ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 КЛАСС УМК ШКОЛА РОССИИ
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Математика» для 2 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Лангепасского городского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «СОШ № 1» с учётом Примерной программы по математике и на основе авторской программы «Математика» М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С.В. Степановой . М.: Просвещение, 2016.
Рабочая программа ориентирована на учебник «Математика», М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С.В. Степановой . М.: Просвещение, 2016.
Согласно учебному плану на изучение математики во 2 классе отводится
136 часов в год, 4 часа в неделю.
Особенности организации образовательной деятельности
В процессе реализации рабочей программы учитываются особенности обучающихся класса. В классе 25 обучающихся, входную контрольную работу выполняли 24 обучающихся.
Анализ данной работы показал, что:
37,5% обучающихся полностью справились с работой;
54% обучающихся показали базовый уровень.
Обучающимися были допущены следующие ошибки:
12,5% обучающихся не справились с решением задачи;
50 % обучающихся не справились заданием повышенной сложности (логическое мышление);
16% обучающихся допустили ошибки в работе с таблицей;
8% обучающихся допустили ошибки в задании на сравнение числа и выражения.
Для устранения данных недостатков считаю необходимо работать над:
разъяснением сюжета задачи;
чёткое разграничение составных частей задачи;
вычленение опорных слов для записи краткой записи;
развитием математической речи для объяснения работы по поиску путей ответа на вопрос задачи;
уделить особое внимание в теме «Повторение» алгоритмам сложения и вычитания, для того чтобы успешно продолжить изучение этих тем в течение года;
уделить внимание развитию навыков самостоятельной работы с учебником, с тетрадями-задачниками, а т.ж. при выполнении практических, самостоятельных, контрольных, тестовых работ;
использовать подробное проговаривание алгоритма вычислений во избежание ошибок из-за торопливости детей.
Учитывая разный уровень усвоения учебного материала обучающимися, необходим индивидуальный подход, создание ситуации успеха, обеспечение эмоциональной поддержки обучающихся. Для достижения всеми обучающимися положительного результата считаю необходимостью использование следующих элементов технологий и методик:
здоровьесберегающие;
игровые технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного состава);
технология проблемного обучения;
технология развивающего обучения;\
информационно-коммуникационные технологии;
В организации внеурочной деятельности по предмету и воспитательной работе с обучающимися использую:
система инновационной оценки «портфолио»;
технология дистанционного обучения (участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах)
Система контроля и оценки
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется на основании методического письма Министерства образования №2021/11-13 от 25.09.2000г., № 1561/14-15 от 19.11.98.
Виды контроля 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
Входная контрольная работа 1 Контрольная работа 2 1 3 3
Арифметический диктант 2 2 3 2
Тест 1 1 1 1
Комплексная работа 1 1
Проекты 1 1 Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний, интерес к освоению новых знаний и способов
действий; положительное отношение к обучению математике;
понимание причин успеха в учебной деятельности;
умение использовать освоенные математические способы познания для решения несложных учебных задач.
Учащийся получит возможность для формирования:
интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;
потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
Учащийся получит возможность научиться:
принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
применять полученные знания в изменённых условиях;
осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью взрослых);
представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблица);
устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость).
Учащийся получит возможность научиться:
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;
анализировать и систематизировать собранную информацию в предложенной форме (пересказ, текст, таблица);
устанавливать правило, по которому составлена последовательность объектов, продолжать её или восстанавливать в ней пропущенные объекты;
проводить классификацию объектов по заданному или самостоятельно найденному признаку;
обосновывать свои суждения, проводить аналогии и делать несложные обобщения.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
сравнивать числа и записывать результат сравнения;
упорядочивать заданные числа;
заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 − 5, 35 − 30;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1 м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты;
записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.
Учащийся получит возможность научиться:
группировать объекты по разным признакам;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложение и вычитание;
выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
выполнять проверку сложения и вычитания;
называть и обозначать действия умножение и деление;
использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых;
умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);
применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
Учащийся получит возможность научиться:
вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении;
решать простые уравнения подбором неизвестного числа;
моделировать действия «умножение» и «деление» с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;
раскрывать конкретный смысл действий «умножение» и «деление»;
применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
называть компоненты и результаты умножения и деления;
устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);
выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;
соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).
Учащийся получит возможность научиться:
изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием линейки и угольника.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;
вычислять периметр прямоугольника (квадрата).
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;
проводить логические рассуждения и делать выводы;
понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.
Учащийся получит возможность:
самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена, количество, стоимость;
для формирования общих представлений о построении последовательности логических рассуждений.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Числа от 1 до 100. Нумерация (16 ч)
Новая счетная единица – десяток.. Счет десятками. Образование и названия чисел, их
десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядокследования чисел при счете. Сравнение чисел. Единицы длины: сантиметр, дециметр,миллиметр, метр. Соотношения между ними. Длина ломаной. Периметр многоугольника.Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение временипо часам с точностью до минуты. Монеты (набор и размен). Задачи на нахождениенеизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.Решениезадачв2действиянасложениеивычитание.
Практические работы: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины. Монеты (набор и размен).
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (70 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Числовое выражение и его значение. Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них). Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Проверка сложения и вычитания. Выражения с одной переменной видаа + 28, 43-6. Уравнение. Решение уравнения. Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 - х = 20, х - 2 = 8 способом подбора. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге. Решение задач в 1 - 2 действия на сложение и вычитание. Практические работы: Сумма и разность отрезков. Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до минуты. Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге.
Числа от 1 до 100. Умножение и деление (39 ч)
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки). Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них). Периметр прямоугольника (квадрата). Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Итоговое повторение (11 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы. Решение задач изученных видов.
Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядокследования чисел при счете. Сравнение чисел. Единицы длины: сантиметр, дециметр,миллиметр, метр. Соотношения между ними. Длина ломаной. Периметр многоугольника.Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение временипо часам с точностью до минуты. Монеты (набор и размен). Задачи на нахождениенеизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.Решениезадачв2действиянасложениеивычитание.
Практические работы: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины. Монеты (набор и размен).
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (70 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Числовое выражение и его значение. Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них). Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Проверка сложения и вычитания. Выражения с одной переменной видаа + 28, 43-6. Уравнение. Решение уравнения. Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 - х = 20, х - 2 = 8 способом подбора. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге. Решение задач в 1 - 2 действия на сложение и вычитание. Практические работы: Сумма и разность отрезков. Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до минуты. Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого
Числа от 1 до 100. Умножение и деление (39 ч)
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки). Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них). Периметр прямоугольника (квадрата). Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Итоговое повторение (11 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы. Решение задач изученных видов.
дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида a :a, 0 : aпри a≠0. Текстовые задачи в три действия. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.
Внетабличное умножение и деление (27 ч)
Приемы умножения для случаев вида 23 * 4, 4 * 23. Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида a+ b, a– b, a * b, c :d (d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Деление с остатком Решение задач на нахождение четвертого пропорционального.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Единицы массы: килограмм, грамм.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч)
Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000. Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, равносторонний.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (12 ч)
Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения и деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение (10 ч)
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом для 1 – 4 классов, который включает учебники в двух частях и тетради с печатной основой в двух частях, методическими рекомендациями для учителя.
Учебники и тетради с печатной основой для обучающихся –
Математика: учебник для 2 класса: в 2 частях/Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. - М.: Просвещение, 2016.
Тетрадь по математике для 2 класса: в 2 частях / М.И.Моро, С.И.Волкова. – М.: Просвещение, 2016.
Проверочные работы по математике. 1 класс / С.И.Волкова. – М.: Просвещение, 2016.
Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Школьный старт. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников /под ред. М.Р.Битяновой - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
Беглова Т.В., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. «Учимся Учиться и Действовать» Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 1 класс / под ред. М.Р.Битяновой, С.Г.Яковлевой - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
Для учителя:
Математика. 2 класс: методические рекомендации: пособие для учителей / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др. – М.: Просвещение, 2012.-112с.
Математика. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ И. О. Будённая, Л. В. Илюшин, Т. Г. Галактионова, Н. И. Роговцева. – Москва; СПб.: Просвещение, 2012. – 280 с. – (Школа России).
Волкова, С. И. Математика. Устные упражнения. 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ С. И. Волкова. – Москва: Просвещение, 2014. – (Школа России).
Волкова, С. И. Математика: проверочные работы. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций/ С. И. Волкова. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2014. – 64 с.: ил. – (Школа России)
Битянова М.Р., МеркуловаТ.В., Теплицкая А.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся Учиться и Действовать» Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
ИКТ ресурсы
CD №1 - Электронное приложение к учебнику Математика, 2 класс (М.И.Моро, УМК Школа России)
Печатные и другие пособия
Для организации работы с разными источниками информации в кабинете имеются:
демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения;
карточки с заданиями по математике для 1-4 классов (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки) Например, с прозрачным клапаном для письма фломастером поверх условия задачи.
В соответствии с содержанием в кабинете имеются цифровые информационные инструменты и источники (по тематике курса математики):
Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. 1 класс. В 2ч. [Электронный ресурс]: мультимедийный учебник. - Электрон. текстовые дан. и Электрон. граф. дан.. - М.: Кирилл и Мефодий, 2006. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв.ил: цв., зв.. - (Кирилл и Мефодий. Знания обо всём. Начальная школа.
Математика. Демонстрационные таблицы [Электронный ресурс]: начальная школа. - Электрон. граф. дан. Электрон. текстовые дан.. - Волгоград: Учитель, 2010. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Наглядные Пособия).
Демонстрационные пособия:
объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 10;
объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 20;
наглядное пособие для изучения состава числа, с возможностью крепления на доске;
демонстрационная числовая линейка с делениями от 0 до 100; карточки с целыми десятками и пустые;
демонстрационное пособие с изображением сотенного квадрата.
Занимательные задания по математике:
Арутюнян, Е. Б. Занимательная математика 1-5 класс.- М.: Аст-пресс, 1999.
Волина, В. В. Праздник числа: занимательная математика для детей.- М.: Знание, 1993.
Гарднер, М. Математические досуги.- М.: Оникс, 1995.
Гибсон, Р. Мы считаем.- М.: Росмен, 2000.
Давыдов, В. В. Математика 1 класс.- М.: Мирос, 1994.
Жигалкина, Т. К. Система игр на уроках математики в 1-2 классах.- М.: Новая школа, 1995.
Игнатьев, Е. И. Математическая смекалка: занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы.- М.: Омега, 1994.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
.