Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – гимн вечной жизни. 10-й класс
Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс
Тип урока: практический, исследовательский.
Цель: познакомить учащихся со стихотворениями в прозе.
Задачи:
познакомить учащихся с особенностями жанра;
рассмотреть место стихотворений в прозе в творчестве писателя;
обратить внимание на разнообразие тем, богатство и поэтичность языка;
воспитание эстетического вкуса.
Доска: портрет Тургенева, тема, эпиграф.
Стихотворения в прозе объединяет лаконичность, иносказательность, а главное: бездна мысли.
И.Бунин
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя Видеоролик Спасское Лутовиново – 3мин
Есть в России места, где хочется побывать хотя бы раз в жизни, чтобы почувствовать, какими глубинными корнями мы связаны со своей родиной, прикоснуться к великому духовному наследию народа.
“Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись... Вне народности ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет”, – писал Иван Сергеевич Тургенев. Значимость этих слов по-особому открывается в родном гнезде писателя – Спасском-Лутовинове. Здесь прошло его детство, сюда он неизменно возвращался из многочисленных странствий по России и Европе.
Самое значительное и самое прекрасное из всего написанного Иваном Сергеевичем создавалось здесь, в сельской глуши, в глубине России. Через все его сочинения проходит чистая и нежная память о пологих холмах, берёзовых рощах, светлых родниках и широком небе родной страны.
Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в 1818 году, неоднократно приезжал сюда, был связан дружескими узами со многими орловцами. Однако подлинная литературная колыбель Тургенева – в пятидесяти километрах отсюда.
“Если у вас есть атлас, – писал Тургенев французскому писателю Эмилю Золя 17 июня 1874 года, – отыщите на нём карту России и проведите от Москвы по направлению к Чёрному морю; на вашем пути немного севернее Орла – вы обнаружите город Мценск. Так вот! Моя деревня находится в 10 километрах от этого места... Это совершенная глушь – тихая, зелёная, печальная”.
В наши дни тургеневские места сильно изменились. На 303-м километре оживлённой магистрали Москва – Симферополь есть поворот, хорошо известный сотням тысяч людей. Отсюда множество машин весь год, невзирая на погоду, направляются к Тургеневу – в усадьбу “Спасское-Лутовино”.
Здесь прошло детство писателя. Сюда он приезжал и подолгу жил в зрелом возрасте. На этой земле создавались романы “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Отцы и дети”, “Новь”, многие повести и рассказы, стихотворения в прозе. В разное время у Тургенева в Спасском побывали А. А. Фет, М. С. Щепкин, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, М. Г. Савина, В. С. Гаршин.
В Спасском открылась для писателя крестьянская, демократическая Россия. Здесь прикоснулся он душой к неисчерпаемым богатствам родного языка.
Спасское наиболее полно воплощало для писателя родину, Россию. “Только и думаю, – писал он однажды, – о возвращении в возлюбленный Мценский уезд... Егорьев день, соловьи, запах соломы и берёзовых почек, солнце и лужи по дорогам, – вот чего жаждет моя душа!”
2. Учитель.Чтение стихотворения:= 2 мин
Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землёй
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой.
Ручей журчит во мгле долины-
Вдали гремит весенний гром,
Ленивый ветр в листах осины
Трепещет пойманным крылом.
Как вы думаете, отрывок стихотворения какого автора я прочитала?
Да, действительно, это стихотворение принадлежит И.С. Тургеневу. Помимо прозаических произведений Тургенев писал и лирические – стихи, писал специально для того, чтобы они были положены на музыку, так как были очень мелодичны. На стихи Тургенева были написаны романсы, один из которых мы сейчас и прослушаем.
Романс «Утро туманное» - фрагмент =2 мин
А вот как звучит стихотворение Тургенева:
слова Тургенева, музыка ученика 10 класса Ильяшенко Александра. = 3 мин
Сегодня мы будем говорить о творчестве И.С. Тургенева, но не писателя, а поэта. СЛАЙД №1
Работа над новым материалом:
Тема нашего урока "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева - гимн вечной жизни". Сегодня мы познакомимся с этими удивительными произведениями. Это и есть цель нашего урока. Стихотворения в прозе, как отмечал И.А. Бунин, объединяет лаконичность, иносказательность, а главное: бездна мысли.
1. история создания стихотворений в прозе - 2 мин (Диянов Ярослав) Слайд №2
Тургенев жил в Париже, общался с видными французскими литераторами, и, прежде всего с замечательным стилистом Флобером, очень хорошо знал все книжные новинки и модные направления. И поэтому в своих исканиях обратил внимание на стихотворения в прозе Шарля Бодлера и других поэтов наступающей эпохи декаданса (т.е. упадка).. Именно там возник жанр небольшого стихотворения в прозе.
Первоначально Тургенев рассматривал стихотворения в прозе как "эскизы" для будущих произведений. При первом издании автор написал следующее предисловие: "Дорогой мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет - и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое: и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу."
Стихотворения в прозе написаны И. С. Тургеневым в пору предсмертной болезни . Отсюда и название, которое он для них придумал: "старческое". Редактор журнала "Вестник Европы", где стихотворения были впервые напечатаны, заменил название другим, оставшимся навсегда, - "Стихотворения в прозе". Стихотворения очень различны по характеру. Но их объединяют и общие черты:
Автобиографичность, рассказ от первого лица.
Исповедальность дневниковой записи.
Философские раздумья над важнейшими вопросами.
Доверительное общение с читателем.
Сборник состоит из двух частей. Первая часть была напечатана еще при жизни автора, в 1882 году. Вторая ("Новые стихотворения в прозе") сохранилась в черновиках писателя и впервые была опубликована только в 1930 году
Что послужило причиной обращения Тургенева к данному жанру, к стихам в прозе?
Вывод: Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная» жизнь, неизбывное «тяготение к молодости»10, одиночество, страх перед смертью, уход из жизни близких людей (брата Николая, старика Виардо) настраивали писателя на грустный лад. Он еще пишет рассказы и повести, но «открывает» для себя новый жанр – стихотворения в прозе, позволяющий коротко, ёмко изложить мгновенное впечатление, ощущение жизни, настроение ушедшего, безвозвратного – молодости, красоты, легкости, свободы.
Работа по группам: --5 -7 мин
1 группа- Стихи : «Мы ещё повоюем», «Воробей»
Задворнова И, Столбунец Е, Костенко С, Худоян Э
2 группа; «Песочные часы», «Без гнезда»,
Деянов Я, Чашина В, Ильяшенко С,
3 группа; «Стой», «Нет большей скорби»»
Граблин Ю, Назаров Е, Миронычева Д.
УЧИТЕЛЬ; Путём совместного обсуждения определите преобладающее настроение каждого текста, выделите ключевую фразу, выражающую это настроение. Подготовьте выразительное чтение 1 стихотворения от группы.
Какой художественный приём использует автор сихотворений?
(Сквозной мотив тургеневского цикла – контраст, который проявляется на уровне всего цикла, так и одного стихотворения)
Заполнение таблицы цитатами (слайд № )
Светлое, жизнерадостное настроение
Единство жизнерадостного и драматичного
Пессимистичное, трагичное настроение
"Мы ещё повоюем!”
"Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся – и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я”.
«Нет большей скорби»
голубое небо, запах цветов, улыбка счастья и
"ложка скверного, бесполезного лекарства”.
"Без гнезда”
"И не пора ли и мне упасть в море?”
"Воробей”
"Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею держится и движется жизнь”.
"Стой!”
счастье, блаженное сознание красоты и щепотка пепла, отблеск вечности
"Песочные часы”
"слабый и непрерывный шелест утекающей жизни”
·
УЧИТЕЛЬ: Какие вопросы бытия волнуют Тургенева в последние годы жизни?
УЧАЩИЕСЯ:
в последние годы жизни Тургенева волнуют коренные вопросы жизни : молодость и старость, любовь и смерть, вера и безнадежность, борьба и смирение, трагичное и радостное, светлое и темное, жизнь и смерть, миг и вечность, прошлое и настоящее и т.д.
УЧИТЕЛЬ: Какой художественный приём использует автор в своих произведениях?
Приём контраста, антитезы.
Выделенные антитезы становятся основой для выполнения творческой работы в форме даймонда.
Основные контрастные мотивы: НА СЛАЙД №
Молодость – старость,
Любовь – смерть,
Трагедия – радость,
Вера – безнадёжность,
Борьба и смирение.
Жизнь - смерть,
Миг – вечность,
Прошлое – настоящее
Творческая работа – Написание даймонда.=3 мин
10. Чтение 2-3 работ =1мин
11.
Интерпритация стихотворения « Как хороши, как свежи были розы!» = 6 мин СЛАЙД №
Прослушивание стихотворения ( ВИДЕОРОЛИК) 4 мин
Вставить в презентацию!!! – Какой композиционный прием избирает Тургенев при построении текста?
– Прием рефрена, который связывает образы мира прошлого (1, 3, 5 абзацы) и настоящего (2, 4, 6 абзацы).
1. Мир прошлого.
Выделите ключевые слова, раскрывающие мир прошлого и обобщите их в четырех словах-доминантах.
1 ВАРИАНТ - Звуки: "ровно дышит”, "бьется моё сердце”, "веселый шум”, "звучат молодые, добрые голоса”, "ланнеровский вальс”, "воркотня самовара”.
2 ВАРИАНТ - Запахи: "пахнет резедой и липой”.
3 ВАРИАНТ- Люди: "девушка”, "я”, "две русые головки”.
4 ВАРИАНТ - Природа: "летний вечер”, "небо”, "первые звезды”.
УЧИТЕЛЬ: Каким из выделенных образов Тургенев уделяет больше внимания и почему?
На мой взгляд, в воспоминаниях о прошлом у Тургенева всегда присутствуют люди, причем молодые. Скорее всего, этим автор подчеркивает, насколько дороги ему воспоминания о своей молодости, о людях, с которыми он общался. Я думаю, что в этом произведении все же больше звуков – причем, это именно "молодые, добрые голоса”, а не "скучный старческий шепот” и кашель, что рисуется Тургеневым в настоящем. Мы слышим и другие, но всегда приятные, гармоничные звуки: воркотню самовара, звучащую фортепьянную музыку. Они передают движение жизни, радость бытия, подчеркивая, однако, ностальгические юношеские воспоминания лирического героя.
- УЧИТЕЛЬ: Звуки для Тургенева были, мне кажется, священны ещё и потому, что любовь всей его жизни Полина Виардо была певицей. И звуки музыки передают нам душевное волнение и состояние влюбленности лирического героя.
2. Мир настоящего. СЛАЙД №
- Выделите ключевые образы мира настоящего.
- Холод, темнота, свеча и снова звуки, как и в мире прошлого.
УЧИТЕЛЬ: Как эти образы последовательно развертываются в процессе повествования?
- Холод: "теперь зима. Мороз запушил” --- "мороз скрипит и злится за стеной” --- "Жмется и вздрагивает у ног моих старый пес” --- "Мне холодно Я зябну и все они умерли умерли”. От самого прекрасного, романтичного настроения ("мороз запушил стекла окон”) мотив холода доходит до самого ужасного – до холода от надвигающейся смерти.
- Внешний зимний холод проникает сначала в помещение, комнату, где сидит лирический герой, а затем и в его душу.
- С образом холода переплетается образ темноты: "темная комната” --- "в комнате все темней и темней” --- "свеча меркнет и гаснет”.
- Так же, как и холод, темнота не только окутывает героя снаружи, но и начинает медленно проникать в его душу. Символом единственной надежды является свеча: "горит одна свеча” --- "нагоревшая свеча трещит” --- "свеча меркнет и гаснет”. К сожалению, она, как человеческая жизнь, потухает, не оставляя надежды герою на возрождение. Единственное, что возвращает ещё к жизни – это воспоминания.
- Все эти три образа проникают друг в друга. Так же, как в мире прошлого, раскрывается звуковой пласт событий. Но звуки здесь приглушенные, невнятные: "в голове все звенит да звенит” --- "свеча трещит” --- "скучный старческий шепот” --- "кашляет хрипло и глухо”.
3. Рефрен.
- Давайте подведем итог нашим рассуждениям. Мир прошлого раскрывается через образы лета, тепла, людей; а мир настоящего – это зима, холод, одиночество героя.
- Какова роль рефрена? Почему для него выбрана именно эта строчка из стихотворения Ивана Мятлева?
- Первая строчка стихотворения обычно лучше всего запоминается.
- С моей точки зрения, эта строчка вбирает в себя основной лейтмотив стихотворения - контраст. Свежесть - понятие временное, она есть, а потом время проходит и остается лишь сказать: "Как хороши, как свежи БЫЛИ розы”. Уже этой строчкой подчеркивается мимолетность всего в мире.
- В этой строчке, как и во всем стихотворении в прозе содержится мотив воспоминаний. Именно воспоминания остаются с человеком на всю жизнь, скрашивают его старость и одиночество, звучат как гимн вечной жизни.
13. На слайд и интерактвную доску
Особенности лирического произведения
Лирические стихотворения
Стихотворения в прозе
Изображает различные жизненные впечатления
Выражает живое непосредственное чувство, переживание
Отличается повышенной эмоциональностью
Требует сжатой выразительной речи
Рифма
Ритм
/
14. РЕФЛЕКСИЯ
В чем актуальность стихотворений в прозе? (проблема отцов и детей, связь поколений, старшие учат младших).
- Тургенев заставляет нас задуматься над важнейшими вопросами бытия. Как мы живем? Какие непреходящие ценности управляют нашими поступками? А восхваляет он при этом самую обычную жизнь с её радостями и горестями, т.е. то, что нужно ценить.
- Мы все знаем, что живем не так, как надо и как могли бы жить. И потому всегда надо помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше. Помнить это надо не затем, чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя её, а затем, чтобы с каждым днем становиться хоть немного лучше, исправляя себя.
15. ОЦЕНКИ
ДОМ.ЗАЗАНИЕ
ГОЛОСОВАНИЕ
Вы, знаете, что сейчас популярны Интернет-проекты «Имя Россия» 2010 год, «ИМЯ ПОБЕДА» 2014 год. Цель этого проекта организаторы трактуют так: «Имя России» открытый проект для всех, кому не безразлична история, традиция, вера и будущее своего Отечества. Сегодня слишком многие хотят сделать из России некое безликое объединение граждан, озабоченных лишь одной целью целью личного обогащения. Поступая так, предатели своего народа, пытаются обезличить Россию. Имя России Личность и Национальное самосознание.»
500 имен великих людей России было в списке на этот титул. Среди них есть и те, о которых мы с вами говорили на уроках литературы, говорим и будем еще встречаться: это и Ф.М. Достоевский, и Л.Н. Толстой, и А.С. Пушкин, и И.С. Тургенев, и многие писатели и поэты 18,19,20 веков. Их заслуги перед Отечеством огромны, их имена известны каждому просвещенному человеку. Но сегодня я предлагаю вам провести нам с вами свое голосование на звание Имя России. И поскольку сегодня наш урок посвящен творчеству И.С. Тургенева, я предлагаю включить в список именно этого замечательного человека, писателя-эстета, разносторонне развитой личности, он учился в Петербургском университете, слушал лекции в Берлинском университете. Настоящую литературную славу Тургеневу принесли маленькие рассказы и очерки: "Записки охотника", повести "Муму" и "Постоялый двор". Тургенев написал ряд выдающихся романов, лучший из которых - "Отцы и дети" (1861) произвел настоящий фурор в обществе. В поздние годы получил европейское признание. В 1878 вместе с В. Гюго председательствовал на международном литературном конгрессе в Париже; получил титул почетного профессора Оксфордского университета. Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литературы.
«Достоин ли И.С. Тургенев титула «Имя Россия»?
Заголовок 115