Разработка классного часа для начальной школы Конфликт. Как его преодолеть.
Классный час для начальной школы
«Конфликт. Как его преодолеть»
Цель: способствовать развитию у учащихся умения распознавать, предвидеть и предупреждать конфликтные ситуации, искать способы решения споров.
Задачи:
организация работы с понятием «дружба»;
составление правил дружбы;
обсуждение понятия «конфликт», способов примирения.
Ход занятия
Звучит песня «Дружба крепкая».
После прослушивания песни, учитель спрашивает у детей, догадались ли они о чем пойдет речь. (Дружба) (Слайд 1)
- Что такое дружба? (Слайд 2)
- Кого мы можем назвать другом? Какими качествами обладает друг?
- У вас много друзей? (Ответы учащихся)
Задание «Собери пословицу». Учащиеся в парах из составных частей собирают пословицу, затем объясняют её смысл.
Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Дружба как стекло: разобьёшь - не сложишь.
Друзья познаются в беде.
Старый друг лучше новых двух.
Друга ищи, а найдёшь - береги.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружба не гриб, в лесу не растёт.
Дерево живёт корнями, а человек – друзьями.
Платье лучше новое, а друг – старый.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Любят того, кто не обидит никого.
Вместе и беда легче переносится.
Задание «Отгадай загадку».
Мы в беде друг другу помогаем,
Вместе делаем уроки и играем,
Вместе ходим на прогулку, в магазин.
Когда нет тебя, то я один.
Приходи скорее, я скучаю,
Даже с танком любимым не играю.
Мне общение с тобою очень нужно,
А еще нужна мужская... (дружба)
Мы теперь уж не друзья,
Ты ушел, в обиде я.
Не на шутку разругались,
Друг на друга обозвались,
Ну а я теперь грущу.
Приходи, тебя прощу.
Согласись, ведь из-за вздора
Выросла вот эта... (ссора)
На контрольной даст списать,
С ним всегда легко болтать.
Если надо, даст совет,
Знает мой любой секрет.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный... (друг)
Говорят, что мы похожи.
Отвечаем: «Ну и что же?».
Говорят, что неразлучны.
Друг без друга вправду скучно.
Говорят, что мы болтушки...
Ну и что! Ведь мы... (подружки)
Что, подружка, предлагаю
Нашу ссору позабыть.
Шаг навстречу совершаю,
Я хочу с тобой дружить.
Перестань, подружка, злиться,
Предлагаю... (помириться)
Если друг пока не близкий,
То, пожалуй, он не друг.
Вдруг свершит поступок низкий
Иль откажет в просьбе вдруг.
А пока я с ним общаюсь,
Много общих с ним вещей.
В друга сам я превращаюсь
Из числа... (товарищей)
«Жених и невеста»
Зовут меня с Маринкой,
Придумали ребята
Нелепую дразнилку.
Если трудно помириться,
Если слов не подобрать,
Нужно больше не сердиться
И стишочек рассказать.
Забудутся дразнилки,
Коль скажешь ты... (мирилку)
Он за партою одной
Целый год сидит со мной.
Карандаш мне, ручку даст,
Никогда скучать не даст.
И его надежней нет,
Он по парте мой... (сосед)
Этим словом называются
Все, кто вместе обучаются.
Товарищи, друзья, проказники,
Конечно, это... (одноклассники)
«Правила дружбы». Учащиеся вместе с учителем формулируют «правила дружбы». (Слайд 3)
«Если вдруг случилась ссора…». (Слайд 4)
- Часто ли вы ссоритесь?
- Из-за чего происходят ссоры?
- Как вы себя чувствуете после ссоры?
- Кто первый предлагает помириться?(Слайд 5)
Учитель предлагает учащимся несколько мирилок. Своё название мирилки получили от слова " мир " - мириться, дружба. Мирилки - это короткие стихотворные строчки, которые приговаривают дети после ссоры, помогают детям помириться. Дети сцепляют мизинцы друг друга в знак примирения и ритмично вместе говорят слова мирилки. Мирилка произносится подряд 5-10 раз и действительно примиряет. Это ведь очень весело – вместе произносить текст, в ритм делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка.
Чем ругаться и дразниться
Лучше нам с тобой мириться!
Очень скучно в ссоре жить,
Потому – давай дружить!
(Слайд 6)
Обсуждение стихотворения Льва Ивановича Кузьмина «Дом с колокольчиком».
Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь,
То поверь,
Что в доме проснётся старушка,
Седая-седая старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
- Входи, не стесняйся, дружок!
На стол самовар поставит.
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаек распивать до темна,
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если,
Но если,
Но если
Ты в этот уютный дом
Начнёшь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе
Не старушка,
А выскочит Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
После прочтения стихотворения дети делают вывод, что результат общения зависит от характера поведения, намерений. Одного и того же можно добиваться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. У детей спрашивают, почему во втором случае к ребенку вышла вместо доброй старушки «Баба Яга».
«Конфликт – это…». Учитель с помощью наводящих вопросов подводит детей к понятию КОНФЛИКТ. Вместе обсуждают данное понятие и предлагают пути выхода из конфликтной ситуации.
Учитель сообщает о существовании ШСП, которая поможет примириться, если у детей не получается самостоятельно это сделать.
Подведение итогов. Рефлексия.
Класс получает от команды ШСП буклет с мирилками, стихотворениями о дружбе.
В заключении учитель предлагает детям встать в круг и вместе проговорить стихотворение. (Слайд 7)
На дороге у развилки
Повстречались две дразнилки,
Повстречались, подразнились,
Не сдержались – и сцепились!
Прибежали разнималки –
Помешали перепалке.
И к развилке на кобылке
Прискакали две мирилки.
Прекратилась перепалка,
И тогда пришла считалка:
Раз – два – три – четыре – пять –
Хорошо друзей считать!
Слайд 8. Давай помиримся!