Вера как ведущий компонент духовности в поэме Фаины Гримберг «Андрей Иванович возвращается домой»
Вера как ведущий компонент духовности в поэме Фаины Гримберг «Андрей Иванович возвращается домой»В нашем сердце, во всех сердцах, и в моем и в твоем, скрыты зародыши всех пороков и всех добродетелей. Лежат они там крошечными, невидимыми семенами; вдруг в сердце проникает солнечный луч, и ты сворачиваешь вправо или влево да, вот этот-то поворот и решает все: маленькое семечко встряхивается, разбухает, пускает ростки, и сок его смешивается с твоею кровью, а тогда уж дело сделано.
От сретения до сретения сердце успевает занести в свою расчетную книжку многое; на страницах ее ведется годовая отчетность души; все внесено туда, все то, о чем сами мы давно забыли: все наши грешные слова и мысли, грешные перед богом и людьми и перед нашею собственною совестью!
Г.Х. Андерсен «Анне Лисбет»
Фаина Гримберг — современный писатель, поэт и переводчик, филолог-славянист. Родилась в 1951 г. в городе Акмолинск (Казахстан). Окончила филологический факультет Ташкентского университета, специалист главным образом по истории Балкан, автор нескольких популярных книг по истории России. Среди нескольких десятков романов Гримберг (опубликованы свыше 20) также немало исторических, многие печатались как мистификации, от лица различных изобретенных писательницей зарубежных авторов. Фаине Гримберг принадлежат также пьесы, статьи, переводы с английского, болгарского, греческого и др. Живет в Москве.
Среди её произведений мы выделили поэму-плач «Андрей Иванович возвращается домой». Андрей Иванович — это собирательный образ русского человека, который страдает от выпавших на его долю испытаний.
Вся поэма — развёрнутая метафора, это произведение, разрывающее сердце, созданное на острие масштабного обобщения и надрыва.
Жизнь затмевается,
становится тюрьмой;
Всё в этой жизни станет мелкой кутерьмой.
Всё кончилось.
И больше нет для нас пути.
Андрей Иванович не возвращается домой.
Отличительной особенностью поэмы является нарочито разорванный строй речи в манере народного плача (причитания при оплакивании). «Андрей Иванович не возвращается домой» — рефрен всего произведения (повторяется 30 раз).
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Андреевский спуск в Киеве
При создании поэмы автор исследовала русскую историю на протяжении 400 лет. Обобщив исторический материал, она пришла к выводу, что судьба человека неразрывно связана с непрекращающимися войнами. Имя Андрей тоже выбрано неслучайно. Занятия антропонимикой натолкнули на мысль, что имена Андрей и Иван являются знаковыми для русского человека. В то же время, имя Андрей, по сравнению с именем Иван обладает некоторой нейтральностью. Фаина Гримберг исследовала бытование имени Андрей и выяснила, что его первое упоминание закреплено в названии Андреевского спуска в Киеве.
Центром повествования являются женщины-подруги: от лица одной из них — безымянной — ведётся повествование, другую зовут Марина Марковна — жена Андрей Ивановича. Марине Марковне больно писать эти строки, а её спутнице, для которой Андрей Иванович тоже является близким человеком, необходимо излить душу. Для Гримберг приём повествования от третьего лица характерен. Это спасает самого автора от гибели и страдания.
В поэме представлено большое количество символических моментов. Андрей Иванович умер и похоронен под сосной. В символическом плане это выражено как превращение его в сосну. В поэме есть чёткое на это указание.
Он больше не придёт,
теперь он на крутой горе растёт.
Теперь он на большой горе растёт,
он больше не придёт.
Теперь он стал высокий,
он стоит прямой всё лето, осень, зиму и весну.
Теперь он превратился в дерево, в сосну,
в большие ветки превратились руки.
Андрей Иванович больше не придёт.
И это называется в природе и в науке:
круговорот.
На долю женщин выпало большое количество испытаний: они потеряли кормильца, любимого, опору жизни, защитника, но по-прежнему сохраняют ему верность. Символически это выражено подъёмом на высокую гору, на которой растёт Андрей Иванович.
Тогда надели мы железные чулки,
железные надели башмаки.
Так собрались.
И взяли мы из всех вещей ненужных, бесполезных
один мешок с трагической судьбой,
одну тоску для нас двоих.
И каждая из нас взяла с собой
шесть пар ботинок запасных железных.
И мы с Мариной Марковной вдвоём пошли.
На гору на высокую пошли…
Жизнь героинь повествования искалечена войной. Выплакано немало слёз. Однако искренние переживания очищают душу, хотя и не избавляют от страдания.
Мы плачем горько,
наших слёз течёт река.
Мы плачем горестно.
Мы время не вернём и не догоним.
Мы плачем горько,
наших слёз течет река.
Но жизнь продолжается, ход времени неумолим, а река времени (живая вода) берёт начало в корнях дерева, под которым похоронен Андрей Иванович.
И вдруг течёт вода,
плывёт весна,
и под водой скрывается сосна.
Вода течёт,
течёт,
и прибывает.
Всё потому, что начинается весна.
И под водой скрывается сосна.
Жизнь находит своё продолжение в детях. Женщины обретают новый смысл существования в ребёнке — чистом, непорочном создании, вселяющем веру в будущее, дарящем радость, непосредственность. Андрей Иванович жил в их воспоминаниях о нём, а теперь воплотился в младенце.
И под водой скрывается сосна.
И из воды ребёнок выплывает…
Мучениям подруг приходит конец. И поэма, в которой 30 раз повторилась фраза-причитание «Андрей Иванович не возвращается домой», заканчивается антонимичным по смыслу выражением. Страдания и поиски подруг нашли разрешение.
И вот уже мы все с горы идём.
И он идёт,
и мы его ведём.
Иди, мой золотой,
любимый мой.
Всё кувырком,
и мы остались босиком.
Но это ничего.
Андрей Иванович возвращается домой.
Вывод. В поэме Гримберг раскрывается тема духовности. Отличительной особенностью этого произведения является оригинальность изложения, представления проблемы и её разрешения. В силу этого по-особому высвечиваются категории духовности: вера, верность, преданность, любовь и искренность. Для подростков «Андрей Иванович возвращается домой» может послужить верным духовным и нравственным ориентиром. Без сомнения, это произведение не может оставить равнодушным сердце читателя, который стоит на пути поиска самого себя, стремится к развитию и самосовершенствованию.