Конспект урока по ОРКСЭ на тему Появление и развитие буддизма в России (4 класс)


Конспект урока
 
ОУ МБОУ «Олуязский лицей»
ФИО учителя Хусаинова Розалия МиннегалиевнаТема Появление и развитие буддизма в России
Цель темы
Познакомить с ролью буддийской религии в становлении российской государственности.
Развивать умения мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы.
Формировать у обучающихся первичные представления о знании культурных и религиозных традиций народов России.
Воспитывать чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы.
Планируемый результат Учащиеся должны знать историю возникновения и распространения буддизма в России.
Тип урока Урок изучения нового материала
Основные понятия Будда, буддизм, дацан, сангха, хурэМежпредметные связи Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство
Ресурсы:
- основные
- дополнительные -Учебник
- Презентация к уроку
Организация пространства Работа фронтальная (беседа, ответы на вопросы учителя), индивидуальная (выполнение домашнего задания), коллективная
(выступления по результатам работы)

Ход урока
Технологическая карта изучения темы
Этапы занятия и текущее время урока Действия учителя Действия обучающихся1. Организационный этап (2 мин.) проверка домашнего задания
повторение пройденного материала (ключевые слова, термины прошлых занятий) Класс рассаживается по местам.
2.Мотивация учебной деятельности обучающихся по теме урока (6-8 мин.) Вступительное слово учителя и вводная беседа по актуализации знаний:
Как называется наше государство?
Что характеризует разнообразие народов нашей страны?
Какие религии исповедуют народы России?
Обобщение ответов обучающихся и объявление темы урока.
Просмотр презентации.
 Рассказ учителя по плану:
какова история буддийской религии в России
какую роль эта религия сыграла в истории нашей страны в прежние эпохи и какую роль выполняет в настоящее время. Фронтальная работа.Участие в беседе.Работа с картой России.
.
3. Самостоятельная работа (10 мин.)
Организация выполнения заданий (ответы на вопросы по учебнику стр.98)Задания: Самостоятельно работая в с источником информации, познакомиться с историей возникновения буддизма в России по плану:
Когда буддизм появился в России?
Какие события с этим связаны?
Назовите имена людей, способствовавших появлению и распространению буддизма в России.
Назовите буддийские храмы, монастыри которые находятся на территории России.
Какую роль буддизм играет в современной России?
Работа по выполнению учебных заданий, подготовка выступления по результатам исследования.
4. Физкультминутка. 5. Представление результатов выполнения заданий
 (15 мин.) Обобщение и корректировка ответов обучающихся. Представление результатов выполнения заданий.
6. Подведение итогов работы (3 мин.) Повторение новых терминов (правильная формулировка и их значение) подведение итогов работы. Участие в беседе, отметка результатов работы на уроке.
7. Домашнее задание. Рефлексия (2 мин.) Объяснение домашнего задания.Содержание домашнего задания: Разработать викторину, кроссворд по теме урока. Запись домашнего задания.
Дополнительный материал.
left0В начале XVII в. тибетский буддизм из Монголии проник на север к бурятскому населению Забайкалья. Вторая линия пришла непосредственно из Тибета. С целью ослабления позиции Богдо-гегенов и влияния монголов и маньчжуров в этой части России, царь дал настоятелям Гусиноозерского дацана, как главам бурятского буддизма, титул Бандидо Хамбо-Лама. Таким образом бурятская традиция стала официально независимой от монгольской церкви.
В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в Бурятии признавалось существование ламаистской веры и утверждалось 11 дацанов и 150 штатных лам. Эта дата считается датой официального признания буддизма в России.
При дацанах открылись школы, печатались книги. В XVIII в. тибетский буддизм из Монголии попал также к тюркскому населению Тувы, хотя, первая волна буддизма пришла в Туву в IX в. от уйгуров. Как и в Забайкалье, это была главным образом традиция Гелуг; традицияНьингма также получила значительное распространение. Настоятели Чаданского хурэ, как главы тувинского буддизма получили титулХамбу-лама. Поскольку Тува, подобно Монголии, до 1912 г. находилась под маньчжурским правлением, тувинские Хамбу-ламыподчинялись непосредственно Богдо-гегенам в Урге: тувинский буддизм имел значительно более тесные связи с Монголией, чем бурятский. В Туве буддизм мирно сосуществовал с местной традицией шаманизма: в одних случаях люди обращались к шаманам, а в других — к буддийским священникам.
left0Когда предки калмыков отделились от ойратов Джунгарии в начале XVII в. переместились в район между Волгой и Доном к северу от Каспийского моря, они принесли с собой собственную традицию тибетского буддизма. Большую помощь им оказал ойрат Зая Пандита, Намкхаи Гиятсо, который на основе монгольской письменности разработал калмыцко-ойратскую письменность. Глава калмыцкого буддизма назначался царем и именовался Лама калмыцкого народа. Его резиденция располагалась в Астрахани, и, подобно бурятскому Бандидо Хамбо-ламе, он был совершенно независим от монголов. Духовное руководство калмыки получили непосредственно из Тибета. Несмотря на то, что наибольшее распространение у калмыков получила традиция Гелуг, вследствие присущего им синкретизма они приняли также некоторые обряды традиций Сакья и Кагью.
К 1846 г. в Бурятии было выстроено уже 34 дацана. Затрачивая массу усилий и материальных средств, буряты сумели импортировать из Тибета, Китая, Монголии громадное количество сокровенной литературы и перенять многие живые традиции как господствующей школы Гелуг, так и других направлений буддизма.
В 1869 г. в Цугольском дацане под руководством монгольского ламы Чой-манрамбы началось изучение индо-тибетской медицины, которое затем распространилось и в других местах.
В 1878 г. в Агинском дацане была основана школа Дуйнхор - Калачакры, чем и завершилось построение основных направлений высшего духовного образования по тибетскому образцу.
Быстро развивалось книгопечатание. В 1887 г. действовало уже 29 типографий, которые до их разрушений в 1930-х гг. успели издать около 2000 названий книг на тибетском и монгольском языках.
Калмыцкий буддизм этого периода имел свою историю. После ликвидации в конце XVIII века Калмыцкого ханства "калмыцкая степь" превратилась в один из административно-территориальных районов царской России, подчиненный астраханскому военному губернатору. Согласно Высочайше утвержденному Положению об управлении калмыцким народом, принятому в 1834 г., буддийская церковь была полностью подчинена царской администрации.
Незадолго до революции 1917 года к семье российских буддистов присоединились и буддисты Южной Сибири - тувинцы - единственный тюркский народ, исповедующий буддизм.
При многих хурэ имелись школы, где мальчики получали начальное религиозное образование. Высшее богословское образование тувинцы обычно получали в Монголии.
В связи с развитием международных связей России на востоке, и в частности для установления прямых связей царского правительства с теократическими правительствами Монголии и Тибета, в Петербурге, столице Российской империи, строится буддийский храм на средства главы тибетских буддистов Далай-ламы и на пожертвования, собранные в Бурятии и Калмыкии. Значительную сумму на строительство пожертвовал также и Богдо-геген, глава буддистов Монголии. Строительством и деятельностью храма руководит представитель Тибета, выдающийся бурятский лама Агван Доржиев.
К 1935 году примерно треть дацанов пустовала из-за отсутствия духовенства - бежавшего или репрессированного. В 1936 г. под предлогом, что 22 из 29 действующих дацанов находились в пограничной зоне, все они были закрыты, а ламы выселены как "враги народа" и "японские шпионы". Аналогичные процессы шли в Калмыкии и формально независимой Тыве.
В Калмыкии за период 1917-1937 гг. было ликвидировано 79 хурулов. Вскоре после революции закрыли одну из двух духовных академий,Чоре, вторая просуществовала до 1933 г. В результате "последовательной борьбы за молодое поколение" в 1937 г. в хурулах не осталось ни одного послушника-манджи. Упразднение в 1943 г. калмыцкой автономии и выселение калмыцкого народа в Сибирь сняло сам вопрос о существовании храмов и буддизма в Калмыкии.
В "независимой" с 1921 г. Танну-Туве вначале церковь оставалась неприкосновенной, и в 1928 г. Малый хурал даже принял закон, объявивший буддизм государственной религией. Это, вероятно, и спровоцировало начало разгрома, который начался в 1929 году, а в 1930 был подкреплен особой Резолюцией II Пленума ЦК и ЦКК АРП "по ламскому вопросу". По рассказам очевидцев, за ламами приезжали в несколько приемов: сначала брали верхушку духовенства, затем следующий слой - и так до конца.
В Тыве, как и в Калмыкии, все храмы были сожжены дотла. И если у калмыков все же сохранилось одно здание - каменный Хошеутовскийхурул князей Тюменей, - в Туве остались лишь остатки метровой толщины стен Чаданского хуре.
В 1948 г. в Иволге около Улан-Удэ был построен новый монастырь, а также вновь было открыто одно из зданий Агинского дацана под Читой.
С началом перестройки в Советском Союзе под эгидой Центрального духовного управления буддистов СССР официально регистрируются множество буддийских групп. Началось восстановление разрушенных монастырей в Забайкалье, Калмыкии и Туве и строительства новых храмов. Санкт-Петербургский монастырь возвращен буддийской общине и отремонтирован. В Иволгинском дацане открыт буддийский институт.
Источник:Андрей Терентьев, "Буддизм России"Александр Берзин, "История буддизма"