Урок русского языка в 5 классе по теме Имена существительные собственные и нарицательные
Пиликина Валентина Владимировна
учитель русского языка и литературы
МАОУ лицея № 1 г. Кунгура
Предмет: русский язык
Класс: 5
Авторы УМК: Русский язык 5 класс. /Автор-составитель Т.А. Ладыженская,
М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.рук. Н.М.Шанский. М. «Просвещение» 2015 год
Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедиа (презентация «Имена существительные собственные и нарицательные»), учебник «Русский язык 5» под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, задания для групповой работы.
Цель урока: формирование умения отличать имена собственные от нарицательных, умения правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках). Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать основание деления существительных на собственные и нарицательные; правило употребления большой буквы в именах собственных; выделения кавычками заглавий книг, газет и т.п.; уметь распознавать имена собственные и нарицательные; правильно писать собственные имена: заглавия книг, газет и т.п. с большой буквы и заключать в кавычки; графически обозначать условия выбора верных написаний.Метапредметные: умение поставить цель и организовать её достижение, формировать умение подводить рефлексию и саморегуляцию; формировать навык поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста; формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительного отношения к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию, понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Задачи:
выявить степень усвоения обучающимися знаний о признаках имени существительного как части речи;
формировать умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
организовать групповую работу с целью развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли, прислушиваться к высказываниям других;
научить обучающихся опознавать в устной и письменной речи имена существительные, отличать собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные;
развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности.
Ход урока
Мотивация (слайд № 1)
- Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. У нас хорошее настроение. Значит, мы можем работать и делать маленькие открытия. А чтобы открыть новое, нам понадобятся знания. Давайте соберем рюкзак знаний. Какие знания возьмем с собой? Что нам пригодится?
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
«Соберём рюкзак знаний» (слайд № 2, 3, 4, 5)
Задание группам:
Выберите ложное утверждение, перестройте высказывание так, чтобы оно стало верным. (Один ученик у доски выбирает правильные утверждения об имени существительном).
1) Имя существительное - это часть слова.
2) Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.
3) Имя существительное обозначает признак предмета?
4) Имя существительное называет не только предметы, явления, но и чувства, действия, отвлеченные понятия, вещества.
5) Имя существительное отвечает на вопросы где? куда? откуда? как?
6) Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
7) Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?
8) Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?
9) Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам.
10) Имя существительное может быть любым членом предложения, но чаще всего бывает подлежащим и дополнением.
- Давайте проверим, какие знания об имени существительном нам пригодятся сегодня на уроке? (Каждая группа показывает номера ложных утверждений. Проверяем, у всех ли такие ответы, а затем по очереди перестраиваем ложные утверждения в верные).Уточните, что мы сложили в рюкзак. (Ученик, который работал у доски и отмечал верные утверждения, зачитывает их, дает определение имени существительному).
(Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?) (слайд № 6)
- Теперь с рюкзаком необходимых знаний мы можем делать открытия.
У каждого из вас на парте лежит рабочий лист урока.
Рабочий лист урока учени__ 5 а класса_______________
Постановка проблемы
Внимание на экран. Представьте себе, что вы увидели в газете «Искра» два объявления следующего содержания. Читаем. (слайд № 7)
Внимание!
10 марта в 18.00 во Дворце культуры нашего города
состоится спектакль по сказке известного писателя.
Вход бесплатный.
Приглашаем всех желающих.
Внимание!
10 марта в 18.00 во Дворце культуры «Мечта» города Кунгура
состоится спектакль «Двенадцать месяцев» по сказке известного писателя Самуила Яковлевича Маршака
Вход бесплатный.
Приглашаем всех желающих.
- Какое объявление привлекло ваше внимание? На какой спектакль вы пойдете? Почему?
- Что в первом объявлении не так? (Хотелось бы узнать название спектакля, фамилию, имя писателя, название книги, по которой снят спектакль, в каком городе).
- Чем второе объявление отличается от первого? (Второе объявление полное и понятное).
- Благодаря чему смысл стал понятен? (Благодаря именам существительным, которые дают названия предметам: книгам, именам, отчествам, фамилиям, городам, театрам). - Как называются такие существительные?
- А как называются существительные город, спектакль, писатель?
3. Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока (слайд № 8)
– Какова тема нашего урока?
Имена существительные собственные и нарицательные (слайд № 9)
- Какую цель поставим на урок? (Формулируют цели урока).
Узнать:
- чем отличаются собственные имена существительные от нарицательных?
- как пишутся имена собственные?
- опознавать в устной и письменной речи имена существительные собственные и нарицательные, правильно писать имена собственные.
-Что нам поможет достигнуть цели урока? (Знания, полученные в начальной школе, учебник, словарь, тексты упражнений, Интернет) (слайд № 10)
- Что вам известно об именах существительных собственных и нарицательных из начальной школы? (Ответы детей)
«Открытие» детьми нового знания (слайд № 11)
- Молодцы! Полученные знания мы приведем в систему, углубим и расширим, узнаем новое по этой теме на научной основе. А для этого нам с вами предстоит стать исследователями.
- Что означает слово исследователь и какими близкими по значению словами его можно заменить? (Один ученик находит значение слова в Интернете). (Путешественник, первопроходец, открыватель, ученый).
Исследователь - тот, кто занимается научными исследованиями.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания) обучающимися1) Работа с иллюстрациями (на картинках имена нарицательные: собака, кошка, планеты, город, река и имена собственные: Пальма, Пушок, Земля, Кунгур, Кама) (слайды № 12, 13, 14, 15, 16)- Рассмотрите картинки. В чем их главное отличие? Зачем дают имя человеку, название кинотеатру, книгам, бриллиантам, конфетам, цунами и т.д.? (Ответы детей)Вывод учителя:
Одни существительные называют схожие, однородные предметы, которые, несмотря на отличие друг от друга, называют одним словом. Слово дерево называет все деревья: хвойные, широколиственные, старые, молодые. Слово планета называет любое небесное тело, вращающееся вокруг солнца.
Когда хотят выделить какой-то отдельный предмет из группы однородных предметов, ему дают специальное название. Если нужно назвать только одну собаку, чтобы выделить её среди других, используют имя собственное Пальма. Собственные имена выделяют и одного человека. Так каждый из вас имеет своё имя: Сергей, Дарья, Арсений, Никита. Город, страна, домашние животные тоже имеют своё имя, название. Землей мы называем именно нашу планету.
- Скажите, с каким названием предметов больше?
Город или Москва?
Река или Волга?
Гора или Эльбрус? Собственных или нарицательных? (слайд № 17)
Собственных имен гораздо больше, чем нарицательных. Сколько в мире стран, рек, озер, гор, городов, деревень! И все они имеют имена.
- Ребята, как вы думаете, почему данные виды существительных получили такие названия? Подумайте и предположите.
Давайте проверим, насколько правильны ваши предположения. Что нам в этом может помочь? (Словарь, Интернет. Один ученик находит значения слов собственный и нарицательный).Историческая справка (слайд № 18)
Слово «собственный» произошло от старославянского «собство» (своё, личное, себе принадлежащее). Раньше в языке также было слово «собь» (имущество, пожитки).
Слово «нарицательный» образовалось от старославянского «нарицати» (называть). Также раньше было слово «рицати» (говорить).
Работа с теоретическим материалом учебника (стр. 52 материал для самостоятельных наблюдений, составление вместе с учителем схемы-кластера). (слайд № 19, 20)
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Свертывание и преобразование информации (составление схемы «Имена существительные собственные и нарицательные»)
СОБСТВЕННЫЕ
НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ
называют единичные предметы
называют однородные предметы
Прочитайте высказывание Л. Успенского, вставьте недостающие словосочетания. (слайд № 21, 22)
«Иногда бывает нужно из длинного ряда похожих предметов выделить один – единственный…тут мы оставляем (…) в стороне и пускаем в ход (…)» Л. Успенский «Слово о словах»
«Иногда бывает нужно из длинного ряда похожих предметов выделить один – единственный…тут мы оставляем имя нарицательное в стороне и пускаем в ход имя собственное». Л. Успенский «Слово о словах»
- Продолжаем наше исследование.
4) Задание группам (слайд № 23)
- Выберите общее название для каждой группы слов и запишите по образцу:
Урал, Кама, Пермь – географические названия.
1. Борис Семенович Рябинин, Павел Петрович Бажов, Петр Ильич Чайковский –
2. Шарик, Каштанка, Барсик, Уголек –
3. «Хрупкая веточка», «Волк на псарне», «Муму» -
4. Великая Отечественная война, Сталинградская битва, Бородинское сражение –
5. «КамАЗ», «Камский кабель», «Металлист» -
6. «Щелкунчик», «Богатыри», «Звездные войны», «Золушка» -
Слова для справок: географические названия; фамилии, имена, отчества; клички животных; небесные тела; названия литературных произведений; названия исторических событий; названия магазинов, названия картин, кинофильмов, спектаклей; названия предприятий. Проверка задания и заполнение схемы-кластера (вместе с учителем)
(слайд № 24,25)
- Что относится к именам собственным?
- Поднимите зелёную карточку, у кого такой же ответ.
Физминутка- Когда я буду называть имена существительные нарицательные, вы встаете и говорите: «Это мы!». Затем присаживаетесь. Если вы услышите имя собственное, кричите: «Это мы!», поднимаете руки вверх и тянитесь. Если сочетание нарицательного с именем собственным поворачиваем голову в сторону и глазки тоже.
Ученики, Бережнев Никита, поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, Бородино, озеро, конфета «Загадка».ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ
СОБСТВЕННЫЕ
называют однородные предметы
называют единичные предметы
имена, отчества, фамилии
названия
клички животных
географические
исторических событий
литературных произведений
предприятий
картин, кинофильмов, спектаклей
Пишутся со строчной буквы
Пишутся с прописной буквы
Заключаются в кавычки
- Зависит ли правописание слова от того, является оно собственным или нарицательным? (слайд № 26)
- Как пишутся имена собственные? Раз предмет имеет единичное название, то мы и выделяем его, пишем с большой буквы.
- Какие имена собственные заключаются в кавычки? (Ответы детей. Чтение материала на стр. 56, вывод). Заполнение схемы-кластера (слайд № 27)
III. Применение нового знания (слайд № 28)
1. Работа в группе
- Раскрой скобки и выбери верные написания. В каких случаях необходимо поставить кавычки? (Работают с аншлагами и прикрепляют на доску, объясняют написание имен собственных)
Страна (Р,р)оссия, (К,к)унгурская ледяная пещера, стадион (Т,т)руд, газета (И,и)скра, магазин (М,м)оя семья, деревня ((П,п)оповка, гостиница (И,и)рень, К,К)уликовская битва, конфета (Р,р)омашка.
Проверяем задание. Кто не согласен с чем-то, поднимите красную карточку.
- А сейчас составьте по одному предложению с любым сочетанием слов, кому трудно, можно простое предложение, кто уверен в своих силах, можно с однородными членами или сложное. (Ребята читают свои предложения).
Вернуться к объявлению и объяснить, почему так написаны имена собственные. (слайд № 29)
Работа с текстом (устно) (слайд № 30, 31)
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Какими членами предложения являются имена собственные? Какие из них нужно заключить в кавычки?
Ваня приехал к бабушке Елене Сергеевне в село (Ф,ф)илипповка. Она угощала внука румяными п…ро…ками и к…нфетами Белоч?ка. Ваня вместе с с…бакой (П,п)альмой бегал на реч?ку (С,с)ылву. Там он купался, загорал и читал книгу английской писательницы Джоан Роулинг (Гг)арри Поттер и философский камень.
Слово учителя (слайд № 32)
Мы с вами живем в старинном купеческом городе. Он существенно отличается от больших городов. О былом богатстве города наглядно говорят многочисленные купеческие дома: Кузнецова, Грибушина, сохранившиеся до наших дней. Об истории улицы: Бачурина, Борцов Революции, Блюхера, Вострикова. Благодаря этому, Кунгур можно назвать настоящим музеем под открытым небом, гулять по которому можно долго. Давайте прогуляемся по нашему любимому городу и найдем имена собственные.
Работа в группе (каждой группе дается часть карты города Кунгура (пазл), на которой они отмечают красным кружком имена собственные (не менее 5 названий). Затем собирают на доске воедино карту, каждая группа называет имена собственные и объясняет их написание). (слайд № 33)
Просмотр мультфильма «Как тебя зовут?» (слайд № 34)
- А может имя нарицательное стать собственным?
- Почему щенок испугался, что шарик лопнул?
- Какие два одинаковых слова встретились в тексте? Как называются такие слова? (Омонимы)
Чтобы выделить имена собственные, их нужно писать с большой буквы.
- Можете вы привести такие примеры слов омонимов? (Дети приводят примеры. На слайдах появляются картинки со словами омонимами) (слайд № 35, 36, 37)Уголек – уголёк, Шарик – шарик, Роза – роза, Орел –орел, Огонек – огонек.
- Интересно, возможен ли обратный путь? Переход имен собственных в нарицательные? Может быть, вам известны такие примеры? (предположения). Оказывается, может. Как это происходит, ответите вы, исследовав лингвистический материал. Работаем в группах. Прочитайте материал для исследования. Оформите свои наблюдения в виде небольшого устного ответа.
4. Работа в группе (работа с текстом, устный ответ) (слайд № 38)
1-ая группа.
Ставшее уже привычным для россиян блюдо – макароны - родилось в Италии. Придумал их некто Марко Арони. Он жил в 18 столетии, владел таверной близ Неаполя. Лапша была уже к тому времени излюбленным блюдом итальянцем. Однажды дочь Арони играла с тестом, сворачивая его в длинные, тонкие трубочки и развешивая их на веревке для белья. Находчивый хозяин сварил трубочки, полил их специальным томатным соусом и подал новое блюдо гостям. Гости были в восторге. Таверна стала излюбленным местом неаполитанцев.
Как образовалось нарицательное существительное МАКАРОНЫ?
(отвечая на вопрос, используйте конструкцию: «Мы исследовали текст и пришли к такому выводу….»)
ОТВЕТ: Имя собственное Марко Арони, автора блюда, превратилось в нарицательное существительное - название самого блюда макароны.
2-ая группа.
Кто не знает вкусного мороженого пломбир? Свое название это лакомство получило по месту его изготовления. Впервые изготовили такое сливочное мороженое во французском городе Пломбьер.
Как образовалось нарицательное существительное ПЛОМБИР?
(отвечая на вопрос, используйте конструкцию: «Мы проанализировали текст и пришли к такому выводу….»
ОТВЕТ: Имя собственное Пломбьер превратилось в нарицательное, когда название города стало названием лакомства, изготовлявшегося в этом городе.
3-я группа.
Жил в 18 веке в Англии, недалеко от Лондона, содержатель постоялого двора сэр Хулигэн, который вместе со своим семейством терроризировал всю округу. Необузданные буяны и драчуны настолько прославились своим дикими выходками, что имя их не забылось даже сейчас. Тех, кто грубо нарушает общепринятые нормы поведения, называют хулиганами.
Как образовалось нарицательное существительное Хулиган?
(отвечая на вопрос, используйте конструкцию: «Мы исследовали текст и пришли к такому выводу….»)
ОТВЕТ: Имя собственное Хулигэн превратилось в нарицательное, когда фамилию драчуна и буяна стали использовать для обозначения всякого уличного озорника и невоспитанного человека.- Что произошло бы, если бы не было имен собственных? (ответы детей, учитель дополняет, делает вывод) (слайд № 39)
- Мы не могли бы обращаться друг к другу. Не знали, откуда мы, куда едем. Учитель в школе не знал бы кому поставить отметку, как называются исторические события и географические объекты на карте. Не смогли бы назвать книгу, которую только что прочитали, или фильм, который посмотрели.
IV. Обобщение изученного (слайд № 39)
1. Памятка «Важно знать!» (раздается каждому ученику, необходимо вклеить в тетрадь- справочник).
1.Собственность и нарицательность – это постоянные морфологические признаки имени существительного.
2. Существительные, называющие единичные предметы, называются собственными.
3. Существительные, называющие однородные предметы, то есть имеющие что-то общее, одинаковое, называются нарицательными.
4. Собственные имена существительные пишутся с прописной буквы.
5. Названия книг, журналов, картин, кинофильмов, спектаклей, фирм, фабрик, заводов, теплоходов, магазинов, кафе, марок и сортов разных изделий не только пишутся с прописной буквы, но и заключаются в кавычки.2. Рассказать по схеме- кластеру о существительных собственных и нарицательных. (слайд № 40)
IV. Рефлексия. (слайд № 41, 42)
- Какие цели мы ставили сегодня на уроке, на все ли поставленные вопросы ответили?
- Сегодня я узнал(а) ...
- Было интересно...
- Было трудно...
- Теперь я знаю (умею)…
- Возьмите в руки мордашки, которые лежат на ваших столах.
- Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
-left0 урок понравился и вы довольны своей работой, - урок не понравился, я не очень доволен своей работой.
- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.
V. Домашнее задание: (слайд № 43)
1. п. 91; рассказ по схеме-кластеру об именах существительных собственных и нарицательных; памятка «Важно знать!»
2. Объяснить название 3 имен существительных нарицательных, образованных от имен собственных.
Исаак Ватт – ваттВильгельм Рентген – рентген
г. Регби – регбиМарко Арони – макароны
Александр Вольт – вольт Хулигэн – хулиган
Пломбьер – пломбир
3. Узнать секрет своего имени (по выбору)