы контроля знаний учащихся»
3.Проект « Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации» (первая версия).
4.Эльза ТухтубаеваПроблемы одаренных детей и как их решить в условиях общеобразовательной школы