Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему «Священные сооружения ислама и буддизма»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30»
Священные сооружения ислама и буддизма
Гапонова Елена Георгиевна,
учитель начальных классов
г. Ангарск
2014 г.
Пояснительная записка
Общая информация
Модуль
Основы мировых религиозных культур
УМК
Школа 2100
Тема урока
«Священные сооружения ислама и буддизма»
Тип урока
Комбинированный
Цель
Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.
Задачи
Познакомить учащихся с особенностями священных сооружений ислама и буддизма и правилами поведения в них;
Научить различать священные сооружения ислама и буддизма по их характерным архитектурным особенностям;
Развивать речь учащихся, логическое и ассоциативное мышление;
Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.
Необходимое оборудование
Проектор, экран, компьютер, колонки, учебник, электронное приложение к урокам, иллюстрации священных сооружений и фото, запись чтения карана и мантры, видео фильмы
Дидактическое обеспечение
Рабочие листы, карточки
Методы и приемы
Рассказ учителя, эвристическая беседа, упражнения (задания на установление соответствия, заполнение таблиц), комментирование иллюстраций, устный опрос, подготовка творческих заданий, сообщений, презентаций.
Формы
Классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный устный опрос, индивидуальная, активная коллективная творческая форма организации работы.
Планируемые результаты урока
Основные термины и понятия
Мечеть, минарет, михраб, минбар.
Ступа, пагода, дацан.
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока
Познавательные УУД
1. умение извлекать и перерабатывать информацию, полученную из визуального источника (схем, таблиц, текстов);
2. умение делать выводы в результате совместной работы всего класса, рабочей группы.
Регулятивные УУД
1. умение определять и формулировать цель собственной деятельности на уроке;
2. умение высказывать свое предположение и предлагать способ проверки;
3. умение определять успешность выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. умение слушать и понимать других; принимать чужую точку зрения;
2. умение оформлять свои мысли в устной форме и письменной, высказывать собственную точку зрения и доказывать ее, обосновывая, приводя аргументы.
Личностные УУД
1. умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
2. умение высказывать свое отношение к ситуации, выражать эмоции;
3. повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности.
«Чего ради нам ненавидеть друг друга?
Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой,
мы – команда одного корабля.» А. Сент- Экзюпери
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
Организационный этап
Звучит мантра «Будды медицины»
Слайд №1,2
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу частичку своего тепла, улыбка-здоровье человека
- Как вы думаете что мы прослушали?
Слушание мантры
Дети улыбаются одноклассникам.
Ответ на вопрос (священный гимн в буддизме, молитва в буддизме)
Коммуникативные
(установление контакта для совместной деятельности)
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Постановка цели и задач урока.
Постановка и формулировка проблемы
3. Актуализация знаний
- Какие мировые религии вы знаете?
Слайд №3
Деление класса на 4 группы
(по религиям)
- Как вы думаете почему одна группа больше получилась чем другие?
Слайд №4
Распределение численности населения Земли по религиозному признаку по данным на 2011 год.
Рабочий лист
Задание 1
* Людей разных религиозных культур объединяет обращение к Богу через _____.молитву
* Что такое молитва? Слайд №5
* Для обращения к богу люди собираются в разных местах.
Эти места называются священными.(Священные сооружения)
Слайд №6
* Как вы думаете, существуют ли у всех религий священные сооружения?
* Кто из вас знает о «своих» священных сооружениях? (в группах, по религиям)
Попытайтесь заполнить таблицу
- Можете угадать, какие из них и к каким религиям относятся?
- Что вы об этих сооружениях знаете?
- Какие цели и задачи
поставим перед собой?
Ответ на вопрос (Православие, буддизм, иудаизм, ислам)
Выбор карточки
*православие
*буддизм
*иудаизм
*ислам
Рабочий лист
Задание 1 самостоятельное выполнение, обсуждение ответов
Дети высказываются
самопроверка
Дети высказываются
Рабочий лист
Задание 2
Работа индивидуально на листах
Обсуждения в группах
Фронтальная работа
Дети предполагают, высказываются, делятся своими знаниями, предположениями
Высказывания детей
- Узнать о священных сооружениях ислама и буддизма.
- Научиться их распознавать.
Регулятивные УУД
(выделение и осознание того, что уже было усвоено, способность к волевому усилию)
Коммуникативные
(задания связаны с умением слушать, понимать других, умение донести свою мысль до слушателей выстраивать устные монологические высказывания)
Познавательные
(Осознанное овладение общим приемам решения учебной задачи; ориентирование на разнообразие способов решения задач; умение строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении; умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий)
Коммуникативные
(удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; овладение определенными средствами общения; позитивное отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника)
Регулятивные
(происходит ориентация на предстоящую совместную деятельность на уроке, принятие учебной задачи; прогнозирование целеполагание)
Ребята, я предлагаю просмотреть видеоролик по нему вы сможете определить к какой религии относится данное сооружение.
Вы хотите узнать новое о данной культуре ислама?
Просмотр видеоролика «Призыв с минарета»
Продолжение работы по рабочему листу.
Высказывания детей
Познавательные
(осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Расширение познавательной сферы за счет обменом информацией на основе своего жизненного опыта)
Коммуникативные
(умение оформлять свои мысли в устной форме, высказывать собственную точку зрения и доказывать ее, обосновывая, приводя аргументы)
4. Первичное усвоение новых знаний
5. Первичная проверка понимания
6. Первичное закрепление
Планирование действий.
- Где мы еще можем узнать о священных сооружениях ислама и буддизма?
Слайд №7,8
Чтение учителем текста «О священных сооружениях». Просмотр видеоролика «Мечеть. Стамбул».
Учащиеся предлагают:
*прочитать в учебнике
*рассмотреть иллюстрации учебника
*поработать с электронным приложением
Просмотр видеоролика «Мечеть. Стамбул».
Коммуникативные
(задание связано с умением слушать, выстраивать устные монологические высказывания)
Регулятивные УУД
(выделение и осознание того, что уже усвоено; запоминать и удерживать инструкции по времени, планирование, контроль)
Познавательные
(поиск и выделение необходимой информации, трансляция подборки информации, умение делать выводы в результате совместной деятельности всего класса)
- Как вы понимаете слова мечеть, минарет, ступа, пагода?
Высказывания детей
- Давайте прочитаем и посмотрим, как трактует учебник нам новые понятия
Работают по учебнику
Стр. 32-33
Читают текст, делают выводы, строят речевые высказывания в устной форме.
Познавательные
(произвольное и осознанное владение полученной информацией; осуществление поиска необходимой информации для получения учебных заданий; осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление синтеза, как составление целого из частей; построение рассуждений в форме простых суждений об объектах; осуществление расширенного поиска информации с использование разных ресурсов)
Личностные
(формирование целостного взгляда на мир, органическое единство и разнообразие природы народов, культур; формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре разных народов)
Регулятивные
(умение определять успешность выполнения задания в соответствии с поставленной целью)
Активная коллективная творческая деятельность.
- Давайте запишем в таблицу, что мы узнали.
Слайд №9
Рабочий лист
Задание 3
Высказывания детей.
Заполнение таблицы
Работа в группах
Работа с электронным приложением.
Ребята, а вы хотите побывать в буддийском храме?
Путешествие в мечеть и по буддийскому храму.
Чтение учителем новых понятий.
Физкультминутка
Сядьте поудобнее, расслабьтесь, послушайте и посмотрите, можете и повторять мантру исцеления. Отдохнули? Получили заряд энергии?
Электронное приложение
Дети высказывают свои предположения о понятиях
Просмотр видеоролика
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Слайд №10-12
Работа с электронным приложением. Тренажер. Отвечать нужно группой.
Молодцы.
Работа с электронным приложением. Тренажер. Коллективная работа.
Группа соединяет руки и поднимает вверх, после этого отвечает.
Познавательные
(поиск и выделение необходимой информации)
Коммуникативные
(овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению; умение давать оценку выступлению, работе товарищей)
Регулятивные
(умение определять успешность выполнения задания в соответствии с поставленной целью)
8. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению
1. Подпиши предметы и заполни таблицу.
2. Исправь ошибки в тексте.
3. Подготовь презентацию о священных сооружения буддизма и ислама, сделай рисунок по теме урока, сообщение (по выбору)
Рабочий лист
Задание 4,5
Подготовка работ по выбору
Регулятивные
(саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии)
Личностные
(умение высказывать свое отношение к ситуации, выражать свои эмоции)
Познавательные
(поиск и выделение необходимой информации)
8. Подведение итогов. Рефлексия
* Ребята, вы многое узнали о священных сооружениях разных религиозных культур. Каждое из них по-своему красиво и неповторимо. Каждое из них дорого людям. Какие еще вы узнали на уроке?
Закончи урок словами:
Я знал
Я узнал
Я хочу узнать
Что вы можете рассказать своим родителям о священных сооружения буддизма и ислама?
Ответы на вопросы
Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния и впечатления от урока
Коммуникативные
(удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; позитивное отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника)
Регулятивные
( выделение и осознание того, что уже усвоено; планирование и контроль; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)
Личностные
(умение высказывать свое отношение к ситуации, выражать свои эмоции)
Доп. практическое задание Данные сооружения (мечеть, пагода) собрать из частей в одно сооружение (пазлы). Раскраски.
Список используемой литературы:
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыков А.а. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур» Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2010
Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., «Электронное приложение к учебному пособию «Основы мировых религиозных культур». 2011
Сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Алексеев С.В. Все религии мира: энцикл. справ. / С. В. Алексеев, Г. А. Елисеев. - М.: Вече, 2007. - 587 с.: ил. - (Открой для себя весь мир!
Армстронг К. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе / К. Армстронг; пер. с англ. [К. Семенов]. - 2-е изд. - М.: Алпина нон-фикшн, 2010
Богомолов А. И. Религии мира: новейший словарь / А. И. Богомолов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 667 с. - (Словари)
Васильев Л.С. История религий: учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: Университет, 2008. - 791 с.
15