Урок русского языка на тему Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам(обобщение) (4 класс)

Тема урока:
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
4 класс
Цель урока: развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять
Образовательные задачи:
развивать умение правильно писать окончания глаголов в
прошедшем времени в зависимости от рода и числа.
совершенствовать умения делать синтаксический разбор
предложения
Развивающие задачи:
развивать познавательный интерес, мышление обучающихся;
развивать умения и способности обучающихся работать самостоятельно, в парах, с карточками;
развивать речь учащихся;
Воспитательные задачи:
воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению, внимательное отношение к ответам своих товарищей;
воспитывать нравственные качества личности: ответственность, трудолюбие

Оборудование:
компьютер, мультимедиа-проектор, презентация PоwerPoint, карточки, листья
Ход урока
1.Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так, что время не теряем
И работать начинаем.

У. Ребята, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня
ой, как пригодится! Вы постарайтесь работать быстро, а самое главное
дружно!

2. Минутка чистописания. (слайд 2, 3, 4)
-Что общего в словах? Какое лишнее? Поставьте глаголы во множественное число. Буква, которую мы будем писать стоит в конце слов. Продолжите цепочку букв
Ии Иии Ииии
Спишите пословицу
Игла в стог упала, пиши пропала.
Когда так говорят? Обозначь род и окончание глаголов.
3. Орфографическая минутка.
Ребята, перед нами отрывок К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»
(чтение обучающимися) (слайд5)
Д. Ревела буря, дождь шумел; Во мраке молнии летали; Бесперерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали.
У. Какие образные средства использует автор?
Д. Автор использует – олицетворение ( ревела буря, ветры бушевали)
У. Какими словами автор передает состояние природы?
Д. Словами – ревела, шумел, летали, гремел, бушевали.
У. Ребята, что объединяет эти слова?
Д. Это глаголы прошедшего времени. Во всех глаголах есть суффикс л.
Спишите, обозначьте род и число глаголов. (Ревела- ж.р., шумел –м.р., гремел – м.р., летали, бушевали – мн.ч.
Глаголы в прошедшем времени женского рода имеют , мужского рода -
Множественного числа

А 4 человека работают по карточкам.
4. Сообщение темы урока.
У. Догадались, какая будет тема урока? Ребята, сформулируйте тему нашего урока?
Д. « Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам» (слайд 6)
У. Молодцы, мы продолжим сегодня работу над глаголами прошедшего
времени.
5. Языковая разминка (Запись под диктовку и выполнение заданий.)
(Слайд 7)
Наступила золотая осень.
Разноцветные листья засыпали
землю. Солнце осветило прозрачную воду в реке.
У. Найдите основу каждого предложения.
У. В каком времени употребляются глаголы? Почему?
Какие признаки глаголов можно определить?
Д. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам.
У. Сделайте вывод о глаголах прошедшего времени.
Д. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском –а, в среднем –о.
6.Физкультминутка. (слайд 9)
– Сейчас немного отдохнем. (Все встали)
Послушайте условие:
Если услышите глагол в настоящем времени.
Присядьте..
Если я назову глагол в прошедшем.
Поднимаете вверх обе руки.
Услышав глагол в будущем времени.
Топаете ногами.
Слова:
Блестит, блестело, будет блестеть;
Спали, спят, будут спать;
Прочитали, читают, прочтут;
Летят, прилетел, будет лететь;
Убежали, убегут, бегут;
– Отдохнули, садитесь.
7. Закрепление. (слайд 10)
1.) Работа с учебником, стр. 63, упражнение 83.
У. Прочитайте шуточные стихотворения. Как будете выполнять?
Вот настал... утро,
Солнышко пригрел,
От жары Мартышка
Сразу разомлел .
Д. Глаголы –настало , пригрело– ср.р., разомлела- ж.р.
Как-то незаметно
Время пролетел,
Как-то незаметно
Небо почернел.. .
Д. Глаголы –пролетело , почернело– ср.р.
Если б мыло
Приходил
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыл -
Хорошо бы это было!..
Если б ручку мне в придачу,
Чтоб могла
Решить задачу,
Написать диктант любой –
Всё сама,
Само собой!..
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настал..!
Знай, гуляй да отдыхай!
Тут и мама перестал
Говорить, что я лентяй
Д. Глаголы –приходило ,мыло– ср.р., настала , перестала- ж.р.
У.Выпишите глаголы, выделите окончания.
У. Объясните смысл фразеологизмов
Какой фразеологизм подходит к одному из этих отрывков.
Сложа руки.
Палец о палец не ударить.
По щучьему веленью.
Гнаться за двумя зайцами.
2.) Самостоятельная работа (в парах) (слайд 11)
У. Ребята, а сейчас работаем с текстом. Первый ряд – находит предложения с глаголами прошедшего времени среднего рода, второй ряд- с глаголами прошедшего времени женского рода, третий ряд-с глаголами прошедшего времени множественного числа. Подчеркните предложения. Выделите окончания.
Стоял раннее утро. Солнце освещал верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал на песке. Лёгкая волна набегал на берег. Море сверкал в лучах солнца. На берегу сидел белая чайка.
3.)Творческая страничка (слайд 12)
У.- Наступили такие разные осенние деньки, то сухие и теплые, то дождливые и холодные. Вянут травы, догорают цветы. Красив осенний лес. Ярки деревья. Как приятно пройти по лесным тропинкам в пору листопада. От каждого дуновения ветерка кружатся в воздухе легкие, высохшие листья.
- Ребята, именно осень, красота осенней природы, осенние пейзажи вдохновляли и вдохновляют поэтов, писателей, художников на создание произведений искусства.
Мы с вами сейчас составим несколько предложений на тему: «Октябрь».
Нам необходимо составить глагольный ряд, используя глаголы прошедшего времени. Я начну, а вы продолжайте:
наступила шли
пришла завяли
осветило опускались
шелестели наблюдали
падали дул
кружились моросил
протянулись развесила
отцвели стояла
улетели шумели
4.) Работа в группах.(задания на карточках)(слайд 13)
Вывод делают дети (слайд 14)
8. Итог урока. Рефлексия (слайд 15)
У. - О чём расскажете своим родителям? У глаголов какого времени и в каком числе можно определить род? Как определить род у глаголов в прошедшего времени в единственном числе? Что можете сказать о своей работе? В начале урока мы ставили перед собой цель: систематизировать знания о глаголах прошедшего времени, прочно их закрепить и научиться использовать эти знания на практике.
Как вы думаете, мы выполнили свою цель?

У.- Поставьте себе оценки с помощью светофора

“Красный лист” -
Стоп! Вперёд нельзя, друзья!
Повторять усядусь я.

“Жёлтый лист” -
Здесь – внимание, друзья!
Сомневаюсь ещё я.

“Зелёный лист” -
А теперь вперёд, друзья!
В знаниях уверен я.


9. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Осень во дворах»
(слайд 16)


















Стоял раннее утро. Солнце освещал верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал на песке. Лёгкая волна набегал на берег. Море сверкал в лучах солнца. На берегу сидел белая чайка.

Стоял раннее утро. Солнце освещал верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал на песке. Лёгкая волна набегал на берег. Море сверкал в лучах солнца. На берегу сидел белая чайка.

Стоял раннее утро. Солнце освещал верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал на песке. Лёгкая волна набегал на берег. Море сверкал в лучах солнца. На берегу сидел белая чайка.

Стоял раннее утро. Солнце освещал верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал на песке. Лёгкая волна набегал на берег. Море сверкал в лучах солнца. На берегу сидел белая чайка.

Стоял раннее утро. Солнце освещал верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал на песке. Лёгкая волна набегал на берег. Море сверкал в лучах солнца. На берегу сидел белая чайка.

Стоял раннее утро. Солнце освещал верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал на песке. Лёгкая волна набегал на берег. Море сверкал в лучах солнца. На берегу сидел белая чайка.

Стоял раннее утро. Солнце освещал верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал на песке. Лёгкая волна набегал на берег. Море сверкал в лучах солнца. На берегу сидел белая чайка.

Стоял раннее утро. Солнце освещал верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал на песке. Лёгкая волна набегал на берег. Море сверкал в лучах солнца. На берегу сидел белая чайка.


Стоял раннее утро. Солнце освещал верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал на песке. Лёгкая волна набегал на берег. Море сверкал в лучах солнца. На берегу сидел белая чайка.

Стоял раннее утро. Солнце освещал верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал на песке. Лёгкая волна набегал на берег. Море сверкал в лучах солнца. На берегу сидел белая чайка.


Стоял раннее утро. Солнце освещал верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал на песке. Лёгкая волна набегал на берег. Море сверкал в лучах солнца. На берегу сидел белая чайка.
1.Соедини каждое сущ. с подходящим по смыслу глаголом и определите род.

Город вручил
огурцы поставила
ласточки текла
книгу разводил
телеграмму парили
река возвел
окно сверкало

2. Вставить в текст глаголы в прошедшем времени, в нужном роде и числе.
Краб (забраться) ________________на трап,
И (заснуть) _____________ крепко краб.
А кальмар (не дремать)_____________,
Краба в лапы (поймать) _______________.

3. Разделить данные глаголы в 3 столбика: 1) настоящее время, 2) прошедшее время, 3) будущее время.
Играли, поёт, будет читать, смеются, засмеются, прочитает, гулял, посмотрит, думаю, закричу, улыбался.

4. Напишите глаголы прошедшего времени:
Лампа светил..
Мать говорил..
Варенье кипел..
Солнце светил..
Столб стоя..
Вода кипел..
Суп кипе..

5. Дополни пословицы:
Что посеешь. то и .
Время не птица, за хвост не
Упустишь минуту, час
На час отстанешь, за день не .
Не разгрызёшь орешка, так и ядра не
За двумя зайцами погонишься, ни одного не .
Воду в решете не ..
Слова для справок: пожнёшь, поймаешь, потеряешь, догонишь,съешь, поймаешь, удержишь


6. Спиши вписывая окончания глаголов и определи род глаголов в прошедшем времени ед.ч
Фонарь светил, дерево стоял, лодка плыл., отец говори.., вода кипел.

Карточка № 1
Спиши подбирая к существительным глаголы в прошедшем времени ед. ч. и определи их род.
Дерево.. фонарь., отец.., вода.., яблоко.., лампа., сосна..,

Карточка №2.
Вставить окончания глаголов, указать лицо и время.
Полюбуйся. весна наступа..т.
Журавли караваном лет.. т
В ярком золоте день утопа.. т
и ручьи по оврагам шум..т.

Карточка №3.
Найти глаголы в тексте, подчеркнуть, обозначить время глаголов.

Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели.
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
Гуси начали опять по-гусиному кричать.
кошки замурлыкали.
птицы зачирикали.
Лягушата квакают.
А утята крякают.
Поросята хрюкают.
Мурочку баюкают.

Карточка № 4
Разобрать предложение по членам и частям речи.
Яркое солнце обнимало и ласкало хвойный лес.
и

а






15