Конспект урока по окружающему миру: «Полезные ископаемые. Добыча полезных ископаемых в Тульской области»
Муниципальное образование Ленинский район
Урок по окружающему миру в 3 классе
Тема: «Полезные ископаемые.
Добыча полезных ископаемых в Тульской области»
Учитель начальных классов
МБОУ ЦО №28
Платонова Татьяна Анатольевна
2016 год
Цель: 1. Познакомить с отдельными видами полезных ископаемых.
2. Познакомить с добычей полезных ископаемых в Тульской области.
3. Провести опыты с отдельными полезными ископаемыми.
4. Учить детей делать выводы по наблюдениям и опытам.
5. Рассказать о применении полезных ископаемых.
6. Воспитывать бережное отношение к богатствам нашего края.
7. Воспитывать чувство сопричастности к окружающему миру.
8. Прививать любовь к родному краю.
Оборудование: 1. Коллекция полезных ископаемых.
2. Карта полезных ископаемых Тульской области.
3. Лупы, пробирки, глиняные изделия, гвозди, листки бумаги,
салфетки.
4. Учебники Н.П. Федотова «Окружающий мир», рабочие
тетради к учебнику «Окружающий мир».
5. Компьютер, проекционный экран.
Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сообщение темы урока (слайд №1)
Сегодня на уроке мы будем знакомиться с полезными ископаемыми.
Китайская мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
У вас на партах стоит посуда и игрушки. Из чего они сделаны?
- Из глины.
А где её берут?
- В земле.
Правильно! Природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве – это полезные ископаемые. А теперь подумайте, почему полезные?
- Они приносят пользу человеку, они полезны.
А почему ископаемые?
- Их берут из глубины земли, выкапывают специальными машинами.
Правильно, отсюда и название – полезные ископаемые. Места, где их берут, называют местами добычи или месторождениями.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми видами полезных ископаемых. Они встречаются в разных районах нашей страны. Наша страна богата полезными ископаемыми. Мы сегодня познакомимся с полезными ископаемыми, которые добывают в нашей области.
Работа над новой темой.
Глина.
Итак, первое полезное ископаемое – глина (слайд №2)
Возьмите кусочек глины и скажите: какого она цвета?
- Коричневого.
Верно, но может быть и белой. Рассмотрите кусочек глины с помощью лупы. Из чего она состоит?
- Из мелких частичек.
Понюхайте её, имеет ли она запах?
- Нет.
Где применяется глина?
- В строительстве, для изготовления посуды.
Делаем вывод
- Глина коричневого цвета, иногда белого. Она состоит из мелких частичек сильно скрепленных между собой. Глину используют в строительстве, из неё делают кирпич, посуду.
Посмотрите, где добывают глину в Тульской области: Щёкинский, Белёвский, Кимовский, Ленинский, Дубинский, Суворовский, Новомосковский районы. (Показывает на карте сначала учитель, потом ученики.) (слайд №3)
Каменный уголь (слайд №4)
Следующее полезное ископаемое – каменный уголь. Найдите его в своей коллекции. Какого он цвета?
- Чёрного, с блеском.
Попробуйте пальчиками – твёрдый он или нет?
- Твёрдый.
Посмотрите, что произойдёт с углём, если стукнуть по нему молотком (разбиваю кусочек угля).
- Он разбился.
О чём это говорит?
- Он твёрдый, но хрупкий.
Как вы думаете, какое основное свойство угля?
- Он горит.
Правильно, горючесть. Итак, делаем вывод.
- Каменный уголь имеет чёрный цвет, блестит на солнце, он твёрдый, но хрупкий, его можно разбить на мелкие кусочки. Основное его свойство – горючесть.
Это свойство использует человек. Каменный уголь идёт на отопление жилых помещений, используется как топливо на фабриках, заводах, применяется при выплавке чугуна. Каменный уголь залегает в земле (слайд №5) Для его добычи строят шахты, роют глубокие колодцы – стволы шахт. В них устанавливают подъёмные машины. От ствола шахты роют подземные коридоры. По ним прокладывают рельсы. Добытый каменный уголь перевозят в вагонетках и подъёмными машинами поднимают уголь на поверхность земли, где его грузят в вагоны и отправляют туда, где он нужен. Людей, которые трудятся в шахтах, называют шахтёрами. По запасам каменного угля наша страна – первая в мире.
Первое месторождение в Тульской области было открыто в 1796 году А.Т.Болотовым – знаменитым русским писателем к востоку от г. Тулы, но его добыча началась только в 1861 году в сёлах Малёвка и Товарково Богородицкого района и в посёлке Обидимо Ленинского района.
Посмотрите места добычи каменного угля: Новомосковск, Узловая, Киреевск, Алексин, Венёв, Кимовск. (слайд №6)
Нефть (слайд №7)
Следующее полезное ископаемое – у вас в пробирке. Что это?
- Нефть.
Чем нефть отличается от других полезных ископаемых?
- Это жидкость.
Какого цвета?
- Чёрного.
Понюхайте, есть запах?
- Имеет резкий запах.
Капните нефть в воду. Что обнаружили?
- Образовалось кольцо на поверхности, значит, нефть легче воды.
Капните нефть на листок бумаги. Что образовалось?
- Масляное пятно.
Делаем вывод.
- Нефть – маслянистая жидкость легче воды, тёмного цвета с резким запахом. Главное свойство нефти – горючесть. Это свойство, в основном, использует человек. При сгорании нефть даёт больше тепла, чем каменный уголь.
Нефть залегает глубоко в земле (слайд №№8,9) Чтобы её достать, пробуривают скважины, в которые опускают трубы. По этим трубам нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. Из нефти получают бензин, керосин, машинное масло. (слайд №10) По производству нефти наша страна занимает первое место в мире. С Тульской области нефть не добывают.
Торф (слайд №11)
Следующее полезное ископаемое – торф. Найдите его в вашей коллекции. Он состоит из остатков полусгнивших растений. Какого он цвета?
- Коричневого.
Торф лёгкий, он легче воды ( опускаем кусочек торфа в воду). Сухой торф хорошо впитывает влагу. Делаем вывод.
- Торф тёмно – коричневого цвета, состоит из остатков полусгнивших растений, которые можно легко отделить друг от друга. Торф лёгкий. Он легче воды и глины. Сухой торф хорошо впитывает влагу. Он хорошо горит.
Посмотрите, как легко загорается сухой торф (поджигаю кусочек торфа). Торф при сгорании выделяет тепло, его используют для отапливания помещений. Сухой торф используют для подстилки скоту, им удобряют почву. Торф образуется на болотах из остатков растений, которые там росли. В нашей стране много болот, на дне которых имеются большие залежи торфа. В Тульской области крупных торфяников нет, но места небольших отложений торфа есть. В засушливое лето хорошо видно места нахождения торфа – в Ленинском, Венёвском районах. Почему именно засушливым летом?
- Дымится земля.
Это дымятся торфяники. В жаркую сухую погоду торф глубоко под землёй загорается. Горит он вниз, вглубь, а на поверхности земли мы видим только дым.
Физминутка
Железная руда (слайд № 12)
Следующее полезное ископаемое – железная руда. Возьмите образец в своей коллекции, определите цвет.
- Тёмно – коричневый.
Если мелкие кусочки железной руды поднести к магниту, то, посмотрите, что происходит?
- Мелкие кусочки железной руды притягиваются к магниту.
Давайте попробуем её разбить (бью молотком).
- Она очень прочная.
Какой вывод можно сделать?
- Железная руда плотное, мелкозернистое вещество тёмно – коричневого цвета. Мелкие кусочки её притягиваются к магниту. Железная руда тяжёлая, очень прочная. Состоит из мелких зёрен, плотно соединённых между собой.
В некоторых местах железная руда залегает неглубоко в земле, там её добывают открытым способом (слайд № 13) Сначала взрывают, потом огромными экскаваторами грузят в машины или железнодорожные вагоны. В других местах руда залегает глубоко, тогда для её добычи роют глубокие шахты. Важное свойство железной руды – плавкость. Из руды выплавляют чугун. В Тульской области железная руда добывалась в Узловском районе. (слайд № 14) К середине 70 – х годов Тульские месторождения железной руды были признаны очень мелкими и их разработка была прекращена.
Гранит (слайд № 15)
У вас в коллекции есть красивый камешек. Возьмите его. Это гранит. Какого он цвета?
- Серого или тёмно – красного.
Рассмотрите кусочек с помощью лупы. Из чего он состоит?
- Из отдельных зёрен.
Возьмите гвоздь и попробуйте разъединить зёрна гранита. Удалось?
-Нет.
Что можно сказать об этом камне?
- Он очень прочный.
Делаем вывод.
- Гранит – очень прочный, тяжёлый камень серого или тёмно – красного цвета. Он состоит из отдельных зёрен, которые отличаются друг от друга. Зёрна в граните плотно прилегают друг к другу.
Гранит широко используется в строительстве, потому что он очень прочный. Из него строят фундаменты зданий, опоры мостов, ступеньки лестниц, им мостят дороги. Добывают гранит в горах, где он выходит на поверхность. Гранит используется для украшения зданий, набережных, станций метро. Гранит в нашей области не добывают.
Известняк (слайд № 16)
А вот полезное ископаемое, о котором сейчас пойдёт речь очень известно в области и в нашем районе. Догадались?
-Известняк.
Это одно из основных полезных ископаемых Тульской области (слайд № 17) Его добывают в Венёвском, Дубинском, Заокском, Алексинском, Новомосковском, Ленинском районах.
Возьмите известняк. Какого он цвета?
- Это камень беловато – серого цвета.
Возьмите лупу, рассмотрите, из чего он состоит?
- Из мелких частичек.
Делаем вывод.
- Известняк – камень, чаще белого или светло – серого цвета, состоит из мелких частичек, скреплённых между собой, плотный, тяжелее воды.
Известняк используют как строительный материал, для покрытия дорог, улиц, для выработки щебня. Из известняка получают известь. Много извести вносится в почву, чтобы повысить урожаи пшеницы, ржи. Мел – тоже известняк. Где применяется мел?
- В строительстве, в школе. (выполняется задание в тетради)
Кто знает, как добывают известняк?
- Открытым способом, в карьере.
Подведение итогов урока.
С какими полезными ископаемыми мы сегодня познакомились?
- Глина, уголь, нефть, торф, железная руда, гранит, известняк (слайд № 22)
Какие из них добывают в нашей области?
- Глину, уголь, известняк.
Сейчас проверим, как вы запомнили полезные ископаемые. Я называю полезное ископаемое, а вы выбираете его свойство (слайд № 23)
Горючее. 9. Сыпучее.
Твёрдое. 10. Хорошо пропускает воду.
Жидкое. 11. Легче воды.
Тяжелее воды. 12. Газообразное.
Чёрного цвета. 13. белого цвета.
Жёлтого цвета. 14. Пластичное.
Хрупкое. 15. Плохо пропускает воду.
Имеет запах.
Спасибо за урок (слайд № 24)
Оценки за урок.
Домашнее задание: придумать рассказ или сказку и связать его с темой нашего урока.
13PAGE 15
13PAGE 14815
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615