Урок русского языка в 3 классе Собственные и нарицательные имена существительные.Подготовка к проекту Тайна имени
УМК: «Школа России»
Класс: 3
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Подготовка к проекту «Тайна имени».
Цель: Пробудить интерес к истории происхождения своего имени.
Задачи: 1) Закрепить навык написания имён собственных.
2) Создать поисковую ситуацию, стремление к исследовательской работе над происхождением и разгадкой смысла имени, фамилии.
3) Вызвать эмоциональный отклик, помочь осознать нравственный смысл имени.
Планируемые результаты:
Личностные:
Ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости.
Регулятивные:
Умение определять цель учебной деятельности, соотносить свои действия с поставленной целью, умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
Умение осуществлять поиск необходимой информации, находить пути решения проблемы.
Коммуникативные:
Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, работать индивидуально и в паре, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся1. Мотивирование к учебной деятельности. - Прочитайте эпиграф к нашему уроку:
«С малой удачи начинается успех!»
- Какое ключевое слово в этом высказывании?
- Что необходимо для успешной работы на уроке?
- Пожмите друг другу руку и пожелайте успеха. - Успех.
- Активно работать, слушать внимательно.
2. Определение темы урока, постановка целей. - Откройте тетради, запишите дату , классная работа.
- Я предлагаю вспомнить сказку Л.Кэролла «Алиса в стране чудес».
- Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя?
- Конечно, нет, - растерянно сказала Алиса.
- Не знаю, не знаю, - пробормотал Комар.- Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени. Например, вас вызывают к доске. Учительница говорит: «Иди к доске…».
И тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
- Ничего из этого не выйдет,- сказала Алиса. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!» или «Эй!», или ещё как-нибудь.
- Догадались ли вы, ребята, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
- Какие цели ставим перед собой на урок?
- А ещё сегодня мы готовимся к проекту «Тайна имени». - Я думаю, речь пойдёт об именах.
- Узнать, что обозначают имена.
- Вспомнить, как пишутся имена собственные.
3.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения). - Что такое имя?
- Имя- это не просто слово. Наши предки верили, что имя может определять судьбу человека. Например, были в древности такие имена: Волк, Медведь, Орёл.
- Как вы думаете, почему?
- Были и имена, похожие на прозвища: Хромой, Лапоть, или порядок пр рождении: Первуша, Третьяк, Одинец.
- Послушайте славянские имена и попробуйте их объяснить: Несмеяна, Добрыня, Кудряш.
- Были времена, когда регистрация новорождённых проводилась только церковью, а имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых. Человек получал имя святого.
- Большинство обычных имён иностранные. В нашем классе есть греческие, латинские, еврейские имена.
- Где можно посмотреть, из какого языка пришло ваше имя?
- Что же обозначают ваши имена?
- Откройте учебник на с.18, выпишите своё имя и толкование к нему.
- Как вы записали имена?
- Почему с заглавной буквы?
- Мне бы хотелось, чтобы вы уважительно относились к именам людей. Можно назвать людей полными именами, можно сокращёнными, но некрасиво, искажая имя, обижать этим человека.
- Я сказала, что людей можно называть полным именем или сокращённым. Как вы понимаете эти слова?
- У вас на столах лежат листочки, рассмотрите их и предложите задание.
- Поработаете в паре. Запишите в тетрадь полные имена, образовав их от сокращённого.
Лиза-
Витя-
Рита-
Слава-
Нина-
- Давайте проверим. Читаем орфографически.
- Что заметили?
- Какие ещё имена знаете?
- Запишите имя соседа в краткой и полной форме.
- Перед вами ромашка. На каждом лепестке запишите все формы вашего имени, ласковые имена.
Подчеркните то имя, которым вам бы хотелось, чтобы вас называли чаще всего.
- Это упражнение пригодится вам в проекте.
- Кто желает прочитать?
- Как записали имена?
- Рассмотрите столбики, найдите закономерность в расположении имён, попробуйте её продолжить.
Лиза Женя Сергей
Ира Саша Антон
- Что заметили? - То, как зовут человека.
- Люди хотели наделить ребёнка той силой, которой владеет животное.
- Несмеяна- редко смеялась, Добрыня – добрый, Кудряш – кудрявый.
- В словаре.
Работают по учебнику.
- С заглавной буквы. Это имена собственные.
- Сокращённые – это маленькие имена.
Работают в паре.
Проверка.
Записывают своё имя.
- В первом столбике маленькие женские имена, во втором – имя, которое может носить и девочка, и мальчик, в третьем столбике – большие мужские имена.
4.Физминутка. Раз- согнуться, разогнуться,
Два- нагнуться, подтянуться,
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На 4- руки шире,
5,6 –тихо сесть.
7,8- лень отбросим. Выполняют физминутку.
5.Закрепление. - Я предлагаю вам игру «Где нужна большая буква?»
Собирала (М,м)аргаритка (М,м)аргаритки на горе.
Растеряла (М,м)аргаритка (М,м)аргаритки во дворе.
- Кто такая Маргаритка?
- А маргаритки?
- Давайте проверим.
- Кто знаком со словом «тёзка»?
- Данил нашёл ответ в словаре.
Есть ли в нашем классе тёзки?
- Послушайте стихотворение «Восемь Тань»
В первом классе восемь Тань-
Это прямо наказанье.
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Тань!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу 8 Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
- Каким образом это сделать?
- Что такое фамилия?
- Много лет назад фамилий не было. Сына Петра звали Петров, Василия- Васильев.
- А кто знает, как образовалась его фамилия?
(Выступают Зубов Д., Архипов В., Кочарин Д.)
- Остальные ребята найдут значение своей фамилии, когда будут готовиться к проекту.
- Как записываются фамилии?
- Давайте попробуем образовать фамилии.
1) По цвету волос (белые).
2) По названию профессии.
3) По названию животных или растений.
- Вспомните названия улиц города Куртамыша, где встречается фамилия.
- Запишите в тетрадь название улицы.
- Как вы обратитесь к человеку, который старше вас?
- Что такое отчество?
- Как назвать одним словом имена, фамилии, отчества, названия улиц, городов?
- Как называются остальные имена существительные? - Девочка.
- Цветы.
Проверяют написание предложений.
- Тёзки-люди, которые имеют одинаковые имена.
- Назвать фамилию.
Выступают обучающиеся, которые приготовили информацию о происхождении фамилии.
- С большой буквы.
- Белов, Чернов, Рыжов.
- Кузнецов, Гончаров, Сапожников.
- Медведев, Волков, Ромашкин.
- ул.Зубова, Лоскутникова, Овчинникова, Лушникова.
Записывают название улицы в тетрадь.
- На «Вы», по имени-отчеству.
- Имя по отцу.
- Имена собственные.
- Нарицательные.
6.Домашнее задание. - Кто догадался, каким будет домашнее задание?
- Я предлагаю построить ваш проект по плану:
Меня зовут…
Моё имя пришло из…
Меня так назвали…
Моё имя обозначает..Какие литературные герои или известные люди носят то же имя, что и вы? Что между вами общего?
Если хотите, добавьте информацию о фамилии по тому же плану. - Приготовить проект.
7.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. - Для чего человеку необходимо имя?
- Что значит «создать себе доброе имя»?
Имя, фамилия, отчество- драгоценность, берегите их.
- Выберите и закончите любое предложение:
Я понял…
Мне было интересно…
Мне было сложно…
Мне сегодня удалось…
Мне нужно ещё поработать…
- Хорошо трудиться, совершать добрые поступки.
Выбирают и заканчивают предложение.