Открытое занятие на тему: «Мы донские казаки»


Открытое занятие
«Мы донские казаки»
Провела
воспитатель Спичак Г.Е.

«Мы донские казаки»
Ведущий: Родной край… Тихий Дон… Ему есть чем гордиться – история нашей малой родины полна славными событиями, великолепными традициями, знаменитыми соотечественниками. когда-то, во временя далекие селились по берегам батюшки Дона люди, которые хотели свободной жизни. казаки… Вольные люди на вольной земле… А какими она были? Как жили? задумывались ли вы, ребята, что изучая был народа, можно понять его характер?
Сегодня мы с вами находимся в городском музее, где вашему внимаю предстает экспозиция «Мы донские казаки». А поведем мы сегодня беседу на интересную тему о Донском казачестве, о его обычаях, традициях, песнях и истории. каждый уз нас, кто живет в этом славном крае, должен знать свою историю, гордиться ею, глубоко и преданно любить великий Тихий дон.
Экскурсовод: То, что вы сегодня услышите, не дань моде, а один из кирпичиков, вложенной в дело возрождения славного, сильного, яркого, свободного племени – казачества.
Много казачьих войск имела Россия в 20е годы. Но первым по значению, по численности, по боевым качествам было славнейшее войско Донское. и связано оно с именами Ермака и Ивана Грозного. донское войско участвовало во всех войнах российской империи. а столицей Области Войска Донского был Черкаск, ныне Новочеркаск.
В старое время на Дону был такой обычай: водить курогод. Собирались казаки у кого-нибудь в курене и соревновались в умении петь, танцевать, водить хороводы. После развлечений хозяева выставляли различные угощения.
Ведущий: а ещё в курогоде загадывали загадки. Давайте мы с вами поиграем в игру «Угадай-ка».
1. Почему главную реку нашей области называют «Тихий дон»? (народ дал ей такой название за медленное и спокойное течение).
2. Какая самая крупная рыба в Дону? (Бемра)
3. Какая самая маленькая рыба? (Бубырь)
4. Какое растение в народе называю шёлковой травой? (Ковыль)
5. А сейчас давайте вспомни цветок, название которого символизирует женское имя? (роза, Лилия)
6. Узнай растение по описанию: ароматный полукустарник со стелющимися по земле стеблями. Ценное лекарственное растение, растет в степи. Его используют при заваривания чая, особенно если у вас кашель. (Чабрец)
Ведущий: У столичных казаков очень плавная, мелодичная речь. Вот у нас следующий конкурс «Кто лучше скажет скороговорку?»
1. Степа спешила
Рубашку сшила,
Да поспешила
Рукав не пришила. 2. Маша с Дашей
Шли за Глашей.
Звучит песня «Дон-наш батюшка».
Ведущий: А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки о казаках.
1. Казаки – глаза и уши армии.
2. Без коня не казак, казак без коня, что солдат без ружья.
3. Бери жену с воли, а казака с Дону; проживёшь без урону.
4. Казак донской, что карась озерной: икрян и солен.
5. Казак в беде не плачет.
6. Казаки, что дети: и много поедят и малым насытятся.
7. С родной земли – умри не сходи. За правое дело стой смело.
8. Жили порвём, да дойдем.
9. Веселы привалы, где казаки запевали.
Экскурсовод: Сейчас мало осталось людей, понимающих, как жили казаки в старину. Нам в помощь пришла экспозиция «Быт казаков». Здесь вы увидите какие строили станицы, а в них курени (дома казачьи). Главное помещение в куренях была… кухня! Менялась жизнь. Стали казаки ценить хорошо приготовленную пищу. И любили они обеды давать. Да гостей – числом поболее – приглашать!
Заходите, гости дорогие! Обратите внимание на курень, утварь, мебель, одежду казаков.
Горячо молились казаки святым Петру и Павлу, Божьей Матери, просили помощи.
Казаки уходили на войну, обязательно брали горсть родной земли.
Звучит песня «Как у нас было на Дону».
Ведущий: Сегодня к нам на встречу пришла донская поэтесса____________.
Много талантов у нас на Дону. Слово ей.
Ведущий: Ну вот и подошли к концу наши посиделки. Никакая книга не сравнится с живым словом. Сколько нового и интересного мы сегодня узнали! спасибо родителям, экскурсоводу, поэтессе, которые помогли нам познакомиться с традициями донских казаков.
Тематическая прогулка-шествие
«Слава тебе,
победитель солдат!»
Провела
воспитатель Спичак Г.Е.
Тематическая прогулка-шествие
«Слава тебе, победитель солдат!»
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы совершим прогулку к местам боевой славы, где возложим цветы к мемориалам нашего города.
22 июня 1941 года памятно как один из самых трагических дней в истории нашей страны. В этот день фашистская Германия без объявления войны напала на нашу Родину. Жизнь города Шахты, как и по всей стране, быстро перестраивалась на военный лад. Шахтинцы мужественно встретили весть о начале войны, проявляли горячее желание защитить любимую Родину, отдавать все свои силы, а если понадобится, и жизнь для разгрома врага для Победы!
1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Почти 26 миллионов жизней унесла она. Потоками крови и слез была смыта за эти нескончаемые долгие четыре года наша многострадальная земля. Вот почему с такими глубочайшим уважением и восхищением мы смотрим на тех, кто прошёл через ад войны и сохранил в себе лучшие человеческие качества доброту, сострадание и милосердие.
Перед нами площадь Победы. Поклонимся героям освободителям. (возложение цветов).
Воспитатель: Нелегко досталась эта великая Победа. Но наш народ выстоял и вышел победителем в жестокой схватке с фашизмом. И хочется низко поклониться, сказать:
Слава тебе победитель – солдат
Ты прошёл через все испытания
не ради чинов и наград,
А чтобы избавить людей от страданий.
Только становится невыносимо горько от мысли, что через 70 лет после того как отгремели последние залпы Великой Отечественной, вновь матери России оплакивают своих сыновей и внуков и правнуков тех, кто подарил нам победу в сорок пятом. А так хочется верить наконец-то восторжествовал разум и человечество откажется от решения спорных вопросов с помощью силы.
Пусть светит солнце, поют птицы, цветут сады и зеленеют поля, но никогда – никогда не свистят пули. Ведь все мы приходим в этот мир, чтобы жить, и никто не смеет распоряжаться нашей жизнью.
Воспитатель: А сейчас, ребята, пойдем к аллее Славы.
Здесь вы видите бюсты героев-шахтинцев, отдавших свои жизни за нашу Родину.
1 чтец Что может быть страшнее, чем война?
Лишь слезы да страдания несёт она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучая и друзей.
2 чтец Как смерч, врываясь в мирные дома
Их рушит яростно не ведая сама,
Что веру в разум убивает
И душу пламенем отчаянья сжигает.
3 чтец Чем оправдать детей невинных муки,
Сквозь матерей, седых от горя и разлуки,
Надежд, ласкавших жизнь, крушение
И мира варварское разрушенье?
4 чтец А сколько в том огне жестоком,
Не избежать безжалостного рока,
Сердец сгорело молодых,
Мечтавших заглянуть в глаза родных.
(Возложение цветов к бюстам героев-шахтинцев)
Воспитатель: А сейчас мы с вами стоим у вечного огня.
Сотни тысяч заживо сожжённых
К нам взывают годы сквозь года
Загляните же в глаза тех обречённых,
Что ушли из жизни навсегда
Как же перед ними оправдаться?
Какже объяснить, что вновь
Дети перестали улыбаться
И невинных рядом льётся кровь?
Неужели память коротка так наша
И уже забыли все о том,
Как же крик предсмертный страшен
Дитя, терзаемого палачом?
Светлы и лучезарны детства дни,
Когда освещены лучами солнца мирного они
Но если же грозой военной небосклон объят
И дети от разрыва боли не спят;
То детство превращается в страданье,
В какое-то чудовищное испытанье,
Грехов несовершенных в искупленье,
И разве же не преступленье
Детей мгновений радостных лишать,
До времени взрослеть их заставлять!
Воспитатель: Объявляется минута молчания.
Наблюдение за почётным караулом, возложение цветов к Вечному огню, поздравление ветеранов, вручение цветов и подарков, приготовленных руками ребят.

Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области государственное общеобразовательное
учреждение Ростовской области
«Шахтинская специальная школа – интернат № 16»
Открытое занятие
«Праздник вежливых ребят»
Провела:
Воспитатель Спичак Г.Е.

Праздник вежливых ребят
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья. Мы рады приветствовать вас на нашем «Празднике вежливых ребят! Мальчики и девчонки!» Вы подрастете, закончите школу, станете трудиться. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми, добрыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому надо учиться. Будут лететь годы, меняться мода на прически и одежду, но никогда не меняются, мода на культуру поведения никогда не выйдут из моды «волшебные слова». И сейчас отправляясь в дальний путь по морям, по волнам в королевство Вежливости, давайте посмотрим, насколько вы сумели овладеть правилами хорошего тона. В путешествие отправляются две сформированные команды. Вызываются капитан и команда корабля «Стремительный».
Капитан: тНаш девиз: «Нам бы, нам бы, нам бы победить,
«Стремительно»Нам бы нам бы всех бы, всех бы удивить!»
Ведущий: Спасибо, капитан! Капитан и команда корабля «Решительный»
Капитан:Наш девиз: «Плаваем мы смело,
«Решительного»Знаем свое дело –
И нас не утопить».
Ведущий: А теперь вопросы команде «Стремительный»
- Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (младший со старшим)
- Если в школу пришли незнакомые учителя, родители – надо ли с ними здороваться? (Да)
- Кто здоровается первым, мальчик или девочка, при встрече и кто кому уступает дорогу? (мальчик первым здоровается и уступает дорогу)
А теперь вопросы команде «Решительный»
- Встретились 2 мальчика одного возраста. Кто здоровается первым? (Тот, кто лучше воспитан)
- Нужно ли здороваться с людьми, которых вы встречаете несколько раз в день? (Достаточно поздороваться 1 раз)
- Можно ли вместо «Здравствуйте» говорить «Привет». (Старших не следует приветствовать этим словом, ровесника – можно!)
Ведущий: Командам спасибо! Чтобы отправиться в путешествие дальше, команды должны выполнить домашнее задание. Выслушаем рассказы об основном правиле вежливости – обычная здороваться, как от возник.
Капитан «Стремительный»: Обычай здороваться родился много веков тому назад, когда люди хотели пожелать друг другу благополучия, мира. Он родился вместе с обычаем снимать шапку. Ведь 700 – 800 лет тому назад костюмы были из металла. Их носили рыцари. Странствующие рыцари снимали свой шлем. Этим жестом он говорит: «я тебе доверяю, ты хороший человек».
Капитан «Решительного»: В России в деревнях , просёлках здороваться с любым незнакомым человеком.
Наклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы:
«Здравствуйте!»
Что особого тем мы друг другу сказали
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Ведущий: Ребята! Вы убедились, что в слове заключена великая сила? Доброе слово может помочь рассеять плохое настроение. Добрые слова рождают и хорошие поступки.
А наши корабли подходят к большим рифам. Командам предлагается игра «Я вам слово, вы мне - десять».
1 команда 2 команд
Спасибо Извините
Пожалуйста Доброе утро
До свидания Доброго сна
Сердечно рады Здравствуйте
Спокойно ночи Сердечно благодарю
Будьте добры Будьте счастливы
Звучит песня «Волшебные слова» муз. В. Добрынина.
«Извини», пожалуйста», «прости» и «Разреши»
Это не слова, а ключик от души
Кроме нашей спутницы, таблицы умножения,
Есть еще таблица уважения
припев:
Помните как азбуку,
Как дважды два,
Спасибо» и «пожалуйста» -
Волшебные слова
Всюду, где нескромному укажут от ворот,
Вежливый попросит и пройдет
Перед словом вежливым двери отворяются,
Пусть оно почаще повторяется.
Ведущий: На быстрых волнах, пройдя музыкальные рифы, корабли подошли к острову «Невежа». (Команды показывают сценку, а 2-ая команда объясняет, какие правила вежливости нарушены)
Командам предлагаются этические задачи
Девочка жалуется мама: «Во дворе мальчишка есть, такой невежа – зовет меня Галька». «А ты как его называешь?» «Я его вообще никак зову,» - ответила Галя, - Я ему просто кричу: Эй, ты! (Ответ. Девочка сама должна обращаться к мальчику по имени.)Рома за партой сидит и ест яблоко. Заходит воспитатель и спрашивает его о чем-то. Рома занимается своим делом и отвечает не глядя: «Не знаю! Что было невежливо в его поведении?» (Ответ: Нужно было перестать жевать и ответить: «Извините, я не знаю».)Многие мальчики стараются зайти первыми в столовую. Вежливо ли это? (Ответ: Нужно пропустить взрослых, девочек, а потом заходить самим)Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов?» В этом случае мальчик сделал три ошибки.
(Ответ:Забыл сказать слово «пожалуйста»
Нужно говорить не, сколько часов, который час или «сколько времени»
Еще мальчик забыл сказать «спасибо»)В столовой Наташа кричит, обращаясь к Свете «Ты, дай хлеба»
Вежливо она поступила?
(Ответ: Наташе нужно было обратиться к Свете по имени и сказать, волшебное слово)Вежливо ли перебивать товарища или взрослого? Грубить товарищу или взрослому (Ответ: Это может делать только невежа)Ведущий: Ребята, я надеюсь, что вы убелялись: невежливый и грубый человек смешон. У него мало друзей, а у доброго их всегда много. В чем же проявляется доброта?
Отправляемся от острова «Невежа» к острову «Добра». Командам предлагаются игры «Торопись обрадовать», «Что в тебе хорошего?»
Звучит песня «Если добрый ты» сл. Б. Савельева, муз. М. Пляцковского.
Конкурс «Самый отзывчивый»
«Стремительны» «Решительный»
Расшифровать слово и подобрать один куплет песни Расшифровать слово и подобрать один куплет песни
АБЖУРД (ДРУЖБА) АКБЫЛУ (УЛЫБКА)
Дружба верная не сломается
Не расклеиться от дождей и вьюг
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий,
Верный друг От улыбки хмурыйДень светлей,
От улыбки в небе
Радуга проснётся
Поделись улыбкою своей
И она к тебе не раз еще вернётся
Ведущий: Попутным ветром корабли прибило к острову «Рассуждайкино». Объясните смысл пословиц:
Друг познается в беде
Кто в нраве курит, тот никому не друг
Дружные сороки и орла заклюют
Сила хорошо, а ум лучше
Ведущий: Время нашего путешествия, ребята, истекло. Сегодня ребята мы еще не попали в королевство «Вежливости». Помните, в одной замечательной сказке маленький помощник феи говорит: «Я еще не волшебник, дорогая золушка, я только учусь». Вот и мы с вами только учимся быть вежливыми. И сколько нам еще простоит узнать интересного в стенах нашей школы.
Звучит песня «Чему учат в школе?» муз. Шаинского, слова ПляцковскогоВедущий благодарит всех за участие в празднике.

Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области государственное общеобразовательное
учреждение Ростовской области
«Шахтинская специальная школа – интернат № 16»
Открытое занятие
«Добротою славен человек»
Провела:
Воспитатель Спичак Г.Е.
г. Шахты
2016 г.
Занятие
«Добротою славен человек»
Цель: Углублять представление детей о доброте, как о ценном качестве человека.
Задачи:
1. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушать товарища, проявлять доброжелательность к суждениям других людей, навыки культурного поведения, общения; побуждать к осмысления общечеловеческих ценностей и осмыслению собственной внутренней позиции).
2. Помочь детям усвоить нравственные категории: добро, зло, щедрость, любовь, равнодушие…
3. Добиваться доброжелательной, интонационной выразительной речи. Учить детей видеть в людях хорошее, доброе на основе сказочных сюжетов.
Материал: Силуэт дерева, листья добрых дел, фишки мелодия «Барбарики. Доброта.», силуэт сказочных героев, яблоко, мяч, скакалка, кукла, варежки, подарки - солнышко.Предварительная работа:
Знакомство с произведением В. Катаева «Цветик - семицветик», пересказ словестное рисование, рассматривание иллюстраций к произведению, заучивание стихов, поговорок о добре. Просмотр сказки «Волшебник Изумрудного города».
Ход занятия:
1. Приветствие: Добрый день, дорогие дети и взрослые! сегодня мы проводим занятие на тему: «Добротою славен человек». К нам на занятие пришли гости, давайте встанем и поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнцу красному – привет! Небу ясному – привет! Люди взрослые и малыши, вам привет от всей души!
2. Психологический настрой: Каждый новый день надо начинать с хорошего настроения. А, чтобы у нас было настроение хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим ту искорку тепла и любви, что живёт в вашем сердце (дети закрывают глаза). а теперь откройте глаза и посмотрите у нас в зале стало светлее?
Дети: Да!
От ваших улыбок поднялось настроение и наши гости заулыбались.
3. Чтение стихотворение «Доброта»:
Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета
Доброта с годами не стареет
Доброта от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Если доброта как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель: О чём это стихотворение? (Ответы детей)
4. Беседа о доброте: Давайте все вместе произнесем слово «Доброта». Какое прекрасное и удивительное слово. А как вы понимаете что такое доброта? А где мы её можем встретить?
Дети: В поступках!
А вы знаете, ребята, в народе говорят: «Человек без добрых дел, что дерево без листьев». Давайте вспомним свои добрые дела и поможем нашему дереву, но с одним условием, кто вспомнит доброе дело, прикрепит листочек к дереву.
Воспитатель: Я знала, что вы добрые ребята. сколько добрых дел вы совершили. И дереву помогли стать нарядным.
5. Беседа – рассуждение о доброте: Ребята вы знаете что в русском народном творчестве есть очень много пословиц и поговорок о добрых делах. А сейчас покажите свою эрудицию. кто больше всех вспомнит пословиц и поговорок о доброте.
- В добре жить хорошо.
- Спеши делать добро.
- Доброе дело и в огне не тонет.
- Доброе дело крепко.
- Злой человек не проживёт в добре век.
- На добрый привет – добрый ответ.
- Худа тому кто добра не делает никому.
- Жизнь дона на добрые дела.
- Учись доброму, так худое на ум не придёт.
- Ссора до добра не доводит.
- Хороший человек тот кто способен делать другим добро.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
- Ничто так не ободряет человека, как доброе слово.
- Доброму гостю хозяин рад.
Молодцы! А теперь давайте посчитаем фишки. У кого больше?
А теперь нужно продолжить фразу, что по вашему мнению:
«Доброта – это…».
«Добрый человек – это…».
Правильно ребята! добром считается отношение доверия, справедливости, милосердия, сострадания, любовь. Добро в первую очередь связано с умением радоваться, сострадать, сочувствовать, сопереживать откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
Что мы имеем в виду, когда говорим «добрый человек». (это человек, который готов прийти на помощь другому, делает это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца).
А сейчас давайте порассуждаем.
1. Можно ли быть добрым, не проявляя свою доброту в делах?
2. Можно ли принуждать человека быть добрым?
3. Согласны ли вы с мыслю о том, что началом доброго отношения к людям является умением прощать.
Молодцы! я рада, что вы всё правильно понимаете. А сейчас представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого рядом нет, некто не слышит его крик о помощи. как вы поступите:
- пройдёте мимо?
- попытаетесь ему помочь?
Молодцы! Вы уже так много поработали, поразмышляли, а теперь давайте отдохнем и потанцуем.
6. Танцевальная минутка «Танец добра» .Звучит Музыка «Барбарики» Добра.
7. Игра «Угатай сказочного героя».
Я буду называть сказочного героя, а вы будите отвечать добрый он или злой. Если добрый, вы хлопаете в ладоши, если злой – топаете ногами.
(Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Золушка, гуси-лебеди, Буратино).Молодцы ребята, вспомним сказочных героев и их поступки. Научиться быть добрым сложно, но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом. поэтому всегда важно осознавать свои поступки и их результаты.
8. Игра «Сценка из нашей жизни».
В жизни мы совершаем разные поступки: хорошие и не очень хорошие. сейчас ребята покажут небольшие сценки из своей жизни, а мы с вами посмотрим и подумаем, как же нужно поступить в этой ситуации.
Итак, сценка первая.
Один ест яблоко, а другой – смотрит «Вкусно»?
«Вот если бы у меня было яблоко, то я бы тебя угостил»
«Как жаль что у тебя его нет».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как поступил мальчик с яблоком? Почему? Как бы вы поступили?
Итак, сценка вторая.
На детской площадке играют дети с мячом, скакалкой, куклой. приходит ребенок и всё отбирает.
Воспитатель: Как поступил ребенок который отобрал у малышей игрушки? как бы ты поступил на его месте?
Итак, сценка третья.
Зима, холодно. Девочка потеряла варежку, у неё замёрзли руки. Подошёл мальчик и протянул ей свою варежку.
Воспитатель: Какой поступок совершил мальчик? как бы ты поступил на его месте?
9. Дорога доброты:
Обратите внимание, ребята, как много у вас хорошего, акая добрая, теплая и светлая атмосфера царит у нас. Постараемся её сберечь.
1 ребенок: Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда,
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
Что годы живёшь ты не зря!
2 ребенок:
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом
Хоть этот путь не ведам,
Иди мой друг, иди всегда
Дорогою добра.
10. Заключительная часть:
Подведение итога.
Вот и подошло к концу наше занятие. ребята,. вам понравилось наше занятие? Что вам запомнилось, понравилось? Какая тема нашего занятия?
Человек на то и человек, чтобы делать добро, потому, что добрых людей на свете гораздо больше, чем злых и ваше добро люди смогу оценить.
«За добро платят добром»
Доброта – вещь удивительная
Быть легче добрым или злым
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло своё другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других
Конечно доброму трудней,
И всё же посмотри:
Как много у него друзей
А злой всегда – один.
Я хочу, чтобы все дети и взрослые в нашей школе были самыми добрыми, самыми дружными, самыми умными, самыми честными, самыми заботливыми, самыми любящими и любимыми.
Дети дарят гостя подарки – солнышки.