План-конспект урока по истории на тему Особенности русской культуры в XIV — XVI вв. (10 класс)
План-конспект урока «Особенности русской культуры в XIV – XVI веков»
Учитель: Стрижакова Ирина Александровна
ОУ: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района гимназия № 3 им. дважды Героя Советского Союза Н.Д. Гулаева (МБОУ гимназия № 3)
Предмет: история
Класс: 10 класс
Тема «Россия в XVI веке», урок № 24 «Особенности русской культуры в XIV – XVI веков»
Базовый учебник: А. Н. Сахаров, В. И. Буганов. История России с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. Профильный уровень. 15-е издание. М.: «Просвещение», 2009.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока:
Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов
предметных:
метапредметных:
личностных:
1. Связанных с формированием общенаучных знаний:
– повторить понятия: «культура»,
«единое централизованное государство»;
– создать условия для развития способностей: систематизировать материал учебника, характеризовать условия развития русской культуры изучаемого периода, преемственности культуры XIV-XVI вв. с предшествующим периодом развития отечественной культуры, влияние образования единого государства на развитие культуры конца XIVXVI в; давать оценку изменениям в культуре и быте изучаемого периода; аргументировать своё мнение.
2. Связанных с формированием общепредметных знаний:
– создать условия для формирования понятия «крестово-купольное строение»,
«шатровая архитектура»,
«иконописные школы»,
«барокко»,
«Домострой»;
– развить способность анализировать и обобщать информацию из различных источников «Домострой» (Сильвестр, окончательная редакция);
– закрепить умения извлекать необходимую информацию из таблиц, схем и рисунков.
3. Связанных с формированием опыта деятельности:
давать возможность учащимся использовать знания об особенностях развития культуры в данный период для решения простейших ситуационных задач.
– создать условия для участия обучающихся в формировании целей и задач урока;
– развивать речь учащихся через организацию работы в группах (командах) и представлении результатов своей деятельности;
– продолжать через разрешение простейших ситуационных задач создавать условия для развития критического мышления;
– поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности;
– отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме.
создание условий для:
– конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем;
– повышения самомотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня, доставляет удовольствие, нужно, могу и хочу поделиться с другими новыми знаниями);
– развития способности к оказанию самому себе помощи и поддержки в ситуациях затруднения;
– безопасной здоровьесберегающей среды через смену видов учебной деятельности.
Задачи урока:
Рассмотреть особенности русской культуры (архитектуры и живописи) периода раздробленности и периода становления централизованного государства в России.
Создать положительную мотивацию изучения вопросов культуры, используя иллюстративный и содержательный материал.
Повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
Продолжить работу над изучением исторических документов.
Развивать у учащихся способность давать оценку и высказывать своё мнение по данному вопросу.
Развивать навыки анализа, сопоставления, обобщения исторического материала.
Развивать у учащихся навыки критического мышления.
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, мультимедийные презентации.
Основные технологии, используемые на уроке, – урок защиты творческих работ учащихся, работа с историческим источником.
Структура и ход урока
№
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Организационный этап
5 мин.
Вводное слово учителя, в котором отражены основные тенденции развития культуры изучаемого периода. Учитель отмечает, что рубеж XV –XVI вв. был переломным в историческом развитии русских земель.
Одни учащиеся готовятся к представлению презентации, а другие – к восприятию творческих работ и его анализу, вспоминая полученные знания на предыдущих уроках истории.
2.
Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию (усвоению) учебного материала
15 мин.
Проблемный вопрос: Во время просмотра презентаций выделите особенности развития живописи и архитектуры данного периода
Просмотр 2-х презентаций (Иконопись XIV – XVI веков, архитектура XIV – XVI веков).
3.
Основной этап
15 мин.
Вопрос 1: Анализ просмотренных презентаций.
Какие факторы повлияли на развитие культуры?
Выделите особенности развития живописи и архитектуры данного периода.
Вопрос 2: Нравственные основы русского общества в 16 веке на основе исторического источника «Домострой».
Беседа: Какие положения «Домостроя», на ваш взгляд, coвременны и сегодня?
С какими правилами тогдашней жизни вы не можете согласиться? Почему?
Некоторые писатели XVIIXIX веков дали «Домострою» негативную оценку, называя его символом заскорузлости, консерватизма и невежества. Вы разделяете их точку зрения или готовы оспорить.
Учащиеся задают уточняющие вопросы к группам, представляющим свои презентации: какие черты Новгородской, Ярославской школ отражаются в иконописи этого периода; как на развитие стилей архитектуры повлияли язычество и христианство; каковы особенности шатрового стиля и др..
Учащиеся подходят к выводу - Исторический период раздробленности и централизации государства оказали большое влияние на развитие искусства.
Работа с документами.
Ребята подходят к выводу, что нравственные основы общества формировались под воздействием исторических событий (формирование централизованного государства).
4.
Подведение итогов
5 мин.
Предлагает учащимся сделать вывод о развитии культуры XIV-XVI вв.
Учащиеся делают выводы: Культура любого периода тесно связана с теми событиями, которые происходили в обществе. Поэтому в культуре XIII - XVI вв. мы увидели отражение таких политических процессов как раздробленность и централизация.
Процесс усиления государственной власти нашел свое отражение в развитие нравственных основ русского общества XVI века.
5.
Рефлексия
3 мин.
Даны каждому учащемуся выдержки из характеристик исторических личностей. Необходимо определить – о ком идёт речь?
Работа с источниками. См. приложение.
Домашнее задание
2 мин.
На следующем уроке будет проведено тестовая работа по вопросам культуры данного периода, включая тем