Доклад на тему Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬКОГО КРАЯГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «ШИЛКИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ»

Доклад на тему
«Развитие и совершенствование коммуникативных умений студентов по английскому языку в основных видах деятельности в формате ФГОС»


Составил: преподаватель
английского языка
Семёнова И.В.
2016 г.
Развитие и совершенствование коммуникативных умений студентов по английскому языку в основных видах деятельности в формате ФГОС
Обучение иностранному языку в лицее преследует основную цель: развитие коммуникативной компетенции студентов на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством общения. Направление коммуникативного подхода к обучению английскому языку в методике преподавания возникло в результате научных исследований, которые велись в Европе, США, Канаде в 1970-1980-х годах. Поскольку с каждым днём Россия все больше участвует в жизни мирового сообщества, расширяются международные связи, английский язык становится действительно необходимым во всех сферах деятельности человека. Все это, несомненно, повышает статус английского языка как учебного предмета и заставляет продолжать традицию коммуникативно-ориентированного подхода к обучению английского языка, т.е. готовить студентов к использованию языка в реальной жизни.
В законе «Об образовании» написано, что учебному предмету «Иностранный язык» отводится существенная роль в решении важной задачи: обеспечение условий для формирования у студентов адекватной современному уровню знаний картины мира и развитие у них интереса к мировой и национальной культурам.
Целью обучения иностранным языкам является достижение студентами иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), т. е. для успешного овладения иностранным языком студенты должны знать не только языковые формы (усвоение грамматики и лексики), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.
В дополнение к вышесказанному, необходимо упомянуть, что основной стратегией обучения иностранным языкам является личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность студента, учет его способностей, возможностей, склонностей и потребностей. Это предполагается реализовывать на основе дифференциации и индивидуализации обучения.
Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию студентов предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке современного преподавателя, способного работать на разных ступенях обучения с учетом их специфики. Безусловно, преподавателю необходимо знать и применять на практике не один метод обучения. Но залог успешного урока заключается не только в выборе технологии, важно вызвать интерес каждого ребенка к уроку, т.е. сформировать внутреннюю мотивацию студентов.
Коммуникативная мотивация имеет большое значение в обучении иностранному языку. Об этом в свое время говорил известный методист, автор учебника «Счастливый английский» В. Кузовлев (г. Луцк).
Коммуникативная мотивация связана, на мой взгляд, с удовлетворением, получаемым студентами от пользования языком как средством общения.
Я считаю, что обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:
доброжелательная обстановка на уроке;
положительный эмоциональный климат;
доверительный отношения между преподавателем и студентами, а также между самими студентами.
Важным фактором обеспечения коммуникативной мотивации является ролевая игра. Как показывает мой опыт и опыт моих коллег, она развивает интерес к иноязычному общению, расширяет его предметное содержание, давая студентам возможность выходить за рамки своего контекста деятельности, позволяет предвосхитить будущий личный опыт студентов путем проигрывания ролей людей разных профессий характеров.
Особое внимание стараюсь уделить одновременной коллективной работе студентов небольшими группами - парами, тройками, четверками.
Хотелось бы выделить одновременную парную работу. Самый простой способ ее организации, на мой взгляд, выполнение упражнений с соседом по парте. Часто при такой работе использую опоры, например, подстановочные таблицы с речевым заданием, структурные схемы диалога.
Для выполнения упражнений тройками или четверками рассаживаю студентов по три или четыре человека за парту. В тройках или четверках студенты разыгрывают, например, ситуации знакомства, т.е. каждый играет свою роль, при этом кто-то из них может выступить в роли репортера и брать интервью у «спортсменов», «артистов» и так далее.
Часто задумываешься над тем, почему работая добросовестно, не всегда добиваешься успехов, каких бы хотелось иметь, в обучении своих студентов. Конечно, причины существуют разные. Но мне думается, что начинать нужно с продумывания и составления плана работы, поскольку он служит основной любой работы.
В свое время Дидро сказал: «Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и легкость». И можно к этому добавить уверенность.
Основу деятельности планирования составляют проектировочные умения. От уровня владения этими умениями во многом зависит успех нашей профессиональной деятельности.
Планируя каждый урок, я исхожу из основного методического принципа обучения иностранному языку - принципа коммуникативности, предполагающего такую организацию процесса обучения, при которой моделируются основные черты реального процесса коммуникации. В результате чего студенты овладевают необходимым минимумом речевых умений и навыков, то есть компетенций, чтобы пользоваться иностранным языком как средством общения в рамках тематики и учебного материала, предусмотренных программой.
На сегодняшний день существуют следующие концепции или подходы в обучении иностранному языку:
осознанно-практическая концепция (П. Плахотник);
коммуникативно-функциональная концепция (Т. Сирык);
системно-коммуникативная концепция (Р. Мартынова);
коммуникативно-ориентированная концепция (авторы учебников, изданных в Оксфорде);
коммуникативно-личностный и коммуникативно-ситуативный подходы (Скляренко, Т. Клементьева).
В чем же заключается сущность коммуникативного подхода или метода?
Известно, что метод всегда направлен на определенную цель и должен быть адекватен этой цели, т.е. способен наиболее эффективно достигать ее.
Коммуникативный метод предназначен, прежде всего, в качестве средства обучения говорению.
Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя.
Поэтому, для того чтобы увидеть, чего не хватает в процессе обучения говорению, что в нем следует изменить, преподавателю нужно иметь хотя бы общее представление о том, что такое общение, и понять, как относятся друг с другом «общение», «говорение» и «обучение».
Основной целью обучения иностранному языку (независимо от того, какой он - первый или второй) является развитие личности студента, способного использовать иностранный язык как средство общения в диалоге культур, желающего участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.
Мне думается, что практический результат обученности по иностранному языку, прежде всего, достигается в процессе личностно-коммуникативного обучения, которое предусматривает также решение задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием личности студента.
Образование направлено на обучение, а в дальнейшем - на расширение и углубление страноведческих и культуроведческих знаний, включающих знания об особенностях образа и стиля жизни зарубежных сверстников, их социального статуса в обществе, национальной молодежной культуре, социальных инициативах.
Воспитание средствами иностранного языка предполагает, на мой взгляд, повышение культуры речевого общения в процессе овладения принятыми правилами речевого этикета, формирование уважительного отношения к национальным традициям, обычаям представителей иной социокультурной среды.
Развитие средствами иностранного языка предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных умений студентов; языковую и речевую наблюдательность, речемыслительную деятельность, готовность к познавательно-поисковому творчеству.
Конечные цели обучения, дифференцируясь в виде конкретных поэтапных задач, решается на протяжении всего срока обучения. В течение всего периода обучения иностранному языку формируется и коммуникативная компетенция, составляющими которой являются:
лингвистическая компетенция, т.е. знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний;
социолингвистическая компетенция, т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения (контекст - кто с кем общается, по какому поводу, где, с какой целью и т.д.), которая определяет выбор языковых форм:
дискурсивная компетенция, т.е. способность воспринимать и порождать высказывание в коммуникативном общении;
стратегическая компетенция, т.е. способность прибегать к стратегии общения, в вербальной и невербальной, в целях компенсации незнакомого языкового материала;
социокультурная компетенция, т.е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая поставить себя на место другого, а также знании социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.
Коммуникативная компетенция выступает как цель обучения иностранным языкам и чтобы ее сформировать вне языковой среды, важно создать такие условия, чтобы заставить студента мыслить, рассуждать, решать проблемы. Самостоятельная работа как форма организации деятельности студентов наилучшим образом способствует созданию таких условий и является основой для студентов на уроке. Основная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании психолого-дидактических условий развитий интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов должен стать переход всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель самостоятельной работы студентов на уроках английского языка – научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания.
В процессе этой работы студенты осваивают новые знания, а также обобщают, систематизируют ранее изученное. Акцент делается на активную мыслительную деятельность, требующую для своего оформления владение определенными языковыми знаниями. Обучение иностранному языку носит системный и целостный характер, т.е. предполагает обучение всем видам речевой деятельности в тесной взаимосвязи.
На мой взгляд, личностно-коммуникативное обучение включает в себя не только речевую направленность обучения, но индивидуализацию обучения, принципы функциональности, ситуативности, новизны.
В ходе планирования уроков я стараюсь придерживаться всех перечисленных принципов, а также соблюдать условия, необходимые для формирования коммуникативной компетенции студентов:
постоянная речевая практика студентов;
«оречевленность» в той или иной степени всех упражнений;
использование коммуникативного ценного материала;
постоянная активизация речемыслительной активности студентов;
речевой характер урока.
В процессе обучения иностранному языку также учитываю личностные качества студентов:
темперамент;
способности;
навыки самообразовательной деятельности;
жизненный опыт студентов;
сферу интересов;
мировоззрение;
эмоционально-чувствительную сферу;
статус личности в коллективе;
наличие коммуникативной мотивации.
Уверена в том, что исходным моментом любой деятельности, а, следовательно, и речевой, является мотив, который побуждает к деятельности и направляет ее.
Убеждена, что формированию коммуникативной компетенции способствуют такие задания, как:
составить план текста, высказать основные мысли по плану;
драматизировать часть текста;
определить соответствие сказанного тому, что содержится в тексте;
выделить основную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и отраженной в нем проблеме;
дать характеристику героям текста, оценку их поступков и мыслей, согласиться или не согласиться с мнением одноклассников;
составить собственное высказывание, исходя из прочитанного, услышанного.
Для выполнения подобных заданий предлагаю студентам логико-синтаксические схемы, различные опоры (смысловые, содержательные, вербальные, иллюстративные, схематические).
Правильно подобранная опора помогает студентам со слабой подготовкой быстрее и правильнее осознать назначение лексико-грамматических структур при освоении лексики, при обучении иноязычному общению в целом.
Конечно, разработка опор, структур, схем требует от преподавателя дополнительного времени. Это большой, нелегкий труд. Однако, как писал Л. Толстой, «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику».
Заключение
В итоге, как в зарубежной, так и в отечественной литературе наметилось сближение этих двух путей обучения языку, т.е. экспериментальным путем было доказано единство языковых правил и действий. Языковые правила фиксируют то, что носит закономерный характер в употреблении языковых явлений в речи, выполняют подчиненную, вспомогательную функцию. Основным действием, с помощью которого осваивается иностранный язык, является процесс общения, речевая коммуникация. В процессе коммуникации происходит не только обмен мнениями, чувствами, но и освоение языковых средств, придания им обобщенного характера.     Таким образом, иностранный язык можно рассматривать как средство развития коммуникативной компетентности. Это означает, в первую очередь, умение адекватно облекать коммуникативные цели и стратегии их достижения в языковые формы, а также умения использования норм речевого этикета и социального поведения в ситуациях межкультурного общения, в которых актуализируется знание ситуативного и социокультурного контекстов инофонной общности.
Литература:
Сысоев П.В. Обучение культурному самоопределению и диалогу культур посредством иностранного языка (на материале курса по культуроведению США для языковых вузов.) // Демократизация и перспективы развития международного сотрудничества: Сборник материалов международной научно-практической конференции 21-22 марта 2003 г. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. <Интернет: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o35.htm>
Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. - Москва: Московский государственный лингвистический университет, 2003.