Урок русского языка в 3 классе Имена существительные собственные и нарицательные

3 класс

Урок русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные"

Цель: Закрепление понятия собственных и нарицательных имён существительных.
Задачи:
Формировать умение отличать имена собственные от имён нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);
Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;
Воспитывать любовь к предмету;
Развивать кругозор учащихся.
Наглядность и оборудование: мультимедийный центр, тесты для индивидуальной работы, магнитофон, листочки для самооценки.

I. Организационный момент.
- Ребята, у вас хорошее настроение?
Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.
II. Повторение изученного.
На доске слова (слайд 2):
Лисаковск
гора
Гагарин
Марина
моряк
небо
Задание:
- Внимательно прочитайте слова на экране. Разделите их на группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились?
(1 группа – имена собственные, состоят из 3 слогов;
2 группа – существительные нарицательные, состоят из 2 слогов).
III. Определение темы и цели урока.
- Попробуйте определить тему урока (слайд 3). Обоснуйте свою мысль.
- Какие цели вы бы поставили к сегодняшнему уроку?
IV. Минутка чистописания.
На доске слова (слайд 4):
город
село
река
озеро
- Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она находится в корне слова и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?
- Определите порядок следования букв в данном ряду:
рб рв рг
- Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.
Проверка:
рб рв рг рд рж рз рй рк рл рм рн рп рр рс рт
V. Словарно – орфографическая работа.
Вы прочитаете новое слово из словарика, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, если найдёте с его первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова (слайд 5).










- Какое слово вы прочитали? Как вы его определили?
- Кого на Руси называли богатырями?
- Кто же такой богатырь?
- Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение.
- На что следует обратить внимание при его написании? Подчеркните орфограммы. Запомните безударные гласные в корне слова.
- Образуйте однокоренное слово с суффиксом -ск-.
- Как вы понимаете выражение «богатырское сложение», а «спать богатырским сном»?
VII. Работа по теме урока.
1.Беседа.
- Каких русских богатырей вы знаете (слайд 6)?
- Как звали коня Ильи Муромца (слайд 7)?
- В каком городе родился Илья Муромец (слайд 8)?
- Что можете сказать о записанных словах (слайд 9)? Почем вы так считаете?
2. Классификация предметов.
- Распределите слова на 2 группы (слайд 10):
Тобол.
Шар.
Реки.
Смирнов.
Лиза.
Город.
Ивановна.
(называются возможные варианты группировки)
- Назовите слова, которые всегда пишутся с большой буквы. Запишите их в 1 столбик.
- Как называются эти слова?
- Назовите слова, которые можно писать то с маленькой буквы, то с большой буквы, в зависимости от места слова в предложении. Запишите их во 2 столбик.
- Как называются эти слова?
- Когда они пишутся с большой буквы?
3.Групповая работа.
- Попробуйте объяснить, как отличить имена собственные от существительных нарицательных (слайд 11)? Обсудите это в группах.
а) город и Лисаковск (слайд 11).
б) река и Тобол (слайд 12).
в) девочка и Лиза (слайд 13).
- (слайд 14) Ребята хорошо объяснили, чем отличаются собственные существительные от нарицательных существительных. Они показали, что нарицательные имена существительные называют предметы в числе таких же однородных. А собственные выделяют предмет из числа однородных, дают ему собственное название или имя.
4. Работа с правилом.
Постарайтесь запомнить определение нарицательных и собственных существительных (слайд 15).
Нарицательные существительные называют предметы в числе однородных (девочка, река, город), а собственные – выделяют предмет из числа однородных (Лиза, Тобол, Лисаковск).
5. Работа в парах.
- Попробуйте рассказать правило друг другу.
Физминутка.
6. Отличие собственных имён существительных от нарицательных.
- Почему одни и те же слова пишутся то с маленькой буквы, то с большой?
Попробуйте объяснить (слайд 16).
Соня – соня, Надежда – надежда.
7.Работа с предложением.
а) - Составьте предложение со словами (слайд 17).
Соловьёв.
Пение.
Серёжа.
Слушал.
Соловьёв.
- Объясните написание слов, звучащих одинаково. Запишите предложение в тетрадь с комментированием.
б) Самостоятельное составление предложения со словами (слайд 18).
Саша.
Скворечник.
Скворцов.
Для.
Скворцов.
Сделал.
Проверка.
8. Кавычки.
- Посмотрите внимательно на серии картинок. Сравните надписи под картинками и сделайте вывод (слайды 19, 20, 21, 22).
- Что заметили необычного в записях имён собственных?
- Когда употребляются кавычки в письменной речи с именами собственными?
Вывод: (слайд 23) заглавия книг, названия журналов, газет, картин, кинофильмов, спектаклей, заводов и т. д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки.
9. Занимательный материал.
- Знаете ли вы названия мультфильмов? Записать названия в тетрадь.
(Слайд 24) «Ну, погоди!», «Бобик в гостях у Барбоса»
(Слайд 25) «Красная Шапочка», «Бременские музыканты»
- Как записываются названия мультфильмов?
VIII. Тест «Проверь себя» (слайд 27).























IX. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
(слайд 26)
X. Самооценка.
Если вы сегодня на уроке выполняли все задания с лёгкостью, вам было интересно, всё у вас получалось, то на вашем солнышке появится 5 лучиков.
Если вы затруднялись в каких-то заданиях, то оцените свою работу на «хорошо» - это 4 лучика. А если вам было на сегодняшнем уроке трудно, вы встретились с непонятными заданиями. То нарисуйте 3 лучика. Оцените свою работу на уроке. Покажите ваши солнышки.
Домашнее задание.








13PAGE 15


13PAGE 14115



б

о

г

а

т

ы

р

ь

13 EMBED Word.Document.8 \s 1415