Урок математики Время, единицы измерения времени 2 класс

Деятельность учителя
Деятельность учеников

1. организационный момент
Учитель проверяет готовность учеников к уроку.


2. постановка темы урока.
Сейчас я загадаю вам загадку. Отгадав ее, вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока:
Вышел старик-годовик, махнул рукавом, и полетели 12 птиц.
У каждой птицы по 4 крыла, в каждом крыле по 7 перьев,
Каждое перо с одной стороны черное, а с другой белое.
Правильно, молодцы. А каким словом мы можем объединить все эти понятия?
Верно. Итак мы с вами выяснили, что тема нашего урока – время.








12 месяцев, 4 недели, 7дней, день и ночь.


Время.

3. сообщение теории.
А что вы знаете о смене времен года? почему после весны приходит лето, его сменяет осень, а затем зима, а после зимы опять приходит весна?
Сегодня мы узнаем, откуда появились меры времени.
Еще в незапамятные времена человек столкнулся не только с необходимостью ориентироваться в пространстве, считать, измерять массу, но и с необходимостью ориентироваться во времени и уметь измерять его. Для измерения времени надо было найти мерку. Ни пальцы, ни шаги здесь не могли использоваться. Дело обстояло несколько сложнее. Люди решили искать ее в природе.
Еще в глубокой древности люди заметили периодическую смену дня и ночи: после утра наступает день, затем вечер и ночь, а потом все сначала. С этим явлением человек стал тесно связывать чередование труда и отдыха в своей деятельности. Так появилось представление о сутках – первой естественной единице измерения времени.
По солнцу и звездам удобно определять время суток, но людям нужны были и большие меры времени. Наблюдения за изменениями луны привели к появлению следующей единицы – месяцу, т.е. промежутку времени от одного новолуния до следующего. Названия месяцев и их продолжительность берет свое начало со времени владычества Рима. Некоторые месяцы получили названия от имен богов и императоров. Например, март был назван в честь римского бога войны Марса, а август – в честь императора Октавиана Августа.



Потому что земля вращается вокруг солнца.


4. беседа по теме урока.
Затем появилась более крупная единица измерения времени – год. Древние египтяне принимали за год промежуток времени от одного разлива Нила до следующего, а затем от одного восхода звезды Сириус до другого. Год составил 365 суток. Но мы с вами знаем из уроков окружающего мира, что такое год. Что это такое?
Какого числа мы с вами празднуем Новый Год?
А вот в древности на Руси наши далекие предки отмечали праздник Нового Года 1-го марта. Как вы думаете, почему?
Правильно, а еще почему?


Верно. Чуть позже Новый год стал начинаться с первого сентября. А с чем связана эта дата?
Правильно. А знаете ли вы, что слова неделя тоже имеет славянское происхождение? Кто мне скажет, от каких слов произошло слово неделя?
А слово это произошло от слов «не делать», т.е. неделей назывался день отдыха. День, следующий после «недели», кто догадается, как назывался?
Верно. Таким образом, второй день – вторник, четвертый – четверг, пятый - пятница, а средний день – среда. Суббота происходит от древнегреческого «шаббат» - отдых. Позже на смену «недели» пришло воскресенье. Кто мне скажет, почему?
Правильно.







Это время полного оборота земли вокруг солнца.

Первого января.

Первое марта – это начало весны.

Наши предки занимались в основном земледелием, а весной начинаются полевые работы.


Это время сбора урожая.


Дети перебирают всевозможные варианты, но все далеки от истины.


Понедельник.





В этот день недели воскрес из мертвых Иисус Христос.

5. работа с учебником.
А теперь давайте откроем наши учебники на странице 100 и посмотрим на №209.
1. Чем похожи данные предложения?
Роме и Ане исполнилось 7 лет.
Летние каникулы продолжаются 3 месяца, а весенние – одну неделю
Ученик пробежал дистанцию за 10 секунд.
В неделе 7 дней.
О какой величине в них идет речь?
2. верно ли, что во всех предложениях говорится о времени?
3. выпиши из предложений единицы измерения времени.
4. какие еще единицы измерения времени ты знаешь? Запиши их.
5 Если можешь, перепиши записанные единицы измерения времени в порядке их возрастания.



Во всех этих предложениях говорится о единицах измерения времени.






Да, верно, просто время можно измерять короткими и длинными промежутками.
Дети выписывают в тетрадь все встретившиеся единицы измерения времени.
Час, минута, год, месяц, сутки.

Дети записывают в тетрадь все перечисленные единицы измерения времени в порядке возрастания.

6. беседа на знакомство с более мелкими единицами измерения времени.
В начале урока мы с вами говорили о таких понятиях как сутки, неделя, месяц, год. Но есть еще и другие , более мелкие единицы измерения времени. Кто мне скажет, какие же это единицы?
А теперь скажите мне, если мы разделим час на 60 частей, что у нас получится?
А если минуту разделить на 60 частей?
Верно. А для чего нам нужны эти единицы измерения времени?





Часы, минуты, секунды.


Минута.
Секунда.

Дети приводят примеры из жизни

7. работа с учебником, решение логических задач.
А теперь давайте устно разберем задачу №210.
Двум ученикам предложили такую задачу:
У отца 3 сына. У каждого сына есть сестра. Сколько детей в семье?
Один ученик сказал, что в семье 6 детей, а другой – 4. кто из низ прав?

Правильно. А теперь послушайте такую задачу: в какой год люди едят больше, чем обычно?
Верно, а почему в високосный?







Прав тот, который сказал, что 4, потому что если бы в семье было6 детей, то у каждого брата было бы по 3 сестры.


Дети долго сидят молча, но потом 1 из учеников догадывается, что в високосный.
Потому что он на один день длиннее, чем остальные.

8. подведение итогов.
Кто назовет мне тему сегодняшнего урока?
О каких единицах измерения времени мы говорили сегодня?

А в каких единицах мы можем измерить сон?
А время урока или перемены?
А какими единицами мы измерим учебную четверть?
Почему воскресенье называют воскресеньем?
А почему среду называют средой?
Верно, молодцы. Сегодня вы узнали много нового и постарались запомнить.

Время.

Год, неделя, сутки, месяц, час, минута, секунда.

В часах.
В минутах.

Неделями.
В этот день недели воскрес из мертвых Иисус Христос.
Она в середине недели.

9.задание на дом.
А сейчас откроем дневнички и запишем домашнее задание: №211, стр 109 еще раз самостоятельно прочитать.


Дети записывают в дневниках домашнее задание.