Урок русского языка в 5 классе по теме Имена существительные собственные и нарицательные


Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные
Технология: творческая мастерская
Цели и задачи урока:
углубление и расширение знаний учащихся об именах существительных собственных и нарицательных, развитие умения различать и правильно писать собственные имена существительные
Задачи:
Закрепить и систематизировать знания учащихся об именах существительных собственных и нарицательных
Способствовать развитию орфографической зоркости, речевого слуха, навыка графического обозначения орфограммы
Развивать умение анализировать информацию, классифицировать речевые единицы, устанавливать взаимосвязи
Воспитывать чувство любви к Родине, формировать уважительное отношение к истории своей страны, её героям.
Воспитание культуры общения у учащихся
Планируемые результаты:
Предметные:
различение имен существительных собственных и нарицательных, развитие умения употреблять их в письменной речи.
Личностные:
формирование устойчивой учебной мотивации, воспитание чувства патриотизма
Метапредметные:
умение оценивать результаты деятельности (как своей, так и своих товарищей), планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Умение систематизировать учебный материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию.
Необходимое оборудование: проектор, экран, компьютер, индивидуальные карточки.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Вступительное слово учителя
Формирование положительного эмоционального настроя Приветствует учащихся
Демонстрирует тематический видеоряд «Мир, в котором мы живём» Включение в продуктивную деятельность Визуальный и аудиальный каналы восприятия
Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания
Зачитывают отрывки из домашних сочинений (по желанию учащихся) Умение выразительно читать текст творческой работы.
- Назовите имена существительные одушевленные/неодушевленные из своих творческих работ
- Каким критерием вы руководствовались при классификации имен существительных? Соотносят с ранее изученным материалом
Умение вести учебный диалог
- Обратите внимание на написание этих слов: какие из них вы написали с большой буквы? Аргументируют выдвинутые положения Умение анализировать, делать умозаключения
- В чем заключается разница в оформлении этих слов на письме? - Данная группа слов пишется с большой (заглавной) буквы. Визуальный канал восприятия
- Предлагаю вам сформулировать тему урока. - Предлагают свои варианты
Имена существительные собственные и нарицательные Построение речевого высказывания в устной форме
Усвоение новых знаний - Определите тему текста, его основную мысль. Учащиеся читают предложенный текст о Великой Отечественной войне Выполнение общеучебных действий
Самостоятельные наблюдения по предложенному тексту (текст демонстрируется на экране, предложен в распечатанном виде )Построение устного высказывания
- В правописании каких слов вы испытываете затруднение? Например, Великая Отечественная война Аргументируют свою точку зрения
- Как вы считаете, почему слово война мы пишем с маленькой буквы (строчной?) Работают с образцом, предложенным в учебнике - Распределите имена собственные по группам
- По какому признаку вы распределили имена собственные? Учащиеся сами предлагают названия столбцов в таблице.
Например: Структурирование информации (классификация по заданным критериям)
Географические названия Имена, отчества, фамилии - Наша страна прошла через трудные испытания, четыре годы войны унесли миллионы человеческих жизней. Наши деды и прадеды сумели отстоять свободу нашей Родины. За подвиги многие были награждены правительственными наградами: орденами и медалями. Особенным знаком отличия стало почетное звание – Герой Советского Союза. Сообщение учащегося об истории появления звания Герой Советского Союза Учитель предлагает группам создать текст на предложенную тему «Наши земляки – Герои Советского Союза».
Консультирует учащихся, при необходимости корректирует их деятельность - Работа в творческих группах
(несколько групп, по числу земляков – героев) Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной продуктивной деятельности
Первичный контроль знаний Редактирование текста ( по необходимости) - Представляют свои наработки
- Отвечают на вопросы одноклассников Адекватное восприятие оценки своей деятельности
Подведение итогов урока Игра: вопрос – ответ Дети сами формулируют вопрос, предлагают своему однокласснику ответить на него Умение правильно строить устное высказывание
При затруднении учащихся:
- Что нового мы узнали о правописании собственных имен существительных?
- В каких ситуациях нам понадобится данное правило?
Рефлексия Рефлексия деятельности
Метод незаконченного предложения
Я узнал, что …
Я сумею…
Я научу … Учитель Составляют синквейн на тему «Настоящий герой» Используемая литература
Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013г. Под редакцией Т.А.Ладыженской.
Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс. –М.: Вако, 2014г. Автор-составитель: И.В.ЕгороваПедагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы. –М.: Просвещение, 2013г. Автор- сотавитель: Т.Я.Еремина