Презентация по МХК на тему Минойская цивилизация 10 класс


Минойская цивилизацияУрок МХК 10 классАвтор учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 20 с УИОП» СТРАХОВА Нина Павлиновна Древняя земля…мифы…история История критской цивилизацииЛегенда гласит, что у царя Агенора, правителя города Тира в Финикии, была красавица дочь по имени Европа. Её заметил с Олимпа царь богов Зевс и влюбился в неё. Он обернулся громадным белым быком и похитил царевну, когда она направлялась с подругами на морское побережье. Бык бросился в воду и быстро скрылся из глаз испуганных девушек. Через несколько дней Зевс с Европой на спине достиг необитаемого острова. Выйдя на берег, он принял облик бога и поселился с прекрасной возлюбленной вдали от человеческих глаз.  История Минойской цивилизацииЕвропа родила Зевсу трёх сыновей: Миноса, Сарпедона и Радамента. Старший из них стал первым царём цивилизации Крита. Впоследствии его имя превратилось в титул минос значило у критян то же, что у египтян фараон, а у греков басилевс.Много позднее, начав раскопки на Крите, археологи подтвердили правдивость некоторых сторон мифа о Европе. Остров действительно заселили выходцы из Передней Азии. Племена финикийцев пришли сюда около шести тысяч лет до новой эры. Они завезли на Крит крупный рогатый скот, но главным их занятием было земледелие. Колыбель европейской цивилизации История минойской цивилизацииИменно здесь учёные обнаружили самые древние в Европе следы сельского хозяйства. Первые раскопки были начаты в 1900 г. британским археологом Артуром Эвансом, ему принадлежат самые важные открытия на острове Крит, и он же дал название найденной цивилизации  — миной по имени первого царя Миноса. Артур Эванс За четыре тысячелетия жители Крито-Микенской цивилизации создали на острове процветающую империю, самую древнюю в Европе. Её центрами были несколько крупных дворцовых комплексов, фактически переросших в города. Обнаружены дворцы в Кноссе, Гурнии, Като-Закро, Агиа Триаде, Фесте, Амниссе и Маллии. Только Кноссий с самого начала строился именно как резиденция правителя и был обособлен от остального города. Другие дворцы, открытые на Крите позднее, стенами срастались с окружавшими их городскими кварталами. Таков, например, дворец в Маллии. Обычно критяне возводили дворцы на побережье, чтобы было удобно добираться до моря. Минойцы считали себя морским народом. На фресках в их дворцах часто встречаются изображения кораблей, рыб, играющих дельфинов и осьминогов. Греческий историк V в. до н. э.  Фукидид сообщал, что царь Минос создал могущественный флот, который позволил ему править на море. Археологи заметили, что ни один из дворцовых комплексов не имеет укреплений. Это значит, что жители острова чувствовали себя в безопасности, не боялись соседей и считали флот самой надёжной защитой для Крита. Рыбная ловля была важной статьёй в хозяйстве острова. На одной из фресок можно увидеть мальчика рыбака со связками пойманной рыбы Первые дворцы появились во II тысячелетии до н. э., однако от них остались только фрагменты фундаментов. Землетрясения на Крите были не редкостью, учёным удалось обнаружить, что ранние постройки простояли лишь 300 лет и обрушились. Принято выделять два основных строительных периода — период Старых дворцов(II тысячелетие — XVII в. до н. э.) и период Новых дворцов (XVII—XV вв. до н. э.). Почти тотчас же на обломках разрушенных зданий начинали возводить новые — еще более роскошные. Однако и «первые» дворцы возникали не на пустом месте. Под Кносским, например, открыт десятиметровый слой, в котором найдены предметы, рассказывающие об истории Крита на протяжении нескольких тысячелетий. Кносский дворец Дворец в городе Кноссе считается самым крупным. Именно здесь, по мнению учёных, мог жить легендарный царь Минос. Этот огромный лабиринт комнат и дворов строился в течение четырёх с половиной столетий — примерно с 1900 до 1450 г. до н. э. Он занимал площадь около 16 тыс. кв. м и включал в себя почти 300 различных помещений. В самом здании и на прилегающих к нему землях жило до 30 тыс. человек. Неудивительно, что на чужеземцев он производил неизгладимое впечатление. С этим дворцом связана легенда о Минотавре. Она гласит, что жена царя Миноса Пасифая полюбила быка и от него родила чудовище — получеловека полубыка Минотавра. Он был так страшен, что царь построил специальный лабиринт, где спрятал ужасного сына Пасифаи. Минотавр питался людьми, и критяне приносили ему в жертву пленников. В это время Афины находились под властью цивилизации Крита. Однажды на остров вместе с партией пленников прибыл афинский царевич Тесей. Он сумел убить Минотавра и выбраться из лабиринта с помощью путеводной нити, которую дала герою полюбившая его дочь Миноса — Ариадна. Учёные считают, что миф о Минотавре был навеян реальными событиями. Огромный дворец, где можно легко заблудиться, стал прообразом мрачного лабиринта. А критский культ быка лёг в основу истории о чудовище, которому приносились человеческие жертвы. Высказано предположение, что во время особо важных ритуалов царь надевал маску священного быка и как бы становился Минотавром «на час». На одной из печатей видно изображение пляшущего Минотавра, из-за рогов которого развеваются человеческие волосы. Перед нами ритуальный танец с маской. Тот факт, что царь на Крите символизировал быка, которого приносили в жертву Земле для вечного возрождения жизни, говорит о сложности и даже драматичности положения правителя острова. У древнегреческих авторов найдено выражение «девятилетний Минос», это не означает, что царём был ребёнок. Учёные расшифровывают его так: Минос имел право занимать трон только восемь лет. Каждый девятый год он направлялся в священную Диктейскую пещеру, где, согласно мифу, родился Зевс, и беседовал там с отцом богов, возобновляя силу и получая от него законы. Религия Минойцы поклонялись многим богам, часть которых можно возвести к глубокой древности. Наши сведения об этих богах скудны, но подмечая сходные моменты с более известными богами в других регионах Ближнего Востока, можно делать заключения относительно самих критских богов и характера поклонения. Так, в горных святилищах поклонялись широко почитаемому богу (Y)a-sa-sa-la-mu(произносится "йа-ша-ша-ла-муу"),   имя которого означает "Тот, Кто Дает Благополучие". Ему посвящены по крайней мере шесть минойских культовых объектов - каменных столов для возлияния и т.п. Наиболее широко известное минойское божество - это богиня, обыкновенно изображаемая в юбке с оборками, с поднятыми разведенными в стороны руками, причем тело ее и руки нередко обвивают змеи. Ее статуэтки сделались символом минойской цивилизации. Эта богиня, как и Йашашалам, возможно, также имеет семитское происхождение, поскольку она появляется на цилиндрических печатях из Месопотамии, более ранних, чем изображения с Крита. Иногда минойские художники изображали ее стоящей на горе в окружении животных. Имя Дагона, упоминаемое в Библии в качестве бога филистимлян, появляется на минойских табличках в форме Da-guna.  Это тоже широко почитаемое семитское божество: угаритские мифы называют его отцом бога плодородия Ваала. Некоторые верования, распространенные на минойском Крите, просуществовали вплоть до античности. Гесиод и другие греческие поэты упоминают о мифах, в которых говорится, что бог Зевс не только родился на Крите, но там же умер и погребен. История об узурпации Зевсом власти своего отца Кроноса является почти точной параллелью мифу о хурритском боге бури Тешубе, который точно таким же образом смещает своего отца Кумарби. Гесиод связывает это событие с Критом, и его рассказ включает много неприглядных подробностей оригинала, не оставляя никаких сомнений относительно источника позднейшего мифа. Общей чертой, характерной для минойской религии, было поклонение природе -священным деревьям, источникам и каменным столбам. В отличие от многих древних обитателей Ближнего Востока, минойцы не воздвигали своим богам величественных храмов. Совместные культовые действия совершались ими на дворцовых площадках, в пещерных святилищах, в домовых храмах, в часовенках, построенных над истоками ручьев, но в первую очередь в святилищах на вершинах. Маленькие храмы, построенные на горных вершинах, являются характерной чертой ханаанейской религии, их можно сравнить с"высокими холмами", на которые, в связи с существовавшей на них практикой поклонения, яростно обрушиваются израильские пророки.  Важную роль в минойской религии играл бык. В греческих мифах,связанных с Критом, события часто разворачиваются вокруг быка, как в случае похищения Зевсом Европы или в легенде о Минотавре. Минойские алтари и крыши святилищ нередко имели рогообразные выступы, которые, возможно, происходили от рогов священного быка и обыкновенно назывались рогами посвящения. Даже минойские прыжки через быка имели, помимо атлетической, еще и религиозную сторону.Лабрис Минойское искусство - наиболее радостное и лучезарное из всех древних искусств. На рельефном изображении вазы из Агиа-Триады мы видим шествие земледельцев на празднике урожая. Типично минойская деталь на этой вазе - изображение сваленного с ног хмелем гуляки, который уткнулся в землю и спит. Минойские фрески неизменно поражают свежестью и естественностью. Юноши и девушки беззаботно перепрыгивают через рога бросающихся на них быков; скачет по скалам критский козел; дельфины и летучие рыбки скользят по волнам. Важной художественной условностью, введенной минойцами, было изображение животных, скачущих галопом. Этот прием, столь успешно позволяющий изобразить стремительность движения, распространился отсюда в Египет, Персию, Сибирь, Китай и Японию. Минойцы использовали также статичные узоры - зигзаги, перекрестную штриховку и другие линейные средства, известные по ближневосточной расписной керамике. Яркие, насыщенные цвета использовались в минойском искусстве не только на фресках, но и в архитектуре, и на керамике, изготовлявшейся на гончарном круге. То, что минойцы зачастую раскрашивали мужчин в красный цвет, а женщин - в желтый, не было лишь условностью.  Следуя широко распространенному в древности обычаю, минойские мужчины в церемониальных целях раскрашивали свои тела красным, а женщины подкрашивались желтой краской. Именно такими изображены люди на саркофаге из Агиа-Триады, где они несут телят и другие дары и играют на лирах по случаю похорон царевича. Кроме того, минойцы производили чрезвычайно разнообразные керамические изделия, печати, каменные сосуды, металлические орудия и ювелирные изделия, продолжая таким образом туземные ремесленные традиции, которые предшествовали расцвету минойской цивилизации. Письменность и языкНаиболее раннее критское письмо - пиктограммы, как правило, на глиняных табличках, датируемые временем приблизительно до 2000 до н.э. Эти пиктограммы принято называть критскими иероглифами. По-видимому, они в основном местного происхождения, хотя некоторые символы аналогичны египетским. Особенное и единственное в своем роде пиктографическое письмо, надо полагать более позднего типа, мы находим на т.н.Фестском диске, круглой глиняной табличке (диаметр 16 см), на обеих сторонах которой с помощью печатей выдавлены пиктограммы. Расшифровка в будущем связанного с этими пиктограммами линейного письма заставляет надеяться на разрешение загадки диска. На смену иероглифам пришло линейное письмо, разработанное на их основе, в Кноссе это произошло ок.1700 до н.э., в Фесте несколько ранее. Это письмо, которое называют линейным письмом А, все еще сохраняет следы своего пиктографического происхождения; оно встречается на ряде глиняных табличек, относящихся ко времени с 1750 по 1400 до н.э. Около 1450 до н.э. в Кноссе наряду с линейным письмом Астало употребляться и линейное письмо Б. Тексты, написанные линейным письмом Б, были обнаружены также в континентальной Греции, и это навело многих ученых на мысль, что этой письменности соответствовала какая-то форма греческого языка.  Темы, которым посвящены минойские тексты, написанные как на глиняных табличках, так и на каменных культовых объектах, - в основном хозяйство и религия. Около 20 культовых объектов происходят из разных мест, разбросанных по центральному и восточному Криту. Более 200 хозяйственных табличек, преимущественно расписки в получении и описи, были найдены в нескольких местах в восточной половине острова. Далеко превосходит все прочие коллекцият абличек из Агиа-Триады - ок. 150 хозяйственных и административных глиняных документов. Дворцовые города обычно располагались в глубине суши, а с портовыми городами соединялись мощеными дорогами. Примечательным исключением из этого правила является Маллия: прибрежная равнина здесь такая узкая, что Маллия была также и портом. Самые большие минойские дворцы представляют собой колоссальные лабиринтообразные системы помещений; возможно, они-то и послужили образцом для лабиринта Минотавра. Такой "накопительный" принцип строительства сделался характерным, вероятно, еще с позднего неолита, когда на Крите появились первые деревни. Минойские здания имели несколько этажей вв ысоту (такими они и сохранились на Фере) и плоские крыши. Дворцы могли быть возведены из тесаного камня, но нижние этажи обычных домов, как правило, строили из необработанного камня.  Минойские вазы Минойская скульптура Кносский дворец Световые колодцы Фрески Крита Фреска «Парижанка» Домашнее задание1.Составить викторину по теме «Достижения Минойской цивилизации».*Мифы Древней Греции.