Занятие в подготовительной к школе группе с использованием социального проблемно-игрового экспериментирования «Школа волшебных эмоций»


Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кичменгско-Городецкого муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»
Муниципальный конкурс методических разработок
«Использование различных видов педагогических технологий в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста».
Тема: Занятие в подготовительной к школе группе с использованием социального проблемно-игрового экспериментирования
«Школа волшебных эмоций»
Воспитатель: Балуева Елена Николаевна
2016г.
Аннотация.
Занятие с использованием социального проблемно-игрового экспериментирования «Школа волшебных эмоций» предназначено для детей старшего дошкольного возраста, рассчитано на подгруппу детей из 12 человек. Данное занятие организовано в виде игр и экспериментов в «Школе волшебных эмоций» и направлено на развитие эмоциональной сферы дошкольников, воспитание дружеских отношений в детском коллективе, умение узнавать и выражать свои эмоции, эмоциональные состояния, совершенствование коммуникативных навыков, расширение представлений о базовых эмоциях на основе исследовательской деятельности.
На протяжении всего занятия дети выполняют различные задания и проводят опыты и исследования, способствующие их сплочению, проявлению внимания друг к другу, знакомству с эмоциями и умению управлять ими. Используются различные приемы и методы работы: игровые, репродуктивные, практические. Компьютерная презентация «Удивительный мир эмоций» знакомит детей с различными эмоциями, помогает более точному и полному восприятию информации, а также пробуждает интерес в течение всей деятельности педагога с детьми.
Результативность использования продукта: сплочение детского коллектива, создание комфортного психологического микроклимата в группе, повышение знаний детей в эмоциональной сфере.
Цель:  Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
Расширить представление о базовых эмоциях; развивать внимание к соответствующим переживаниям, творческие способности.
Закрепить умение узнавать и выражать данные эмоции, эмоциональные состояния в мимике.
Проявлять заинтересованность к исследовательской деятельности ребенка, 
Проводить эксперименты  в совместной деятельности с детьми, предоставляя каждому участнику исследования, работая в группе, взаимодействовать самостоятельно с объектом исследования
Развивающие:
Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;
Сохранять здоровье воспитанников через психогимнастику и релаксацию.
Развивать умение снимать эмоциональное напряжение, расширить у детей поведенческий репертуар в сложных ситуациях.
Упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.
Воспитательные:
Формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;
Формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками, между педагогом и воспитанниками
Материал для занятия:
Детские стулья по числу детей
Зеркала
Стаканчики, трубочки по количеству детей
Разноцветные блестки
Цветные стеклышки
Воздушные шарики по количеству детей
Шаблоны цветов
Разноцветный песок
Клей
Картинки с изображением злого и веселого мальчика
Использованные технологии занятия:
Мультимедиапрезентация «В мире эмоций»,
сопровождении СD музыки: Магнитофон и диск с записью спокойной музыки; музыка В. Шаинского «Облака», «Улыбка», песня «Разноцвеная игра»
Игры с песком.
Психогимнастика.
Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.Предварительная работа:
– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть
– прослушивание музыкальных произведений
- проведение психологических игр и упражнений.
Звучит музыка «Улыбка» В. Шаинского из мультфильма «Крошка Енот» (дети входят в группу, становятся в круг)
Воспитатель: Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением.
Собрались все дети в круг. Руки к солнцу протяните
Я твой друг и ты мой друг, Лучики его возьмите.
Влево, вправо повернитесь С этим лучиком в груди
И друг другу улыбнитесь. Ты на мир ясней гляди.
Игра-упражнение “Передай улыбку по кругу”
Воспитатель: У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (воспитатель улыбается, рядом стоящему ребенку, передает улыбку в ладошке, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.).
Что чувствуете вы сейчас?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? Какие эмоции вы знаете? (ответы детей). Да, ребята, человек способен испытывать различные эмоции: радость, страх, удивление, гнев, злость. Ребята, а когда вы радуетесь, что испытываете? А в каких случаях, пугаетесь? злитесь? Когда вы в последний раз чему-то удивлялись? (Дети отвечают)
Воспитатель: Ребята, а вы умеете контролировать свои эмоции, управлять
ими? Как вы думаете, что это такое? А хотите научиться? И узнать побольше об удивительном мире эмоций? Тогда я вас сегодня приглашаю в Школу волшебных эмоций, где мы все с вами побудем немного волшебниками.
(слайд на экране)
Воспитатель: Ребята, а можно я буду главным волшебником, а вы мои помощники? (под волшебную музыку воспитатель надевает себе и детям шапочки магистров-волшебников). Ну вот сейчас мы с вами настоящие волшебники, и я вам предлагаю пока немного пошалить и поиграть, давайте не надолго превратим себя в облака? (под музыку кружатся и под строки стихотворения изображают настроение):
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
—Зачем ты щуришь глазки так?Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
—Мне весело с тобой!И долго-долго облачкуМахал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно...
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
— Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягенький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
НА. Екимова.
Воспитатель: Молодцы! Какое же настроение было у наших облаков? Радость, грусть, злость, удивление. Попробуем сами изобразить эти эмоции
(Под музыку «Облака» В. Шаинского, садятся на стульчики около экрана)
Просмотр Презентации «Мир эмоций», упражнения с зеркалами)Воспитатель: Ребята, а сейчас я вас приглашаю в волшебную лабораторию.
Игровой эксперимент «Волшебные стаканчики».
Воспитатель: Каждому из вас я дам набор для волшебства. Это прозрачный стаканчик и трубочка.
Когда мы спокойны, хорошо себячувствуем, всем довольны и ничто насособо не беспокоит, в это время наше настроение похоже на чистую воду. Посмотрите на эту прозрачную водичку, вот такие же спокойные и чистые наши мысли. Когда мы веселимся, улыбаемся, то и настроение бывает прекрасным, радостным, восторженным, ликующими мысли похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этомстакане. (Бросает блестки в стакан и трубочкой размешивает их). Посмотрите, какая красота! Попробуйте так же поколдовать. Вот здесь на подносе наша общая большая радость, берите немного звездочек и бросайте в стаканчик. А чтобы блестки заискрились, возьмите волшебную палочку и устройте салют. ( Дети выполняют задание). Смотрите, как весело сверкают звездочки! Понюхайте, может, водичка пахнет радостью? У вас получились замечательные веселые салюты! Но бывает, ребята, и так, что кто-то или что-то может испортить нам настроение, и тогда мысли наши неприятны, грустны, мы плохо себя чувствуем, тогда наши мысли похожи на темную, мутную воду. (Опускает кусочек черной краски в свой стакан).  Это, значит, потерялась наша радость. Настроение стало печальным. Как вернуть веселье? Пусть каждый придумает свой способ. ( Дети называют способ, бросая в стаканчик воспитателя по одной блестке).  Посмотрите, как заметно улучшилось настроение благодаря вашим  стараниям. А случается и такое: кто-то ругается, ссорится и сжимает кулаки. Человек испытывает злость, гнев. ( Опускает кисточку с красной краской в стакан с прозрачной водой.  Какого цвета стала вода? ( Красная).  Именно такого цвета становится лицо злого человека. Внутри человека кипит, бурлит злость. ( Воспитатель показывает, как сделать водоворот: мешать трубочкой или выдувать воздух в воду, образуя пузыри). Вспомните, когда вы злились, из-за чего это случилось? ( Дети высказываются). Что можно сделать, чтобы победить эти недобрые чувства? (ответы).
Психогимнастика « Ручеек радости» (звучит спокойная музыка)
Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются.
Воспитатель: Ребята,  мысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке — чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.
Дети мысленно передают друг другу радость.
Возвращаются в лабораторию.
Эксперимент «Цветные стекляшки»
Посмотрите вокруг — какое разнообразие цветов! Цвет имеет не только окружающий нас мир, но и наше настроение! А чтобы узнать, какого цвета наше настроение проведем эксперимент. У меня есть три настроения (демонстрация масок — схем): грустное, спокойное, радостное. Каждому из вас я раздаю цветные пластиночки: серого, синего, желтого цвета. Подберем цвет для спокойного настроения. Как вы считаете, какой цвет у спокойного настроения? (дети поднимают пластиночки синего цвета). Когда мы спокойны, нас ничего не тревожит, наши мысли чисты и прозрачны, как река, как синее море, как летнее синее небо. Подберем цвет для радостного настроения. Как вы считаете, какой цвет у радостного настроения? (дети поднимают пластиночки желтого цвета). На что похожа радость? (ответы детей: солнце, одуванчик, апельсин, подсолнух, воздушный шар). Когда мы радуемся, все вокруг становится ярким, веселым, необычным, солнечным, искрящимся! Подберем цвет для грустного настроения. Как вы считаете, какой цвет у грустного настроения? (дети поднимают пластиночки серого цвета). На что похожа грусть? (ответы детей: дождь, вечер, осень). Когда нам грустно, наши мысли серые, хмурые, пасмурные, как осень, как дождь. Вывод: вот мы с вами и определили, какого цвета может быть настроение. Спокойное настроение какого цвета? (синее, голубое, как летнее безоблачное небо). Радостное настроение какого цвета? (желтое, как солнце, как цветы). Грустное настроение какого цвета? (серого, как серая, дождливая, пасмурная осень). Теперь возьмем серую (желтую, синюю) пластинку и посмотрим на черно-белую картинку. Что изменилось? Какого цвета стала картинка? Какое настроение сразу стало? Посмотрим через пластинки на окружающие предметы, что изменилось? Вывод: что происходило с картинками и окружающими предметами, когда мы на них смотрели через цветные пластинки? (они меняли цвет). Вместе с цветом, что еще менялось? (наше настроение). Мы можем изменить окружающий нас мир по своему желанию при помощи цвета, например, надеть яркую одежду, нарисовать красивый яркий рисунок, украсить дом или группу яркими цветами, или посмотреть на мир через разноцветные стекляшки. Цвет оказывает влияние на наше настроение: если все вокруг серое, то и нам может стать грустно, а если все предметы окрашены в яркие цвета, то и наше настроение может улучшиться.
Физкультминутка «Разноцветная игра»
Эксперимент «Как победить недобрые чувства»
Воспитатель:  Ребята, вы много знаете о том, как беречь здоровье. Но говорят, чтобы быть здоровым, нужно находиться в хорошем настроении. Давайте об этом порассуждаем. Садитесь поудобнее и послушайте стихотворение «Что с тобой?»  В нем говорится об одном мальчике. После того как вы прослушаете стихотворение, вам нужно будет показать его на картинке, выбрав из двух вариантов.
Ты надутый весь такой,
Словно шарик надувной.
У тебя сердитый вид —
Он о многом говорит:
Тебя кто-то обижал?
Тебе кто-то угрожал?
Ты не получил конфет?
Или настроенья нет?
Что с тобой? Что с тобой?
Ты как шарик надувной!
Как вы думаете, про которого мальчика шла речь в стихотворении?
 ( Дети показывают). Какими словами вы могли бы описать его настроение, его состояние? ( Злой, сердитый, обиженный, надутый, рассерженный, хмурый, неприятный, недовольный, недобрый, агрессивный, недружелюбный .) А теперь давайте обратим внимание на его лицо и позу. Они какие-то необычные. ( Брови нахмуренные, взгляд из-под бровей, зубы сжаты, губы плотно сжаты, руки сжаты в кулаки, воинственная поза). Как вы думаете, почему у него такое настроение? ( Его кто-то обидел, ударил, не дал конфет или он заболел и т. д. ) А теперь давайте посмотрим на второго мальчика. Какими словами вы могли бы описать его настроение, его состояние? ( Веселый, радостный, ликующий, довольный, улыбающийся, приятный, добрый, доброжелательный). А что вы можете сказать о его лице, позе? (Глаза веселые, прищурены, рот улыбается, подпрыгивает от радости).  Как вы думаете, почему у этого мальчика такое настроение? ( У него день рождения, кто-то угостил вкусной конфетой и т. д. )Скажите, пожалуйста, как вы думаете, много ли друзей у обидчивых людей? Почему? А приятно ли общаться с сердитым человеком? А с каким человеком приятно общаться? ( Ответы детей .) Давайте вернемся к герою нашего стихотворения. У мальчика скопилась злость, обида, раздражение, то есть неприятные чувства. А так ведь и заболеть недолго, так как болезни нападают на тех, у кого плохое настроение. Давайте проведем такой эксперимент. Я буду надувать шарик и предлагаю вам представить, что внутри этого шарика находятся неприятные чувства. Их надо выпустить. (Воспитатель прокалывает иголкой шар, который с шумом лопается).  Если так выпускать свою злость, то есть драться, обзываться, кричать, то можно напугать или разозлить окружающих. А теперь я надую второй шарик и буду понемногу выпускать из него воздух, то есть злость, обиду, раздражение. Вы заметили, что шарик становится меньше? А это значит, что и неприятные чувства уменьшаются, не причинив никому вреда. (Дети выполняют эксперимент вместе с воспитателем)  Дети, а что вы можете предложить, чтобы победить недобрые чувства? (ответы детей).
Каждый ребенок или взрослый может обидеться или рассердиться на кого-нибудь. Но нужно не забывать, что неприятные чувства не должны быть долго внутри человека, их надо умело выпускать. И тогда человек будет здоровым. Ведь хорошее
настроение - основа здоровья. И я вам желаю никогда не терять веселое настроение.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали в волшебной лаборатории? Что интересного узнали? Как можно управлять эмоциями? С чем можно сравнить эмоции?
А сейчас я вас приглашаю, мои маленькие волшебники, в творческую мастерскую (фото на слайде).
(Дети проходят, садятся за столы).
Воспитатель: Ребята, мы сегодня уже говорили про цвет и эмоции. А какие бы цвета вы подарили радости? Грусти? Злости? Удивлению? И т.д. (Ответы детей) Подумайте, и попробуйте изобразить «Цветок волшебных эмоций». У вас на столе шаблоны цветов, клей и разноцветный песок. Фантазируйте, мечтайте, рисуйте, какой бы волшебный цветок вы подарили своим друзьям, близким и родным.
(звучит спокойная музыка, дети выполняют задание)
Итог: Дети рассказывают о своем цветке, какие чувства испытывали, какие цвета соответствуют определенным эмоциям, кому подарят.
«Полянка волшебных цветов настроения» (создание)
Воспитатель: Ребята, мои юные волшебники, мне очень понравилось сегодня с вами играть, экспериментировать в школе волшебных эмоций, вы большие молодцы! А сейчас я предлагаю снова превратиться в обычных детей (музыка превращения)
Список литературы:
http://nsportal.ru/detskiy-sad Социальная сеть работников образования
Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. - Москва: Владос, 2009.
Микляева Н. Социально-эмоциональное развитие дошкольников. - Москва: Сфера, 2012.
Пазухина И.А. Маленькие экспериментаторы в детском саду, Дошкольная педагогика, 2012.