Урок по истории средних веков, 6-й класс, по теме Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики


Учитель истории и обществознания: Воротникова В.В.
Урок по истории средних веков, 6-й класс, по теме "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"
Цель: сформировать у учащихся представление об условиях усиления католической церкви и причинах появления ереси.
Задачи:
Образовательные:
продолжить работу над формированием понятия католической церкви как могущественной организации;
определить причины процесса усиления церкви;
Развивающие:
развивать мыслительные операции учащихся: сравнение,
формировать умения по составлению сравнительной таблицы;
развивать умение делать самостоятельные выводы;
развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником, составлять схему;
развивать умение анализировать;
развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание.
Воспитательные:
воспитывать дисциплинированность учащихся;
развитие интереса к предмету;
воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к знаниям;
способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке.
Тип урока: Урок освоения новых знаний.
Методы обучения:
проблемный;
частично-поисковый;
иллюстративный;
Ход урока
Этап урока:
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш, линейка
Выступление учителя:
- Число, тема урока. Цель урока?
- Как вы думаете, ребята, какие цели будет преследовать наш урок?
(обучающиеся отвечают, пытаясь самостоятельно вывести цели урока.. Учитель, обобщая и координируя, продолжает.)
- Правильно, сегодня на уроке мы узнаем - почему церковь стала могущественной организацией. Кто такие еретики, как и почему с ними боролась церковь.
В XI - XIII вв. церковь в Европе достигла большого могущества. Без неё не обходилось ни одного событие.
Церковь не признавала никаких границ, ни государственных, ни языковых. Средневековая церковь обладала огромной властью в христианском мире. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, требованиями церкви.
Этап урока. Изучение нового материала.
План: (записан на доске)
1.Сословия средневекового общества ( учебник -127)
2.Источники богатства церкви (учебник – 128,)
3.Раскол христианской церкви (учебник – 129)
4.Еретики. Борьба церкви с еретиками (старый учебник – 132-134)
Учитель:
- Средневековая религия утверждала, что мир созданный Богом разумен и гармоничен. Всё общество поделено Богом на 3 слоя, 3 сословия.
Вопрос классу: - Давайте вспомним, что называется сословием?
Учащиеся отвечают. Если нет, учебник, запись в тетрадь
(сословия – большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству)

Учитель: Правильно. Каждый человек от рождения принадлежит, считали тогда, к одному из них.
На доске схема "Сословия средневековой Европы".

Перенос схемы в тетради учащихся.
Учитель:
Духовенство относилось к I сословию, самому главному. Ведь церковь считалась посредником между Богом и людьми. Учила, как жить человеку, относится к другим людям, на кого следует ровняться. Образцом, на кого следует ровняться, считался святой человек. Святого представляли бедным, даже нищим, отказавшимся от имущества. Церковь призывала добрыми делами спасти свою душу и заслужить место в раю.
- Но при этом сама церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами.
Что же являлось источниками обогащения католической церкви? Что её обогащало и делало могущественной?
Самостоятельная работа с учебником
(1 человек у закрытой доски)
ПРОВЕРКА
Церковь обогащало:
- Церковная десятина.
- Продажа церковных должностей.
- Священные реликвии.
- Церковные обряды.
- Продажа индульгенций.
Какие новые слова вы встретили в тексте? Запись в тетрадь
Десятина – налог на содержание духовенства и храмов
Мощи – останки тел святых мучеников
Индульгенция – грамота о прощении грехов

Учитель: Молодцы! Теперь вы знаете, почему церковь была не только мощной, но и богатой организацией.
До середины XI века христианская церковь считалась единой.
Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - патриарх. Со временем между церквами на Западе и Востоке возникли разногласия и заметные различия.
В 1054 году во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию - произошёл окончательный разрыв, раскол христианской церкви на западную и восточную.
Схема в тетрадь:

Учитель: Какие различия существовали между двумя церквями?
Работа с учебником по составлению сравнительной таблицы
(первые 3 человека на оценку)
Западная церковь Восточная церковь
1.Богослужение велось на латинском языке 1.Богослужение на греческом языке, допускалось на местных языках
2.запрещалось вступать в брак всему духовенству 2.Запрещалось вступать в брак только монахам
3.священники брили бороды, выстригали волосы на темени 3.священники не брили бороды, выстригали волосы на темени
Учитель: Несмотря на ряд различий в учении и обрядах православие и католичество ветви одной христианской религии.
В течение раннего средневековья на съездах высшего духовенства - церковных соборах были постепенно выработаны и утверждены главные догматы (правила) христианской веры:
- учение о Троице (Бог, Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух);
- о роли церкви как единственном посреднике между людьми и Богом;
- празднование церковных праздников;
- о существовании ада, рая, чистилища и др.
Но не все верующие понимали эти догматы (правила). Многие сомневались. Им были не по душе действия церкви, жадность и испорченность духовенства. С каждым днем таких людей становилось все больше и больше. Это были горожане, рыцари, даже простые священники, монахи. Они открыто критиковали церковь: этих людей называли еретиками.
Запишем в тетрадь:
Еретик - противник господствующего вероучения церкви.
Учитель: Против чего выступали еретики? Чего требовали?
1 вариант против чего выступали еретики?
2 вариант что требовали, за кого защищались?
(- Еретики утверждали, что церковь испорчена, они отвергали дорогие церковные обряды, осуждали священников и монахов, папу называли наместником дьявола, а не Бога.
Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих богатств и владений. Их учения признавали еретическими, т.е. вредными и опасными. Еретики не думали хранить в тайне вои идеи. Они выступали открыто, искали понимания людей. И это было самым опасным с точки зрения церкви, так как могло подорвать авторитет церкви, отвернуть от неё верующих. Число еретиков росло.)
Вопрос классу: Как вы думаете, ребята, как церковь восприняла появление недовольных? Была ли она обеспокоена распространением ересей?
Правильно. Католическая церковь боролась с еретиками: преследовала их и жестоко с ними расправлялась. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви.
Учитель: - Как вы думаете, почему одним из самых страшных наказаний было отлучение от церкви?
( отлученный от церкви был вне закона, верующие не могли ему помогать, давать приют, запрещалось богослужение, нельзя было хоронить, крестить, а это - значит все были обречены на адские муки)
Учитель: - Для усиления своей власти и борьбы с ересями и еретиками папа создал в XIII веке специальной церковный суд - инквизицию.
Запись в тетрадь:
Инквизиция - особый церковный суд для борьбы с еретиками.
Учитель: - Работа с иллюстрациями старый – с.110, новый – с.130
Рассмотрите иллюстрацию, что вы видите?
(казнь еретиков) Почему казни проходили публично?
К этим несчастным суд проявил милосердие, т.к. умертвили их без кровопролития. На самом деле суд использовал различные пытки: жгли ноги на медленном огне, лили кипящее масло на голову, дробили кости в специальных тисках. Многие не выдерживали мучений и оговаривали себя и других неповинных людей.
Зачем церковь так поступала со своими подданными?
(что бы навести страх на других, держать в подчинении, усилить свою власть над народом). Так церковь укрепляла свое могущество.
III этап - Подведение итогов урока. Рефлексия. Мониторинг знаний. Домашнее задание.
Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? А что не понравилось?
Спасибо за работу, с вами приятно было работать. Отметки с комментариями.
Учитель: - Молодцы!
Подведём итог урока. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, с требованиями церкви. Кто же победил? Церковь или еретики? И преследования еретиков, инквизиция, костры не усилили влияния католической церкви на души верующих. Они породил страх, а вера жива любовью и милосердием. В этом смысле церковь потерпела поражение, хотя по-прежнему долгие столетия оставалось мощной организацией в мире.
Учитель: Домашнее задание учебник – 16.