Пояснительная записка по литературному чтению к рабочей программе УМК Школа России
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2011 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы «Литературное чтение » Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой УМК «Школа России» Москва «Просвещение» 2011 г.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона об образовании – 29.12.2012 № 273 – ФЗ;
- Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г.;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /Москва. Просвещение – 2011 г./
- Основной образовательной программы образовательного учреждения. Образовательная программа Начальные классы /Москва. Просвещение – 2010 г./
- Прграммы начального общего образования МАОУ СОШ № 1 с.Акьяр введен в действие приказом по школе № 268 - 1 от 30 августа 2013 г
- Авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. , Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. УМК «Школа России» Москва «Просвещение» 2011 г.;
- Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения СОШ № 1 с. Акьяр;
- Базисного учебного плана муниципального автономного общеобразовательного учреждения СОШ № 1 с. Акьяр. На 2015-2016 учебный год.
Важнейшие задачи образования в начальной общеобразовательной школе (формирование предметных и универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность продолжения образования на уровне основного общего образования; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Предметные знания и умения, приобретенные при изучении литературного чтения в начальной общеобразовательной школе, первоначальное овладение чтением, пересказом являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения на уровне основного общего и среднего общего образования.
В то же время в начальной общеобразовательной школе учебный предмет «Литературное чтение» является основой развития младших школьников познавательных действий, в первую очередь логического мышления, фантазии, развитие кругозора, аккуратности, развитие эстетических чувств.
Таким образом, успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Цели изучения курса:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Читательская компетентность определяется:
-владением техникой чтения;
-приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
-знанием книг и умением их выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.Раздел«Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
В неделю отводится 3 часа (34 учебные недели) - - 136 часов
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Планируемые результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
- умение пользоваться словарями и справочной литературой;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Содержание курса
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла.Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Место изучения курса
В неделю отводится 3 час (34 учебные недели) . всего в 3 классе – 102 часа
Разделы Количество часов
Примерная программа Рабочая программа
Вводный урок - 1
Самое великое чудо на свете 3 4
Устное народное творчество 12 13
Поэтическая тетрадь 1 10 11
Великие русские писатели 23 24
Поэтическая тетрадь 2 9 4
Литературные сказки 11 6
Были-небылицы 12 5
Поэтическая тетрадь 1 8 5
Люби живое 17 9
Поэтическая тетрадь 2 6 5
Собирай по ягодке - соберёшь в кузовок 11 7
По страницам детских журналов 5 5
Зарубежная литература 9 3
136 часов 102 часа
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Примечания
Книгопечатная продукция
Авторская программа Канакина В.П., Горецкий В.Г. , Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. УМК «Школа России» Москва «Просвещение» 2011 г.; В программе определены цели и ценностные ориентиры курса литературного чтения, рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и организации деятельности обучающихся, результаты изучения, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности обучающихся, описано материально-техническое обеспечение.
Литературное чтение Учебник. 3 класс. В 2 ч. (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская) Москва «Просвещение» 2013 г.
Рабочие тетради. 3 класс. В 2 ч. ( сост. Л.Ф.Климанова) Методический аппарат учебников и рабочих тетрадей организует ориентировка школьников при формировании важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план, и т.д.) и обеспечивает их поэтапную обработку.
Текстовой материал учебников способствует духовно-нравственному развитию младших школьников, осознанию ими важнейших нравственно-этических понятий (дружба, доброта, взаимопонимание, уважение к старшим, любовь к родителям и др.)
Печатные пособия
Наборы сюжетных картин в соответствии с тематикой
Словари по русскому языку.
Репродукции картин в соответствии с программой (в том числе в цифровой форме)
Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты писателей и поэтов Технические средства обучения
Классная магнитная доска с магнитиками для крепления таблиц, картинок
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
Ноутбук
Принтер лазерный. Размер не менее 150х150 см
Экранно-звуковые пособия
Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение»
Слайды, соответствующие содержанию обучения Интернет ресурсы
www.1 сентября edu.ru ,
www. Прошкола edu.ru,
www.сандарт edu.ru, www портал.ru,
сайт «Школа России»
sup@easyen.ruproekt@videouroki.net\ КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Контрольная проверка навыка чтения проводится в конце каждой четверти, у учащегося, оценка выставляется, в классный журнал по следующим критериям:
- осмысленность, беглость (темп), правильность, выразительность.
"5" - ставится, если выполнены все 4 требования;
"4" ставится, если не выполнено одно из перечисленных требований;
"3" ставится, если не выполнено два из перечисленных требований;
"2" ставится, если не выполнены: три требования.
В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка «4», и если не уложился в норму по беглости на большое количество, то - «3».
Нормы оценки уровня литературного развития учащихся на начальной ступени обучения
Оценка "5"
верное определение темы, идейного содержания произведения;
способность к целостному представлению о произведении (во втором классе и в первом полугодии третьего класса на эмоциональном уровне), к пониманию его основного конфликта;
адекватный эмоциональный отклик на общий настрой текста, способность верной оценки оттенков чувств, их динамики;
способность к проведению аналогий между описанной в тексте ситуацией и реальной жизненной ситуацией;
достаточный словарный запас, позволяющий вербально делиться своими эмоциями, мыслями, рассуждать по поводу прочитанного; оперирование в речи изобразительно-выразительными средствами языка;
осознание логики событий в тексте, способность устанавливать причинно-следственные связи;
способность верной оценки мотивов поведения литературных персонажей с обоснованием собственной точки зрения, стремление к осмыслению характеров персонажей;
стремление к осознанию авторской позиции;
внимательное отношение к тексту произведения, потребность в обращении к тексту, его художественным деталям, эпизодам с целью более глубокого осмысления;
составление вопросов проблемного характера, направленных на осмысление литературного произведения, мотивов поведения персонажей;
наличие мотивации в работе над текстом; способность к размышлению над прочитанным;
определённый уровень обобщения прочитанного на уровне эмоциональной оценки;
достаточно высокий уровень воссоздающего воображения;
способность практического применения литературоведческих знаний при анализе произведения;
высокая степень готовности к литературному творчеству, способность к проявлению личностной позиции, использованию в процессе творческой работы изобразительно-выразительных средств языка;
достаточно высокий уровень читательского кругозора.
Оценка "4"
верное определение темы произведения, по возможности правильное определение идейного содержания;
стремление к осмыслению текста в целом;
способность к адекватной эмоциональной реакции на общий настрой текста при отсутствии чёткого различения оттенков и динамики чувств;
способность к соотнесению описанной в тексте ситуации с реальной жизненной ситуацией;
определенный объём словарного запаса для передачи своих мыслей, эмоций, однако недостаточный для передачи полноценной картины ощущений;
осознание логики событий в целом, допущение неточностей в установлении причинно-следственных связей;
способность правильной оценки мотивов поведения персонажей;
невнимание к роли автора в произведении, нечеткое представление авторской позиции (при правильной организации работы возможно осмысление перечисленных критериев);
возникновение потребности в использовании материала текста при его анализе;
составление вопросов оценочного характера;
стремление к размышлениям по поводу развития действия, к обоснованию своих ответов;
недостаточно высокий уровень обобщения прочитанного;
недостаточный уровень развития воссоздающего воображения, замена его конкретным перечислением эпизодов, событий, поступков, деталей;
определённый уровень знаний по теории литературы, умение применять их при анализе произведения;
активное стремление к творческой деятельности с высокой степенью эмоциональной отдачи;
определённый уровень читательского кругозора.
Оценка "3"
возможно верное определение темы произведения, однако осознание его идейного содержания даётся с трудом;
низкий уровень целостного представления о произведении при достаточно хорошем запоминании событий, воспроизведении описанных в тексте ситуаций с высокой степенью соответствия;
определённая степень эмоциональной реакции на общий настрой текста при неспособности различения оттенков и динамики чувств;
не всегда удачные попытки соотнесения описанной в тексте ситуации с реальной жизненной ситуацией;
небольшой объём словарного запаса;
неспособность установления причинно-следственных связей при ярко выраженном стремлении к осознанию логики событий в тексте;
стремление к оценке мотивов поведения персонажей произведения при низком уровне способности к выражению своего мнения о них;
неверная оценка авторской позиции, непонимание роли автора в произведении;
отсутствие потребности в обращении к материалу текста при его анализе;
частичная мотивация в работе над текстом, попытки обосновать свои ответы;
способность составления вопросов ретроспективного характера, не затрагивающих проблематики текста;
низкий уровень обобщения прочитанного, замена его пересказом сюжета;
недостаточно развитое воображение;
недостаточное осмысление литературоведческих, терминов, изучаемых согласно программе;
при попытках применения теоретических знаний во время анализа произведения часто допускаются ошибки;
проявление интереса к творческой деятельности, частичные успехи в создании собственных текстов различного характера;
недостаточный уровень читательского кругозора.
Оценка "2"
неспособность определить тему и идею произведения;
отсутствие целостного представления о произведении, сосредоточение внимания на отдельных событиях;
отсутствие связи эмоционального восприятия произведения с конкретными ситуациями, описанными в тексте;
неумение провести параллель между ситуацией текста и реальной жизненной ситуацией;
ограниченный словарный запас, недостаточный для выражения собственных ощущений;
неспособность устанавливать причинно-следственные связи;
непонимание причин поступков литературных героев, неспособность выразить своё мнение о персонаже;
непонимание или неверная оценка авторской позиции;
нежелание и неумение обращаться к тексту произведения при его анализе;
отсутствие мотивации в работе над произведением, нежелание выполнять задания учителя;
составление ограниченного количества вопросов буквального характера, воспроизводящих начало текста, реже - эпизод из произведения;
неспособность к обобщению прочитанного;
слабое воображение;
незнание литературоведческих терминов, изучаемыхсогласно программе;
отсутствие интереса к творческой деятельности;
низкий уровень или отсутствие читательского кругозора.
Чтение наизусть
«5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает;
«4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
«3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста, читает без выражения;
«2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
Правильная постановка логического ударения.
Соблюдение пауз.
Правильный выбор темпа.
Соблюдение нужной интонации.
Безошибочное чтение.
«5» - выполнены правильно все требования;
«4» - не соблюдены 1-2 требования;
«3» -допущены ошибки по трем требованиям;
«2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
Своевременно начинать читать свои слова.
Подбирать правильную интонацию.
Читать безошибочно.
Читать выразительно.
«5» - Выполнены все требования
«4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию
«3» - допущены ошибки по двум требованиям
«2» -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
«5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков;
«4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их;
«3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки;
«2» - не может передать
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК УСТНОГО ОТВЕТА
Характеристика цифровой оценки (отметки)
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок иди 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ('удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок пли более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса. отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Классификаций ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы:
отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объекта на карте.
Требования к результатам освоения программы обучающимися 3 класса
К концу 3 класса обучающийся научится:
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, бы стро находить нужную словарную статью;
свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;
быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
№ Название темы Классы Основные виды учебной деятельности обучающихся
1 2 3 4 1 Вводный урок
1 Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.
2 Самое великое чудо на земле 4 Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства
Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции
Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно
Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить высказывание, выбирать выразительные средства языка
3 Устное народное творчество 14 Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения
Пересказывать произведение кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий)
При пересказе учитывать жанровые особенности произведения, уделять внимание месту и времени действия, главным и второстепенным героям
4 Поэтическая тетрадь 1
11 Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения
Выразительно читать небольшие стихотворные произведения
Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно
Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.
5 Великие русские писатели 24 Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения
Выпуск самодельного литературного журнала класса по теме «Великие русские писатели»
Поэтическая тетрадь 2 6 Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения
Выразительно читать небольшие стихотворные произведения
Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно
Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.
6 Литературные сказки
6 Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения
Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.
7 Были-небылицы
5 Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения
Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно
Поэтическая тетрадь 1 5 Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения
Выразительно читать небольшие стихотворные произведения
Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно
Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.
8 Люби живое
9 Выразительно читать небольшие стихотворные произведения
Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.
Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения
Поэтическая тетрадь 2 5 Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения
Выразительно читать небольшие стихотворные произведения
Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно
Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.
9 Собирай по ягодке - наберёшь кузовок
7 Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.
Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно
Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.
Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.
Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.
Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения
10 По страницам детских журналов
5 Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства
Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно
11 Зарубежная литература
5 Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей
Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста
Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно
Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения
Всего 107 Контрольно-измерительные материалы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка.
Проверка обеспечивает мне возможность определить качество знаний учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это, в свою очередь, позволяет оценить готовность учащихся к изучению нового материала и эффективность применяемых методов и приёмов обучения.
Для учащихся проверка важна:она служит своего рода подкреплением правильности формирующихся знаний или тормозом неверных связей;
сам факт проверки психологически настраивает на качественную работу, развивает самоконтроль.
В школьной практике проверка осуществляется в устной и письменной форме; применяются текущий тематический контроль и итоговый учёт знаний.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Целью составленных мной проверочных работ является проверка усвоения программного материала по изученным темам курса по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голвановой и др..
Время проведения проверочных работ – 10-15 минут. Но учитель может регулировать это время, исходя из возможностей своего класса, чтобы избежать нервозной обстановки. А для итоговой работы следует отвести целый урок, так как учащемуся нужно сосредоточиться, чтобы вспомнить всё, что он узнал в течение учебного года по русскому языку.
ТЕСТЫ
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Оценки:
«5» - 97-100%
«4» - 77-96%
«3» - 50-76%
«2» - менее 50%
Тест №1. «Самое великое чудо на свете»
Учащийся ………………………………………………………………………………………………
1. Закончи загадку: «Языка не имеет, а у кого побывает, тот …»)
самый умный;
много знает;
расширяет свой кругозор.
2. Что не относится к рукописной книге.
переплёты отделаны золотом и драгоценными камнями;
расписная начальная буква каждого абзаца;
книга большая и тяжелая;
книга напечатана в типографии.
3. Древние рукописные книги писали на
бумаге;
пергаменте;
бересте;
глиняных табличках.
4. Что такое летопись?
рассказывалось о важных событиях из истории Древней Руси;
сказки о Древней Руси;
былины;
рассказы о жизни святых.
5.Рукописные книги писали
ученые;
знатные и богатые люди;
учеными монахами;
любой, кто умел писать. 6. Когда научились печатать книги?
в начале XV века;
в середине XV века;
в конце XV века;
в XX веке.
7. При каком царе напечатали первую книгу?
при Иване Калите;
при Иване Красном;
при Иване Грозном;
при Юрии Долгоруком.
8. Друкарь – это …
глупый человек;
книгопечатник;
переписчик книг;
мастеровой.
9. Как звали первопечатника?
Иван Калита;
Иван Красный;
Иван Грозный;
Иван Фёдоров.
10. Почему книга «самое великое чудо на свете»?
дорого стоит;
редкость;
красочная;
книга рассказывает нам о необычных случаях жизни, приключениях, исторических событиях, странах…
Тест №2. «Устное народное творчество»
Учащийся ………………………………………………………………………………………………
1. Что не относится к устному народному творчеству?
потешка;
поговорка;
пестушка;
роман.
2. Определи зачин.
«жили-были…»
«стали они жить-поживать…»
«я там был…»
«конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»
3. Определи концовку сказки.
«за тридевять земель…»
«я там был мёд-пиво пил…»
«конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»
«жили-были»
4. Определи, к какому виду сказок относится сказка «Сивка-Бурка».
волшебная;
о животных;
бытовая.
5. Что не является волшебным предметом в русской народной сказке?
шапка-невидимка;
игрушка-погремушка;
сапоги-скороходы;
скатерть-самобранка.
6. Что такое пословица?
это рифмованное предложение;
повествовательное предложение;
маленькое народное произведение;
словосочетание.
7. Найди продолжение пословицы: «Была бы охота – …»
будет ладиться работа;
гуляй смело;
сам себя губит.
8. К какому жанру устного народного творчества относятся эти строчки: «Солнышко, покажись, Красное, нарядись!...»
песенки-заклички;
докучные сказки;
потешки;
скороговорки.
9. Кто из перечисленных художников не является иллюстратором к русским народным сказкам?
В. Васнецов;
И. Билибин;
И. Айвазовский.
Тест №3. «Поэтическая тетрадь №1»
Учащийся ………………………………………………………………………………………………
1. Кто автор строк:
«Мы ж, лёгкое племя,Цветём и блестимИ краткое время На сучьях гостим».
Ф.И. Тютчев;
А. А. Фет;
И. С. Никитин;
И. З. Суриков.
2. Кто автор строк:
«Весело текли вы, Детские года!Вас не омрачалиГоре и беда».
Ф.И. Тютчев;
А. А. Фет;
И. С. Никитин;
И. З. Суриков.
3. Кто автор строк:
«Зреет рожь над жаркой нивой,И от нивы и до нивыГонит ветер прихотливыйЗолотые переливы».
Ф.И. Тютчев;
А. А. Фет;
И. С. Никитин;
И. З. Суриков.
4. Кто автор строк:
«Здравствуй, гостья зима!Просим милости к нам
Песни севера петьПо лесам и степям». Ф.И. Тютчев;
А. А. Фет;
И. С. Никитин;
И. З. Суриков.
5. Укажи, чьё имя Иван Захарович.
Тютчев
Фет
Никитин
Суриков
6. Укажи, чьё имя Афанасий Афанасьевич.
Тютчев
Фет
Никитин
Суриков
7. Укажи, чьё имя Фёдор Иванович.
Тютчев
Фет
Никитин
Суриков
8. Укажи, чьё имя Иван Саввич.
Тютчев
Фет
Никитин
Суриков
9. Как называются выразительные слова, которые помогают описать предмет, явление, людей, животных?
ритм
рифма
сравнение
эпитет
Тест №4. «Великие русские писатели»
Учащийся ………………………………………………………………………………………………
1. Укажи, чьё имя Александр Сергеевич.
Пушкин
Лермонтов
Крылов
Толстой
2. Укажи, чьё имя Лев Николаевич.
Пушкин
Лермонтов
Крылов
Толстой
3. Укажи, чьё имя Иван Андреевич.
Пушкин
Лермонтов
Крылов
Толстой
4. Укажи, чьё имя Михаил Юрьевич.
Пушкин
Лермонтов
Крылов
Толстой
5. Какой поэт родился, когда «… по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I. … и вошёл в жизнь празднично».
А. С. Пушкин
М. Ю. Лермонтов
И. А. Крылов
Ф. И. Тютчев
6. О каком писателе говорится: «… был очень старательным и любознательным ребёнком. Он без помощи учителей овладел русским языком и математикой, учил французский и итальянский языки».
А. С. Пушкин
М. Ю. Лермонтов
И. А. Крылов
А. А. Фет
7. Кто из поэтов, «когда был маленький, часто говорил в рифму»?
А. С. Пушкин
М. Ю. Лермонтов
И. А. Крылов
И. З. Суриков
8. В каких жанрах говорится о недостатках людей не прямо, а иносказательно?
стихотворение
былина
басня
сказка
9. Кто из писателей создал школу для крестьянских детей и учил их грамоте, счёту, письму и чтению?
А. С. Пушкин
М. Ю. Лермонтов
И. А. Крылов
Л. Н. Толстой
10. Кто из писателей «прожил совсем немного лет – двадцать семь»?
А. С. Пушкин
М. Ю. Лермонтов
И. А. Крылов
Л. Н. Толстой
Тест №5. «Поэтическая тетрадь 2»
Учащийся ………………………………………………………………………………………………
1. О каком писателе говорили современники: «Это был человек мягкий. Добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой, не заботящийся о завтрашнем дне, когда сегодня надо помочь другому»?
Н. А. Некрасове
К. Д. Бальмонте
И. А. Бунине
М. Ю. Лермонтове
2. Какое из стихотворений Некрасова похоже на сказку?
«Славная осень! Здоровый, ядрёный…»
«Не ветер бушует над бором»
«Дедушка Мазай и зайцы»
3. Кому из поэтов принадлежат строчки:
«…Есть в полях моей родины скромныеСёстры и братья заморских цветов…»
Н. А. Некрасов
К. Д. Бальмонт
И. А. Бунин
М. Ю. Лермонтов
4. Кому из поэтов принадлежат строчки:
«…Там, где не достала, - лютик золотой,Жёлтый одуванчик, - будет и седой…»
Н. А. Некрасов
К. Д. Бальмонт
И. А. Бунин
М. Ю. Лермонтов
5. Кому из поэтов принадлежат строчки:
«…Пушисты ли сосен вершины,Красив ли узор на дубах?...»
Н. А. Некрасов
К. Д. Бальмонт
И. А. Бунин
М. Ю. Лермонтов
Тест №6. «Литературные сказки»
Учащийся ………………………………………………………………………………………………
1. Кто сочиняет литературные сказки?
сочиняют авторы;
создаются народом
2. К кому из героев прочитанных сказок можно отнести пословицу «Терпение и труд всё перетрут»?
храбрый заяц
лягушка
Рукодельница
Ленивица
3. К кому из героев прочитанных сказок можно отнести пословицу «Смелый приступ – половина победы»
храбрый заяц
лягушка
Рукодельница
Ленивица
4. Кто является автором книги «Алёнушкины сказки»?
Д. Н. Мамин-Сибиряк
В. М. Гаршин
В. Ф. Одоевский
Л. Н. Толстой
5. Назови автора сказки «Мороз Иванович»
Д. Н. Мамин-Сибиряк В. М. Гаршин
В. Ф. Одоевский Л. Н. Толстой
6. Назови автора сказки «Лягушка-путешественница»
Д. Н. Мамин-Сибиряк В. М. Гаршин
В. Ф. Одоевский Л. Н. Толстой
7. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:
лягушки не умеют летать;
прутик, на котором держалась лягушка, оказался непрочным;
из-за хвастовства, зазнайства лягушки.
8. Кому из сказочных героев принадлежат эти слова: «Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я…»?
заяц
лягушка-путешественница
Рукодельница
Ленивица
9. Кому из сказочных героев принадлежат эти слова: «Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твоё ведёрко, а в ведёрко я всыпал целую горсть серебряных пятачков…»?
заяц
лягушка-путешественница
Рукодельница
Ленивица
10. Кому из сказочных героев принадлежат эти слова: «Я заехала к вам посмотреть, как вы живёте… Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила»?
заяц
лягушка-путешественница
Рукодельница
Ленивица
Тест №7. «Были-небылицы»
Учащийся ………………………………………………………………………………………………
1. Определи к какому виду относятся сказки из этого раздела.
народные сказки
авторские сказки
2. С кем из морских жителей вёл беседу Евсейка?
с огромной рыбой в сизо-серебряной чешуе;
с морской звездой;
с морской черепахой;
с раком отшельником.
3. Найдите морское животное, которого нет в сказке «Случай с Евсейкой»
краб
голотурия
креветки
кит
4. Найди среди названий птиц, то слово, которое не встречалось в рассказе «Растрёпанный воробей»:
ворона
сорока
воробей
5. Сколько лет было Наде в рассказе А. И. Куприна «Слон»?
5 ;
6;
7;
8.
6. На каком этаже жила девочка Надя?
1-ом ;
2-ом;
3-ем;
4-ом. 7. Какой формы был торт, который купили для слона?
круглый
овальный
квадратный
прямоугольный
8. Укажи автора произведения.
«… Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. …»
М. Горький
К. Паустовский
А. Куприн
В. Гаршин
9. Укажи автора произведения.
« - От маленькой радости смеются, - ответила мама, - а от большой – плачут. А теперь спи!»
М. Горький
К. Паустовский
А. Куприн
В. Гаршин
10. Укажи автора произведения.
«Ползёт, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб;…»
М. Горький
К. Паустовский
А. Куприн
В. Гаршин
Тест №8. «Поэтическая тетрадь 1» (ч. 2)
Учащийся ………………………………………………………………………………………………
1. Как ты думаешь, что общего в стихотворениях С. Черного, А. Блока, С. Есенина? Выбери правильный ответ.
много интересной информации;
поэты любят Родину, природу;
стихи красиво написаны.
2. Кто автор стихотворения:
«Что ты тискаешь утёнка?Он малыш, а ты – большой»?
С. Черный
А. Блок
С. Есенин
К. Бальмонт
3. Кто автор стихотворения:
«Слоник, слоник, настоящий слон живой, – Отчего ты всё качаешь головой?»
С. Черный
А. Блок
С. Есенин
К. Бальмонт
4. Кто автор стихотворения:
«Вот ворона на крыше покатойТак с зимы и осталась лохматой…»?
С. Черный
А. Блок
С. Есенин
К. Бальмонт
5. Кто автор стихотворения:
« Черёмуха душистаяС весною расцвелаИ ветки золотистые, Что кудри, завила»?
С. Черный
А. Блок
С. Есенин
К. Бальмонт
Тест №9. «Люби живое»
Учащийся ………………………………………………………………………………………………
1. Что объединяет произведения этого раздела?
реальные события;
вымышленные события
2. Как называется рассказ, который начинается со слов: «Ребята пускали по реке кораблики»?
«Листопадничек»
«Капалуха»
«Мышонок Пик»
«Наша Жучка»
3. Как называется рассказ, который начинается со слов: «Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругаласьхозяйка»?
«Листопадничек»
«Малька провинилась»
«Про обезьянку»
«Наша Жучка»
4. Как называется рассказ, который начинается со слов: «Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка»?
«Листопадничек»
«Капалуха»
«Мышонок Пик»
«Ещё про Мальку»
5. По опорным словам отгадайте название рассказа: ЯШКА, КАШТАН, ЮХИМЕНКО.
«Листопадничек»
«Малька провинилась»
«Про обезьянку»
«Наша Жучка»
6. По опорным словам отгадайте название рассказа: ЗАЙЧИК, БОБР, ВЫДРА.
«Листопадничек»
«Малька провинилась»
«Про обезьянку»
«Наша Жучка»
7. По опорным словам отгадайте название рассказа: МЫШЬ, РЕБЯТА, ЩУКА, ЧАЙКИ.
«Листопадничек»
«Капалуха»
«Мышонок Пик»
«Ещё про Мальку»
8. По опорным словам отгадайте название рассказа: СОБАКА, ХОЗЯЙКА, ЩЕНКИ.
«Листопадничек»
«Малька провинилась»
«Про обезьянку»
«Наша Жучка»
9. Кольцо из каких грибов называют «ведьмин круг»?
из мухоморов
из бледных поганок
из сыроежек
из опят
10. Любимое лакомство Яшки из рассказа Б. Житкова «Про обезьянку»
конфеты
мармелад
бананы
сахар
Тест №10. «Поэтическая тетрадь 2» (ч. 2)
Учащийся ………………………………………………………………………………………………
1. Кто автор строк:
«В лесу над росистой полянойКукушка встречает рассвет.В тиши её голос стеклянныйЗвучит, как вопрос и ответ»?
С. Я. Маршак
А. Л. Барто
Е. А. Благинина
С. В. Михалков
2. Кто автор строк:
«Когда мне было Восемь лет, Я пошлаСмотреть балет»?
С. Я. Маршак
А. Л. Барто
Е. А. Благинина
С. В. Михалков
3. Кто автор строк:
«Мы сидим и смотрим в окна.Тучи по небу летят.На дворе собаки мокнут, Даже лаять не хотят»?
С. Я. Маршак
А. Л. Барто
Е. А. Благинина
С. В. Михалков
4. Кто автор строк:
«Я нашла в саду котёнка.Он мяукал тонко-тонко,Он мяукал и дрожал»? С. Я. Маршак
А. Л. Барто
Е. А. Благинина
С. В. Михалков
5. В каком стихотворении есть такие строки:
«И звучат печально гаммыВ нашей комнате без мамы»?
«Гроза днём»
«Если»
«Разлука»
«Кукушка»
6. В каком стихотворении есть такие строки:
«По небу голубому Проехал грохот грома,И снова всё молчит»?
«Гроза днём»
«Если»
«Разлука»
«Кукушка»
7. В каком стихотворении есть такие строки:
«Чуть пахнет перегретой смолкой…Лицо подставив ветерку,Лежу, блаженствую под ёлкойИ слушаю: «Ку-ку, ку-ку!»?
«Гроза днём»
«Если»
«Разлука»
«Кукушка»
Тест №11. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Учащийся ………………………………………………………………………………………………
1. Отгадай, из какого произведения эти предметы: КИСТИ, КРАСКИ, ДЕРЕВЯННЫЕ ДОЩЕЧКИ.
Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
А. П. Платонов «Цветок на земле»
А. П. Платонов «Ещё мама»
М. М. Зощенко «Золотые слова»
2. Отгадай, из какого произведения эти предметы: СТАКАН С ЛОЖКОЙ.
Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
А. П. Платонов «Цветок на земле»
А. П. Платонов «Ещё мама»
М. М. Зощенко «Золотые слова»
3. Отгадай, из какого произведения эти предметы: ЦВЕТОК.
Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
А. П. Платонов «Цветок на земле»
А. П. Платонов «Ещё мама»
М. М. Зощенко «Золотые слова»
4. Отгадай, из какого произведения эти предметы: ХЛЕБ, ФОНАРЬ, УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО.
Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
М. М. Зощенко «Золотые слова»
М. М. Зощенко «Великие путешественники»
Н. Н. Носов «Федина задача»
5. Отгадай, из какого произведения эти предметы: УЧЕБНИК МАТЕМАТИКИ, РАДИО.
Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
М. М. Зощенко «Золотые слова»
М. М. Зощенко «Великие путешественники»
Н. Н. Носов «Федина задача» 6. Отгадай, из какого произведения эти предметы: ИГРУШЕЧНЫЙ ТЕЛЕФОН.
Н. Н. Носов «Телефон»
М. М. Зощенко «Золотые слова»
М. М. Зощенко «Великие путешественники»
Н. Н. Носов «Федина задача»
7. Какого героя нет в рассказах Н. Н. Носова?
Федя
Мишка
Гриша
8. О чём не упоминалось в задаче из рассказа Н. Н. Носова «Федина задача»?
рожь
пшеница
мука
9. Кто не родственник в рассказе М. М. Зощенко «Великие путешественники»
Стёпка
Лёля
Минька
10. Какое слово не синоним остальных слов?
тараторить
болтать
путать
Тест №12. «По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки»
Учащийся ………………………………………………………………………………………………
1. Какой журнал не детский?
«Мурзилка»
«Крестьянка»
«Весёлые картинки»
«Трамвай»
2. В каком году был основан журнал «Мурзилка»
в 1922
в 1923
в 1924
в 1925
3. В каком году был издан журнал «Весёлые картинки»
в 1946
в 1956
в 1966
в 1976
4. Чем журнал отличается от книги?
есть картинки
есть обложка
есть тексты с продолжением
5. Кто из писателей в юмористической форме рассказывал в своих произведениях, как не надо поступать?
Г. Остер
Р. Сеф
Ю. Ермолаев
Н. Носов
6. Его пьесы поставлены более чем в 30-ти театрах, среди них «Емелино счастье», «Две бабы-Яги»
Г. Остер
Р. Сеф
Ю. Ермолаев
Н. Носов
7. Как расшифровывается название детского журнала «Чиж»?
читаем интересный журнал;
чересчур интересный журнал;
чрезвычайно интересный журнал.
8. Какого животного символизирует Мурзилка?
щенка
котёнка
медвежонка
волчонка
9. Какой журнал не относится к журналам 20-30-х годов XX века
«Русалочка»
«Мурзилка»
«Чиж»
«Ёж»
10. Кому запрещает слушать, читать «Вредные советы» Г. Остер?
взрослым
послушным детям
непослушным детям
никому не запрещает
Тест №13. «Зарубежная литература»
Учащийся ………………………………………………………………………………………………
1. Назови автора сказки «Гадкий утёнок».
Ш. Перро
Братья Гримм
В. Гауф
Г.-Х. Андерсен
2. К какому виду сказок относится сказка «Гадкий утёнок»?
о животных
волшебная
бытовая
3. Какой птицы не было на птичьем дворе в сказке «Гадкий утёнок»?
индюк
петух
перепел
селезень
4. Какая из птиц на птичьем дворе воображала «себя чуть не императором»?
индюк
петух
перепел
селезень
5. В кого превратился гадкий утёнок?
в лебедя
голубя
селезня
орла
6. Как называется жанр рассказов о Персее?
былины
миф
сказка
легенда
7. Назови бога неба и грома в древнегреческой мифологии.
Аид
Апполон
Зевс
Посейдон
8. Кто не является героем древнегреческой мифологии?
Геракл
Одиссей
Персей
Паллант
9. Что обещал подарить Персей трусливому царю Полидект?
диковинных рыб
сочных ягод
золотую корону
голову Медузы Горгоны
10. Кого по дороге домой освободил Персей от морского чудовища?
Андромеду
Афину
Артемиду
Афродиту