Как устроена экономика. Собственность и её виды. Маркетинг. Менеджмент 9 класс.
Тема: Основы экономических знаний.
Цели урока: Усвоение учащимися понятия экономика и её структуры. Усвоения понятий виды собственности, маркетинг и менеджмент.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы обучения: устный опрос, дискуссия, рассказ, демонстрация слайдов по теме.
Ход урока:
Эпиграфами для нашего урока будут афоризмы:
Счастлив не тот, у кого много, а тот, кому хватает.
Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов.
Лоренс Питер
Сообщение темы и цели урока. Сегодня мы узнаем что такое экономика и получим представления об основах экономических знаний.
Подводим к теме урока в дискуссии. Как вы понимаете наш первый эпиграф? Объясните, что он означает. Как этого добиться? В этом несомненно нам поможет наука под названием экономика.
Стадия развития темы. Что такое, по вашему мнению, экономика? Ответы учеников.
Вот какое определение мы находим в энциклопедии.
ЭКОНОМИКА (от греч. oikonomike, букв. искусство ведения домашнего хозяйства),1) Совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции.2) Народное хозяйство данной страны или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства.3) Экономическая наука, изучающая ту или иную отрасль хозяйства, хозяйства региона (экономика промышленности, экономика торговли и др.).
Как видно из определения, экономика - это в первую очередь не наука, а искусство. Искусство, которому нужно учиться. Второй наш эпиграф Лоренса Питера даёт очень краткое и ёмкое определение экономики.
Это искусство не чуждо ни одному жителю нашей планеты. И жителям тайги и жителям мегаполиса и бескрайнего севера, необходимо планировать и думать о дне завтрашнем. Для этого и нужно уметь распределять добытые ресурсы на определённый период времени. Причём распределить их необходимо, удовлетворив потребности всех членов общества. В этом и состоит искусство.
Экономика имеет свою структуру. Если рассматривать экономику в масштабе страны, то структура экономики будет иметь такой вид.
Структура экономики
Производство
Потребление
Распределение
Обмен
Формы организации.
Люди, организации.
Органы государственной власти
Рынок.
Все развитые страны и предприятия держат курс на рост экономики.
Исследуя данную таблицу, можно сделать выводы, что для экономического роста необходимо учитывать всего четыре фактора. Производство, потребление, распределение и обмен.
Каждый из этих четырёх пунктов влияет на развитие экономики. Давайте напишем маленькую практическую работу.
Практическая работа. 5 минут. Напишите, каким образом каждый из факторов влияет на экономику и что необходимо предпринять, чтобы экономика на вашем производстве росла с каждым днём.
Устный опрос и обсуждение. А теперь обсудим ваши ответы. Какие правильные, а какие нет.
Как организовано производство благ. Производство делится на материальное и нематериальное. Последние делятся на производства услуг и благ.
Существуют материальные блага и нематериальные.
К материальным относятся вещественные блага в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства и др.
К нематериальным относятся создание духовных и нравственных ценностей, с помощью которых человек меняет своё сознание.
Известны два типа производств. Постое производство: произвели столько, сколько потребили и расширенное: произвели больше, чем потребили.
Раз существует производство, направленное на удовлетворение нужд людей, значит существует и собственность. Каждый человек имеет свою собственность, материальную, или нематериальную.
Собственность и её виды. Что же такое собственность и какие есть виды?
Собственность - это принадлежность материальных и духовных ценностей определенным лицам.
Собственность можно разделить на 7 типов:
Личная, частная, коллективная, государственная, общественная собственность, сакральная (посвящённая божеству) и смешанная.
По объектам собственности можно разделить на:
Материальные: неживые (вещи, земля и недра) и живые (животные и рабы в наше время рабства нет).
Нематериальные: интеллектуальная собственность.
В последнее время, с развитием техники, в том числе и компьютерной, огромный интерес представляет интеллектуальная собственность. Что же это такое?
Согласно Конвенции, ВОИС (всемирная организация интеллектуальной собственности), интеллектуальной собственностью являются:
- литературные, художественные и научные произведения, программы для ЭВМ и базы данных;
- изобретения во всех областях человеческой деятельности;
- рационализаторские предложения;
- научные открытия;
- промышленные образцы;
- фирменные наименования;
- товарные знаки, коммерческие обозначения; и т.д.
Для подтверждения прав интеллектуальной собственности последняя подлежит обязательному патентованию. Для получения патента необходимо обратиться в патентное бюро. Это делается для того, чтобы никто не мог присвоить права на вашу собственность.
Маркетинг - что это такое?
Маркетинг (сбыт) - умение успешно продавать товары и услуги. Включает в себя весь спектр мер и способов продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю. А также изучение спроса, планирование ассортимента продукции, расчёт цены оптовой и розничной и других факторов, включая и доставку товаров.
Маркетинговая работа чрезвычайно важна и требует больших вложений средств и времени. Но у неё благородная цель: удовлетворить потребности потребителей и необходимость производителей продать свой товар, или услугу.
И ещё одно новое нам слово Менеджмент. Что это такое? Может кто-то знает?
Английское слово менеджмент происходит от корня латинского слова «манус» - рука. Первоначально термин подразумевал управление животными и означал искусство управления лошадьми. Позже термин был перенесен в сферу трудовой деятельности и стал обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.
Менеджмент - это эффективное и рациональное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов.
В данном определении заключены две важные идеи:
Основные функции управления. А именно - планирование, организация, лидерство и контроль.
Эффективное и рациональное достижение целей организации.
В упрощённом виде функции любой организации, или предприятия можно свести к следующему:
1. Продажа товаров и (или) услуг.
2. Уменьшение затрат на производство и маркетинг.
3. Изучение спроса потребителя, расширение ассортимента и развитие новых направлений деятельности.
Повтор материала. Давайте повторим пройденный сегодня материал.
Краткий опрос:
1. Что такое экономика?
2. Почему экономика не наука, а искусство?
3. Какова структура экономики?
4. Какие виды благ вы знаете?
5. Что такое собственность?
6. Какие типы собственности вы знаете?
7. Назовите виды интеллектуальной собственности.
8. Как можно доказать принадлежность интеллектуальной собственности?
9. Что такое маркетинг?
10. Что такое менеджмент?
Оценивание теста: 1 ответ - 0,5 балла. 10 баллов - оценка "5", 8-9 баллов - "4" 6-7 баллов - "3", менее - "2".
Домашнее задание:
Ролевая игра "Малое предприятие".
В свете изученного материала, создайте малое предприятие для нашего региона в сфере производства, или в сфере услуг и проанализируйте его экономическую эффективность.