ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЙОНАМ РОССИИ

география, обобщающий урок
Тема: «Путешествие по экономическим районам России»
Продолжительность 45 минут
Класс: 9
Технологии: личностно-ориентированная технология, ИКТ.


Тип: обобщение и систематизация знаний и умений.

Форма: игра

Цели: 1.Закрепить знания об экономических районах России. 2.Проверить уровень усвоения знаний по экономическим районам России, умение определять экономический район по некоторым признакам.

3. Воспитание чувства прекрасного и географически образованного человека.

Задачи:
углубить знания и умения, полученные на уроках по теме «Районы России»;
раскрыть творческий потенциал учащихся.
способствовать развитию творческих способностей с учетом их индивидуальных особенностей,
способствовать повышению интереса к предмету.


Оборудование: Карта настенная: «Политическая карта России», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], проектор, раздаточный материал..
Структура урока:
Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
Практикум.
Подведение итогов. Выставление баллов.

ХОД УРОКА:

Оргмомент. Проверить готовность учащихся к уроку, психологическую настроенность на урок.
Вступительное слово учителя.
Ребята, несколько минут назад на мою электронную почту пришло письмо. Я хотела бы вам его прочитать?
«Дорогие ребята! Перед российской промышленностью стоит проблема, и мы просим вас помочь её решить. Для обеспечения и развития промышленности на территории Российской Федерации государственной казной было заложено в бюджет страны более 10 трл.рублей. Помогите определить в какие экономические районы нужно выделить денежные средства для развития отраслей промышленности, чтобы наша экономика Российской Федерации стала рентабельной.»
Министерство промышленной политики
Учитель: Ребята, у вас есть желание помочь министерству промышленной политики? (Ответ учащихся).
Учитель: Давайте определим задачи нашей работы.
Учащиеся:
Вспомнить какие экономические районы есть на территории России,
Знать все субъекты федерации и их центры
Систематизировать знания по специализации экономических районов;
Знать ведущие отрасли промышленности и их центры производства,
Назовем, в какие отрасли промышленности нужно выделять денежные средства для лучшего развития отраслей промышленности
Учитель: Решить эти задачи я предлагаю с помощью игры «Путешествие по экономическим район России»
Поэтому цель нашей игры: Обобщить и систематизировать наши знания об экономических районах России.



-На ваших столах лежат Маршрутные листы, в которые каждый из вас будет выставлять свои баллы, за отдельные задания вы можете заработать фишки за каждый правильные ответы.

Игра «Путешествие по экономическим районам»»
(В. Ф. Боков)
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
к труду,
к терпенью,
к правде,
к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней -
Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!


1)Первое задание: Номенклатура.
Ваша задача, верно расположить на контурной карте России экономические районы. Для этого перенесите районы на карту.
Каждый правильно поставленный объект дает 1 балл.
(всего 11 б)


2)Определите экономический район по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]». ( за каждый верно определенный экономический район 1 балл, всего 7 баллов) Учащиеся отгадывают районы по сюжету, после ролика проверяем результаты.
Вы просмотрели видео-сюжет давайте проверим ваши результаты:
Экономический район № 1- Восточная Сибирь
Экономический район № 2- Волго-Вятский
Экономический район № 3- Дальневосточный
Экономический район № 4- Северо-Западная Россия
Экономический район № 5- Западно- Сибирский
Экономический район № 6- Уральский
Экономический район № 7- Северный Кавказ

3)Найди соответствие субъект федерации -центр
Задание на скорость кто быстрей назовет правильную пару- получает фишку.
Марий-Эл
А) Саранск

Мордовия
Б)Махачкала

Адыгея
В)Ижевск

Татарстан
Г) Майкоп

Карелия
Д) Чебоксары

Башкирия
Е) Кызыл

Чувашия
Ж) Казань

Ингушетия
З) Уфа

Дагестан
И)Улан-Удэ

Удмуртия
К) Магас

Тыва
Л) Петрозаводск

Бурятия
М) Йошкар-Ола

(Всего 12 б)

4) Следующее наше задание определить экономический район по некоторым признакам и найти признак, не относящийся к этому экономическому району.
(Задание выполняется индивидуально каждым учащимся в тетради, после выполнения задания проверяем на слайде, пары выставляют оценки друг другу)
Определите экономический район.
Самый многонациональный район.
Здесь развито рекреационное хозяйство.
Развито транспортное машиностроение (производство автомобилей, самолетов, троллейбусов)
Развит АПК.
(ответ: Северный- Кавказ, лишнее 4)
Определите экономический район.
В состав этого района входят 2 авт. Округа
Большая часть населения живет в аулах, станицах.
Здесь присутствует «вахтовый» метод работы
Этот район богат нефтью, газом, углем.
(ответ: Западная Сибирь, лишнее 2)
Определите экономический район.
Этот экономический район мы знаем из произведений Бажова «Хозяйка медной горы»
Развита рыбная промышленность
Этот район самая старая металлургическая база России
Здесь проживают народы тюркской и финно-угорской группы
(ответ: Урал, лишнее 2)
Определите экономический район.
Развиты отрасли специализации: целлюлозно-бумажная, цветная металлургия, гидроэнергетика
В этом экономическом районе находится «жемчужина» России
Здесь несколько городов- миллионеров
Крупнейший в мире бассейн бурого угля, центр золотодобычи.
(ответ: Восточная Сибирь, лишнее 3)
Определите экономический район.
Ведется добыча алмазов
В состав этого экономического района входит анклав.
Главная отрасль промышленности- машиностроение.
Богата водными ресурсами
(ответ: Северо-Западный, лишнее 1)
Определите экономический район.
Ведется добыча нефти
Ядро России
Больше всего РАН, научных центров
Большое месторождение железной руды
(ответ: Центральный, лишнее 1)
(Всего 12 б



Угадай какому экономическому району принадлежит данная вещь.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ( данное задание есть у каждого ученика на столе и высвечивается на слайде презентации) За это задание вы получите 12 баллов


Конкурс «Эрудит». «Чем известны вам эти города?»
За каждый правильный ответ получают 1 фишку.
Норильск - медно-никелевая руда
Оренбург- платки
Тула- пряники, оружие
Санкт-Петербург- окно в Европу (порт)
Нижний Новгород- автомобили Газель, Волга
Тольятти – автомобили ВАЗ
Чебоксары- трактора
Ульяновск- автомобили УАЗ
Астрахань- бахчевые
Снежинск- ядерное оружие
Сочи- курорт
Златоуст- ракетно-космическая промышленность
Энгельс- троллейбусы
Омск –танки
(могут быть и другие варианты ответов все правильные будут оценены)

7) Редактирование текста. Найди ошибку.

Постарайтесь вы найти при чтении,
Что здесь подвергается сомнению?

В Центральную Россию входят: Центральный, Центрально-Черноземный и Волго-Вятский районы, Поволжье. Центральная Россия граничит с другими государствами: Казахстаном, Латвией, Литвой, Украиной, Грузией, Беларусью, Финляндией. Центральная Россия- это столичный регион. Самым многочисленным народом Центральной России являются татары. Имеются ГЭС- Горьковская, Саяно-Шушенская. Есть города –миллионники: Ростов на Дону, Новосибирск, Москва, Воронеж, Сергиев-Посад, Саранск. Очень развиты отрасли промышленности: пищевая, машиностроение, топливная, легкая.


-Хоть заданье было и с подвохом,
Справились вы с ним совсем неплохо.
8)Тестирование по теме «Экономические районы России»





Ребята наше путешествие по экономическим районам подошло к концу. Мы с Вами систематизировали и обобщили знания по экономическим районам. Какой же ответ мы дадим министру промышленной политики. Давайте назовем, какие проблемы вам более заметны в нашей промышленности? И в какие отрасли промышленности нужно выделять денежные средства для лучшего развития отраслей промышленности?
Ответы детей:
- У нас большинство одежды сшито в Китае, очень слабое развитие легкой промышленности.
- все телефоны, телевизоры, компьютеры, стиральные машины и многое другое из электронной техники на российских рынках завалины Японскими и Китайскими производителями, нет отечественного производства
- Наш автопарк из автомобилей марок ВАЗ, ГАЗ, и другие не пользуются конкурентно способностью, если я приеду в Японию там я точно не встречу наш автомобиль.
- Когда я смотрю салоны Макс я горжусь своей страной, но если начнутся военные действия то все новые разработки не используются в российской армии.
- Большинство инженеров, конструкторов имеют возраст 40-50 лет, где молодые таланты?
Учитель: И какой же ответ мы дадим министерству?
Итог- Развивать промышленность по всем направлениям, выделять средства в каждый экономический район

4.Подведение итогов. Выставление баллов.


5.Рефлексия
- “Ребята нам принесли вот такую корзину цветов, разные цвета наших цветов говорят нам:
Красные цветы - говорят о восторге
оранжевые -о радостном настроение и теплоте;
желтые – говорят о светлом и приятном
зеленые – означают спокойствие;
синие - неудовлетворенность, грусть;
фиолетовые - тревогу, напряжение;
черные - упадок, уныние.
Я предлагаю создать наш букет, выберите себе цветок и оцените наш сегодняшний урок.
Спасибо за внимание!











13PAGE 15






I:\Королькова_ А.А_Мой открытый Урок\Королькова_АА_приложение3.ppt
·15